Хеви-метал
"Fly on the Wall" — десятый студийный альбом австралийской хард-рок-группы AC/DC, выпущенный 28 июня 1985 года. Альбом был записан в период с октября 1984 по февраль 1985 года в Монтрё, Швейцария. Продюсерами выступили гитаристы AC/DC Ангус Янг и Малкольм Янг. Это первый альбом группы, в записи которого принял участие барабанщик Саймон Райт.
"Fly on the Wall" вышел в период расцвета трэш- и глэм-метала и получил в основном негативные отзывы критиков. Альбом достиг 7-го места в британских чартах и 32-го в американских, продолжив тем самым тенденцию коммерческого спада AC/DC. Выпущенные синглы «Danger», «Shake Your Foundations» попали в британские чарты.
Для продвижения альбома был выпущен видеоклип, в котором группа исполнила пять песен из альбома в нью-йоркском баре. Видео также было плохо принято, и выступления редко показывали на музыкальном канале MTV.
ПредысторияAC/DC добились большого успеха с альбомами "Back in Black" (1980) и "For Those About to Rock We Salute You" (1981), спродюсированными Робертом Джоном «Маттом» Лангом. Однако группа не была полностью удовлетворена своим звучанием, считая, что оно слишком отполировано и отдаляет группу от её корней. В результате группа попыталась исправить это в следующем альбоме "Flick of the Switch" (1983), но коммерческий успех более минималистичного альбома был далёк от успеха его предшественников.
Во время записи "Flick of the Switch" у барабанщика Фила Радда произошёл конфликт с ритм-гитаристом Малкольмом Янгом. Радду удалось записать барабанные партии для альбома, после чего он либо ушёл из группы, либо был уволен. Радда заменил Саймон Райт, которому предстояла первая запись в составе AC/DC.
Производство
Песни и аранжировки альбома оттачивались в течение девяти месяцев, и, когда группа отправилась в студию, все композиции и тексты были готовы. Барабанщик Саймон Райт сказал, что песни на альбоме создавались без особых раздумий:
«Они (Ангус и Малкольм Янг) просто играют. Они не слишком анализируют и не спрашивают, получится ли это. Они просто двигаются дальше и продолжают играть, и получается так, как получается».
(Саймон Райт, барабанщик)
Как и "Flick of the Switch", "Fly on the Wall" был создан без стороннего продюсера, но на этот раз в продюсировании участвовали только гитаристы Малкольм и Ангус Янг, а не вся группа. Отдельного продюсера не пригласили, потому что Янгов считали способными продюсировать самостоятельно. Они могли сами разрешать любые разногласия, а группа сэкономила бы средства. Позже Малкольм Янг отметил, что их целью как продюсеров было не просто сэкономить, а вложить больше времени и сил в то, что они делали:
«По моему опыту, ребята (Янг) всегда приглашали продюсера, но они всё равно говорили ему, чего хотят, так что в каком-то смысле (сторонний продюсер) был просто дополнительной парой ушей. Дорогой дополнительной парой ушей».
(Брайан Джонсон, вокалист)
Запись альбома "Fly on the Wall" заняла много времени по меркам AC/DC того времени. Запись началась в конце октября 1984 года в студии Mountain Studios в Монтрё, Швейцария. Студия была построена в казино Монтрё на берегу Женевского озера. Саймон Райт хотел иметь реверберацию ударных, поэтому барабаны были записаны в бальном зале казино, а не в полноценной студии.
Одновременно AC/DC записывали минусовки, не подвергая их длительной обработке. Гитарные соло и вокал записывались отдельно поверх минусовок. Ранее группа записывала минусовки для всех песен по очереди, а затем добавляла наложения. Однако теперь группа работала над двумя песнями одновременно, что было сделано для того, чтобы дать вокалу Брайана Джонсона возможность «дышать». По словам звукорежиссёра Марка Дирнли, особое внимание уделялось записи вокальных партий Джонсона. Ангус Янг принёс с собой радиомикрофон Schaffer, который он использовал на концертах, и с помощью которого играл на гитаре в комнате мониторинга, расположив колонки сбоку зала. Использование микрофона создало характерное для альбома гитарное звучание.
