четверг, 21 марта 2024 г.

Репрессированная музыка. Женя Разина - забытая королева романса (1919 - 21 марта 1983).

Русский романс

Цыганский романс

Среди множества ярких исполнителей, блиставших на советской эстраде и оказавшихся впоследствии в эмиграции, чуть особняком стоит имя певицы Жени Разиной. Исполнительница русских, цыганских песен и романсов Женя Разина (подлинное имя Жозефина Константиновна Акопян) родилась в 1919-ом году в армянской семье, в небольшом селе Нагорного Карабаха. Получила артистическое образование. В сталинские времена, в 1940-х годах, молодая певица была подвергнута репрессиям и 8 лет провела в лагерях (как выяснилось позже – по ложному обвинению). Увы, из-за ужасных условий содержания и непосильного труда в заключении женщина подорвала свое здоровье, что впоследствии сказалось на невозможности артистки иметь детей. На волне хрущевской оттепели и осуждения культа личности, в середине 1950-х Евгения Разина была реабилитирована, проживала в Москве, работала артисткой в Москонцерте, выступала на эстраде с исполнением популярных песен советских композиторов.

Евгения Разина – «Он уехал»

Рассказывают, что в конце шестидесятых, когда королева русского романса времен НЭПа Тамара Семеновна Церетели искала себе замену перед тем, как окончательно покинуть сцену, ее внимание привлекла Евгения Разина. Что-то в исполнительской манере, а возможно, в личной трагедии Евгении Константиновны, после войны восемь лет безвинно проведшей в лагерях, подсказало Тамаре Семеновне, что из этой немолодой исполнительницы (Разиной в ту пору было 47 лет) может получиться настоящая романсовая певица. Церетели знакомит Разину с известным пианистом-концертмейстером Борисом Яковлевичем Мандрусом и склоняет их творчество на "романсовую стезю", делится своим богатейшим репертуаром, редчайшими нотными партитурами и благословляет к работе, не откладывая начать репетиции. В 1968-ом году Церетели умерла. Следуя ее завету, в конце 1969 года Разина и Мандрус подготавливают двухчасовую концертную программу из русских романсов и в 1970-м начинают совместные выступления. Впоследствии к ним присоединяется дуэт гитаристов, благодаря чему концерты Разиной становятся все интереснее и разнообразнее. К 1973-му году она достигает зенита успеха, чем, безусловно, в немалой степени обязана своему концертмейстеру. С неизменным успехом они выступали с 1970-го по 1974 годы.

Евгения Разина – «Потому я тебя так безумно люблю»

Вскоре выходят в свет две долгоиграющие пластинки русских романсов, где Разина и Мандрус, а также приглашенные для участия в звукозаписи гитаристы Н.Морозов и Ю.Чучин, скрипач А. Якулов и арфистка Э.Москвитина предстают во всем блеске своего мастерства. "Сияла ночь" Ширяева, "Я влюблена в одни глаза" Белинского, "Прощай, любовь моя, прощай" Прозоровского — вершины сотрудничества этих удивительных артистов. В аннотации к одной из них музыковед Грум-Гржимайло писала: «Среди многочисленных современных исполнителей старинного русского романса Евгении Разиной принадлежит особое место. Думается, именно в ее творчестве оживает лучшая традиция «чистого» живого жанра, без примесей оперности, стилизаций или ультрасовременного эстрадного стиля. Она бережно возрождает ту затерявшуюся было культуру интимного романсо-бытового музицирования, которая в нашем веке представлена была именами таких певиц, как В. Панина, А. Вяльцева, Т. Церетели».

Евгения Разина – «Прости меня за всё»

К сожалению, дуэту Разина — Мандрус не была суждена долгая творческая жизнь. В 1974 году, после выступления певицы в Зале им. Чайковского, имевшего сенсационный успех, разделенный с Борисом Мандрусом, ей запрещают сольные концерты из-за неприятия руководством Министерства культуры СССР отдельных жанровых направлений романса. Такое решение приняло тогдашнее руководство Министерства культуры СССР, поддержавшее коллективные жалобы артистов-завистников. В порыве отчаяния певица решает эмигрировать, о чем ставит в известность своего ближайшего друга и концертмейстера. Он же, будучи "невыездным", и ни разу не бывавший за границей, ничего посоветовать ей не смог. Вторым посвященным в ее замысел человеком стала артистка и певица Москонцерта Эльмира Жерздева (впоследствии, после эмиграции Разиной ставшая работать с Борисом Мандрусом). В 1975-ом Евгения Разина (Акопян) эмигрирует в Париж, где ее дальнейшей сольной карьере способствовали известный импресарио Бруно Кокатрис, и популярный французский певец и шансонье Шарль Азнавур.

Первый концерт Женя дала в зале «Chopin» уже через несколько месяцев после приезда. Представлял певицу публике редактор журнала «Континент», писатель Владимир Максимов. Дальнейшей карьере артистки способствуют известный импресарио Бруно Кокатрис, владелец «Олимпии», и популярный французский певец и шансонье Шарль Азнавур. Разина выступала с сольными программами в престижных залах: «Pleyel» (1976), Русской консерватории (1977), «Gaveau» (1978), «Cortot» (1982) … Пела Женя и в знаменитом зале «Олимпия». Французский поэт Атанас Ванчев де Траси вспоминал: «Песни в исполнении Жени Разиной очень нравились Высоцкому: раза два (в 1975–1976 гг.) я встречал Володю у художника Михаила Шемякина. <…> С Шемякиным меня познакомила певица Евгения Разина. Она очень хорошо знала Володю. Володя ее ценил и просил, чтобы она пела ему русские романсы. И она пела».

Однако, эмиграция принесла певице, всю жизнь прожившую в советских реалиях, больше разочарований чем радостей и первые годы эмиграции стали для неё сплошным разочарованием ... Чаще всего ей приходилось выступать в русских ресторанах, на вечерах и балах, в сохранявшихся еще с 1920-х годов многочисленных обществах и землячествах, организованных первыми эмигрантами.

21 марта 1983 года, Евгения Разина, едва придя в себя после "парижского шока", умирает от рака. Незадолго до своей кончины в конце 70-х, певица успела увековечить тайно вывезенные из СССР (в Советском союзе, в связи с эмиграцией все записи Разиной были уничтожены) на Запад фонограммы их совместных романсовых записей с Борисом Мандрусом и оркестром московских музыкантов, на двух долгоиграющих пластинках, вышедших в Канаде под названием «Razina Genia - Vieilles chansons russes et tziganes» ("Женя Разина. Старинные русские и цыганские романсы") и «Razina Genia - Chansons russes et tziganes».

Максим Кравчинский

Комментариев нет:

Отправить комментарий