пятница, 29 марта 2024 г.

История одной песни. ДДТ – «Дождь» (1981).

Советский рок

«Не хотел я петь эту песню. На мой взгляд, несколько… Ну, в общем-то, для вас.»

- Юрий Шевчук.

Группа «ДДТ» и её бессменный лидер Юрий Юлианович Шевчук подарили нам десятки нестареющих шлягеров. Одним из самых ранних хитов коллектива можно назвать проникровенно-надрывную, широкую и многогранную песню «Дождь», которая, как и её авторы, прошла трудный и долгий творческий путь. Давайте вспомним, как создавалась эта композиция и почему её до сих пор считают одной из лучших в дискографии «ДДТ».

Юрий Шевчук (ДДТ) – «Дождь» (Новогодний концерт Юрия Шевчука и группы "ДДТ" на телеканале "Дождь").

Говоря об истории создания "Дождя", сам Шевчук несколько путается в показаниях:

«Это было в 1981 году… Была жара, тяжело, все плохо как-то… Сидел я в своей мастерской, писал дипломную работу. Захотелось какого-то дождя, праздника…

И он грянул! Это был мой день рожденья — 16 мая… Грянул ливень… Я сел просто в трусах одних на подоконник, закурил, кругом струи текут… И написалась такая песня — «Дождь» …»

А вот еще;

«Интересно появилась песня “Дождь”. Мы с друзьями укрывались от ливня в подворотне, этот момент мне запомнился, и я решил написать такую картину – дипломную работу, ведь в то время я учился на художественно-графическом факультете Уфимского педагогического института.

Так как все рисовали ударников труда, я решил хиппануть, и оказалось, что моя работа получилась антисоветская. За идеологию мне поставили тройку. После этих событий я и написал песню.»

Дождь, звонкой пеленой наполнил небо майский дождь.

Гром, прогремел по крышам, распугал всех кошек гром.

Я открыл окно, и веселый ветер разметал все на столе -

Глупые стихи, что писал я в душной и унылой пустоте.

 

Грянул майский гром и веселье бурною, пьянящею волной

Окатило, эй, вставай-ка и попрыгай вслед за мной.

Выходи во двор и по лужам бегай хоть до самого утра.

Посмотри, как носится смешная и святая детвора.

 

Капли на лице - это просто дождь, а может плачу это я.

Дождь очистил все, и душа, захлюпав, и вдруг размокла у меня.

Потекла ручьем прочь из дома к солнечным некошеным лугам.

Превратившись в пар, с ветром полетела к неизведанным мирам.

 

И представил я: город наводнился вдруг веселыми людьми.

Вышли все по дождь, скоро что-то пели, и плясали, черт возьми.

Позабыв про стыд и опасность после с осложненьем заболеть,

Люди под дождем, как салют, встречали гром - весенний первый гром.

________________________________

Как бы там ни было, первая версия «Дождя» попала на магнитоальбом «ДДТ-1», а позже вошла в треклист пластинки «Свинья на радуге» (1982). Впрочем, это была ещё не та композиция, которая позже ушла в народ, ведь и текст, и аранжировка в ней немного отличались от более поздних вариантов.

ДДТ – «Дождь» (Свинья на радуге, 1982)

В 1984 году «ДДТ» приступили к записи альбома «Периферия», во время которой «Дождь» был перезаписан под аккомпанемент рояля. По воспоминаниям звукорежиссёра Игоря Верещаки, музыканты тогда не спали всю ночь, и под утро, когда прошёл сильный ливень, Шевчук, который остался самым бодрым из присутствующих, предложил записать ещё один трек. Им и стал «Дождь», который, к сожалению, так и не попал на пластинку.

Двумя годами позже шлягер обзавёлся своим первым клипом. Правда, это была не та иносказательная видеоработа с кубиками, игрушечными солдатиками и отсылками ко всемирному потопу.

Юрий Шевчук и группа ДДТ – «Дождь» (1986)

В ролике, снятом для передачи «Ностальгия», молодой Шевчук разъезжает по столичным улицам на поливальной машине и напевает знакомые всем фанатам «ДДТ» строчки.

Но настоящая известность пришла к песне в 1992 году, когда режиссёр Б. Деденев снял на композицию «тот самый» клип с Шевчуком в главной роли.

ДДТ – «Дождь» (Official video, 1992)

В кадре нашли своё отражение не только библейские сюжеты, но и события гражданской войны и августовского «путча» 1991 года. В первой версии клипа текст песни немного отличается от варианта 1992 года: вместо грубого «что-то пели и плясали, чёрт возьми» звучат слова «что-то пели и плясали, как могли».

ДДТ – «Дождь» (Черный пес Петербург, 1993)

В концертном исполнении песня вошла в альбомы «Чёрный пёс Петербург» и «Город без окон. Выход».

Комментариев нет:

Отправить комментарий