понедельник, 4 марта 2024 г.

Мама Африка! Мириам Зензиле Макеба (4 марта 1932 - 10 ноября 2008).

Джаз.

Афропоп.

Этническая музыка.

Друзья! 4 марта 1932 года, в Йоханнесбурге, ЮАР, родилась ярчайшая представительница этноджаза, одно из сокровищ мировой музыки, южноафриканская певица и борец за гражданские права Мириам Зензиле Макеба (Miriam Makeba), известная под уважительным прозвищем "Мама Африка". Связанная с такими музыкальными жанрами, как афропоп, джаз и этническая музыка, она выступала против апартеида и правительства белого меньшинства в Южной Африке.

Родилась она в семье представителей языковой семьи банту. Мать была из племени свази, а отец, рано покинувший этот мир, – коса. В детстве Мириам училась пению в подготовительном институте Килмертон в Претории, который посещала в течение 8 лет, а затем начала петь в церкви и в школьных хорах. У её старшего брата была коллекция пластинок джазовой музыки, которой она по-настоящему восхищалась, особенно в исполнении таких певиц, как Билли Холидей, Сара Вон и Элла Фицжеральд.

У нее был короткий и, предположительно, жестокий первый брак в возрасте 17 лет, она родила своего единственного ребенка в 1950 году и пережила рак груди. Ее вокальный талант был признан еще в детстве. У Мириам не было намерений становиться профессиональной певицей, до тех пор, пока один из двоюродных братьев не попросил девушку войти в состав группы, носившей название "The Cuban Brothers". И уже серьёзная профессиональная карьера началась с 50-х годов XX века – в южноафриканской группе "Manhattan Brothers". Затем она сформировала собственную группу, "The Skylarks", исполняющую смесь джаза и традиционных мелодий Южной Африки.

Miriam Makeba With «The Manhattan Brothers» - «Lovely Lies» (London,1956).

В 1959 году совместно с будущим мужем, Хью Масекелой, певица участвовала в мюзикле «Кинг-Конг». Хотя Мириам уже была успешной исполнительницей, она зарабатывала совсем небольшие деньги за каждую запись, не получая при этом никаких авторских вознаграждений. Поэтому для продолжения карьеры она стремилась уехать в США. Перелом произошёл после съёмок в документальном фильме 1959 года «Вернись, Африка» независимого автора Лайонела Рогозина. Мириам Макеба посетила Венецианский кинофестиваль, где состоялась премьера фильма.

В поисках лучшего решения для своего творчества певица приехала в Лондон, где встретила самого Гарри Белафонте, который, восхитившись талантом девушки, помог записать её самые известные хиты – «Pata Pata», «The Click Song» («Къонгкъотване», «Qongqothwane» на языке коса), «Malaika»; более того, Мириам в 1966 году вместе с Гарри Белафонте получила премию "Грэмми" за лучший альбом в этническом (фольклорном) стиле. Получивший награду альбом, "An Evening With Belafonte/Makeba" ("Вечер с Белафонте и Макеба"), был посвящён плачевному положению чернокожего населения ЮАР.

Miriam Makeba – «Mama Afrika»

Эта известность вышла боком. В 1960 году умерла мать Мириам, а когда певица попыталась вернуться на родину, во въезде было отказано. Паспорт был аннулирован. После выступлений на публике против расового апартеида Макеба лишили гражданства ЮАР, впрочем, обращение в Организацию Объединённых Наций принесло результат – вскоре Мириам объявили почётным гражданином десяти государств и выдали девять паспортов разных стран. Мириам Зензиле Макеба попала на обложку журнала "Тайм" в 1967 году и вошла в список 100 самых влиятельных женщин в мире.

В 1968 году она вышла замуж за тринидадского активиста, борца за гражданские права, Стокли Кармайкла. Этот брак вызвал критику в США, результатом чего стала отмена уже запланированных записей и концертов певицы. Пара переехала в Гвинею, где они стали близкими друзьями семьи президента Ахмеда Секу Туре. После развода с мужем в 1973 году Мириам Макеба продолжила выступления, в основном в Африке, Южной Америке и Европе. Она выступала во время знаменитой встречи Мохаммеда Али и Джорджа Формана в Заире в 1974 году. Была также представителем Гвинеи в ООН, за что получила премию имени Дага Хаммаршёльда в 1986 году.

