суббота, 23 марта 2024 г.

Made in USSR. 1980-е в стиле инструментального синти-попа.

Синти-поп

В Советском Союзе synthpop был, и в основном в инструментальном виде и в инструментальных версиях. С первыми лучами гостеприимного Союза в год Олимпийских Игр в 1980 году, стали появляться первые ростки электронной музыки и выходить массово на единственной нашей фирме грамзаписи «Мелодия». Конечно, главные поставщики электронной синти-поп музыки были прибалты: Зодиак, Арго. И конечно, до этого самого момента в СССР творили такие столпы электронной музыки и официально выпускались на широкий экран и на пластинках, как Эдуард Артемьев, Александр Зацепин, Алексей Рыбников.

В 1980-х стал востребован в творческом плане и Юрий Чернавский. На фирме «Мелодия» выходила серия пластинок Пульс под маркой «Спорт и музыка», инструментальная музыка для спорта и танцев в стиле синти-поп. Серия советской электронной музыки 1980-х годов первоначально предназначалась для использования в качестве фоновых мелодий для спортивных и других подобных мероприятий.

«Disco Alliance» — дебютный студийный альбом советской инструментальной, электронной рок-группы «Зодиак», вышедший в 1980 году на фирме Мелодия. Disco Alliance выдержан в стилях синти-поп, спейс-рок, спейс-диско. На оборотной стороне диска написана вступительная статья редактора Латвийского ТВ: А. Эрманбрикса на русском, английском и латышском языках. Лидер группы Янис Лусенс называет этот альбом «экспериментом». Альбом снискал большую популярность в СССР. По данным фирмы Мелодия, до 26 Августа 1983 года было продано 5 848 980 экземпляров пластинки.

Zodiac – «Disco Allance» (1980)

По утверждению самого Лусенса, в СССР и за его пределами было продано около 20 миллионов экземпляров, радиостанция «Серебряный дождь», включившая в 2014 году альбом в перечень «50 культовых пластинок фирмы "Мелодия", приводит это же число.

Zodiac – «Музыка Во Вселенной» (1982)

Спустя два года, в 1982 году на фирме «Мелодия» вышел второй студийный альбом инструментальной рок-группы «Зодиак», «Музыка во Вселенной» («Music In The Universe»; латыш. «Mūzika izplatījumā»).

«Дискофония» («Discophony») — дебютный студийный альбом советской литовской инструментальной группы Argo, выпущенный на фирме «Мелодия» в 1980 году. «Арго» — музыкальная группа, существовавшая в советской Литве в 1980-х годах, и игравшая инструментальную музыку в жанре синти-поп. «Арго» была одной из первых советских групп, начавших исполнять электронную музыку.

Argo Electronic Music Group – «Discophony» (1980)

Композиция «A2» использовалась в художественном фильме «Бармен из «Золотого якоря»» и документальном фильме «Дебют ВАЗ-2108» (наравне с композицией «A1»).

«Марафон» — девятый студийный альбом советского ВИА Здравствуй, Песня, выпущенный на пластинке от фирмы "Мелодия" в 1983 году. В него вошла необычная для такого ансамбля заглавная электронная инструментальная композиция.

ВИА «Здравствуй, песня» - «Марафон»

«Тайна третьей планеты» — советский полнометражный научно-фантастический мультфильм Романа Качанова, экранизация повести Кира Булычёва «Путешествие Алисы» (другой вариант названия — «Алиса и три капитана») из цикла «Приключения Алисы», выпущенный на экран в 1981 году. Музыку к мультфильму написал композитор Александр Зацепин.

Татьяна Анциферова · Александр Зацепин · Игорь Кохановский – «Мы родом из детства»

Кроме нескольких музыкальных тем, должна была войти и финальная песня «Мы родом из детства» на стихи Игоря Кохановского, в исполнении Татьяны Анциферовой и группы «Аракс», она не вошла в мультфильм, но её аудиозапись сохранилась и есть в общем доступе. Оригинальные аудиозаписи саундтрека мультфильма не сохранились. В 2021 году Зацепин (при содействии Малика Аминова) начал работу над изданием новой версии саундтрека. Перезапись осуществлялась в студии «Мосфильма» по оригинальной партитуре 1979 года при участии ВИА «Дикие гитары» (экс-«Темп-77»).

