22. Группа
«Би-2». Альбом «Би-2» (1999)
— За один
год в Российской Федерации меняются три премьер-министра: Евгений Примаков,
Сергей Степашин и Владимир Путин.
— Теракты
в Москве, Волгодонске и Буйнакске.
— На
экраны российских кинотеатров выходит фильм Никиты Михалкова «Сибирский
цирюльник».
…а из
радиоприемников все уверенней звучит следующее:
«Смысловые галлюцинации» — «Розовые очки», Чичерина — «40 000 км».
В самом
конце 1998 года, 14 декабря, в Москве на частоте 101,7 открывается новая
радиостанция — «Наше Радио». Огромный пласт музыки, о котором страна, казалось,
почти забыла, снова становится актуальным.
Основу
вещания радиостанции составил русский рок, и оказалось, что у этой музыки
немало поклонников. Причем среди них были не только малолетние панки с Арбата,
но и вполне состоявшиеся и состоятельные люди, которые лет пятнадцать назад
были точно такими же арбатскими панками. Таким образом, и с коммерческой точки
зрения новый формат оказался вполне обоснованным. Это дало возможность
рисковать — то есть делать ставку на новые, никому не известные имена.
Отцы-основатели
«Нашего Радио» формулировали свою концепцию так: «Самая полная коллекция
рок-н-ролла и все модное в нашей музыке сегодня», благодаря чему в эфир смогло
пробиться множество молодых команд. Музыканты конца 1990-х, естественно,
оказались непохожими на восьмидесятников. Они выросли в других условиях, они
слушали другую музыку, по-другому играли и записывались. Практически все они
имели опыт жизни на Западе и к русскому року пришли через иностранный.
Таких людей было немало, но, пожалуй, самым громким дебютом года оказался тот, о котором мы с вами и продолжим наш разговор.
Чтобы
рассказать эту историю, перенесемся не то что в другую, а в прямо
противоположную часть планеты. В австралийском Мельбурне, на другой стороне
Земли, встречали новый, 1999 год Лева и Шура «Би-2».
Жили
небогато, но не голодали, так как Шура неплохо готовил. Какое-то время в
Австралии это даже было основной его профессией, и впоследствии очень
пригодилось ребятам во время их кочевого образа жизни в Москве.
Шура
«Би-2»: Я работал поваром в небольшом кафе. Паста, всякие салаты, лазанья,
ризотто, фокачча… Хозяин был главным шеф-поваром, а я делал блюда, которые он
доверял.
Если быть
точным, то Лева в Австралию из Израиля приехал в 1998-м, а Шура к тому моменту
уже жил там пять лет. Причем не только жил, но и занимался музыкой в составе
проектов «Шура Би-2 сотоварищи», «Сентябрь» и «Chiron». Мало того, до приезда
Левы Шура успел записать под маркой «Би-2» альбом «Бесполая и грустная любовь»
со своим вокалом.
Параллельно
налаживались и связи с Россией. Еще во второй половине 1990-х Шура начал писать
репортажи для питерского рок-журнала «Fuzz». Он даже умудрился однажды
пообщаться со Стингом, что документально подтверждено фотографией. В те годы
Австралию часто посещали и наши звезды, благо это были последние годы перед
кризисом, когда денег не считал никто. Шура даже записал концерт «ДДТ» в
Мельбурне.
И конечно
же, всем гостям с родины выдавался на руки альбом. С целью его последующего
издания. Особые надежды в этом смысле возлагались на «Машину Времени», так как
Александр Кутиков мог издать группу на собственном лейбле «Синтез Рекордс».
Однако тогда они с Андреем Макаревичем решили не рисковать.
Шура
«Би-2»: Ой, это была смешная история. Периодически в Австралию приезжали
российские артисты. Приезжал Шевчук, приезжали поп-исполнители, приехал
Макаревич. А мы пришли в театр, где он играл…
Лева
«Би-2»: Мы договаривались о встрече в гримерке…
Шура: Поставили
ему пару песен… Я не помню, что он сказал…
Лева: Ну,
что-то типа: «Современно!»
Шура: Да!
«Современно, но скучненько»! Он сказал: «Передайте все это Кутикову. У него же
есть выпускающая компания». И это тоже ничем не закончилось.
