Среди множества ярких исполнителей, блиставших на советской эстраде и оказавшихся впоследствии в эмиграции, чуть особняком стоит имя певицы Жени Разиной. Исполнительница русских, цыганских песен и романсов Женя Разина (подлинное имя Жозефина Константиновна Акопян) родилась в 1919-ом году в армянской семье, в небольшом селе Нагорного Карабаха. Получила артистическое образование. В сталинские времена, в 1940-х годах, молодая певица была подвергнута репрессиям и 8 лет провела в лагерях (как выяснилось позже – по ложному обвинению). Увы, из-за ужасных условий содержания и непосильного труда в заключении женщина подорвала свое здоровье, что впоследствии сказалось на невозможности артистки иметь детей. На волне хрущевской оттепели и осуждения культа личности, в середине 1950-х Евгения Разина была реабилитирована, проживала в Москве, работала артисткой в Москонцерте, выступала на эстраде с исполнением популярных песен советских композиторов.
Рассказывают,
что в конце шестидесятых, когда королева русского романса времен НЭПа Тамара
Семеновна Церетели искала себе замену перед тем, как окончательно покинуть
сцену, ее внимание привлекла Евгения Разина. Что-то в исполнительской манере, а
возможно, в личной трагедии Евгении Константиновны, после войны восемь лет
безвинно проведшей в лагерях, подсказало Тамаре Семеновне, что из этой
немолодой исполнительницы (Разиной в ту пору было 47 лет) может получиться настоящая
романсовая певица. Церетели знакомит Разину с известным
пианистом-концертмейстером Борисом Яковлевичем Мандрусом и склоняет их
творчество на "романсовую стезю", делится своим богатейшим
репертуаром, редчайшими нотными партитурами и благословляет к работе, не
откладывая начать репетиции. В 1968-ом году Церетели умерла. Следуя ее завету,
в конце 1969 года Разина и Мандрус подготавливают двухчасовую концертную
программу из русских романсов и в 1970-м начинают совместные выступления.
Впоследствии к ним присоединяется дуэт гитаристов, благодаря чему концерты
Разиной становятся все интереснее и разнообразнее. К 1973-му году она достигает
зенита успеха, чем, безусловно, в немалой степени обязана своему
концертмейстеру. С неизменным успехом они выступали с 1970-го по 1974 годы.
Вскоре
выходят в свет две долгоиграющие пластинки русских романсов, где Разина и
Мандрус, а также приглашенные для участия в звукозаписи гитаристы Н.Морозов и
Ю.Чучин, скрипач А. Якулов и арфистка Э.Москвитина предстают во всем блеске
своего мастерства. "Сияла ночь" Ширяева, "Я влюблена в одни
глаза" Белинского, "Прощай, любовь моя, прощай" Прозоровского —
вершины сотрудничества этих удивительных артистов. В аннотации к одной из них
музыковед Грум-Гржимайло писала: «Среди многочисленных современных исполнителей
старинного русского романса Евгении Разиной принадлежит особое место. Думается,
именно в ее творчестве оживает лучшая традиция «чистого» живого жанра, без
примесей оперности, стилизаций или ультрасовременного эстрадного стиля. Она
бережно возрождает ту затерявшуюся было культуру интимного романсо-бытового музицирования,
которая в нашем веке представлена была именами таких певиц, как В. Панина, А.
Вяльцева, Т. Церетели».
К
сожалению, дуэту Разина — Мандрус не была суждена долгая творческая жизнь. В
1974 году, после выступления певицы в Зале им. Чайковского, имевшего
сенсационный успех, разделенный с Борисом Мандрусом, ей запрещают сольные
концерты из-за неприятия руководством Министерства культуры СССР
отдельных жанровых направлений романса. Такое решение приняло тогдашнее
руководство Министерства культуры СССР, поддержавшее коллективные жалобы
артистов-завистников. В порыве отчаяния певица решает эмигрировать, о чем
ставит в известность своего ближайшего друга и концертмейстера. Он же, будучи
"невыездным", и ни разу не бывавший за границей, ничего посоветовать
ей не смог. Вторым посвященным в ее замысел человеком стала артистка и певица
Москонцерта Эльмира Жерздева (впоследствии, после эмиграции Разиной ставшая работать
с Борисом Мандрусом). В 1975-ом Евгения Разина (Акопян) эмигрирует в Париж, где
ее дальнейшей сольной карьере способствовали известный импресарио Бруно
Кокатрис, и популярный французский певец и шансонье Шарль Азнавур.
Первый
концерт Женя дала в зале «Chopin» уже через несколько месяцев после приезда.
Представлял певицу публике редактор журнала «Континент», писатель Владимир
Максимов. Дальнейшей карьере артистки способствуют известный импресарио Бруно
Кокатрис, владелец «Олимпии», и популярный французский певец и шансонье Шарль
Азнавур. Разина выступала с сольными программами в престижных залах: «Pleyel»
(1976), Русской консерватории (1977), «Gaveau» (1978), «Cortot» (1982) … Пела
Женя и в знаменитом зале «Олимпия». Французский поэт Атанас Ванчев де Траси
вспоминал: «Песни в исполнении Жени Разиной очень нравились Высоцкому: раза два
(в 1975–1976 гг.) я встречал Володю у художника Михаила Шемякина. <…> С
Шемякиным меня познакомила певица Евгения Разина. Она очень хорошо знала
Володю. Володя ее ценил и просил, чтобы она пела ему русские романсы. И она
пела».
Однако,
эмиграция принесла певице, всю жизнь прожившую в советских реалиях, больше
разочарований чем радостей и первые годы эмиграции стали для неё сплошным
разочарованием ... Чаще всего ей приходилось выступать в русских ресторанах, на
вечерах и балах, в сохранявшихся еще с 1920-х годов многочисленных обществах и
землячествах, организованных первыми эмигрантами.
21 марта
1983 года, Евгения Разина, едва придя в себя после "парижского шока",
умирает от
рака. Незадолго до своей кончины в конце 70-х, певица успела увековечить тайно
вывезенные из СССР (в Советском союзе, в связи с эмиграцией все записи Разиной
были уничтожены) на Запад фонограммы их совместных романсовых записей с Борисом
Мандрусом и оркестром московских музыкантов, на двух долгоиграющих пластинках,
вышедших в Канаде под названием «Razina Genia - Vieilles chansons russes et
tziganes» ("Женя Разина. Старинные русские и цыганские романсы") и «Razina
Genia - Chansons russes et tziganes».
Максим
Кравчинский
Комментариев нет:
Отправить комментарий