Леон Бикс Байдербек (Leon Bismark "Bix" Beiderbecke) – был первым белокожим солистом джаза, ставшим музыкальной звездой первой величины. Он вошёл в историю джаза как первый выдающийся белый музыкант, перед которым преклонялись его коллеги — белые и черные. Имя Бейдербека в истории джаза в одном ряду с именами выдающихся черных исполнителей.
Будущий музыкант родился 10 марта 1903 года в Девенпорте, штат Айова, в семье угольного предпринимателя — торговца топливом и пиломатериалами, дед был банкиром, мать — пианисткой; и был младшим из троих детей. В семье Бикса строго придерживались аристократических традиций в поздневикторианском духе, следуя которым любой ребёнок из подобной семьи должен был готовить себя к роли добропорядочного семьянина и к деловой карьере; поэтому Бикс начал заниматься музыкой в пятилетнем возрасте. Будь на то воля его отца, практичного богомольного пресвитерианина, его сын никогда в жизни не сыграл бы ни одной джазовой ноты. Когда мальчику исполнилось восемь лет, он превзошёл в мастерстве своего учителя игре на фортепиано. Но он не выносил над собой никакой власти и удосужился освоить лишь азы нотной грамоты. Неудачи на этом фронте усилило сомнение в собственных силах, преследовавшее его всю жизнь.
Когда его
старший брат Чарльз (Берни) вернулся с Первой мировой войны с заводным
граммофоном марки «Vectrola» и охапкой пластинок, среди которых был «Tiger Rag»
в исполнении «Original Dixieland Jazz Band», Бикс пережил настоящее потрясение.
Он без конца крутил эту пластинку, потом позаимствовал у соседа корнет и
принялся имитировать необычные резкие звуки. Вскоре он начал пропадать на
речной пристани, слушал выступления джаз-бэндов, которые играли на пароходах,
что швартовались в Девенпорте. Музыкантом, который поразил его более других,
был Луи Армстронг, только начинавший приобретать известность.
Джазовая
музыка стала его наваждением, и скоро Бикс играл на корнете так хорошо, что
смог выступать со взрослыми оркестрантами. Кроме того, он частенько
присоединялся к ним, чтобы в перерыве между номерами глотнуть джина. Когда брат
Бикса начал записываться с «Original Dixieland Jass Band». Бикс был немедленно
принят в группу в качестве горниста.
Родители
пришли в ужас и в 1921 году, без лишних церемоний забрав его из средней школы,
отослали в закрытый и строгий школьный пансион «Lake Forest Academy» в штате
Иллинойс. Но если супруги Байдербек надеялись, что их сын забросит музыку или
откажется от жизни музыканта, то их ждало скорое разочарование. Из Лейк-Фореста
легко было добраться поездом в Чикаго, где Луи Армстронг очень скоро начнёт
играть лучший джаз во всей Америке. Через неделю после приезда в пансион Бикс
уже писал брату, что, усердно разыскивая тех, кого он называл «настоящими
джазовыми нигерами», он проторил дорогу в три джазовых клуба Южного Чикаго. «Я
готов спуститься в ад, – писал он, – чтобы послушать стоящий оркестр». Поездки
Байдербека в Чикаго и неуспеваемость привели к отчислению из академии в мае
1922 года.
В
оставшуюся часть 1922 года и большую часть 1923 года Бикс делил своё время
между выступлениями в районе Чикаго, концертами в Сиракузах и в городе
Давенпорт. В апреле 1923 года «Benson Orchestra» и Фрэнки Трамбауэр (обычно
известный как Tram) играли в Davenport Coliseum. Это было важное событие,
потому что Бикс и Трам встретились в первый раз. К концу 1923 года Бикс
вернулся в Чикаго и начал серьёзно заниматься профессиональной музыкой.
В 1924
году Бикс присоединился к оркестру «Volverines» («Росомахи»). Они играли в
придорожных буфетах, в клубах Иллинойса, Индианы, Огайо. Записав свои первые
пластинки, «Volverines» сразу стали знамениты, и главной звездой среди них был
Бикс Байдербек. Пользуясь необычной системой аппликатуры, он выработал
неповторимый стиль игры на корнете с ясным, чистым, свежим звучанием. По словам
гитариста Эдди Кондона, музыка в исполнении Байдербека была похожа на
долгожданное «да», вырвавшееся из девичьих уст.