«Тайна третьей планеты». Оригинальная музыка к мультфильму.

В альбом также вошли два номера, которые были написаны для мультфильма, но не звучали в нём — «Полёт старухи» и «Разоблачение Глота», — а также два варианта темы птицы Крок. Саундтрек был издан в различных форматах в мае 2022 года.

«Охота на лис, музыка к фильму» — атмосферный электронный, обволакивающий саундтрек гуру советской электронной музыки Эдуарда Артемьева при участии ансамбля Бумеранг, Юрий Богданов (фортепиано).

«Охота на лис» — фильм режиссёра Вадима Абдрашитова по сценарию Александра Миндадзе, вышедший на экраны в 1980 году. Композиция вошла в студийный сборный альбом маэстро «Картины-Настроения» на фирме «Мелодия» в 1984 году.

«Через тернии к звёздам» — советский научно-фантастический двухсерийный фильм 1980 года режиссёра Ричарда Викторова по сценарию Кира Булычёва. Атмосферная обволакивающая с головой инструментальная тема «Свет звёзд» вошла в сборник на CD Алексея Рыбникова – «Музыка Космоса». В альбом вошли и другие электронные композиции - саундтреки к фильмам про Космос.

Алексей Рыбников - музыка к фильму «Через тернии к звездам» (1980).

«Автоматический комплект» («АК») — сольный студийный альбом в стилях электро-поп и новая волна, спродюсированный и записанный Юрием Чернавским в Москве в 1984 году. Этот альбом был продолжением серии поп-рок-альбомов Чернавского, которую открывали «Банановые острова», впоследствии ставшие «культовым» альбомом в советской рок-музыке 1980-х годов. Считается одним из первых отечественных электропоп-альбомов. Альбом был выпущен 17 Марта 1984 года самиздатом.

Юрий Чернавский - Автоматический комплект (1984)

«Звёздный вираж» — Оркестр п/у Павла Овсянникова. Этот удивительный и яркий образец одновременно электронного жанра, space disco и оркестрового лаунжа увидел свет в 1985 году на фирме "Мелодия", задолго до того, как два последних термина вошли в слушательский лексикон. В середине 1980-х основным предметом спроса молодежной аудитории на официальном уровне были пластинки, выходившие на фирме «Мелодия» по лицензии. Выпуск актуальных андеграундных альбомов русскоязычного рока и новинок современной на тот момент зарубежной музыки в стилистическом диапазоне от хеви-метала до «новой волны» еще даже не находился в стадии обсуждения. «Магнитофонная культура» уверенно отодвигала официальные релизы, чья ценность отчетливо проявилась лишь годы спустя.

Оркестр п/у Павла Овсянникова – «Звездный вираж» (1985)

Появление пластинки «Звездный вираж» Оркестра п/у Павла Овсянникова пришлось именно на это время. Несмотря на то, что отечественная популярная электронная музыка того времени в наши дни ассоциируется в первую очередь с такими мощными релизами, как Disco Alliance «Зодиака», «Дискофония» Argo и коллекционным «Сен Кайдан Биласан» «Оригинала», легко вписывающийся в эту обойму «Звездный вираж», сейчас, увы, известен куда меньше.

«Пульс 1. Музыкальный Компьютер» — студийный альбом двух электронщиков из серии «Спорт и музыка», выпущенный в 1985 году на фирме «Мелодия». Андрей Родионов и Борис Тихомиров — советский дуэт в жанре электронной музыки, использовавшие персональный компьютер для написания экспериментальной компьютерной музыки.

Кроме создания музыки дуэт Родионова и Тихомирова занимался выпуском компьютерных программ и компьютерных игр. Одна из первых электронных групп в СССР и, предположительно, первая, которая полностью синтезировала свои записи при помощи компьютерных технологий. Основной творческой задачей авторов было использование компьютеров в различных музыкально-стилистических аспектах: от синтетического звучания до приближения к традиционной палитре классической музыки. Также в качестве целей ставилась пропаганда достижений компьютеризации в сфере духовной культуры.