Запись была прервана на три недели в начале 1985 года, когда группа выступала на фестивале Rock in Rio в Рио-де-Жанейро. Сессии завершились в конце февраля, после чего альбом был сведен в Сиднее, Австралия.
Музыка и стиль
Альбом "Fly on the Wall" был стилистически немодным для своего времени. Хотя хэви-метал стал мейнстримом к середине 1980-х годов, популярными жанрами были глэм-метал и трэш-метал, а не хард-рок, как у AC/DC. Эндрю Эрлз писал, что содержание и исполнение песен альбома «принадлежали миру, которого просто не существовало в 1985 году». Альбом был описан как более мягкая версия Raven или Saxon 1970-х годов.
Однако группа отвергла предложение лейбла о смене стиля. "Fly on the Wall" — первый пример фирменного стиля AC/DC, где они остаются верны своему собственному звучанию независимо от модных тенденций. Крис Саттон в своей книге "AC/DC On Track" (2024) пишет, что альбому не хватает грува и свинга, типичных для AC/DC. Из-за сильной реверберации различимость инструментов в некоторых песнях слабая.
Продюсерская работа братьев Янг на альбоме отличается ярким и жестким звучанием гитар. Малкольм Янг заявил в 2008 году, что "Fly on the Wall" звучит минималистично, потому что они пытались снова стать «простой маленькой группой». В интервью Молли Мелдрум из Австралийской телерадиовещательной корпорации ABC Янг подчеркнул самостоятельность группы:
«Мы продали более 30 миллионов альбомов по всему миру. Никто больше не может на нас давить. Мы делаем что-то действительно своё, и так было с самого начала».
(Малкольм Янг, ритм-гитарист AC/DC и сопродюсер альбома)
Все песни альбома были написаны Ангусом и Малкольмом Янгом, тексты — Брайаном Джонсоном. Многие из них прямолинейно затрагивают тему секса. Альбом открывается заглавной композицией «Fly on the Wall», которая, в типичном для группы стиле, начинается с гитарного риффа, за которым следует гитарное соло Ангуса Янга. Вокал Брайана Джонсона сведен очень тихо.
В песне "Shake Your Foundations" звучит повторяющийся припев, напоминающий детскую песенку: "Aye aye oh, shake your foundations". "Danger" выделяется на фоне остального альбома своим медленным риффом и более размеренным темпом, а хриплый голос Джонсона находится под влиянием ритм-н-блюза и рок-н-ролла 1950-х годов.
"Sink the Pink" имеет вступление в стиле The Who, а название — сленговое обозначение секса. В "Stand Up" чувствуется влияние блюза.
Открывающая сторону B "Playing with Girls" основана на похожем повторяющемся буги, который ZZ Top исполняли на своем альбоме Afterburner в том же году.
"Hell or High Water" начинается с гитарного риффа, похожего на "Won't Get Fooled Again" группы The Who. Рифф похож на открывающий трек "Fly on the Wall", но исполняется в другом темпе.
Влияние ZZ Top также очевидно в общем тоне и гитарном соло "Back in Business".
Мрачная мелодия куплетов заключительной песни "Send for the Man" позже была использована AC/DC в песне "The Furor" на альбоме Ballbreaker (1995).
"Shake Your Foundations" и "Sink the Pink" были выпущены в следующем году на альбоме "Who Made Who". В первой из них вокал Джонсона был сведен Джорджем Янгом, чтобы сделать его более слышимым.
Обложка
Обложка и название альбома были придуманы Ангусом Янгом на основе австралийской телевизионной рекламы средства от насекомых. Окончательный вариант обложки был разработан поп-сюрреалистом Тоддом Шорром. Обложка содержит изображение мухи на деревянной стене, дополненное логотипом группы и названием альбома. Буква Y заменена отверстием в ветке, через которое виден человеческий глаз. В книге «AC/DC: Высоковольтный рок-н-ролл» Эндрю Эрлз сравнивает это изображение с обложками скейт-панк-групп того времени. На задней стороне обложки показана другая сторона стены, где висят фотографии участников группы.
