среда, 1 октября 2025 г.

Николай Николаевич Громин (1 октября 1938 - 17 февраля 2017).

Советский джаз.

Одной из особенностей послевоенного советского джаза было то, что многие молодые джазмены, пришедшие в него, по существу являлись дилетантами, т. е. непрофессионалами, в дипломе которых была записана совсем не музыкальная специальность. Таков был путь и выдающегося российского гитариста Николая Громина.

Советский и российский джазовый гитарист Николай Громин (настоящая фамилия Нестеров) родился 01 октября 1938 года в Москве. Его образование и основная работа долго не были связаны с музыкой: в 1963 он окончил Институт народного хозяйства (ныне РЭУ им. Плеханова), впоследствии дорос до учёной степени кандидата экономических наук. Тем не менее джаз был важнейшей частью его жизни: Громин принадлежал к поколению джазменов, выдвинувшихся на первые роли в советском джазе в начале 60-х. Гитару он впервые взял в руки только в возрасте 20 лет. Инструмент осваивал самостоятельно. Ещё в институтской самодеятельности Громин одним из первых в Москве играл современный джаз на электрогитаре, в 1961 г. с ансамблем пианиста Вадима Сакуна выступал на джаз-фестивале в Таллине.

Квартет Николая Громина на сцене Московского джаз-фестиваля 1965 г. (фото © Михаил Кулль)

В 1962 году последовала победа на первом Московском фестивале "Джаз-62". Осенью 1962 г. он был в составе первого советского «джазового десанта» на зарубежном джазовом фестивале — в Варшаве на Jazz Jamboree-62 в секстете Вадима Сакуна с участием молодых Алексея Козлова (ещё на баритон-саксофоне) и Андрея Товмасяна на трубе. С этого времени о Громине начинают говорить, как об одном из выдающихся джазовых гитаристов Европы. Эту оценку он подтвердил на джаз-фестивалях в Праге (1965) и Варшаве (1966), где выступал вместе с Георгием Гараняном. В 1968-1973 годах сотрудничал со многими московскими музыкан-тами, регулярно выступая в московских кафе "Синяя птица", "Аэлита" и "Печора".

А.Козлов - "Осенние размышления". Варшава 1962 г. Солируют - Н.Громин (гитара) и В.Сакун (ф-но)

Николай Громин выступал на эпохальных Московских фестивалях джаза 60-х, зафиксировавших творческий подъём послевоенного советского джазового поколения. На конкурсе молодёжных джазовых ансамблей Москвы, который проводился в апреле 1965 г. в концертном зале гостиницы «Юность», Громин выступал со своим собственным квартетом в следующем составе: М. Цуриченко (альт-сакс), А. Исплатовский (бас), В. Журавский (ударные) и он сам. Квартет получил высокую оценку жюри, а Николай был отмечен как лучший гитарист и композитор.

К числу наибольших удач Николая Громина относят его пьесу «Коррида», которой был посвящен отдельный очерк в популярном советском молодежном журнале «Юность» и позитивные отзывы в других изданиях. "Ее композиционная схема, – писал Л. Переверзев в «Музыкальной жизни», – кажется очень простой, ее основу составляет монотонно повторяющаяся ритмогармоническая формула испанского болеро, такой прием заставляет сразу вспомнить знаменитое «Болеро» Равеля, но квартет Громина находит новое, ярко оригинальное решение этой традиционной темы". Другими яркими композициями Н. Громина являются "Блюз", "Здравствуй, Иван!", "Ночь на Плещеевом озере".

«Коррида» · Квартет Николая Громина

В 1965 г. «Коррида» была записана «Мелодией» и чешским «Супрафоном», когда квартет Гараняна с Громиным представлял наш джаз на международном фестивале в Праге.

