Русский шансон
Родоначальник
русского шансона – так Аркадия Северного называют любители этого музыкального
жанра. Глядя на снимки артиста, поверить в столь громкий титул сложно. На фото
мужчина вовсе не похож на харизматичную звезду, чьими песнями заслушивались
жители Советского Союза. По воспоминаниям друзей, стоило Северному взять в руки
гитару, как мужчина преображался до неузнаваемости и привлекал к себе внимание
всех, кто находился поблизости. Северный обладал оригинальным тембром голоса и
экспрессивной артистической подачей песни. Мог ярко обыграть песню в любой
стилистике, от романсовой до джазовой.
Советский
музыкант, певец, гитарист, исполнитель песен современного городского фольклора,
авторских неподцензурных песен, романсов и стилизаций Аркадий Дмитриевич
Северный (настоящая фамилия Звездин) родился 12 марта 1939 года в Иванове. Отец
— Дмитрий Иосифович Звездин (1904—1958), уроженец деревни Мало-Грищево (ныне
Вичугский район Ивановской области), участник Великой Отечественной войны
(политработник), лейтенант, был руководящим работником в Иванове; мать, Елена
Макаровна, — домохозяйкой. Семья была большая, дружная — пятеро детей (дочь
Людмила и сыновья Валентин, Лев, Михаил и средний — Аркадий).
В школе
ребенок не выделялся среди сверстников. Звездин рос тихим и незаметным,
сторонился шумных компаний. Все изменилось, когда в биографии Аркадия появилась
гитара. Уже в школьные годы подросток увлекся шансоном. Юноша самостоятельно
сочинял музыку на стихи из самодельного сборника, который Аркадию отдала
старшая сестра. Людмила (так звали родственницу) после возвращения из тюрьмы
подарила младшему брату тетрадь, где были собраны специфические рифмованные
произведения.
В 1957
году молодой человек перебирается в Ленинград, чтобы получить диплом
Лесотехнической академии имени С. М. Кирова. Он жил в студенческом общежитии на
Песочной улице. На военной кафедре получил специальность штурмана. После
третьего курса обучения перевёлся на планово-экономический факультет.
Поскольку
Аркадий Звездин был в числе тех, кто не особо лояльно относился к советскому
строю, то за время учёбы он близко сошёлся с различными представителями
«несоветской» молодёжи — со стилягами, фарцовщиками, диссидентами и
музыкальными коллекционерами. Среди последних был студент кораблестроительного
института Рудольф Фукс. Однажды Фукс случайно услышал пение Аркадия и сразу
загорелся идеей записать его на ленту. После нескольких пробных записей летом
1963 года Фукс вместе с компанией других коллекционеров-подпольщиков
организовал домашнюю запись Северного под аккомпанемент ансамбля. В
соответствии с «неформальной» модой тех лет в репертуаре были в том числе и
блатные песни. На этой записи и родился сценический псевдоним — «Северный».
В 1965
году Аркадий Звездин окончил Лесотехническую академию и начал работать
экономистом в ленинградской конторе объединения «Экспортлес».
В 1968
году творческую деятельность Северного пришлось прервать – Аркадия призвали в
армию. Мужчину определили в вертолетный полк Ленинградского военного округа.
Позже, когда у Северного будут спрашивать о службе, Аркадий будет отшучиваться,
что воевал во Вьетнаме.
К музыке
Аркадий вернулся в 1972 году, когда понял, что зарплаты экономиста в конторе
под названием «Экспортлес» – туда отправили мужчину после института по
распределению – не хватает. Судьба вновь свела Звездина и Рудольфа Фукса.
Последний решил возобновить записи песен в его исполнении, для чего сам сочинил
сценарий «литературно-музыкальной композиции» из одесских песен, миниатюр и
анекдотов и в конце 1972 года произвёл её запись в исполнении Аркадия
Северного. Она получила название «Программа для Госконцерта» и очень быстро
завоевала популярность практически на всей территории СССР. Запись имела
небывалый успех. Уволившись с официальной работы, следующие 2 года артист
посвящает гастролям по городам СССР и работе над новыми песнями.