Обложка подверглась критике. Эндрю Эрлз считает, что простота обложек альбомов AC/DC обычно работает идеально, но «Fly on the Wall» склоняется «к стороне глупости» и самопародии, безуспешно пытаясь извлечь выгоду из грязной репутации группы, основанной на имидже. Боб Митчелл считает обложку жуткой по нескольким причинам, в том числе из-за того, что отверстие в стволе дерева, где находится буква Y, на самом деле является тем самым отверстием, через которое написано «Flo on the Wall».
Релиз
Альбом "Fly on the Wall" был выпущен во всем мире 28 июня 1985 года. Он вошел в десятку лучших в Австралии, Великобритании, Швеции и Финляндии. Альбом продолжил коммерческий спад группы, достигнув 32-го места в США, где, однако, продержался в чартах больше недель, чем его предшественник "Flick of the Switch". Во Франции было продано всего 70 000 копий, в то время как "Back in Black", выпущенный пять лет назад, разошелся там тиражом более миллиона копий. В родной для группы Австралии "Fly on the Wall" был выпущен только 5 августа, и примерно в то же время альбом получил золотой статус в США, где после выхода было продано полмиллиона копий. Продажи там также были намного ниже, чем у "Back in Black", разошедшегося тиражом в 22 миллиона копий. Эндрю Эрлз оценил, что "Fly on the Wall" был слишком панковским и раскованным, чтобы соответствовать образу хэви-метала той эпохи, но в то же время слишком похожим на AC/DC, чтобы быть принятым поклонниками панка или трэш-метала. Джефф Аптер, автор книг об AC/DC, сказал, что по сравнению с самыми модными музыкальными группами того времени AC/DC казались «вялым рок-н-ролльным динозавром». Наконец, в 2001 году альбом "Fly on the Wall" преодолел отметку в миллион проданных копий в США, получив платиновый статус.
Альбом был выпущен в Австралии компанией Albert Productions, а во всем мире — преимущественно компанией Atlantic Records. Первоначально альбом был выпущен на виниле, кассетах и CD. Он также был выпущен в цифровом формате. В 2003 году он был переиздан в ремастерированном виде на CD и виниле. В 2024 году было выпущено памятное цветное виниловое издание в честь 50-летия AC/DC.
Рецензии
"Fly on the Wall" в целом считается более слабым и непоследовательным, чем его предшественник "Flick of the Switch", который также был негативно встречен критикой. Журнал Classic Rock назвал "Fly on the Wall" худшим альбомом AC/DC и включил его в список 20 худших рок-альбомов всех времен. Журнал посчитал, что на этом альбоме группа потеряла свою остроту. Музыкальный журналист Бен Митчелл описал "Fly on the Wall" как пресный от начала до конца, причем вокал Брайана Джонсона был особенно слабым, поскольку он был сведен слишком тихо. Allmusic оценил альбом на три звезды из пяти. Мик Уолл в своей книге «AC/DC: Hell Ain't a Bad Place to Be» (2012) написал, что песни альбома представляют собой смесь настоящего трэша и слегка запоминающегося рока. Он также раскритиковал тексты песен, заявив, что «Sink the Pink» может быть интересна школьникам, но мало полезна настоящим поклонникам рока.
Альбом вызвал широкую критику после своего выхода. Журнал Rolling Stone описал альбом как «две цельные половины риффового бравадо». Рецензент Тим Холмс также раскритиковал альбом как сексистский, непонятный и политически некорректный, хотя он не полагался на прилагаемый лист с текстами песен, чтобы определить это, поскольку тексты трудно расшифровать на слух. Он сказал, что Ангус Янг был в хорошей форме, но играл «самые глупые и предсказуемые последовательности аккордов». Однако в рецензии Village Voice написали, что альбом не примечателен, но и не «абсолютно ужасен». Billboard отметил, что, как и почти все другие альбомы AC/DC, "Fly on the Wall" также содержит несколько хороших песен. В журнале Soundi в 2003 году Аско Аланен сказал, что "Fly on the Wall" «с переменным успехом сохраняет знакомые риффовые структуры и гибкий трэш». Он также обнаружил на альбоме «скрытый поп-подтекст» и южный буги в песне «Back in Business».