Лева: Ну
да. Ответа не было никакого. Ни привета, ни ответа. А потом уже, когда встречались
периодически на разных фестивалях, Кутиков нам каждый раз говорил: «Эх! Почему
же я тогда вам не ответил?»
Материал,
который музыканты пытались пристроить Кутикову, был записан на студии «Toyland
Recording». Причем одновременно с «Би-2» на этой студии оказались музыканты
легендарной группы «INXS», которые «подкладывали» музыку под записанный вокал
своего недавно погибшего вокалиста Майкла Хатченса.
Шура: Первый
раз парней из группы «INXS» мы встретили в туалете, а потом встретили уже в
нашей комнате…
Лева: В
момент сведения песни «Варвара»…
Шура: Да.
Это был мастеринг песни «Варвара».
Лева: В
момент мастеринга Шурик всегда очень переживает. А тут открывается дверь — и в
комнату вваливает какой-то тип. Шурик очень недоволен, пытается жаловаться,
просит, чтобы никто не мешал. А Шурику говорят: «С ума сошел? Это саксофонист
из „INXS“!»
Завоевание
российского рынка группой «Би-2» началось осенью 1998 года. Первая проба сил
была явно неудачной. Никто просто не понимал, как иметь дело с командой,
которая так далеко живет. Да и вменяемый шоу-бизнес у нас тогда только-только
начинал складываться. К тому же после кризиса вкладываться в никому не
известную группу было, мягко говоря, рискованно.
Первым за
«Би-2» решил взяться Владимир Месхи — бывший директор групп «Наутилус
Помпилиус» и «Агата Кристи».
Шура: У
нас были адреса всех людей, занимающихся грамзаписью в России. Мы записали
порядка двадцати кассет и стали рассылать кассеты по этим адресам. Через месяц
— звонок. Как сейчас помню, ночью. Звонил Месхи из компании «Экстрафон»:
— Ребята!
Чем вы сейчас занимаетесь?
— Ну, мы
работаем. Я работаю в ресторане.
— Все! С
завтрашнего дня можете не выходить на работу. С завтрашнего дня вы миллионеры!
Чтобы
оформить отношения с группой, в Австралию был прислан контракт. Ожидалось, что
неопытные салаги тут же поставят под договором свои подписи. Но Шура и Лева
оказались крепкими орешками.
Шура: Мы
пошли к адвокату группы «INXS». Это очень дорогой адвокат, он стоит двести
долларов в час. Мы перевели текст договора на английский, он прочитал и сказал,
что если мы все это подпишем, то мы покойники. Мы, естественно, отказались
подписывать и отослали Месхи свои условия. После этого Месхи пропал на два
месяца.
В конце
концов стало понятно, что такая схема работы — общение с продюсерами через два
океана — плодов не даст. Тогда Шура и Лева собрали накопленное и рванули в
Россию. Полетели вдвоем — музыканты остались в Австралии. Да и на двоих-то
денег хватило в обрез.
Шура: У
нас была некая сумма денег с собой и два билета туда и обратно: Австралия —
Москва, Москва — Австралия. Правда, конкретной даты вылета там не стояло и
билеты можно было продлевать в течение года. Мы благополучно приехали, забрали
у Месхи все свои исходные материалы и дальше занимались походами по эфирам и
пробиванием синглов уже самостоятельно.
В конце
концов ребята познакомились с Василием Шугалеем, с помощью которого худо-бедно
удается установить контакты с «Нашим радио» и запустить в эфиры композицию
«Никто не придет».
О Василии
все говорят, как о легком и веселом человеке. Он писал песни для группы
«Браво», руководил собственной группой «20 000 зажигалок», а в конце 1990-х
годов с переменным успехом вел дела не только «Би-2», но и «Запрещенных
барабанщиков» и «Жуков». Все его клиенты впоследствии встали на ноги и
состоялись, но уже без Василия. Он был убит в собственном доме 7 марта 2004
года.
Через два
месяца жизни в Москве у Левы и Шуры кончились деньги. Пора было возвращаться в
Австралию.
Лева: На
последние четыреста долларов, которые у нас остались с Шуриком, мы заказали
автобус «икарус», купили ящик водки, ведро шашлыка…
Шура: …и
с группой «Жуки» провели акцию — устроили прощальный пикник. Позвали MTV и
«Наше Радио»…
Лева: Созвали
всех, кого могли пригласить…
Шура: И
устроили прощальный пикник.
