ГрОб
Панк-рок
Нойз-рок
Хардкор-панк
Гаражный панк
Альтернативный рок
Индастриал
«Здорово и вечно» - четырнадцатый альбом
«Гражданской обороны». Все песни для альбома (за исключением одной) были
сочинены в 1988-м году Егором Летовым. Первая песня «Я не верю в анархию» была
написана в соавторстве с другом группы — Игорем Рагулиным.
Обложка альбома — фотография левого берега
реки Омь, сделанная либо прямо с Октябрьского моста (в народе называемого
«Горбатый»), либо чуть спустившись с него. На заднем плане виден так называемый
среди местных «трубный мост» и часть лодочной станции, ныне не существующей.
Теплотрасса и трубный мост существуют до сих пор.
Это один из важнейших альбомов группы, он из числа записывавшихся на базе «Аукцыона». «Нас нет!», – кричит лидер ГО Егор Летов и в другой песне добавляет: «Пластмассовый мир победил…». Для музыки из 1989-го года, особенно при взгляде из сегодняшнего дня, это слушается как страшное прозрение и обоснованное предсказание – об этом как о трагедии тогда думали очень немногие. Для Егора же напряженность чувствования и неуютность мира были средой обитания.
Летов никогда не ставил целью понравиться
кому-либо, а вот выразить себя и донести свои идеи он, очевидно, планировал,
причём не только в слове, но и в подходе к работе. Отсюда и показательный,
нарочитый лоу-фай ранних записей, отсюда и выверенный, бескомпромиссный звук
альбомов завершающего периода. Данный же стоит на середине этого пути.
Альбом входит в число фонограмм, которые
записывались в Ленинграде, а для завершения работы перевозились в Омск. Основу
группы тогда составляли Егор Летов (вокал, эл. и акуст. гитары, басс, флейта,
шумы и прочие звуковые эффекты), Кузьма Уо Рябинов (гитара, подпевки, сакс,
шестиструнный басс, шумы и прочие звуковые эффекты), Аркадий Климкин (ударные,
подпевки) и Джефф Жевтун (гитара, подпевки, басс («Праздник кончился»),
шестиструнный басс («Здорово и вечно»). В записи также участвовала Янка
Дягилева (подпевки). Для переиздания 2007-го сам Егор и Наталья Чумакова
проводили пересведение и реставрацию, а в 2019-м Наталья уже, увы, одна делала
новый мастеринг. В результате, альбом выведен на редкий уровень энергетики –
виниловый вариант звучит очень мощно.
Все песни 1988-го года, треклист ровный,
манера – агрессивная. Отметим беспокойную, будто ищущую выход вещь «Моя
оборона» и гипнотически самоуглублённую композицию «Всё, как у людей» с
подпевками Янки, завершающую альбом авангардным нойзом, придавая ему
трагическую и серьёзную окраску. Эти вещи выделял и сам Егор.
Это очень безысходная музыка. Кажется, что человек, его мысль, его творчество отчаянно прорываются сквозь липкую клейковину Матрицы, российский сектор которой на обложке обозначен бездушной геометрией труб и проводов. Она далека от изощрённого классического психодела оформления альбомов Летова типа «Прыг-скок» или последних релизов группы. А музыка это настроение развивает и углубляет. Тут-то и сплетаются ненормативная лексика и лоу-фай, противостояние с системой и участие в прокоммунистических политических платформах, складывается представление о группе как о панк-коллективе, который играет не панк, и рок-группе, далёкой от массового понимания рок-музыки.
Эти записи оказываются теперь чем-то
бóльшим, чем музыка своего времени, звучат, как гимн мира, противостоящего
успокоившейся цивилизации пост-пинкфлойда, где вершиной эпатажа становятся
мытые кудряшки до плеч и тигровые лосины. У ГО же всё всегда было наоборот, и
то, что это искусство состоялось – заслуга Летова. Он единственный из тех, кто
был у нас так известен и смог выдержать давление системы, не пойдя на
компромиссы – ни на стилистические, ни на социальные, ни на эмоциональные.
Комментариев нет:
Отправить комментарий