Electric blues
Сountry blues
Texas blues
Друзья!
15 марта 1912 года родился американский блюзовый гитарист, певец,
автор-исполнитель Лайтнин Хопкинс (настоящее имя Сэм Хопкинс). Лайтнин Хопкинс (Lightnin’
Hopkins) шесть десятилетий уверенно чувствовал себя в мире блюза как с
акустической гитарой, так и электрической.
Этот трубадур, который и имя-то свое толком написать не мог, был блестящим мастером рассказывать истории на концертах, весьма умным и толковым автором текстов песен, которые сочинял чуть ли не на ходу. У него был свой стиль игры на гитаре, где быстрые пальцы сразу играют и бас, и ритм, и постукивания – узнаваемые сразу, характерные и присущие только ему одному.
В семье
Хопкинсов – одной из многих полунищих афроамериканских семей Техаса начала
века, музыка присутствовала изначально как хлеб, как воздух, как небо.
Музицировал отец, пела спиричуэлсы его мать, старший брат маленького Хопкинса
был блюзменом. В то время блюз, хотя и считался «дьявольской» музыкой, был
буквально растворён в самой атмосфере Техаса – играли на улицах, играли в
кабаках и забегаловках, играли на «деревенских» пикниках.
Хопкинс
потерял отца в три года, первую гитару из сигарной коробки сделал себе в семь,
в десять лет вместе с двоюродным братом – певцом Элдером Александером (Alger
Alexander) – составил трио блюзменов-бродяг во главе со слепым Лемоном
Джефферсоном (Blind Lemon Jefferson). Хопкинс пребывал у блюзмена в поводырях и
подпевалах на просторах Восточного Техаса. По легенде, Слепой Лимон никому
более, кроме Хопкинса, не позволял аккомпанировать ему на гитаре.
В те
времена, когда Хопкинсу было около двадцати, времяпрепровождение молодого
человека состояло из пения в поездах, азартных игр, пьянства и десяти лет
тюрьмы по неизвестному и не вполне доказанному обвинению. После освобождения на
пару с двоюродным братом он продолжил выступления на городских улочках
Хьюстона, но в конце 40-х вернулся домой в Сентервилль и занялся работой на
ферме. В 1946 году Лола Энн Каллум (Lola Anne Cullum) прекратила его практику
уличных концертов и организовала ему в пару пианиста Уилсона "Грома"
Смита (Wilson Smith). Хопкинсу ничего не оставалось, как стать
"Молнией", чтобы придать новому коллективу больше динамизма.
Новоиспеченная группа "Гром и молния" 9 ноября 1946 года выдала свой первый хит – "Katie May" (для «Aladdin Records»). Всё шло прекрасно целых десять лет, а потом "Алладины" сочли его музыку провинциальной, устаревшей, немодной и не продлили с ним контракт. Хопкинс опять вернулся на улицы Хьюстона, но на его счастье в конце 50-х его вновь "открыл" ученый фольклорист Мак Маккормик (Mack McCormick). Тогда "Молния" записался еще у одного новатора и продюсера Сэма Чартерсп (Sam Charters) – для лейбла «Folkways Records». Теперь он переключился на электрогитару и предстал перед совершенно другой аудиторией.
В годы фолк-блюзового бума середины 60-х годов пришла наконец к нему слава: туры по стране, миру, выступления по телевидению, перед королевой Елизаветой в Лондоне и документальный фильм 1967 года "Блюз по Lightnin’ Hopkins". Преодолев страх перед воздушными перелетами Хопкинс, появляется с концертами в Германии, Нидерландах и Японии.
После
тяжелой автокатастрофы в середине 70-х он снизил концертную активность, но
играл и пел до самой смерти (30 января 1982 года) практически для любой фирмы
грамзаписи, которая платила деньги авансом. Он мало брал за запись, но никогда
не записывал одну и ту же песню по два раза, а также отказывался делать на
записи дубли, и никакие продюсеры не могли его заставить.
Его
любимая гитара Гибсон "Gibson J-160e" выставлена в Зале Рок-н-Рольной
Славы в Кливленде, Огайо, а вторая любимая электрогитара Guild Starfire – в
Президентской Библиотеке и Музее Джорджа Буша.
Лайтнин
Хопкинс – блюзмен-рекордсмен, записавший около тысячи песен, почти 100 альбомов
на двадцати фирмах грамзаписи. В техасском городке Кроккет Хопкинсу установлен
памятник. Он занимает 71 место в списке величайших гитаристов всех времен.
субМарина
Андреева
Комментариев нет:
Отправить комментарий