Глэм-рок
Хард-рок
Хэви-метал
Арт-рок
Авангард
Экспериментальный
рок
«Queen II»
— второй студийный альбом британской рок-группы Queen. Выпущен 8 Марта 1974
года под лейблом EMI Records в Великобритании и лейблом Elektra Records в США.
Диск Был Записан В Trident Studios и Langham 1 Studios в Лондоне, в Августе
1973 года. Спродюсирован Роем Томасом Бейкером и Робином Джеффри Кейблом, а
также спроектирован Майком Стоуном. Альбом примечателен тем, что является
первым альбомом Queen, содержащим элементы фирменного звучания группы,
состоящего из многослойных наложений, вокальных гармоний и разнообразных
музыкальных стилей.
Описанный
как «возможно, самый тяжелый альбом Queen», «Queen II» ознаменовал конец первой
фазы карьеры группы. Альбом сочетает в себе тяжёлое роковое звучание с
элементами арт-рока и прогрессивного рока, и Залом славы рок-н-ролла был назван
«столпом грандиозного, агрессивного хард-рока». «Queen II» — это не
концептуальный альбом, а сборник песен со свободной темой, проходящей через
весь альбом. Диск делится на «Белую» и «Чёрную» сторону вместо обычных сторона
«А» и сторона «Б», с соответствующими фотографиями группы, одетой в чёрное на
передней обложке и белым на внутреннем развороте. У белой стороны есть песни с
более эмоциональной тематикой, а у черной стороны почти полностью фэнтези,
часто с довольно мрачными темами. Фэнтезийная тематика альбома перекликается с
творчеством Led Zeppelin тех лет, хотя феи и тролли Queen были более манерным
сборищем, чем королевы и гиганты Led Zeppelin.
Выпущенный с первоначально смешанным приемом критиков, Queen II остается одним из наименее известных альбомов группы. Тем не менее, он сохранил культовое значение с момента своего выпуска и получил похвалу от критиков, фанатов, и коллег-музыкантов.
История
альбома
Согласно
многолетним наблюдениям, август является едва ли не самым коварным месяцем в
году. Это традиционная пора невнятности и прострации, вызванных всеобщими
отпусками и пиком жаркой погоды, и подобное затишье часто влечет за собой бурю.
Особенно любят пользоваться периодом августовской хандры и лени политики,
финансисты и разного рода дельцы. Пока бдительность масс притуплена, они
готовят свою очередную провокацию, дабы застать мир врасплох.
Август
1973 г. исключением не являлся. Весь мир, как обычно, впал в спячку,
размягченный жарким завершением лета, и именно поэтому всегда занятое
пространство лондонской студии Trident в кои-то веки оказалось вакантно, чем и
поспешили воспользоваться члены группы Queen. 5 августа группа приступила к
записи своей второй пластинки под названием «Queen II». В последний раз они
работали в студии в марте 72-го, и возвращение к творчеству воодушевляло даже
тех, кто не особенно верил в дальнейшие перспективы Queen. В определенном смысле,
так можно было сказать о каждом участнике группы, первый альбом которой не
только имел неудовлетворительные продажи, но и получил обидное прозвище
"ведро с мочой" от критика Ника Кента. Тем не менее, внутри четверки
Мэй-Меркьюри-Тейлор-Дикон теплилась надежда на то, что будущее готовит им нечто
грандиозное.
Надежды
надеждами, но разрыв между тем, какими Queen видели себя, и тем, какими их
видел остальной мир, в момент выпуска «Queen II» был огромен. Что говорить,
если даже через три года пресса позволяла себе посвящать Фредди статьи с
обидными заголовками вроде "Этот человек - придурок?". В общем, их
театральность и звуковые излишества не вызывали особых восторгов общества.
Вспоминая период конца 74-го года, Меркьюри рассказывал Melody Maker:
"Работа на разогреве – одно из самых травмирующих событий в моей
жизни". Суть в том, что Queen не были созданы для вторых мест, а время
первых еще не наступило.
Еще в
период репетиций «Queen II» в конце июля в интервью Melody Maker группа громко
объявила, что альбом будет посвящен теме "борьбы добра и зла", и, как
выяснилось позже, Queen подошли к идее буквально. Понимая, что у произведений
Брайана Мэя и Фредди Меркьюри не может быть компромисса, было решено поделить
пластинку на две части. Первая, "белая", включала песни Мэя с личным
и эмоциональным уклоном, и вторая, "черная", с материалом Фредди,
полным отсылок ко всяческим фантасмагориям, вроде фей и королев. Альбом сложно
было назвать концептуальным, скорее так можно было поощрить обе одинаково важные
стороны.