Первая
пластинка Бикса была нарезана в феврале и выпущена в мае 1924 год — «Fidgety
Feet» на одной стороне и «Jazz Me Blues» на другой. Эта запись и ещё несколько
записей с «Wolverine Orchestra» стали основой растущей репутации Бикса среди
джазовых музыкантов.
Итак, в
двадцать один год Бикс стал признанной фигурой в джазовом мире. К сожалению, он
все больше и больше привыкал к спиртному. В годы «сухого закона» выпивка была
связана с риском, требовала известной доли решительности. Но для джазового
музыканта, рабочий день которого протекал на вечеринках, в танцзалах и барах,
алкоголизм грозил стать чуть ли не профессиональным заболеванием.
Однако
пристрастие к алкоголю не мешало Биксу играть. В конце 1924 года он оставил
«Wolverines» и поступил в оркестр Фрэнки Трамбауэра. Тот играл на
бас-саксофоне, ныне почти забытом инструменте.
Бикс и
Трэм (так называли Трамбауэра) объединились и долгое время играли в оркестрах.
Эта совместная работа оказалась полезной для Бикса. Трамбауэр был более
спокойным человеком, и его уверенное музицирование, как и его стиль, оказали
известное влияние на Бикса. Когда Трамбауэр возглавил оркестр Жана Голдкетта (считавший
лучшим танцевальным оркестром), он перевел туда и Бикса.
Голдкетт
был пианистом и музыкальным предприниматель со штаб-квартирой в Детройте (штат
Мичиган). Первый сотрудничество Бикса с группой Голдкетта длился менее двух
месяцев и было довольно сложным. В отличие от ситуации с оркестром «Wolverine»,
где запоминание мелодий было обычным делом, музыканты Голдкетта были
профессионалами и умение читать ноты имело важное значение. Бикс был слаб в
этом отношении и этот недостаток усугублялся из-за контракта Голдкетта с
«Victor Company». У директора этого лейбла Эдди Кинга было отвращение к
горячему джазу и, видимо, сильная неприязнь конкретно к Байдербеку. Таким
образом, к декабрю 1924 года, и к разочарованию своих коллег-музыкантов, Бикс
был вынужден покинуть группу.
В январе
1925 года Бикс Байдербек вернулся в Ричмонд, штат Индиана, и записал на
«Gennett Records» со своим первым составом бессмертный «Davenport Blues», на
обратной стороне был записан «Blues Toddlin». Диск был издан под названием «Bix
Beiderbecke and His Rhythm Jugglers» (Бикс Байдербек и его Жонглеры ритмом), в
записи участвовали также Дон Мюррей (кларнет), Томми Дорси (тромбон), Пол Мерц
(фортепиано) и Томми Гаргано (ударные).
Бикс
решил заняться своим музыкальным образованием и поступил в Университет штата
Айова в весеннем семестре 1925 года. Он хотел изучать преимущественно музыку,
однако были и другие академические требования, которые он не желал выполнять.
Что ещё хуже, Байдербек был втянут в драку в местном баре. Таким образом,
обучение Бикса в колледже продолжалось ровно 18 дней.
С февраля
по август 1925 года Бикс дрейфовал по округе. Провёл несколько месяцев в
Нью-Йорке, где выступал вместе с корнетистом Рэдом Николсом, который много
записывался в 1920-е и 1930-е годы, запомнился своей группой «Five Pennies» и
связью с великим тромбонистом Миффом Моулом. Бикс участвовал в «California
Ramblers», в которую вошли братья Дорси и великий бас-саксофонист Адриан
Роллини. В Чикаго он присоединился к оркестру «Charlie Straight» и оставался с
ними до июля. Затем Бикс Байдербек вошёл в состав «Breeze Blowers» (Island
Lake, штат Мичиган). В этой группе попеременно играли разные музыканты: Билл
Рэнк (тромбон), Дон Мюррей (деревянные духовые), Фрэнки Трамбауэр (C-melody
sax) и Стив Браун (бас). В августе 1925 года Бикс Байдербек снова вступил в
оркестр Трамбауэра в Сент-Луисе и оставался с ними до мая 1926 года, после чего
вместе с Трамом стали играть у Жана Голдкетта. В сентябре 1926 года к оркестру
в качестве аранжировщика присоединился Билл Чаллис. В дальнейшем оказалось, что
Чаллис стал ключевой фигурой в жизни Бикса Байдербека. Его подходы давали
достаточно места для изобретательности и таланта импровизации Бикса в оркестрах
Голдкетта и Уайтмана.