Вдохновлённый успехом, Фукс осуществил запись
ещё одной «одесской программы», написанной по его же сценарию, а затем ещё
целый ряд сценарных концертов, открывая, по существу, новый жанр в
магнитиздате, своего рода «театр у микрофона». Кроме того, в этот же период, в
1972—74 годах, Северный записал под гитару более 20 других домашних концертов,
состоявших не только из блатных песен, но и из уличной лирики, романсов,
студенческих и прочих «неподцензурных» песен. Особо следует выделить запись
известной скабрёзной поэмы XIX века «Лука Мудищев», которую сделал знакомый Фукса,
известный ленинградский коллекционер Сергей Иванович Маклаков.
В 1974
году Фукс снова организовал запись Аркадия Северного под небольшой ансамбль, а
вскоре начал подготовку к новому проекту — концертам Аркадия Северного с
«одесским джазом». Первая пробная запись состоялась в январе 1975 года на
квартире басиста ВИА «Поющие гитары» Владимира Васильева, а в феврале была
произведена запись концерта Аркадия Северного с ансамблем в актовом зале
института «Ленпроект», по месту работы Рудольфа Фукса. Тексты некоторых песен
(«В Одессе я родился», «Вы хочете песен — их есть у меня», «С добрым утром,
тетя Хая», «Семь-сорок», «Люблю я сорок градусов») написал сам Фукс. Запись
получила название «Первый одесский концерт», быстро разошлась по всей стране и
имела большой успех.
В апреле
1975 года запись Аркадия Северного с ансамблем организовал и Сергей Маклаков.
Ансамбль состоял из музыкантов ресторана «Парус», которые под именем «Братья
Жемчужные» уже записывались у Маклакова в конце 1974 года. Запись Жемчужных с
Северным, получившая впоследствии название «Ой, мамочка!», была произведена на
квартире коллекционера Дмитрия Михайловича Калятина.
У Аркадия
с Калятиным завязалась дружба, а с осени того же 1975 года Аркадий поселился у
него на квартире. Дело в том, что к этому времени Аркадию было негде жить, он
ушёл из семьи и из дома, лишился работы в «Экспортлесе». У Калятиных Северный
прожил около полутора лет. За это время Дмитрием Калятиным было произведено
много записей Аркадия под гитару, на которых исполнялись как уличные и блатные,
так и лирические песни, и романсы. В свою очередь Сергей Маклаков и Рудольф Фукс
продолжали свои проекты оркестровых записей Аркадия. В 1976 году произведены
записи с ансамблями «Братья Жемчужные», «Четыре брата и лопата», «Альбиносы»,
«Светофор», «Крёстные отцы». Концептуально выдержанными можно назвать лишь
несколько записей, организованных Фуксом: «Памяти Вертинского», «На проспекте
25 Октября», концерты на одесскую тематику — «Памяти Кости-аккордеониста»,
«Третий одесский». Остальные концерты были весьма эклектичны, как в
музыкальном, так и в репертуарном плане. Как, впрочем, и весь жанр
«улично-ресторанной» эстрады, в котором и выступал тогда Аркадий Северный.
Богемная
жизнь негативно сказывалась на Аркадии, и в 1976 году друзьям артиста стало
ясно: Северный страдает от алкоголизма и нуждается в лечении. В 1976 году
Северный предпринял несколько попыток избавиться от своего недуга. Лечение и в
ленинградском Институте имени Бехтерева, и в московской клинике на Каширском
шоссе привели лишь к кратковременной ремиссии. Примерно с середины 1976 года он
уже нигде не работал и полностью перешёл на образ жизни подпольного артиста.
Его личные отношения с семьёй Калятиных всё более и более осложнялись.
В начале
1977 года произошла история с ленинградским коллекционером Виктором Набокой. В
январе он записал два концерта Аркадия Северного с ансамблем «Обертон», один из
которых был сделан в оригинальном рок-н-ролльном стиле. Но вскоре вдруг в адрес
Аркадия прозвучали обвинения, что он украл у Набоки оригиналы записей. Что на
самом деле лежало в основе этой истории — до сих пор остаётся неизвестным.
Вскоре после этого Аркадий уехал из Ленинграда, но есть ли связь между его
отъездом и этой историей — тоже неизвестно.
