В
Советском Союзе synthpop был, и в основном в инструментальном виде и в
инструментальных версиях. С первыми лучами гостеприимного Союза в год
Олимпийских Игр в 1980 году, стали появляться первые ростки электронной музыки
и выходить массово на единственной нашей фирме грамзаписи «Мелодия». Конечно,
главные поставщики электронной синти-поп музыки были прибалты: Зодиак, Арго. И
конечно, до этого самого момента в СССР творили такие столпы электронной музыки
и официально выпускались на широкий экран и на пластинках, как Эдуард Артемьев,
Александр Зацепин, Алексей Рыбников.
В 1980-х стал востребован в творческом плане и Юрий Чернавский. На фирме «Мелодия» выходила серия пластинок Пульс под маркой «Спорт и музыка», инструментальная музыка для спорта и танцев в стиле синти-поп. Серия советской электронной музыки 1980-х годов первоначально предназначалась для использования в качестве фоновых мелодий для спортивных и других подобных мероприятий.
«Disco Alliance» — дебютный студийный альбом советской инструментальной, электронной рок-группы «Зодиак», вышедший в 1980 году на фирме Мелодия. Disco Alliance выдержан в стилях синти-поп, спейс-рок, спейс-диско. На оборотной стороне диска написана вступительная статья редактора Латвийского ТВ: А. Эрманбрикса на русском, английском и латышском языках. Лидер группы Янис Лусенс называет этот альбом «экспериментом». Альбом снискал большую популярность в СССР. По данным фирмы Мелодия, до 26 Августа 1983 года было продано 5 848 980 экземпляров пластинки.
По
утверждению самого Лусенса, в СССР и за его пределами было продано около 20
миллионов экземпляров, радиостанция «Серебряный дождь», включившая в 2014 году
альбом в перечень «50 культовых пластинок фирмы "Мелодия", приводит
это же число.
Спустя
два года, в 1982 году на фирме «Мелодия» вышел второй студийный альбом инструментальной
рок-группы «Зодиак», «Музыка во Вселенной» («Music In The Universe»; латыш. «Mūzika
izplatījumā»).
«Дискофония»
(«Discophony») — дебютный студийный альбом советской литовской инструментальной
группы Argo, выпущенный на фирме «Мелодия» в 1980 году. «Арго» — музыкальная
группа, существовавшая в советской Литве в 1980-х годах, и игравшая
инструментальную музыку в жанре синти-поп. «Арго» была одной из первых
советских групп, начавших исполнять электронную музыку.
Композиция
«A2» использовалась в художественном фильме «Бармен из «Золотого якоря»» и
документальном фильме «Дебют ВАЗ-2108» (наравне с композицией «A1»).
«Марафон»
— девятый студийный альбом советского ВИА Здравствуй, Песня, выпущенный на
пластинке от фирмы "Мелодия" в 1983 году. В него вошла необычная для
такого ансамбля заглавная электронная инструментальная композиция.
«Тайна
третьей планеты» — советский полнометражный научно-фантастический мультфильм
Романа Качанова, экранизация повести Кира Булычёва «Путешествие Алисы» (другой
вариант названия — «Алиса и три капитана») из цикла «Приключения Алисы»,
выпущенный на экран в 1981 году. Музыку к мультфильму написал композитор
Александр Зацепин.
Кроме
нескольких музыкальных тем, должна была войти и финальная песня «Мы родом из
детства» на стихи Игоря Кохановского, в исполнении Татьяны Анциферовой и группы
«Аракс», она не вошла в мультфильм, но её аудиозапись сохранилась и есть в
общем доступе. Оригинальные аудиозаписи саундтрека мультфильма не сохранились.
В 2021 году Зацепин (при содействии Малика Аминова) начал работу над изданием
новой версии саундтрека. Перезапись осуществлялась в студии «Мосфильма» по
оригинальной партитуре 1979 года при участии ВИА «Дикие гитары» (экс-«Темп-77»).
В альбом
также вошли два номера, которые были написаны для мультфильма, но не звучали в
нём — «Полёт старухи» и «Разоблачение Глота», — а также два варианта темы птицы
Крок. Саундтрек был издан в различных форматах в мае 2022 года.
«Охота на
лис, музыка к фильму» — атмосферный электронный, обволакивающий саундтрек гуру
советской электронной музыки Эдуарда Артемьева при участии ансамбля Бумеранг, Юрий
Богданов (фортепиано).
«Охота на
лис» — фильм режиссёра Вадима Абдрашитова по сценарию Александра Миндадзе,
вышедший на экраны в 1980 году. Композиция вошла в студийный сборный альбом
маэстро «Картины-Настроения» на фирме «Мелодия» в 1984 году.
«Через
тернии к звёздам» — советский научно-фантастический двухсерийный фильм 1980
года режиссёра Ричарда Викторова по сценарию Кира Булычёва. Атмосферная
обволакивающая с головой инструментальная тема «Свет звёзд» вошла в сборник на
CD Алексея Рыбникова – «Музыка Космоса». В альбом вошли и другие электронные
композиции - саундтреки к фильмам про Космос.
