Джаз.
Афропоп.
Этническая
музыка.
Друзья! 4 марта 1932 года, в Йоханнесбурге, ЮАР, родилась ярчайшая представительница этноджаза, одно из сокровищ мировой музыки, южноафриканская певица и борец за гражданские права Мириам Зензиле Макеба (Miriam Makeba), известная под уважительным прозвищем "Мама Африка". Связанная с такими музыкальными жанрами, как афропоп, джаз и этническая музыка, она выступала против апартеида и правительства белого меньшинства в Южной Африке.
Родилась
она в семье представителей языковой семьи банту. Мать была из племени свази, а
отец, рано покинувший этот мир, – коса. В детстве Мириам училась пению в
подготовительном институте Килмертон в Претории, который посещала в течение 8
лет, а затем начала петь в церкви и в школьных хорах. У её старшего брата была
коллекция пластинок джазовой музыки, которой она по-настоящему восхищалась,
особенно в исполнении таких певиц, как Билли Холидей, Сара Вон и Элла
Фицжеральд.
У нее был
короткий и, предположительно, жестокий первый брак в возрасте 17 лет, она
родила своего единственного ребенка в 1950 году и пережила рак груди. Ее
вокальный талант был признан еще в детстве. У Мириам не было намерений
становиться профессиональной певицей, до тех пор, пока один из двоюродных
братьев не попросил девушку войти в состав группы, носившей название "The
Cuban Brothers". И уже серьёзная профессиональная карьера началась с 50-х
годов XX века – в южноафриканской группе "Manhattan Brothers". Затем
она сформировала собственную группу, "The Skylarks", исполняющую
смесь джаза и традиционных мелодий Южной Африки.
В 1959
году совместно с будущим мужем, Хью Масекелой, певица участвовала в мюзикле
«Кинг-Конг». Хотя Мириам уже была успешной исполнительницей, она зарабатывала
совсем небольшие деньги за каждую запись, не получая при этом никаких авторских
вознаграждений. Поэтому для продолжения карьеры она стремилась уехать в США.
Перелом произошёл после съёмок в документальном фильме 1959 года «Вернись,
Африка» независимого автора Лайонела Рогозина. Мириам Макеба посетила
Венецианский кинофестиваль, где состоялась премьера фильма.
В поисках
лучшего решения для своего творчества певица приехала в Лондон, где встретила
самого Гарри Белафонте, который, восхитившись талантом девушки, помог записать
её самые известные хиты – «Pata Pata», «The Click Song» («Къонгкъотване»,
«Qongqothwane» на языке коса), «Malaika»; более того, Мириам в 1966 году вместе
с Гарри Белафонте получила премию "Грэмми" за лучший альбом в этническом
(фольклорном) стиле. Получивший награду альбом, "An Evening With
Belafonte/Makeba" ("Вечер с Белафонте и Макеба"), был посвящён
плачевному положению чернокожего населения ЮАР.
Эта
известность вышла боком. В 1960 году умерла мать Мириам, а когда певица попыталась
вернуться на родину, во въезде было отказано. Паспорт был аннулирован. После
выступлений на публике против расового апартеида Макеба лишили гражданства ЮАР,
впрочем, обращение в Организацию Объединённых Наций принесло результат – вскоре
Мириам объявили почётным гражданином десяти государств и выдали девять
паспортов разных стран. Мириам Зензиле Макеба попала на обложку журнала
"Тайм" в 1967 году и вошла в список 100 самых влиятельных женщин в
мире.
В 1968
году она вышла замуж за тринидадского активиста, борца за гражданские права,
Стокли Кармайкла. Этот брак вызвал критику в США, результатом чего стала отмена
уже запланированных записей и концертов певицы. Пара переехала в Гвинею, где
они стали близкими друзьями семьи президента Ахмеда Секу Туре. После развода с
мужем в 1973 году Мириам Макеба продолжила выступления, в основном в Африке,
Южной Америке и Европе. Она выступала во время знаменитой встречи Мохаммеда Али
и Джорджа Формана в Заире в 1974 году. Была также представителем Гвинеи в ООН,
за что получила премию имени Дага Хаммаршёльда в 1986 году.