Как раз в
это время киевскому коллекционеру Фреду Ревельсону удалось через Р. Фукса найти
Северного и пригласить его на гастроли в Киев, куда Аркадий и прибыл в апреле
1977 года. Здесь была произведена запись концерта с ансамблем Григория
Бальбера. А вскоре Северный получил приглашение от одесского коллекционера
Владислава Коцишевского и в конце апреля приехал в Одессу.
В Одессе
Северный записывался у Коцишевского под ансамбль «Черноморская чайка»,
собранный специально для этих записей. Сначала в трёх концертах совместно с
омским автором-исполнителем Владимиром Шандриковым, а позже, весной и летом
1977 года, — в двух сольных концертах. Один из них — «Тётя Шура» — многими
признан как образец классики в жанре уличной лирики.
В Одессе
произошло знакомство Аркадия с кумиром – Владимиром Высоцким. Добравшись до
гостиничного номера артиста, Северный представился Владимиру. В ответ Высоцкий
заявил, что слышал записи, где Аркадий исполняет его песни и делает это на
редкость плохо. Разговор обидел шансонье, и тот быстро покинул номер звезды
советского кинематографа.
Вернувшись
в Москву, где Аркадий останавливался у друзей, Северный вновь уходит в сильный
запой. Вывести из этого состояния певца смогли только врачи, новые гастроли и
записи концертов. Осенью 1977 года Северный вновь направился на лечение в
московскую клинику. На этот раз удалось добиться ремиссии на год.
После
лечения он вернулся в Ленинград, где С.И. Маклаков вновь организовал его записи
с братьями Жемчужными. Теперь они были осуществлены на более солидном
музыкальном уровне (концерты «Диксиленд», «Проводы 1977 года»), а также более
оригинальны в репертуарном плане. В основном были исполнены не фольклорные
песни, а песни на стихи самодеятельного питерского поэта Владимира Раменского,
друга Аркадия Северного и Сергея Маклакова.
Из стихов
Владимира Раменского был составлен репертуар и других концертов этого периода —
с ансамблями «Чайка» и «Химик». Два концерта с «Химиком» были организованы и
записаны в феврале-марте 1978 года Владимиром Тихомировым и Владимиром
Раменским. Перед этим Северный совершил непродолжительную гастрольную поездку в
Нарву, где выступал в «Старом кафе» с исполнением песен на стихи В. Раменского.
Вскоре Северный вновь уехал в Одессу к своей новой фактической жене Зинаиде.
Весной и летом этого года он вновь плодотворно сотрудничал с В. П. Коцишевским,
записывался у него под гитару, а также с ансамблями «Черноморская чайка» и
«Шесть плюс один».
Осенью
Северный оказался в Москве, и в это же время произошёл рецидив его болезни. В
столице было организовано несколько ресторанных выступлений Северного, одно из
них — для игроков хоккейной сборной СССР. Вскоре Северный расстался с Зинаидой,
что, видимо, ещё более усугубило его недуг. Записей в этот период производилось
совсем немного — с ансамблем «Аэлита» в Феодосии и концерт песен на стихи
Есенина в Одессе.
К этому
времени Северный окончательно стал профессиональным «подпольщиком» и
нарушителем статьи 209 УК РСФСР. Его образ жизни, в сущности, совершенно
невероятен для советской действительности. Не имея ни прописки, ни паспорта, ни
трудовой книжки (не говоря уже об официальном месте работы), он свободно разъезжает
по стране и практически открыто гастролирует и участвует в записях с
репертуаром, совершенно неприемлемым для Советской власти.
В начале
1979 года Северный вернулся в Ленинград. Здесь он тесно сошёлся с компанией
знакомых В. Раменского и В. Тихомирова, занимавшихся обивкой дверей, довольно
выгодным в советские времена бизнесом. На квартире одного из них, Валерия
Шорина (внука А. Ф. Шорина), он жил несколько месяцев. Весной С.И. Маклаков
организовал очередную его запись с «Братьями Жемчужными»; правда, ансамбль на
этот раз выступал под названием «Божья обитель». Примерно в это же время
Северного нашёл и его первый «импресарио» — Рудольф Фукс. Он организовал
выступление Северного с Георгием Ордановским и рок-группой «Россияне» (запись
не сохранилась). Вскоре Аркадий получил приглашение на гастроли в город
Тихорецк, куда и отправился в начале лета.