«Пульс 2» = «Pulse 2» — студийный альбом латвийского музыканта Зигмара Лиепиньша (Zigmar Liepinš) из серии «Спорт и музыка», выпущенный в 1985 году фирмой «Мелодия».


Zigmar Liepinš – «Пульс 2 / Pulse 2» (1986)

Зигмар Лиепиньш (Zigmars Liepiņš; род. 14 Октября 1952, Лиепая) — латвийский композитор, музыкант-клавишник. Один из наиболее известных композиторов Латвии, плодотворно работающий в разных жанрах. С 2013 года — председатель правления Латвийской национальной оперы. Будучи студентом консерватории, участвовал в различных группах. С 1973 года стал музыкантом-клавишником и автором многих песен ансамбля «Modo», руководимого Раймондом Паулсом. В 1977 году песни молодого композитора впервые были изданы на грампластинке фирмы «Мелодия» (LP «Vēl nav par vēlu», С60 09247-8). В 1976—1978 годах служил в Советской Армии, не расставаясь с музыкой — руководил созданным при рижском стройбате эстрадным ансамблем «Zvaigznīte» («Звёздочка»). После возвращения в ансамбль «Modo», с 1978 года стал его художественным руководителем.

Мирдза Зивере и Имант Ванзович – «Надо подумать» (1984)

В 1982 году ансамбль «Modo» был реорганизован в группу «Опус», руководителем которой З. Лиепиньш оставался на всём протяжении её существования (до 1989 года). В эти годы песни Лиепиньша стали широко известны не только в Латвии, но и за её пределами (шлягер «Надо подумать», удостоенный премии на фестивале «Песня-84», был популярен во всём СССР).

«Пульс 3» = «Pulse 3» — студийный альбом советской джаз-рок группы Арсенал = Arsenal, выпущенный в 1985 году на фирме «Мелодия», вошедший в серию «Спорт и музыка».

«Музыка, записанная на этой пластинке, отражает лишь одну сторону деятельности ансамбля Арсенал, представляющей собой как бы творческую лабораторию, где опробуются и применяются новые ритмы, формы, принципы оркестровки, инструменты. Такое проникновение в новые стили и жанры позволяет ансамблю постоянно обновлять своё лицо и развивать дальше традицию современной инструментальной музыки. Большинство из представленных здесь пьес исполняются во втором отделении нашего концерта, где музыка неразрывно связанна с видеорядом, а именно - со специфической режиссурой, костюмами и пластикой. Особые, как бы пульсирующие движения в исполиении артистов ансамбля, подчеркиваемые злектронной музыкой, мы называем «злектропантомимой». 

(А.Козлов, из аннотации к пластинке).

«По-сути, это был "мини-спектакль в стиле "новая волна" с пластикой брейк-данса. Именно под эту музыку мы изображали из себя советских чиновников, роботов, хулиганов, придурков, аристократов, спортсменов. Было очень весело и нам, и публике. Единственно, что напрягало, это необходимость каждый раз гримироваться, переодеваться и переобуваться. ...Было ясно, что без настоящего педагога нам технику брейк-данса не освоить. И в Арсенал был приглашен Павел Брюн, один из ведущих артистов театра пантомимы Г. Марцкявичуса, который очень помог с постановкой пластики. Для музыкантов это оказалось крайне непривычным. Но за эту музыку и все представление нас тогда чуть было не разогнали. Последовали проверки, выговора и сопутствующая демагогия. Пластинку эту мы записали в предельно короткий срок на "Мелодии", воспользовавшись тем, что в Москве проходил Всемирный студенческий форум и студия иногда была свободной. В добавок, к этому времени отношение к Арсеналу уже изменилось, нас перестали бояться, а иногда даже и гордились. Тем более, что Арсенал приносил большой доход государству, работая с постоянными аншлагами»...    

