По мнению некоторых музыкальных критиков американская джазовая певица и пианистка Сара Вон
(Sarah Lois Vaughan) обладала «одним из самых чудесных голосов 20-го века».
Певица, получившая прозвища «Сасси» и «Божественная», была
номинирована в общей сложности на девять премий «Грэмми», из которых выиграла две, в том числе «За жизненные достижения».
В 1985 году она получила звезду на Голливудской аллее славы, а в 1988 году была введена в Зал славы американского джаза. В 1989 году Саре Вон была присуждена премия NEA Jazz Masters Award. В память о певице проводится Джазовый фестиваль ежегодный конкурс джазовых вокалистов, названный в её честь SASSY.
Сара Вон
родилась 27 марта 1924 года в Ньюарке, штат Нью-Джерси, в семье мигрантов из
Вирджинии Эсбери «Джейка» Вона, плотника по профессии, игравшего на гитаре и
пианино, и Ады Вон, прачки, которая пела в церковном хоре. Джейк был глубоко
религиозен. Семья активно участвовала в жизни баптистской общины «Нью-Маунт-Сион»
на Томас-стрит, 186.
Вон начала
учиться игре на фортепиано в возрасте семи лет, пела в церковном хоре во время служб.
Она училась в средней школе Ист-Сайда, а затем перевелась в среднюю школу
искусств Ньюарка, открывшуюся в 1931 году. Но наступало время биг-бэндов, в
Гарлеме уже вовсю звучал джаз, и эта современная музыка стала её главным
увлечением – по радио Сара слушала и узнавала новых музыкантов и группы, а
кроме того, её так и тянуло на концертные площадки и в клубы. Она нелегально посещала
ночные клубы Ньюарка, где выступала как пианистка и певица. Как только гонорары
за ее ночные приключения в качестве певицы подросли, Сара бросила среднюю
школу, чтобы более полно сосредоточиться на музыке.
Во время
поездок Сары в Нью-Йорк её часто сопровождала подруга Дорис Робинсон. Осенью
1942 года, когда Саре было 18 лет, Вон предложила Дорис принять участие в
конкурсе «Вечер любителей» в знаменитом «Apollo Theater». Под аккомпанемент
Сары на фортепиано Робинсон выиграла второй приз. Позже Вон решила сама
участвовать в песенном конкурсе. Она исполнила бессмертный джазовый стандарт «Body
and Soul» и победила, хотя дата этого победного выступления неизвестна. Призом,
как вспоминала Вон, было 10 долларов и обещание недельного ангажемента в «Apollo».
20 ноября
1942 года Сара Вон вышла на сцену «Apollo Theater», чтобы выступить на
разогреве у самой Эллы Фицджеральд. Когда объявили выход «некой певички из
Ньюарка, Сары Вон» на неё не обратили внимания, но когда девушка запела, то все
– от официантов клуба до самой Фицджеральд -
попросту не поверили своим ушам! Её пение было чем-то новым, не
существовавшим прежде!
Дальнейшая
судьба Вон была предрешена, правда, до сих пор остается загадкой, кто же
всё-таки «протолкнул» Сару. По разным источникам, её «открывателем» мог быть
Эрл Хайнс, руководитель оркестра, или Билли Экстайн, прекрасный певец, баритон
(также работавший в оркестре Хайнса), который в тот вечер тоже пришел послушать
Фицджеральд. Известно лишь, что тогда, по рекомендации ли Экстайна, либо без
нее, Хайнс оказался самым быстрым и немедленно нанял Сару на работу в свой
оркестр. Остаток 1943 и часть 1944 года Вон провела, гастролируя по стране с
биг-бэндом Эрла Хайнса. Певица была оформлена в группе как пианистка, что
позволяло Хайнсу ввести ее под юрисдикцию профсоюза музыкантов (Американская
федерация музыкантов), а не профсоюза певцов (Американская гильдия артистов
эстрады). Но после того, как к группе в качестве тромбониста и пианиста
присоединился Клифф Смоллс, обязанности Вон ограничились пением. Группа Эрла
Хайнса в этот период запомнилась как инкубатор бибопа, так как в нее входили
трубач Диззи Гиллеспи, саксофонист Чарли Паркер (игравший на тенор-саксофоне, а
не на альте) и тромбонист Бенни Грин.