Miriam Makeba – «Pata Pata» (Live 1967)

Лишь в 1990 году, по личной просьбе Нельсона Мандела, Мама Африка вернулась на родину. Она снялась в нескольких документальных фильмах, освещавших проблему апартеида, и, конечно же, записывала альбомы. В январе 2000 года её альбом «Родина» ("Homeland"), выпущенный в ЮАР, был номинирован на "Грэмми" в категории «Лучший иностранный альбом». В 2001 году певица была награждена Медалью мира имени Отто Гана за «выдающиеся заслуги в области борьбы за мир и взаимопонимание между народами». В 2002 году она разделила Polar Music Prize с гражданкой России, Софией Губайдулиной. В 2004 году избрана 38-й в перечне ста выдающихся южноафриканцев, а через два года, в возрасте 73 лет, Мириам решила закончить музыкальную карьеру международным туром, затронувшим все города и страны, в которых она побывала с концертами до этого.

Группы, в которых Макеба начинала свою карьеру, исполняли mbube, стиль вокальной гармонии, который опирался на американский джаз, регтайм и англиканские церковные гимны, а также на местные стили музыки. Историк джаза Дэвид Коплан пишет, что «африканский джаз», ставший популярным благодаря Макебе и другим, был «по своей сути гибридизированным», а не производным от какого-либо конкретного жанра, смешивая мараби и джаз, и был «американизированной африканской музыкой, а не африканизированной американской музыкой». Музыка, которую она исполняла, была описана британским писателем Робином Денселоу как «уникальное сочетание зажигательных стилей городка и баллады под влиянием джаза».

За свою карьеру Макеба выпустила более 30 альбомов. Доминирующие стили которых менялись с течением времени, переходя от африканского джаза к записям, на которые повлияли «напевы» Белафонте, к музыке, основанной на традиционных южноафриканских музыкальных формах. Она была связана с жанрами этнической музыки и афропопа. Макеба также использовала в своих выступлениях латиноамериканские музыкальные стили. Историк Рут Фельдштейн описала ее музыку как «[пересечение] границ между тем, что многие люди ассоциировали с авангардной и «качественной» культурой и коммерческим мейнстримом». Последний аспект часто вызывал критику.

https://www.youtube.com/watch?v=O1RMnBD5neg

Miriam Makeba – «Mbube» (Live, 1963)

Певица была известна тем, что обладала динамическим вокальным диапазоном, и была описана как обладающая эмоциональной осведомленностью во время своих выступлений. Она могла значительно варьировать свой голос: в некрологе отмечалось, что Макеба «могла парить, как оперная певица, но она также могла шептать, рычать, шипеть, рычать и кричать. Она могла петь, издавая надгортанные щелчки на языке коса». Мириам пела на английском и нескольких африканских языках, но никогда не пела на африкаанс, языке правительства апартеида в Южной Африке. Однажды она сказала: «Когда африканеры будут петь на моем языке, я буду петь на их языке». Английский язык рассматривался чернокожими южноафриканцами как язык политического сопротивления из-за образовательных барьеров, с которыми они сталкивались при апартеиде; Manhattan Brothers, с которыми Макеба пел в Софиатауне, было запрещено записываться на английском языке. Ее песни на африканских языках были описаны как подтверждение гордости чернокожих.

Смерть настигла гениальную певицу в 2008 году в Италии, прямо на сцене, сразу после исполнения самой известной её песни "Pata Pata". Этот концерт был организован в поддержку писателя Роберто Савиано в его противостоянии Каморре – неаполитанской мафиозной организации. Случился сердечный приступ, Мама Африка была доставлена в больницу, но врачи уже не смогли ничего сделать. Несгибаемой Мириам не стало 10 ноября 2008 года, но она навсегда останется в памяти любителей музыки и просто честных людей всей планеты.

В 2023 году журнал Rolling Stone поместил певицу на 53-е место в своем списке «200 величайших певцов всех времен».

Комментариев нет:

Отправить комментарий