Лишь в
1990 году, по личной просьбе Нельсона Мандела, Мама Африка вернулась на родину.
Она снялась в нескольких документальных фильмах, освещавших проблему апартеида,
и, конечно же, записывала альбомы. В январе 2000 года её альбом «Родина»
("Homeland"), выпущенный в ЮАР, был номинирован на "Грэмми"
в категории «Лучший иностранный альбом». В 2001 году певица была награждена Медалью
мира имени Отто Гана за «выдающиеся заслуги в области борьбы за мир и
взаимопонимание между народами». В 2002 году она разделила Polar Music Prize с
гражданкой России, Софией Губайдулиной. В 2004 году избрана 38-й в перечне ста
выдающихся южноафриканцев, а через два года, в возрасте 73 лет, Мириам решила
закончить музыкальную карьеру международным туром, затронувшим все города и
страны, в которых она побывала с концертами до этого.
Группы, в
которых Макеба начинала свою карьеру, исполняли mbube, стиль вокальной
гармонии, который опирался на американский джаз, регтайм и англиканские
церковные гимны, а также на местные стили музыки. Историк джаза Дэвид Коплан
пишет, что «африканский джаз», ставший популярным благодаря Макебе и другим,
был «по своей сути гибридизированным», а не производным от какого-либо
конкретного жанра, смешивая мараби и джаз, и был «американизированной
африканской музыкой, а не африканизированной американской музыкой». Музыка,
которую она исполняла, была описана британским писателем Робином Денселоу как
«уникальное сочетание зажигательных стилей городка и баллады под влиянием
джаза».
За свою
карьеру Макеба выпустила более 30 альбомов. Доминирующие стили которых менялись
с течением времени, переходя от африканского джаза к записям, на которые повлияли
«напевы» Белафонте, к музыке, основанной на традиционных южноафриканских
музыкальных формах. Она была связана с жанрами этнической музыки и афропопа. Макеба
также использовала в своих выступлениях латиноамериканские музыкальные стили. Историк
Рут Фельдштейн описала ее музыку как «[пересечение] границ между тем, что
многие люди ассоциировали с авангардной и «качественной» культурой и
коммерческим мейнстримом». Последний аспект часто вызывал критику.
https://www.youtube.com/watch?v=O1RMnBD5neg
Miriam
Makeba – «Mbube» (Live, 1963)
Певица
была известна тем, что обладала динамическим вокальным диапазоном, и была
описана как обладающая эмоциональной осведомленностью во время своих
выступлений. Она могла значительно варьировать свой голос: в некрологе
отмечалось, что Макеба «могла парить, как оперная певица, но она также могла
шептать, рычать, шипеть, рычать и кричать. Она могла петь, издавая надгортанные
щелчки на языке коса». Мириам пела на английском и нескольких африканских
языках, но никогда не пела на африкаанс, языке правительства апартеида в Южной
Африке. Однажды она сказала: «Когда африканеры будут петь на моем языке, я буду
петь на их языке». Английский язык рассматривался чернокожими южноафриканцами
как язык политического сопротивления из-за образовательных барьеров, с которыми
они сталкивались при апартеиде; Manhattan Brothers, с которыми Макеба пел в
Софиатауне, было запрещено записываться на английском языке. Ее песни на
африканских языках были описаны как подтверждение гордости чернокожих.
Смерть
настигла гениальную певицу в 2008 году в Италии, прямо на сцене, сразу после
исполнения самой известной её песни "Pata Pata". Этот концерт был
организован в поддержку писателя Роберто Савиано в его противостоянии Каморре –
неаполитанской мафиозной организации. Случился сердечный приступ, Мама Африка
была доставлена в больницу, но врачи уже не смогли ничего сделать. Несгибаемой
Мириам не стало 10 ноября 2008 года, но она навсегда останется в памяти
любителей музыки и просто честных людей всей планеты.
В 2023 году журнал Rolling Stone поместил певицу на 53-е место в своем списке «200 величайших певцов всех времен».
Комментариев нет:
Отправить комментарий