О Громине стали говорить, как об одном из самых ярких и значительных европейских джазовых гитаристов, а после очередных международных джазовых встреч в 1966 г. весной в Таллине и осенью в Варшаве, где он опять выступал вместе с Гараняном, читатели польского журнала «Jazz Forum» (№ 7, 1967) назвали Николая лучшим джазовым гитаристом Европы. Всё чаще он стал использовать современные ладовые принципы построения своих соло, что особенно было заметно в другой знаменитой композиции Громина «Ночь на Плещеевом озере», которую он исполнил на московском фестивале «Джаз-67».

В отличие от советских, зарубежные критики, наоборот, подчеркивали глубокую связь игры Громина с русской музыкальной традицией. Так, Дон Эллис, американский трубач-солист и руководитель оркестра, исполняющий джаз с сильным славянским влиянием, писал: "Гитарист Николай Громин – что-то удивительное. Будто это исполнитель блюза, бравший уроки у Прокофьева". Уиллис Коновер, один из немногих американских джазовых критиков, пристально следящих за стремительным развитием джаза за пределами США: "Громин имитирует треньканье балалайки, давая живой пример естественного внесения национальных черт в джазовую музыку".

В 60-х Громин играл также в составе квартета альт-саксофониста Георгия Гараняна, с которым также много выступал на зарубежных фестивалях. В 1973 году Николай Громин впервые выступил как солист-импровизатор с Государственным симфоническим оркестром СССР под управлением Максима Шостаковича, исполнив "Лирические новеллы" для электрогитары и большого оркестра, написанные специально для него Мурадом Кажлаевым. Эти шесть симфонических миниатюр были записаны на пластинку и не раз исполнялись в Советском Союзе и за рубежом.

Ошеломляющее впечатление произвело выступление Громина в дуэте с В. Сакуном на 1-м Рижском джаз-фестивале «Vasaras Ritmi» в июне 1976 г. Он показал блестящую технику, где потрясающий свинг сочетался с балладной напевностью и умением рассказать слушателям свою историю.

Николай Громин, Алексей Кузнецов, 1978 (фото © Владимир Лучин)

Начиная с 1973 года Николай Громин стал выступать вместе с Алексеем Кузнецовым (младшим), образовав дуэт, завоевавший вскоре огромную популярность. В 1978 году они с огромным успехом выступили на VI Московском фестивале советской джазовой музыки, после чего фирма «Мелодия» записала и выпустила их первую сольную долгоиграющую пластинку (Джанго. Джазовые композиции. Н. Громин и А. Кузнецов, гитары. 1978), что по тем временам было еще большой редкостью. "По самобытности и мастерству это ансамбль мирового класса", – сказал на обсуждении итогов фестиваля заместитель председателя оргкомитета композитор Юрий Саульский. Немало высоких похвал Громину и Кузнецову было высказано и в фестивальных рецензиях советской печати.

Композиия На Тему Т. Хренникова Из к/ф "Верные Друзья" (А. Кузнецов и Н. Громин)

Один из ведущих советских джазовых критиков Алексей Баташёв писал в статье для буклета этого переиздания: «В 1978 году «Мелодия» записала их первый долгоиграющий диск, да ещё с американским репертуаром, что в пору расцвета застоя было настоящей сенсацией. Меня попросили написать аннотацию, это тоже стало необъяснимым дебютом. Вскоре состоялся памятный «Фестиваль Советской Эстрадной и Джазовой Музыки», там с джазом было строго, дуэт исполнил песенку Тихона Хренникова из фильма «Верные друзья», номер попал на сборную пластинку, и никто не мог предположить, насколько символическим оказался его титул. Дуэт — единственный ансамбль, который сохранился с той богатырской эпохи.

Творчество обоих «гитарных сердец» (так они назвали себя в автографе на вышедшем сольнике) шло вдоль биографических параллелей. В середине 60-х у обоих родилось по сыну и соответственно по музыкальному посвящению этому событию. У Громина это называлось «Здравствуй, Иван», у Кузнецова — «Алёша». В преддверии своих серебряных свадеб оба сделали новые приношения, но уже по женским адресам. У Алексея появилась пьеса «Елена и Маргарита» (вместо имени Мастера он поставил имя дочери), у Николая — пьеса «Карэн» (посвященные знали, что ударение приходилось не на второй слог, как в армянском мужском, а на первый, как в датском женском).