В
Тихорецке руководитель местной студии звукозаписи Станислав Сафонов
(впоследствии он стал руководителем одной из первых в Тихорецке телекомпаний,
«Тихорецк-ТВ») организовал запись Северного с ансамблем «Встреча» при участии
хорошо известного в жанре певца и органиста Анатолия Мезенцева. После Тихорецка
Северный поехал в станицу Кущёвскую, где местным коллекционером Н. Пушкарским
была произведена запись с ансамблем «Казачок», а затем в Ростов-на-Дону. Там
Северный дал несколько ресторанных концертов. В конце лета он приехал в Одессу,
где записал «золотой диск» — большой концерт с «Черноморской чайкой» из
одесской классики (так называемый «херсонский концерт»).
Затем певец уехал в Москву. Во время пребывания в Москве Северный вновь выступал с ресторанными концертами, которых, по воспоминаниям разных людей, было довольно много. Молва приписывала Северному и специальные концерты для высокопоставленных советских и партийных деятелей. Жил он в этот период на разных квартирах, пока, наконец, не поселился у Анатолия Писарева. Здесь он жил до самой весны 1980 года, записывая много домашних концертов, в том числе — с песнями, сочинёнными самим А. Писаревым.
В феврале
по приглашению С. И. Маклакова Северный ненадолго приехал в Ленинград, где
записал концерт с «Братьями Жемчужными» («Олимпийский концерт», или
«Трезвость»), а также домашний концерт у Владимира Раменского. После этого он
возвратился в Москву, но в начале апреля вновь приехал в Ленинград. Здесь, на
квартире В. Шорина, у него неожиданно произошло обширное кровоизлияние в мозг.
12 апреля
1980 года в 1 час 35 минут Аркадий Дмитриевич Звездин, известный как Аркадий
Северный, скоропостижно скончался в больнице имени Мечникова на 42-м году
жизни. Однако организатор концертов Северного, Сергей Маклаков, утверждает, что
артист умер в чужой квартире во время очередного запоя. Собутыльники не
заметили, что Аркадию стало плохо, и слишком поздно вызвали скорую. Мужчину не
успели спасти. Певец был похоронен на кладбище Ленинградского крематория.
Есть
версия, что урна с прахом была утеряна ещё до её похорон на кладбище. Вот что
рассказывают об этом: «Поставили урну на полку в коридоре, помянули, попели,
поплясали, а потом обнаружили, что она куда-то пропала. Может быть, и выкинули
в угаре…». Памятник певцу на территории Санкт-Петербургского крематория —
кенотаф.
23 ноября
2013 года на доме 55 по набережной Обводного канала коллекционером Владимиром
Суворовым и другими меломанами-энтузиастами установлена мемориальная доска «В
этом доме в 1978 г. жил и пел Аркадий Северный (А. Д. Звездин)».
В апреле
2016 года на кладбище крематория был установлен новый надгробный памятник
(автор — петербургский скульптор Владимир Шпалет).
10 марта
2019 года по адресу улица Рыбинская, дом 7 пенсионер Валерий Петров и учитель
Михаил Лоов в рамках объединённой программы мероприятий «Полдень Северного» к
80-летию исполнителя установили памятную табличку «С благодарностью от Человечества!
Скромная инициатива простых горожан 2019». Доска установлена в честь Аркадия
Северного, Александра Шеваловского, бит-ансамбля «Обертон» п/у Виктора Шатнева,
записывавшихся когда-то в этом пустующем доме в период расселения в 1977—1979
гг., на подпольной студии звукозаписи, которую создал коллекционер Виктор
Набока. Доска расположена в фойе гостиницы, находящейся сейчас в этом здании.
Творческое
наследие А. Северного состоит более чем из ста магнитофонных альбомов. Их
список продолжает уточняться коллекционерами-энтузиастами. Далеко не все записи
Северного можно считать разысканными на настоящий момент. Неизвестные ранее
записи время от времени «всплывают» до сих пор.
Комментариев нет:
Отправить комментарий