Лева: Проводили
мы все это дело за городом. Я представляю, какой ужас был у всех этих
журналистов, когда они приехали на место, а там уже земля подморожена, стоит
яблоневый сад без листьев. Места, где согреться, кроме автобуса, практически не
было.
Шура: Но
всех согрела водка и теплое отношение, а мы пели песни. На следующее утро
Капитолина Деловая написала в «Московском комсомольце» огромную статью, а MTV
все это показало.
Лева:
Статья называлась «„Би-2“ на грядках». Это я запомнил на всю жизнь.
Проблема
была еще и в том, что Лева с Шурой уезжали из СССР, а возвращались в Россию.
Советское гражданство они потеряли, а российского не приобрели и приобрести не
могли, потому что уезжали из Белоруссии. В итоге воз и ныне там.
Шура: Я
гражданин Австралии.
Лева: А я
— Израиля.
Шура: Мы
сделали визу на месяц. Потом эту визу продлили на год. Что и делаем по сей
день.
Лева: Для
нас это больной вопрос. Получением годовой российской визы мы занимаемся каждый
год.
Шура: Сейчас
у Левы опять заканчивается российская виза. Ему нужно платить деньги, покупать.
А еще надо покупать визу на Украину, в Белоруссию, Казахстан, Узбекистан — во
все бывшие советские республики.
Ненадолго
уехав, музыканты той же осенью вернулись обратно. И на этот раз — с твердым
желанием добиться хоть каких-то результатов. «Би-2» жили в Москве, подбирали
состав, без особого успеха пытались работать с продюсером Василием Шугалеем и
параллельно развлекались.
Лева: Нам
предложили посетить клуб «Вирус».
Шура: Ну,
нам тогда вообще все на свете было интересно. В тот период мы старались ничего
не пропускать, ходили на все концерты.
Лева: Мы
были абсолютно незнакомы с местными алкогольными напитками. Нам предложили
выпить «джин-с-тоником». Знаете? Это такая синяя баночка. Но в нашем-то
понимании джин и тоник — это достаточно гуманный напиток. Пей сколько хочешь и
голова все равно останется чистой и светлой. А здесь уже после двух банок
сознание затуманилось.
Шура: Мы
тогда жили на Ленинском проспекте…
Лева: Возвращаясь
домой, мы еще выпили по бутылке пива, и Шурик пошел спать, а мы с Васей
Шугалеем стояли внизу. Никакой мусорки рядом не было, и, когда бутылка была допита,
я ее просто бросил в кусты. А в кустах, оказывается, стояла милицейская машина,
в которой сидело восемнадцать милиционеров в засаде. Они там караулили каких-то
наркоторговцев и дико скучали. Когда бутылка ударилась о машину, все эти
восемнадцать человек выскочили из «шестерки» и погнались за нами. Причем
выскочили они все с пистолетами.
Шура: Лева
подумал, что это бандиты.
Лева: Я
настолько испугался!
Шура: А
Вася понял, что это именно милиционеры, и дисциплинированно лег на асфальт,
закрыв голову руками.
Лева: Я
подумал, что это бандиты, и когда понял, что меня настигают, то остановился и
начал с ними драться. Естественно, меня завалили, прижали коленями к асфальту.
У меня до сих пор осталось какое-то пятно на коже, ссадина. Ну и все. Обошлось
какой-то суммой определенной, но я не жалею. Понятно, что все могло быть и
намного хуже. Но как-то вот так разрешилось.
Зиму
пережили с трудом, но все-таки пережили. А весной полегчало. В это время с
Левой и Шурой стал работать Александр Пономарев по прозвищу Хип, который до
этого был известен как директор «Браво», «Наутилуса» и группы «Сплин».
Шура: Вот
когда появился Хип — стало легче. Там уже пошла другая история.
Лева: Хип
нам сразу показал целый пакет предложений.
Шура: Хип
— это был единственный реальный чел, который предлагал нам схему развития
коллектива. И пошли на это, расставшись со своим тогдашним непутевым
продюсером. И стали работать с Хипом. Была очень тяжелая зима, но весной стало
легче: мы снялись в фильме «Брат-2», пошли другие песни, клип «Варвара» начал
крутиться на телевидении.