В конце
1943 года Билли Экстайн покинул группу Хайнса и сформировал свой собственный биг-бэнд
с Гиллеспи. К группе присоединился Паркер, а в течение следующих нескольких лет
в группу входили Джин Аммонс, Арт Блэйки, Майлз Дэвис, Кенни Дорхэм, Декстер
Гордон и Лаки Томпсон. В 1944 году Сара Вон приняла приглашение Экстайна и
присоединилась к его группе, что дало ей возможность записать песню «I'll Wait
and Pray» для лейбла «De Luxe». В тот период Сара неоднократно выступала дуэтом
с Билли – эта пара записала немало джазовых композиций, ставших классическими. Критик
и продюсер Леонард Фезер попросил певицу сделать запись с септетом, в который
входили Диззи Гиллеспи и Джорджи Олд для компании «Continental».
В конце
1944 года Сара Вон оставила биг-бэнд Экстайна и занялась сольной карьерой, хотя
оставалась близка с Билли и часто записывалась с ним. Певица
выступала на 52-й улице в Нью-Йорке в клубах «Three Deuces», «The Famous Door»,
«The Downbeat» и «Onyx Club». 11 мая 1945 года она записала для лейбла «Guild»
песню «Lover Man» с квинтетом, в который вошли Гиллеспи и Паркер с Элом Хейгом
на фортепиано, Кёрли Расселом на контрабасе и Сидом Кэтлеттом на барабанах.
В октябре
1945 года, Вон получила контракт на запись от владельца компании «Musicraft» Альберта
Маркса. Она записала для «Musicraft» такие песни, как «If You Could See Me Now»
(написанная и аранжированная Тэдом Дэмероном), «Don't Blame Me», «I've Got a
Crush on You», «Everything I Have Is Yours» и «Body and Soul».
Сара Вон
начала регулярно выступать в «Café Society Downtown» на Шеридан-сквер в
Нью-Йорке, где подружилась с трубачом Джорджем Тредуэллом, который стал её
менеджером. Сара делегировала ему большую часть обязанностей музыкального
руководителя своих сессий, что позволило ей сосредоточиться на пении. В течение
следующих нескольких лет Тредуэлл внес изменения в сценический облик Вон. Профессиональные
отношения Воана и Тредуэлла переросли в личные и пара поженилась 16 сентября
1946 года.
С годами
голос её голос становился глубже, а стиль – витиеватее и сложнее. Сама же Сара
свой уникальный голос считала в некотором роде просто музыкальным инструментом
– известно, что тексты песен никогда не играли для неё важной роли, главным для
неё была музыка.
Примерно
в это же время чикагский диск-жокей Дэйв Гэрроуэй придумал для нее прозвище,
«Божественная», которое будет сопровождать певицу на протяжении всей карьеры. Сара
Вон была и остается одной из самых выдающихся джазовых певиц всех времен. Одной
из первых она начала петь в манере боп-скэт. Обладая уникальным по тембру и
широте диапазона голосом, Сэсси (Sassy), как звали её многие, в совершенстве
владела блюзовой интонацией, свингом и офф-битом. Кроме своего знаменитого
джазового вокала, Сара прославилась исполнением в сонг-стиле – джазовых
интерпретациях популярных лирических песен и шлягеров. Обладая диапазоном
голоса в три октавы, Вон считалась самой лучшей вокалисткой периода би-бопа. Её
запись «Tenderly» — она гордилась тем, что была первой, кто записал этот
джазовый стандарт — стала неожиданным поп-хитом в конце 1947 года; запись песни
«It's Magic» (из фильма Дорис Дэй «Роман в открытом море») имела успех в чартах
в начале 1948 года; запись «Nature Boy» от 8 апреля 1948 года стала хитом
примерно в то же время, когда была выпущена популярная версия Нэта Кинга Коула.
Из-за второго запрета на запись со стороны союза музыкантов, «Nature Boy» была
записана с хором а капелла.