В 1927
году они записали свой главный хит – «Singing the Blues». Игра Бикса была
проникнута лиризмом, в ней был свингующий ритм и возникал эффект «разговора».
Все трубачи 20-х годов знали её наизусть, и мелодия тиражировались в
грамзаписях как негритянскими, так и белыми оркестрами.
В 1927
году оркестр Голдкетта распался, Байдербека и Трамбауэра позвал к себе Уайтмен,
руководитель самого высокооплачиваемого и преуспевающего оркестра страны. Бикс
обожал с ним выступать и проработал с ним до конца своих дней. Именно здесь
Байдербек достиг вершины своей карьеры, был в числе лучших американских
музыкантов.
В период
с 1927 по 1930 годы он сделал многочисленные записи с группами музыкантов,
которые собирались специально для этой цели. Будучи музыкантами среднего
уровня, они не могли обеспечить Биксу должного сопровождения. А инертность
Бикса, его неуверенность в себе, нежелание обидеть старых приятелей лишило
Бикса возможности играть с такими замечательными джазменами, как Бенни Гудмен,
Джек Тигарден, «Пи Ви» Расселл. Годы 1929 по 1931 были отмечены ухудшением здоровья Байдербека. Биксу становилось всё труднее бороться с тягой к спиртному
и с депрессией, которую алкоголь только усугублял. Он пропускал концерты,
забывал свои партии, прятал бутылки под оркестровыми лавками. Прошли годы, и
один корнетист, пользовавшийся нотами оркестра Уайтмена, увидел на полях чей-то
рукописный призыв «Wake up, Bix».
Несмотря
на ухудшение здоровья, Байдербек все же смог принять участие в радиопередачах
Уайтмена на Old Gold radio и сделать хорошие записи, такие как «China Boy» и
«Oh, Miss Hannah». Последняя запись Бикса с группой Уайтмена в сентябре 1929
года, пророчески озаглавленная «End of the Road», достойна особого упоминания
из-за приглушенного соло Бикса как будто в ожидании того, что должно было
произойти.
Уайтмен
уговорил его съездить домой подлечиться. Бикс покорно отправился в лечебницу,
заставил себя ненадолго протрезветь, а потом снова пустился во все тяжкие и не
смог поправиться настолько, чтобы вернуться к Уайтмену.
У Бикса
Байдербека была пара записей в 1930 году. В мае он присоединился к Хоуги
Кармайклу и другим гигантам джаза — Бенни Гудмену, Джину Крупе, Джо Венути,
Эдди Лангу, Баду Фриману и они вместе записали пару песен. За восемь месяцев,
кроме сессии «Waiting at the End of the Road», Бикс не сделал никаких записей.
8 сентября 1930 года Бикс собрал группу из числа музыкантов, участвовавших в
майской записи с Кармайклом и записали три композиции, одна из которых, «I’ll
Be a Friend with Pleasure», рассматривается как одна из его лучших записей. Это
упреждение эры свинга в его ритмическом построении и её оркестровке.
До 1930
года на его счету было только две композиции, «Davenport Blues» и «In A Mist».
Конечно, его импровизации на горне были также композициями, но, возможно, не в
формальном смысле. В 1930 и 1931 годах Бикс Байдербек работал не на шутку за
роялем и выкристаллизовал свои музыкальные идеи, которые он развивал в течение
нескольких лет. Помощь Билла Чаллиса оказалась бесценной для записи на ноты. В
результате совместной работы вышли защищенные авторским правом Бикса
«CandleLights» с компанией Robbins Music 29 августа 1930 года и «Flashes» и «In
the Dark» 18 апреля 1931 года - фортепианные композиции, никогда не записанные
Байдербеком, но сохраненные с помощью Билла Чаллиса.