Американский светский журнал People выбрал "Fly on the Wall" лучшим альбомом 1985 года.
Видео
Видеоклип с тем же названием для "Fly on the Wall" был снят в клубе World's End в районе Alphabet City, Нью-Йорк. Видео было создано для продвижения альбома и стало также неохотным признанием Ангуса и Малкольма Янга того, что музыкальный канал MTV стал чем-то большим, чем просто мимолетным явлением.
Видео было выпущено на VHS в сентябре 1985 года. Оно длится 28 минут и включает в себя исполнение AC/DC песен альбома «Fly on the Wall», «Danger», «Sink the Pink», «Stand Up» и «Shake Your Foundations» в баре. «Playing with Girls» также звучит во время финальных титров. Выступление сопровождается практически бессюжетным сценарием, в котором представлена анимированная версия мухи с обложки альбома. Среди других персонажей — скучающий яппи, скользкий диджей, папарацци и ковбойша, играющая в бильярд. Конечный результат оказался неудовлетворительным, и видеоклипы редко показывались на MTV, уступая место более модной нью-вейв сцене. Например, ни один из видеоклипов не попал в список 100 лучших клипов MTV 1985 года. Несмотря на прохладный прием, AC/DC продолжали снимать подобные фильмы.
Тур
За альбомом последовал тур "Fly on the Wall", состоящий из 85 концертов, который включал выступления в Северной Америке и Европе. Тур начался 4 сентября 1985 года в Бингемтоне, штат Нью-Йорк, и закончился 16 февраля 1986 года в Копенгагене. Тур был необычно коротким для группы, поскольку тур "Back in Black" длился на три месяца дольше. В сет-лист вошли песни «Fly on the Wall», «Shake Your Foundations» и «Sink the Pink» из нового альбома. На некоторых концертах пытались исполнить песню «Danger», но вскоре от нее отказались.
Американская часть тура была омрачена делом серийного убийцы Ричарда Рамиреса. Незадолго до начала тура сатанист и поклонник AC/DC Рамирес заявил, что песня группы «Night Prowler» вдохновила его на то, чтобы врываться в дома людей и убивать их. Преступник, прозванный прессой «Ночным сталкером», заявил полиции, чток убийству его песня подтолкнула «Night Prowler» из альбома «Highway to Hell» (1979) . Полиция также утверждала, что Рамирес был одет в футболку AC/DC и оставил кепку AC/DC на одном из мест преступления. Как отмечает Мюррей Энгельхарт в своей книге «AC/DC: Максимальный рок-н-ролл»:
«Это было именно то, чего ждали противники группы, и СМИ, особенно в Америке, немедленно подхватили дело. Распространялись дикие обвинения в том, что AC/DC на самом деле были сатанистами… Текст песни «Night Prowler» был тщательно проанализирован, и некоторые газеты пытались связать сатанизм Рамиреса с названием AC/DC, каким-то образом придя к выводу, что AC/DC на самом деле означает Антихрист, Дитя Дьявола».
Группа утверждала, что Рамирес придал песне убийственный оттенок, но на самом деле она о парне, который пробирается в спальню своей девушки ночью, пока ее родители спят. В интервью 2000 года для документального фильма MuchMoreMusic «История AC/DC» Ангус иронично замечает: «Я не помню, на какой черной мессе я в последний раз присутствовал».
В сентябре Сенат США начал телевизионные слушания комитета, утверждая, что рок-музыка оказывает разрушительное воздействие на молодежь. Консервативные христиане, которые ранее выступали против AC/DC, перегруппировались и начали кампанию за запрет выступлений группы. В конечном итоге два концерта были отменены. Однако медийный ажиотаж увеличил спрос на билеты, и AC/DC дали еще 14 дополнительных концертов в конце американской части тура.

.jpg)

.jpg)
Комментариев нет:
Отправить комментарий