Запрет на
членство в профсоюзе музыкантов поставил «Musicraft» на грань банкротства. Вон
использовала трудности компании, как возможность подписать контракт с более
крупным звукозаписывающим лейблом «Columbia». После улаживания юридических
вопросов, её успех в чартах продолжился летом 1949 года с альбомом «Black
Coffee». Во время работы в «Columbia» певица занималась почти исключительно
коммерческими поп-балладами, некоторые из которых имели успех: «That Lucky Old
Sun», «Make Believe (You Are Glad When You're Sorry)», «I'm Crazy to Love You»,
«Our Very Own», «I Love the Guy», «Thinking of You» (с пианистом Бадом
Пауэллом), «I Cried for You» и «These Things I Offer You».
В 1947
году Сара Вон получила награду New Star Award журнала «Esquire», в 1947—1952
годах — награды журнала «Down Bea»t, а с 1948 по 1953 год — журнала «Metronome».
Успех у критиков привели к тому, что в конце 1940-х и начале 1950-х годов Вон собирала
аншлаг в клубах по всей стране. Летом 1949 года она впервые выступила с
симфоническим оркестром в бенефисе Филадельфийского оркестра.
В 1949
году, когда их финансовое положение упрочилось, Вон и Тредуэлл купили
трехэтажный дом на Эйвон-авеню, 21 в Ньюарке, занимая верхний этаж и переселив
своих родителей Вона на два нижних этажа. Тем не менее, деловое давление и
личностные конфликты привели к охлаждению отношений Тредуэлла и Вон. Тредуэлл
нанял менеджера, который обеспечивал гастрольные потребности жены, а сам открыл
офис на Манхэттене, чтобы работать с другими клиентами.
Отношения
Вон с лейблом «Columbia» тоже испортились, так как певица была недовольна
коммерческим материалом и своим слабым финансовым успехом. В 1950 году она
сделала несколько записей в небольших группах с Майлзом Дэвисом и Бенни Грином,
значительно отличавшихся от того, что она записывала для «Columbia».
В 1953
году Тредуэлл заключил для Вон контракт с лейблом «Mercury», в соответствии с
которым певица должна была записать коммерческий материал для «Mercury» и
джазовый для его дочерней компании «EmArcy». Сара Вон работала в паре с
продюсером Бобом Шэдом, и их рабочие отношения принесли коммерческий и
художественный успех, начавшийся с хита 1954 года «Make Yourself Comfort», и
продолжившийся «How Important Can It Be» (совместно с Каунтом Бейси), «Whatever
Lola Wants», «The Banana Boat Song», «You Ought to Have a Wife» и «Misty».
Успех Вон с «Mercury» достиг пика в 1959 году с песней «Broken Hearted Melody»,
которую сама певица считала «банальной», и которая, тем не менее, стала её
первой золотой пластинкой и регулярной частью её концертного репертуара на
долгие годы. В 1957 году Вон воссоединилась с Билли Экстайном для серии дуэтных
записей, результатом которых стал хит «Passing Strangers». Её коммерческими
записями занимались многие аранжировщики и дирижёры, в первую очередь Хьюго
Перетти и Хэл Муни.
Во второй
половине 1950-х годов рабочий график певицы состоял из почти безостановочных
гастролей. Летом 1954 года она выступила на 1-м джазовом фестивале в Ньюпорте и
играла главную роль на последующих фестивалях в Ньюпорте и в Нью-Йорке до конца
своей жизни. Осенью 1954 года Сара Вон выступила в Карнеги-холле с оркестром
Каунта Бейси в программе, в которую также входили Билли Холидей, Чарли Паркер,
Лестер Янг и «Modern Jazz Quartet». Осенью того же года она снова
гастролировала по Европе, прежде чем отправиться в тур по США «Big Show», в
котором участвовали Каунт Бейси, Джордж Ширинг, Эрролл Гарнер и Джимми Рашинг.
Хотя
профессиональные отношения между Вон и Тредуэллом были довольно успешными в
1950-х годах, их личные отношения, наконец, достигли критической точки, и Вон
подала на развод в 1958 году. Она полностью делегировала финансовые вопросы
Тредуэллу, и, несмотря на значительные цифры доходов, о которых сообщалось в
1950-х годах, в соглашении Тредуэлл заявил, что осталось только 16 000
долларов. Супруги поровну разделили сумму и свои личные активы, прекратив
деловые отношения.