«Автоматический
комплект» («АК») — сольный студийный альбом в стилях электро-поп и новая волна,
спродюсированный и записанный Юрием Чернавским в Москве в 1984 году. Этот
альбом был продолжением серии поп-рок-альбомов Чернавского, которую открывали
«Банановые острова», впоследствии ставшие «культовым» альбомом в советской
рок-музыке 1980-х годов. Считается одним из первых отечественных
электропоп-альбомов. Альбом был выпущен 17 Марта 1984 года самиздатом.
«Звёздный
вираж» — Оркестр п/у Павла Овсянникова. Этот удивительный и яркий образец
одновременно электронного жанра, space disco и оркестрового лаунжа увидел свет
в 1985 году на фирме "Мелодия", задолго до того, как два последних
термина вошли в слушательский лексикон. В середине 1980-х основным предметом
спроса молодежной аудитории на официальном уровне были пластинки, выходившие на
фирме «Мелодия» по лицензии. Выпуск актуальных андеграундных альбомов
русскоязычного рока и новинок современной на тот момент зарубежной музыки в стилистическом
диапазоне от хеви-метала до «новой волны» еще даже не находился в стадии
обсуждения. «Магнитофонная культура» уверенно отодвигала официальные релизы,
чья ценность отчетливо проявилась лишь годы спустя.
Появление
пластинки «Звездный вираж» Оркестра п/у Павла Овсянникова пришлось именно на
это время. Несмотря на то, что отечественная популярная электронная музыка того
времени в наши дни ассоциируется в первую очередь с такими мощными релизами,
как Disco Alliance «Зодиака», «Дискофония» Argo и коллекционным «Сен Кайдан
Биласан» «Оригинала», легко вписывающийся в эту обойму «Звездный вираж»,
сейчас, увы, известен куда меньше.
«Пульс 1.
Музыкальный Компьютер» — студийный альбом двух электронщиков из серии «Спорт и
музыка», выпущенный в 1985 году на фирме «Мелодия». Андрей Родионов и Борис
Тихомиров — советский дуэт в жанре электронной музыки, использовавшие
персональный компьютер для написания экспериментальной компьютерной музыки.
Кроме
создания музыки дуэт Родионова и Тихомирова занимался выпуском компьютерных
программ и компьютерных игр. Одна из первых электронных групп в СССР и,
предположительно, первая, которая полностью синтезировала свои записи при
помощи компьютерных технологий. Основной творческой задачей авторов было
использование компьютеров в различных музыкально-стилистических аспектах: от
синтетического звучания до приближения к традиционной палитре классической
музыки. Также в качестве целей ставилась пропаганда достижений компьютеризации
в сфере духовной культуры.
«Пульс 2»
= «Pulse 2» — студийный альбом латвийского музыканта Зигмара Лиепиньша (Zigmar
Liepinš) из серии «Спорт и музыка», выпущенный в 1985 году фирмой «Мелодия».
Зигмар
Лиепиньш (Zigmars Liepiņš; род. 14 Октября 1952, Лиепая) — латвийский
композитор, музыкант-клавишник. Один из наиболее известных композиторов Латвии,
плодотворно работающий в разных жанрах. С 2013 года — председатель правления
Латвийской национальной оперы. Будучи студентом консерватории, участвовал в
различных группах. С 1973 года стал музыкантом-клавишником и автором многих
песен ансамбля «Modo», руководимого Раймондом Паулсом. В 1977 году песни
молодого композитора впервые были изданы на грампластинке фирмы «Мелодия» (LP
«Vēl nav par vēlu», С60 09247-8). В 1976—1978 годах служил в Советской Армии,
не расставаясь с музыкой — руководил созданным при рижском стройбате эстрадным
ансамблем «Zvaigznīte» («Звёздочка»). После возвращения в ансамбль «Modo», с
1978 года стал его художественным руководителем.
В 1982
году ансамбль «Modo» был реорганизован в группу «Опус», руководителем которой З.
Лиепиньш оставался на всём протяжении её существования (до 1989 года). В эти
годы песни Лиепиньша стали широко известны не только в Латвии, но и за её
пределами (шлягер «Надо подумать», удостоенный премии на фестивале «Песня-84»,
был популярен во всём СССР).
«Пульс 3»
= «Pulse 3» — студийный альбом советской джаз-рок группы Арсенал = Arsenal,
выпущенный в 1985 году на фирме «Мелодия», вошедший в серию «Спорт и музыка».
«Музыка,
записанная на этой пластинке, отражает лишь одну сторону деятельности ансамбля
Арсенал, представляющей собой как бы творческую лабораторию, где опробуются и
применяются новые ритмы, формы, принципы оркестровки, инструменты. Такое
проникновение в новые стили и жанры позволяет ансамблю постоянно обновлять своё
лицо и развивать дальше традицию современной инструментальной музыки.
Большинство из представленных здесь пьес исполняются во втором отделении нашего
концерта, где музыка неразрывно связанна с видеорядом, а именно - со
специфической режиссурой, костюмами и пластикой. Особые, как бы пульсирующие
движения в исполиении артистов ансамбля, подчеркиваемые злектронной музыкой, мы
называем «злектропантомимой».
