пятница, 15 марта 2024 г.

Он не ИГРАЛ блюз. Он ЖИЛ в блюзе. С самого начала... Лайтнин Хопкинс (15 марта 1912 — 30 января 1982).

Зал славы блюза.

Electric blues

Сountry blues

Texas blues

Друзья! 15 марта 1912 года родился американский блюзовый гитарист, певец, автор-исполнитель Лайтнин Хопкинс (настоящее имя Сэм Хопкинс). Лайтнин Хопкинс (Lightnin’ Hopkins) шесть десятилетий уверенно чувствовал себя в мире блюза как с акустической гитарой, так и электрической.

Lightnin' Hopkins – «Baby, Please Don't Go»

Этот трубадур, который и имя-то свое толком написать не мог, был блестящим мастером рассказывать истории на концертах, весьма умным и толковым автором текстов песен, которые сочинял чуть ли не на ходу. У него был свой стиль игры на гитаре, где быстрые пальцы сразу играют и бас, и ритм, и постукивания – узнаваемые сразу, характерные и присущие только ему одному.

В семье Хопкинсов – одной из многих полунищих афроамериканских семей Техаса начала века, музыка присутствовала изначально как хлеб, как воздух, как небо. Музицировал отец, пела спиричуэлсы его мать, старший брат маленького Хопкинса был блюзменом. В то время блюз, хотя и считался «дьявольской» музыкой, был буквально растворён в самой атмосфере Техаса – играли на улицах, играли в кабаках и забегаловках, играли на «деревенских» пикниках.

Хопкинс потерял отца в три года, первую гитару из сигарной коробки сделал себе в семь, в десять лет вместе с двоюродным братом – певцом Элдером Александером (Alger Alexander) – составил трио блюзменов-бродяг во главе со слепым Лемоном Джефферсоном (Blind Lemon Jefferson). Хопкинс пребывал у блюзмена в поводырях и подпевалах на просторах Восточного Техаса. По легенде, Слепой Лимон никому более, кроме Хопкинса, не позволял аккомпанировать ему на гитаре.

Lightnin' Hopkins – «It's A Sin To Be Rich, It's A Low-Down Shame To Be Poor»

В те времена, когда Хопкинсу было около двадцати, времяпрепровождение молодого человека состояло из пения в поездах, азартных игр, пьянства и десяти лет тюрьмы по неизвестному и не вполне доказанному обвинению. После освобождения на пару с двоюродным братом он продолжил выступления на городских улочках Хьюстона, но в конце 40-х вернулся домой в Сентервилль и занялся работой на ферме. В 1946 году Лола Энн Каллум (Lola Anne Cullum) прекратила его практику уличных концертов и организовала ему в пару пианиста Уилсона "Грома" Смита (Wilson Smith). Хопкинсу ничего не оставалось, как стать "Молнией", чтобы придать новому коллективу больше динамизма.

Lightnin' Hopkins – «Katie Mae»

Новоиспеченная группа "Гром и молния" 9 ноября 1946 года выдала свой первый хит – "Katie May" (для «Aladdin Records»). Всё шло прекрасно целых десять лет, а потом "Алладины" сочли его музыку провинциальной, устаревшей, немодной и не продлили с ним контракт. Хопкинс опять вернулся на улицы Хьюстона, но на его счастье в конце 50-х его вновь "открыл" ученый фольклорист Мак Маккормик (Mack McCormick). Тогда "Молния" записался еще у одного новатора и продюсера Сэма Чартерсп (Sam Charters) – для лейбла «Folkways Records». Теперь он переключился на электрогитару и предстал перед совершенно другой аудиторией.

В годы фолк-блюзового бума середины 60-х годов пришла наконец к нему слава: туры по стране, миру, выступления по телевидению, перед королевой Елизаветой в Лондоне и документальный фильм 1967 года "Блюз по Lightnin’ Hopkins". Преодолев страх перед воздушными перелетами Хопкинс, появляется с концертами в Германии, Нидерландах и Японии.

После тяжелой автокатастрофы в середине 70-х он снизил концертную активность, но играл и пел до самой смерти (30 января 1982 года) практически для любой фирмы грамзаписи, которая платила деньги авансом. Он мало брал за запись, но никогда не записывал одну и ту же песню по два раза, а также отказывался делать на записи дубли, и никакие продюсеры не могли его заставить.

Lightnin' Hopkins – «The Blues»

Его любимая гитара Гибсон "Gibson J-160e" выставлена в Зале Рок-н-Рольной Славы в Кливленде, Огайо, а вторая любимая электрогитара Guild Starfire – в Президентской Библиотеке и Музее Джорджа Буша.

Лайтнин Хопкинс – блюзмен-рекордсмен, записавший около тысячи песен, почти 100 альбомов на двадцати фирмах грамзаписи. В техасском городке Кроккет Хопкинсу установлен памятник. Он занимает 71 место в списке величайших гитаристов всех времен.

субМарина Андреева

Комментариев нет:

Отправить комментарий