Ещё две
дополнительные композиции приписываются Байдербеку двумя другими джазовыми
композиторами: "Betcha I Getcha", созданная Байдербеком как соавтором
Джо Венути, композитором песни, и "Cloudy", приписываемая Байдербеку
композитором Чарли Дэвисом как композиция примерно 1924 года.
Летом
1931 года играл случайные концерты в основном с музыкантами, которые стали
чрезвычайно успешным в середине-конце тридцатых — Бенни Гудмен, братья Дорси,
Джек Тигарден, Арти Шоу, Джин Крупа.
В августе
1931 года он жил в Квинсе в Нью-Йорке – в однокомнатной квартире, в полном
одиночестве. Заболев пневмонией в тяжелой форме, усугубившейся белой горячкой,
он скончался в муках в пансионате "Саннисайд" 6 августа 1931 года.
Ему не исполнилось и двадцати девяти.
«Многие
ребята пытались играть, как Бикс, – говорил позднее Армстронг, – пока что это
не удалось никому». Что же приводило в восторг музыкантов 20-х годов, что
сегодня восхищает нас? Во-первых, изумительно красивый тон, которым отличалась
игра Бикса. О Биксе, как и о многих джазменах, говорят, что «в реальной жизни
они играли гораздо лучше, чем мы слышим на грамзаписях». В те времена, когда
записывали Бикса, электрическое воспроизведение звука только зарождалось, и
можно лишь гадать о том, что именно утеряно из его игры, которую современники
сравнивали со звоном колокольчиков. Его атака была острой и твердой, интонация
безупречной, а тон отличался одновременно и теплотой, и неким металлическим
резонансом, в котором действительно было что-то от звона.
Но дар
Бикса – это нечто большее. Его понимание мелодического принципа в джазе с
годами росло, усиливалось. Задолго до других джазовых музыкантов он понял, что
в мелодии решающее значение имеет переход от диссонанса к гармонии. Он также
часто использовал высокие звуки, повышенные и пониженные ступени звукоряда, и
он использовал эти звуки не экспериментально, не для случайного эффекта, а как
неотъемлемый и оправданный элемент музицирования. Бикс был тонко чувствующим
исполнителем. Он был мыслящим музыкантом, и это выделяло его среди
современников и джазменов последующих поколений.
Bix Beiderbecke – «Real Jazz Me Blues» (1990).
CD 1:
Trumbology
(3:02)
Clarinet
Marmalade (3:16)
Singin' the Blues
(3:03)
Ostrich Walk
(3:08)
Riverboat
Shuffle (3:10)
I'm Coming
Virginia (3:13)
Way Down Yonder
in New Orleans (2:53)
For No Reason
at All in C (3:05)
Three Blind
Mice (3:04)
Blue River
(3:19)
There's a
Cradle in Caroline (3:04)
In a Mist
(2:47)
Wringin' and
Twistin' (2:56)
Humpty Dumpty
(3:04)
Krazy Kat
(3:04)
The Baltimore
(3:02)
There Ain't No
Land Like Dixieland to Me (3:04)
There's a
Cradle in Caroline (2:57)
Just an Hour of
Love (2:54)
I'm Wonderin'
Who (2:51)
CD 2:
Three Blind
Mice #1 (2:54)
Three Blind
Mice #2 (2:53)
Clorinda #1
(2:59)
Clorinda #2
(3:05)
I'm More Than
Satisifed #1 (3:12)
I'm More Than
Satisifed #2 (3:12)
At the Jazz Band Ball (2:53)
Royal Garden
Blues (3:04)
Jazz Me Blues
(3:05)
Goose Pimples
(3:19)
Sorry (2:56)
Cryin' All Day
(3:05)
A Good Man Is
Hard to Find (3:04)
Since My Best
Gal Turned Me Down (3:06)
Sugar (3:10)
There'll Come a
Time (Wait and See) (2:56)
Jubilee (3:18)
Mississippi Mud
(3:10)
Oh Gee!-Oh Joy!
(2:51)
Why Do I Love
You? (2:53)
Ol' Man River
(3:01)
Our Bungalow of
Dreams (3:03)
Lila (2:57)
download (mp3 @320
kbs):
https://yadi.sk/d/uUUZGmiq3GXQWt
P.S. При написании поста использованы материалы из Интернета и книги Джеймса Линкольна Коллиера "Становление джаза".
Комментариев нет:
Отправить комментарий