(А.Козлов,
из аннотации к пластинке).
«По-сути, это был "мини-спектакль в стиле "новая волна" с пластикой брейк-данса. Именно под эту музыку мы изображали из себя советских чиновников, роботов, хулиганов, придурков, аристократов, спортсменов. Было очень весело и нам, и публике. Единственно, что напрягало, это необходимость каждый раз гримироваться, переодеваться и переобуваться. ...Было ясно, что без настоящего педагога нам технику брейк-данса не освоить. И в Арсенал был приглашен Павел Брюн, один из ведущих артистов театра пантомимы Г. Марцкявичуса, который очень помог с постановкой пластики. Для музыкантов это оказалось крайне непривычным. Но за эту музыку и все представление нас тогда чуть было не разогнали. Последовали проверки, выговора и сопутствующая демагогия. Пластинку эту мы записали в предельно короткий срок на "Мелодии", воспользовавшись тем, что в Москве проходил Всемирный студенческий форум и студия иногда была свободной. В добавок, к этому времени отношение к Арсеналу уже изменилось, нас перестали бояться, а иногда даже и гордились. Тем более, что Арсенал приносил большой доход государству, работая с постоянными аншлагами»...
(Из воспоминаний Алексея Козлова)
«Аэротон»
— четвёртый и последний альбом из серии «Спорт и Музыка», выпущенный в 1986
году на фирме «Мелодия». На пластинке представлены произведения советского
композитора Владимира Осинского.
Владимир
Петрович Осинский (род. 22 Апреля 1962, Петропавловск, Казахская ССР) — советский
и российский композитор, аранжировщик, звукорежиссёр, клавишник, владелец
студии «Хранители».
«Новая
коллекция» — одноимённый дебютный студийный альбом советской музыкальной
группы, основанной Игорем Кезлей и Андреем Моргуновым в Москве в 1986 году,
специализировавшаяся на инструментальной электронной музыке с элементами рока.
В 1988
году группа выпустила первый альбом на фирме «Мелодия», в который вошли
инструментальные композиции «Вдохновение», «Долина грёз», «Звёздный час»,
«Отклонение „0“». Эта музыка стала звучать в документальных фильмах и заставках
известных теле- и радиопрограмм, включая «Утреннюю почту», «Взгляд», «До и
после полуночи», а альбом разошёлся тиражом в 1 млн экземпляров. Автором всех
мелодий был Игорь Кезля. Запись велась в его студии в 1986—1987 годах.
Инструментальные
композиции, записанные в 1986-1989 годах советским композитором в жанре
электронной музыки Виктором Дорохиным: «Луноход» (инструментал), «Космодром»
(инструментал), «Каждый день» (инструментал, кавер-версия на Lana Pellay – «Pistol
In My Pocket»).
В начале
80-х годов в мировой музыкальной моде произошла смена формата. Инструментальное
диско с его пышными оркестровками уступило место электронной музыке.
Синтезаторы пришли даже в рок-музыку, подарив жизнь направлению «новая волна».
В то же время электронные устройства открывали двери творчества для любителей,
которым для записи музыки больше не нужно было создавать группы и арендовать
профессиональные студии. Стало возможным записывать музыку дома и весьма в
приемлемом качестве!
Однако
если на Западе синтезаторы стоили вполне доступно, и приобрести клавиатуру мог
даже студент, то в СССР, в виду его закрытости, и синтезаторы, и компьютеры
попадали с большим опозданием. Они попадали в страну с оказией, в единичных
экземплярах и потому стоили бешеных денег. В том, что у Виктора Дорохина
компьютер появился раньше всех в Москве, была заслуга его жены.
Любовь
Воропаева: «Получилось так, что у меня в друзьях очень близких была
американская семья - Джеф Барри и его жена Марина. Они жили в России, Джеф
работал в американском посольстве, он был первым помощником военного атташе,
как он сам шутил «шпионом №1». Познакомились мы абсолютно случайно накануне
Олимпиады 80-го года... И буквально с первой встречи мы безумно подружились!
Этот милый человек, узнав то, чем мы занимаемся, привозил нам постоянно
музыкальное видео, записывал нам в Америке и привозил кучу кассет с программами
MTV, этот человек подписался ради нас на... кучу музыкальных журналов...Ему всё
это на посольство приходило, и он приносил всё это нам... Этот человек сыграл
колоссальную роль, потому что к Виктору ходили учиться такие люди как, например,
Тухманов, у которых компьютеры появились несколько позже».
Вторым из
многочисленных и самым культовым компьютером Виктора Дорохина (именно он стал
прототипом темы песни «Девочка моя синеглазая») был популярный Amiga1000 (или
просто А1000). Он выпускался фирмой Commodore и был навороченный и современный.
Выражаясь сегодняшним языком, это был «мультимедийный» компьютер, подходящий
одновременно для работы со звуком, изображениями и видео.
VK Музыка
Комментариев нет:
Отправить комментарий