Уход
Тредуэлла из жизни Вон был ускорен появлением некоего Клайда «Си Би» Аткинса, с
которым Сара познакомилась в Чикаго и за которого вышла замуж 4 сентября 1958
года. Хотя у Аткинса не было опыта в менеджменте или музыке, Вон захотела иметь
с ним смешанные профессиональные и личные отношения, подобные тем, которые у
нее были с Тредуэллом. Она сделала Аткинса своим менеджером, хотя и опасалась
проблем, которые у нее были с Тредуэллом, и поначалу пристально следила за мужем.
Когда
контракт Вон с «Mercury» закончился, она подписала в конце 1959 года контракт с
«Roulette», небольшим лейблом, принадлежащим Моррису Леви. Певица начала
записываться для «Roulette» в апреле 1960 года, записав ряд альбомов в
аранжировке или под управлением Билли Мэя, Джимми Джонса, Джо Рейсмана, Куинси
Джонса, Бенни Картера, Лало Шифрина и Джеральда Уилсона. В 1960 году она
добилась успеха в поп-чартах с песнями «Serenata», «Eternally» и «You're My
Baby».
В 1961
году Вон и Аткинс удочерили девочку, Дебору Лоис Аткинс, известную как Пэрис
Вон. Тем не менее, отношения с Аткинсом оказались сложными и после нескольких
инцидентов пара развелась в ноябре 1963 года. Азартные игры и траты Аткинса
принесли Вон около 150 000 долларов долга. Её дом был арестован Налоговым
управлением США за неуплату налогов.
Когда в
1963 году контракт певицы с «Roulette» закончился, Вон вернулась в более
привычную «Mercury». Летом 1963 года она отправилась в Европу с продюсером
Куинси Джонсом, чтобы записать альбом живых выступлений со своим трио «Sassy
Swings the Tivoli». В течение следующего года Сара Вон впервые выступила в
Белом доме для президента Линдона Джонсона. Запись «Tivoli» стала самым ярким
моментом ее второго пребывания в «Mercury». Изменение вкусов в 1960-х годах
привело к тому, что аудитория джазовых музыкантов сократилась. Несмотря на то,
что у Вон было достаточно много поклонников, чтобы поддерживать её карьеру,
качество и количество записей певицы снижалось, поскольку ее голос слабел, хотя
мастерство оставалось неизменным. С 1967 года, когда срок контракта Вон с «Mercury»
истек, у нее не было контракта с какой-либо другой звукозаписывающей компанией
до конца десятилетия.
В 1971
году в отеле «Tropicana» в Лас-Вегасе Сара Вон познакомилась с сотрудником
концессионного киоска Маршаллом Фишером, который был давним фанатом певицы. Несмотря
на то, что Фишер был белым и был на семь лет старше Вон, их сразу же потянуло
друг к другу. Фишер переехал к ней в Лос-Анджелес и, хотя у него не было опыта
в музыкальном бизнесе, стал ее гастрольным, а затем и личным менеджером. Но в
отличие от других мужчин и менеджеров, Фишер был предан Вон, тщательно управлял
ее карьерой и хорошо относился к певице. Он писал ей любовные стихи.
В 1971
году Боб Шэд, который работал с Сарой Вон в качестве продюсера в «Mercury»,
попросил певицу записать альбом для его лейбла «Mainstream», который он основал
после своего ухода из «Mercury». Прервав четырехлетнюю паузу, Вон подписала
контракт с «Mainstream» и вернулся в студию для записи альбома «A Time in My
Life» с песнями Боба Дилана, Джона Леннона и Марвина Гэя в аранжировке Эрни
Уилкинса. Шэд хотел хита, но альбом его не получил. Затем был записан альбом «Live
in Japan», первый концертный альбом певицы с 1963 года. Альбом «Sarah Vaughan
and the Jimmy Rowles Quintet» (1974) был более экспериментальным, содержащим
свободную импровизацию и нетрадиционный скэттинг.