Судя по
звучанию песен, конкуренция между ними и правда была достаточно агрессивной, и
авторы стремились вложить в материал всё и сразу, провоцируя немедленное
воздействие на слушателя.
Белая
сторона
Первый же
трек стороны Мэя – похоронный марш «Procession» - начинается зловещим стуком
барабана Роджера Тейлора, за которым последует величественная гитара Джона Дикона,
звучащая через специально модифицированный басовый усилитель.
Песня
«Father to Son» была написана Мэем и, кроме хэви-метал секции, включает в себя также
тихую фортепианную партию, которую играл автор. Как и в «Procession», в «Father
to Son» есть партии с Мэй на многодорожечной гитаре, сыгранной через усилитель
Deacy Amp. Она написана с точки зрения отца, который говорит или думает о своем
сыне. Queen сразу же добавили «Father to Son» в свои концертные сет-листы. В
1975 году она была исключена из живых выступлений, но несколько раз
возрождалась.
«White Queen (As It Started)» была написана
Мэем в 1968 году, и содержит контрастные акустические и хэви-металлические
секции. Мэй объяснил, что идея этой песни пришла ему в голову, когда он читал
«Белую богиню» Роберта Грейвза. Песня имела для Мэя также личное значение. В
более позднем интервью он говорил: «Я помню, что был очень влюблен в девушку с
биологического факультета, но никогда не разговаривал с ней... Я осмелился
пригласить её на свидание, и она стала моим другом на всю жизнь...».
«Белая
королева» регулярно исполнялась в период с 1974 по 1977 год, а в последний раз
исполнялась в Лондоне в 1978 году. Концертная версия обычно включала в себя
длинную инструментальную паузу с Меркьюри на фортепиано, которая не была частью
альбомной версии или была исключена из нее.
«Some Day
One Day» – единственная тема, которую здесь написал и спел ведущую вокальную
партию Брайан, внеся поразительный вклад в наложение гитары. В заключительной
части три инструмента играют разные партии, а не синхронизируются вместе, и то,
что Мэю удалось добиться такого звука, привело музыканта в восторг.
В конце
"белой" стороны звучит трек «The Loser in the End», написанный
Роджером Тейлором – роковый, энергичный и самый тяжелый на альбоме. Оригинальный
рукописный текст песни, является старейшим примером рукописной лирики в архиве
Queen.
Чёрная
сторона
"Black side", написанная Фредди, открывается «Ogre Battle», перенесенной с первого альбома, на этот раз в правильной аранжировке. Она тяжелая, в лучших традициях прог-рока, с леденящим душу вокальным криком, напряженной игрой гитар и барабанов, классическим гонгом и множеством звуковых эффектов. Меркьюри написал ее на гитаре, а Мэй с удовольствием подхватил хэви-металлический рифф, превратив трек в основной элемент концертных выступлений группы на протяжении последующих четырех лет.
Именно этот рифф и игра Тейлора на барабанах придают песне
«трэшевое» звучание. Крики в середине песни, похожие на крики людоедов,
принадлежат Меркьюри, а высоким голосом в конце припева поет Тейлор. Как
следует из названия, песня рассказывает о битве между ограми, и включает в себя
звуковые эффекты, имитирующие звуки боя. Начало песни на самом деле является
концом песни, сыгранной в обратном порядке.
«Ogre
Battle» была одним из основных концертных хитов группы «A Day at the Races Tour»,
но была сыграна всего пару раз в североамериканском туре «News of the World
Tour», прежде чем была исключена из сета навсегда.
«The
Fairy Feller's Master-Stroke» («Мастерский удар феи») вдохновлена одноименной
кошмарной картиной Ричарда Дадда. Клаустрафобный и безумный, средневековый
фантастический мир художника был воплощен с поразительной точностью благодаря
мощному стереопанорамированию, партиям фотрепиано и клавесина, а также
многочисленным вокальным наложениям и гармониям.
Текст
песни, основанный на фэнтези, является прямой отсылкой к персонажам и
виньеткам, подробно описанным на картине и в сопутствующему стихотворению Дадда
«Устранение картины и ее предмета» под названием «Мастерский удар вальщика».