Обложка виниловых релизов дуэта Громин-Кузнецов (1978 и 1988)

Вот тут и было расхождение. В начале 80-х Николай переехал в Копенгаген, но каждую осень оказывался в Москве — повидать маму, близких, поиграть с Кузнецовым, что всегда походило на беседу двух долго не видевшихся друзей. А рассказывать им было что. Кузнецов стал душой концертов «Джаз плюс джаз» в Олимпийской деревне, у него почти каждый год выходило по пластинке. Громину довелось играть в легендарном [европейском] бэнде Тэда Джонса, участвовать в Западноберлинском джаз-фестивале, Кузнецову — в экзотическом джаз-фестивале в Бомбее. Громин собрал свой ансамбль и получил постоянную работу в одном из копенгагенских джаз-клубов […] Громин вошел в число первых гитаристов Дании, Кузнецова каждый год избирали лучшим гитаристом нашей страны. И оба ждали встречи друг с другом. Десять лет спустя после первого альбома они записали второй…»

«Blues for Valery» · Alexey Kuznetsov II · Nikolay Gromin

В 1977 году Николай Громин переехал на постоянное жительство в Копенгаген (Дания). Уже находясь за границей он играл в европейском биг-бэнде Тэда Джонса, участвовал в западноберлинском джаз-фестивале, преподавал в Датской консерватории. Создал в Дании свой ансамбль и стал постоянно выступать в одном из городских джазовых кафе-клубов, посетителями которого были такие известные гитаристы, как Джо Пасс, Тал Фарлоу, Кенни Баррелл, Джим Рэйни. Датские газеты не однократно посвящали ему восторженные статьи. Регулярно бывает в Москве и часто выступает в такие приезды с Алексеем Кузнецовым, с которым на протяжении всех лет их знакомства поддерживает близкие дружеские отношения.

В 1988 году Николай Громов и Алексей Кузнецов записали пластинку "Спустя десять лет" – "Приглашение" (Б. Кейпер), "Карэн" (Н. Громин), "Это могло случиться с тобой" (Д. Вэнхъюзен), "Нардис" (М. Дейвис), "Елена и Маргарита" (А. Кузнецов), "Блюз для Валерия" (А. Кузнецов).

Николай Громин и Алексей Кузнецов в старом помещении «Джаз Арт клуба», 1999 (архив «Джаз.Ру»)

В 1999 году вышел также CD-диск "Верные друзья" с записями Николая Громина и Алексея Кузнецова 1978-1988 годов – "Жимолость" (Ф. Уоллэр), "Испания" (А. Кузнецов), "Джанго" (Дж. Льюис), "На высоте 500 миль" (Ч. Кория), "Я любил однажды" (А. К. Джобим), "Сент-Луи блюз" (У. Хенди), "Приглашение" (Б. Кейпер), "Карэн" (Н. Громин), "Это могло случиться с тобой" (Д. Вэнхъюзен), "Нардис" (М. Дейвис), "Елена и Маргарита" (А. Кузнецов), "Блюз для Валерия" (А. Кузнецов).

«Джаз требует безупречного стиля, — говорил Н. Громин. — Чем короче пьеса, тем труднее, потому что в джазе никуда не денешься: выходишь вчетвером на сцену, начинаешь играть — и через одну-две минуты становится ясно, можешь ты что-нибудь рассказать людям или нет».

Одно из самых запомнившихся выступлений Николая Громина в Москве в современную эпоху состоялось на фестивале «Джаз в саду Эрмитаж» в августе 2004 г. Легендарный гитарист советского джаза скончался в Копенгагене 17 февраля 2017. Ему было 78 лет.



Комментариев нет:

Отправить комментарий