«Send in
the Clowns» стал еще одной попыткой увеличить продажи, ворвавшись на рынок
поп-музыки. Вон не нравились песни, и она ненавидел обложку альбома, на которой
был изображен клоун. В 1975 году певица подала иск против Шэда, полагая, что
обложка не соответствовала утонченному образу Вон, который она старалась блюсти
на сцене. Она также утверждала, что альбом «Sarah Vaughan: Live at the Holiday
Inn Lesotho» имел неправильное название, и что Шэд вредил ее карьере. Хотя в
целом альбом ей не нравился, ей понравилась песня «Send in the Clowns»,
написанная Стивеном Сондхаймом для мюзикла «A Little Night Music». Вон выучила песню
на фортепиано, внесла множество изменений с помощью пианиста Карла Шредера, и «Send
in the Clowns» стала визитной карточкой певицы.
В 1974
году Сара Вон выступила в зале «Hollywood Bowl» с Лос-Анджелесским
филармоническим оркестром, которым дирижировал поклонник Вон Майкл Тилсон
Томас. За этим концертом последовали выступления в 1975 и 1976 годах с другими
симфоническими оркестрами Соединенных Штатов.
После
ухода из «Mainstream» Вон заключила контракт с «Atlantic» и приступила к работе
над альбомом песен Джона Леннона и Пола Маккартни, которые были аранжированы
Марти Пейчем и его сыном Дэвидом Пейчем из рок-группы «Toto». Певица была полна
энтузиазма по поводу альбома, но «Atlantic» отвергла его, заявив, что тот не
содержит хитов. «Я не знаю, как они могут распознать хиты заранее и, вообще, мне
теперь плевать на звукозаписывающие компании», — заявила Вон и расторгла контракт
с лейблом.
К
сожалению, здоровье Сары пошатнулось в конце 80-х годов, ей пришлось отменить
многие концерты. В 1989 году, во время выступления в нью-йоркском джаз-клубе «Blue
Note», у певицы был диагностирован рак легких, и она была слишком больна, чтобы
закончить последний день того, что оказалось ее последней серией публичных
выступлений. Сколько могла, певица боролась с болезнью, но после, устав,
попросила отвезти её домой, где она и скончалась во время просмотра телевизионного
фильма «Девушки из Лейкерс» с участием ее дочери. Произошло это вечером 3
апреля 1990 года, ей было 66 лет.
Церемония
похорон Сары Вон состоялась в баптистской церкви Mount Zion в Ньюарке, штат
Нью-Джерси, после чего конный экипаж перевез ее тело на кладбище Глендейл в
Блумфилде.
Sarah
Vaughan – The Rodgers and Hart Songbook 1954-1958 (2008)
1.My Funny Valentine
2.Little Girl Blue
3.A Tree In The Park
4.It's Got To Be Love
5.A Ship Without A Sail
6.Bewitched
7.Thou Swell
8.It Never Entered My Mind
9.It's Easy To Remember
10.Why Cant't I
11.My Romance
12.My Heart Stood Still
Sarah Vaughan - Vocals
Cannonball Adderley - Sax (Alto)
Joe Benjamin - Bass
Ronnell Bright - Piano
Richard Davis - Bass
Bernie Glow - Trumpet
Roy Haynes - Drums
J.J. Johnson - Trombone
Jimmy Jones - Piano
Sam Marowitz - Sax (Alto)
Hal Mooney - Arranger, Conductor
Jerome Richardson - Reeds
Ernie Royal - Trumpet
Turk VanLake - Guitar
Ernie Wilkins - Arranger, Conductor
Kai Winding - Trombone
This was
never an original record, but two sessions put together.There is no doubt that
fans of SARAH could have take two records of RODGERS AND HART songs ,but we are
forced to content ourself with only one.At least ,there are songs like WHY
CAN'T I,IT'S EASY TO REMEMBER and IT'S GOT TO BE LOVE that ELLA FITZGERALD did
not recorded on her famous songbook of 1956.There are countless versions of MY
FUNNY VALENTINE and SARAH'S is one of the good ones(SINATRA'S FIRST CAPITOL
ALBUM HAS THE GREATEST);BEWITCHED is also present in its abridged version(ELLA
HAS THE COMPLETE ONE)FRANK SINATRA, who knew a thing or two about the art of
singing, once said of SARAH:when i hear her sing, i feel like cutting my throat
or my wrists.Like i said in a previous critic, there was only one SASSY.
--Alain
Robert, amazon.com
download
(mp3 @320 kbs):
Комментариев нет:
Отправить комментарий