Рекламная
кампания фильма «Брат-2», осуществленная при поддержке радиостанции «Наше
Радио» и телеканалов, стала мощнейшей акцией, которая осуществлялась для
поддержки отечественного фильма на протяжении всех 1990-х годов. Звуковая
дорожка картины была собрана из лучших представителей новой волны рок-н-ролла и
разбавлена его грандами, такими как «АукцЫон», Бутусов, «Крематорий» и «Агата
Кристи».
Молодые
команды были отобраны режиссером фильма Алексеем Балабановым при помощи Михаила
Козырева. Для многих из них этот фильм послужил мостиком к всероссийской популярности.
Чичерина, «Океан Ельзы», «Смысловые галлюцинации» отлично вписывались в образы
и сюжеты картины. Но главной темой фильма стала, несомненно, композиция из
дебютного альбома группы «Би-2».
Первая
часть фильма «Брат» была полностью построена на музыке Вячеслава Бутусова, но
от участия во второй части он отказался. Тогда Балабанов предложил
поучаствовать Юрию Шевчуку, и тот даже дал предварительное согласие. По
сценарию герой Сергея Бодрова должен был посетить его концерт в Чикаго, и
именно поэтому в некоторых кадрах фильма видны афиши «ДДТ» на стенах города. Но
в последний момент и Шевчук от участия в фильме отказался, и тогда возник
вариант с «Би-2». Но на пересъемку кадров не было уже ни денег, ни времени.
Шура: Балабанов
не договорился с Шевчуком на саундтрек, позвонил Козыреву и сказал: «Вези мне
все, что есть нового». Козырев взял чемодан с тридцатью пластинками, приехал к
Балабанову, и Балабан отслушал все, что там было. Выбор пал именно на
«Полковнику никто не пишет». Он сказал:
— Вот эта
песня!
Приехал
Хип и говорит:
— Ребята,
кажется, есть проект. Отличный. Вам, наверное, понравится.
Вот, и
все так случилось.
Кроме
выхода фильма, продюсерами картины планировался одновременный выход саундтрека
и огромный концерт в спорткомплексе «Олимпийский». В контрактный пакет между
группой «Би-2» и съемочной группой фильма входили и съемки видеоклипа на песню
«Полковнику никто не пишет».
Лева: Мы
с нетерпением ждали, когда же получим от великого режиссера клип. А когда
увидели клип, то, честно говоря, ужаснулись. Это была просто нарезка со съемок
и несколько кадров самого фильма.
Шура: Мы
там появлялись всего на несколько секунд.
Лева: Естественно,
мы попросили все исходники, и уже сами, вместе с Валерой Макущенко, все это
мероприятие перелопатили и сделали новый монтаж. А потом, где-то уже через
полгода, был какой-то фестиваль, на который нас пригласили выступить, и мы
встретили Сергея Бодрова. Мы с ним поделились…
Шура: Типа,
смотри, какой ерунды Балабанов нам намонтировал.
Лева: Такой
ужас нам сделал! На что Бодров потупил глаза и сказал: «Это я монтировал».
В
конечном счете на звуковую дорожку фильма «Брат-2» попало около пяти треков с
дебютного альбома «Би-2». А история с саундтреком картины в дальнейшем получила
продолжение. Воодушевленные успехом первого сборника, продюсеры решили выжать
из этого все соки, и через некоторое время к релизу был готов второй сборник
«Брат-2: за кадром» с композициями, которые «планировались, но не попали в
итоговый вариант картины». Произошло это вскоре после того, как в Москве
сгорела Останкинская телебашня и в результате население Москвы несколько дней
сидело без телевидения, а пейджинговые и мобильные операторы прекратили работу.
Шура: Я
помню, мы сидели с Козыревым в студии на Чистых Прудах и решали, какую песню
поставить на сборник «Брат-2: за кадром». И ему раздается звонок: «Миша! Все
сгорело!» Я запомнил этот момент — тогда сгорела башня.
20 мая
2000 года «Би-2» наконец выпустили в свет свой альбом. После этого у музыкантов
началась совсем иная жизнь. В одно мгновение они были признаны группой первого
эшелона. Дальше были триумфальные выступления на летних фестивалях и концертах,
впереди будут новые альбомы, телепередачи, стадионы, награды, клипы, дуэты —
всего не перечислишь!
Но это
уже совсем другая история…
Комментариев нет:
Отправить комментарий