Среди персонажей — Королева Маб, Ваггонер Уилл, Оборванец и другие. По словам
Роджера Тейлора, использование слова «quaere» в дважды повторенной фразе «What
a quaere fellow» не имеет никакого отношения к сексуальности Меркьюри.
Песня
была исполнена всего несколько раз во время тура «Queen II», и считалось, что
концертной записи песни не существует, пока в 2014 году она не была выпущена на
диске «Live at the Rainbow '74».
Трек
плавно перетекает в заключительную трехчастную сюиту, начинающуюся с «Nevermore»,
песне, посвященной разрыву отношений и содержащей отсылки к стихотворению
"Ворон" Эдгара По. Все вокальные партии были исполнены Меркьюри,
который также добавил некоторые современные фортепианные «кольцевые» эффекты.
Многие подозревали, что эти эффекты являются синтезаторами; тем не менее, они
были созданы кем-то, кто перебирал струны пианино.
Полиритмическая
«The March of the Black Queen» была написана Меркьюри за фортепиано и
превратилась в феерию благодаря партиям электрической и акустической гитар с
добавлением трубчатых колоколов. Эту тему практически невозможно исполнить
вживую, что сделало ее одной из главных изюминок альбома.
Меркьюри
работал над этой песней еще до того, как образовалась группа Queen. В 1974 году
в интервью журналу Melody Maker он сказал: «... На написание этой песни у меня
ушла целая вечность. Я хотел отдать ей все, потакать всем своим желаниям или
что-то в этом роде». Многогранная композиция, вторая по продолжительности в
группе (6:34), является одной из двух песен Queen (другая — «Bohemian
Rhapsody»), содержащей полиритм/полиметр (два разных тактовых размера одновременно
8/8 и 12/8) и более простую полиритмию вокруг конечной секции uptempo, что
очень редко встречается в популярной музыке. Ведущий вокал охватывает две с
половиной октавы (G2 – C5).
Мэй
считает «The March of the Black Queen» предшественницей «Bohemian Rhapsody»,
заявляя: «Мы записали «My Fairy King» на первом альбоме и «The March of the
Black Queen» на втором, так что мы были готовы к экскурсиям Фредди в странные
места, и это нам действительно нравилось». Тейлор вспоминал: «Пленка стала
прозрачной ... Было записано 16 дорожек... Лента так много раз проходила по записывающей
головке, что оксид стерся». Похожий анекдот рассказывают о сессиях «Богемской
рапсодии».
Несмотря
на то, что песня никогда не была выпущена в качестве сингла, она остается
фаворитом среди поклонников Queen. Полное произведение было слишком сложным,
чтобы его можно было исполнить вживую. Тем не менее в 1970-х годах, секция в
быстром темпе, содержащая строку «Моя жизнь в твоих руках...» иногда включалась
в живое попурри с вокалом Меркьюри и Тейлора.
Известно,
что вступительная фортепианная пьеса была сыграна вживую только один раз, в «Providence
Civic Center» 14 ноября 1978 года (вероятно, в ответ на крики фаната о песне в
начале концерта). После исполнения вступления группа быстро перешла к
«Богемской рапсодии». Это был последний раз, когда трек из альбома «Queen II»
был исполнен вживую до возрождения в 1984 году «Seven Seas of Rhye» для «The
Works Tour».
«The
March of the Black Queen» плавно переходит в следующий трек, «Funny How Love
Is», содержащий один из самых пронзительных текстов Фредди, в котором он
вернулся к технике "wall of sound". Песня никогда не исполнялась
вживую, в основном из-за требовательного вокала Меркьюри в высоком регистре на
протяжении всей песни.
Завершает
альбом единственный сингл «Seven Seas of Rhye». Первоначально короткая
инструментальная версия песни была включена в дебютный альбом группы, а для
второго ее доработали в полноценный номер с арпеджио и плавным переходом в
стиле классического глэм-рока той эпохи.
Меркьюри
начал работать над «Seven Seas of Rhye» в 1969 году ещё в группе Wreckage. В
документальном фильме «Queen: Days of Our Lives» Мэй вспоминал: «Я никогда не
говорил об этом раньше, но я прекрасно помню, что «Seven Seas of Rhye» была
идеей Фредди. У него была замечательная маленькая идея риффа на пианино. Так
что мы определенно работали над ней вместе. Но когда дело дошло до выхода
альбома, Фредди сказал: «Я написал это». И мы все сказали: «Хорошо». (Смеется.)