(Из воспоминаний Алексея Козлова)

«Аэротон» — четвёртый и последний альбом из серии «Спорт и Музыка», выпущенный в 1986 году на фирме «Мелодия». На пластинке представлены произведения советского композитора Владимира Осинского.

Инструментальный ансамбль п/у Владимира Осинского – «Звёздный дождь»

Владимир Петрович Осинский (род. 22 Апреля 1962, Петропавловск, Казахская ССР) — советский и российский композитор, аранжировщик, звукорежиссёр, клавишник, владелец студии «Хранители».

«Новая коллекция» — одноимённый дебютный студийный альбом советской музыкальной группы, основанной Игорем Кезлей и Андреем Моргуновым в Москве в 1986 году, специализировавшаяся на инструментальной электронной музыке с элементами рока.

И. Кезля, А. Моргунов – «Новая Коллекция» (1988)

В 1988 году группа выпустила первый альбом на фирме «Мелодия», в который вошли инструментальные композиции «Вдохновение», «Долина грёз», «Звёздный час», «Отклонение „0“». Эта музыка стала звучать в документальных фильмах и заставках известных теле- и радиопрограмм, включая «Утреннюю почту», «Взгляд», «До и после полуночи», а альбом разошёлся тиражом в 1 млн экземпляров. Автором всех мелодий был Игорь Кезля. Запись велась в его студии в 1986—1987 годах.

Инструментальные композиции, записанные в 1986-1989 годах советским композитором в жанре электронной музыки Виктором Дорохиным: «Луноход» (инструментал), «Космодром» (инструментал), «Каждый день» (инструментал, кавер-версия на Lana Pellay – «Pistol In My Pocket»).

Виктор Дорохин – «Луноход» (1987)

В начале 80-х годов в мировой музыкальной моде произошла смена формата. Инструментальное диско с его пышными оркестровками уступило место электронной музыке. Синтезаторы пришли даже в рок-музыку, подарив жизнь направлению «новая волна». В то же время электронные устройства открывали двери творчества для любителей, которым для записи музыки больше не нужно было создавать группы и арендовать профессиональные студии. Стало возможным записывать музыку дома и весьма в приемлемом качестве!

Виктор Дорохин – «Космодром» (1987)

Однако если на Западе синтезаторы стоили вполне доступно, и приобрести клавиатуру мог даже студент, то в СССР, в виду его закрытости, и синтезаторы, и компьютеры попадали с большим опозданием. Они попадали в страну с оказией, в единичных экземплярах и потому стоили бешеных денег. В том, что у Виктора Дорохина компьютер появился раньше всех в Москве, была заслуга его жены.

Виктор Дорохин - кавер-версия «Pistol in my pocket».

Любовь Воропаева: «Получилось так, что у меня в друзьях очень близких была американская семья - Джеф Барри и его жена Марина. Они жили в России, Джеф работал в американском посольстве, он был первым помощником военного атташе, как он сам шутил «шпионом №1». Познакомились мы абсолютно случайно накануне Олимпиады 80-го года... И буквально с первой встречи мы безумно подружились! Этот милый человек, узнав то, чем мы занимаемся, привозил нам постоянно музыкальное видео, записывал нам в Америке и привозил кучу кассет с программами MTV, этот человек подписался ради нас на... кучу музыкальных журналов...Ему всё это на посольство приходило, и он приносил всё это нам... Этот человек сыграл колоссальную роль, потому что к Виктору ходили учиться такие люди как, например, Тухманов, у которых компьютеры появились несколько позже».

Виктор Дорохин – «Этот компьютер» (1987)

Вторым из многочисленных и самым культовым компьютером Виктора Дорохина (именно он стал прототипом темы песни «Девочка моя синеглазая») был популярный Amiga1000 (или просто А1000). Он выпускался фирмой Commodore и был навороченный и современный. Выражаясь сегодняшним языком, это был «мультимедийный» компьютер, подходящий одновременно для работы со звуком, изображениями и видео.

VK Музыка

Комментариев нет:

Отправить комментарий