Потому что это не казалось такой уж большой проблемой. Но Фредди сказал:
«Знаешь, я написал слова, и это была моя идея, так что это моя песня». Своего
рода неписаный закон заключался в том, что человек, который принес песню,
получал признание за написание этой песни и деньги за написание этой песни.
Гораздо, намного позже в истории Queen мы признали этот факт».
«Seven
Seas of Rhye» имеет характерное арпеджированное фортепианное вступление. В
записи «Queen II» арпеджио исполняются обеими руками с разницей в октаву, в то
время как на сокращённой записи Queen и большинстве живых выступлений Меркьюри
играл более простую версию этих арпеджио одной рукой. Эта тема также появляется
в конце песни «It's a Beautiful Day (reprise)» на последнем альбоме группы «Made
in Heaven» (1995).
Песня
«Seven Seas of Rhye» вместе с би-сайдом «See What a Fool I've Been», из-за
счастливого стечения обстоятельств, была выпущена в качестве сингла раньше, чем
планировалось. В феврале 1974 года Дэвид Боуи не смог появиться на шоу «Top of
the Pops», чтобы исполнить «Rebel Rebel», и срочно понадобилась замена. Queen
были приглашены на шоу и исполнили песню «Seven Seas of Rhye». EMI поспешила
выпустить сингл 23 февраля, всего через пять дней после того, как было
подтверждено появление на телевидении. Это был первый хит-сингл группы,
достигший 10-го места в британских чартах.
Обложка
Особого
внимания заслуживает обложка пластинки, при помощи которой группа старалась
подчеркнуть декадентскую, гламурную сущность своей музыки, конкурируя тем самым
с записями Боуи, Игги Попа и Лу Рида. В сущности, они пытались избежать ошибок
своего первого альбома, усилив свою визуальную привлекательность, важную для
восприятия музыкального материала. За основу фотограф Мик Рок взял идею
фотографии Марлен Дитрих из фильма "Шанхайский экспресс", и члены
Queen, особенно Фредди, с готовностью откликнулись на гламурный эксперимент,
который позже получит продолжение в клипе на "Bohemian Rhapsody".
Чтобы
развить черно-белую тему, Рок сделал второе изображение группы, одетое в белое
на белом фоне, которое было использовано на развороте альбома, в рекламе и на
обложке сингла «Seven Seas of Rhye».
Релиз
Завершив
запись пластинки, Queen немеделенно включили "Ogre Battle",
"Procession" и "Father to Son" в свои концертные сет-листы
и отправились на гастроли. Лейбл EMI, тем не менее, не спешил с релизом.
Во-первых, их дебют был выпущен сравнительно недавно, и, во-вторых, по причине
нефтяного кризиса 1973 г., повлекшего нехватку винила. В конце концов,
несколько месяцев спустя сама группа забраковала первый тираж из-за ошибки в
написании имени Джона Дикона.
Релиз
"Queen II" состоялся 8 марта 1974 г., и в скором времени пластинка
достигла своего пика на 5-м месте британского чарта и на 49-м в Billboard.
Учитывая, что их дебют добрался до 25-го и 83-го мест соответственно, прогресс
был очевидным. Впрочем, целью Queen были вершины, и в скором времени они им
покорились. С "Queen II" группа в последний раз в своей карьере пребывала
на вторых ролях, большое будущее приближалось.
Несмотря
на успех у публики, первые отзывы на "Queen II" были негативными.
Согласно воспоминаниям Мэя, получив обратную связь, он взял пластинку домой и
внимательно прослушал, согласившись со многими комментариями. Однако несколько
недель спустя он поменял свое мнение, увидев в альбоме больше плюсов. Похожая
история случилась и с критиками, от недели к неделе смягчавшими свои отзывы. В
итоге, из слабого и перепродюсированного к концу 1974 г. "Queen II"
превратился в высококачественное, уникальное произведение, отличающееся
спасительным изяществом и симпатичными мелодиями.
Мрачное
пересечение двух сторон группы, задокументированное в "Queen II",
осталось странной вехой в истории великой группы. Вряд ли альбом можно назвать
малоизвестным, но и особенным признанием он не отличился. Лучше всего статус
второй пластинки Queen описала газета Post-Tribune, однажды поместившая ее на
9-е место в своем списке "альбомов, которые должны быть в коллекции каждого,
но их там нет".
Комментариев нет:
Отправить комментарий