суббота, 9 марта 2024 г.

50 лет пластинке! Queen – «Queen II» (1974).

Queen

Глэм-рок

Хард-рок

Прогрессивный рок

Хэви-метал

Арт-рок

Авангард

Экспериментальный рок

«Queen II» — второй студийный альбом британской рок-группы Queen. Выпущен 8 Марта 1974 года под лейблом EMI Records в Великобритании и лейблом Elektra Records в США. Диск Был Записан В Trident Studios и Langham 1 Studios в Лондоне, в Августе 1973 года. Спродюсирован Роем Томасом Бейкером и Робином Джеффри Кейблом, а также спроектирован Майком Стоуном. Альбом примечателен тем, что является первым альбомом Queen, содержащим элементы фирменного звучания группы, состоящего из многослойных наложений, вокальных гармоний и разнообразных музыкальных стилей.

"Seven Seas Of Rhye" [Instrumental] (Official Montage Video)

Описанный как «возможно, самый тяжелый альбом Queen», «Queen II» ознаменовал конец первой фазы карьеры группы. Альбом сочетает в себе тяжёлое роковое звучание с элементами арт-рока и прогрессивного рока, и Залом славы рок-н-ролла был назван «столпом грандиозного, агрессивного хард-рока». «Queen II» — это не концептуальный альбом, а сборник песен со свободной темой, проходящей через весь альбом. Диск делится на «Белую» и «Чёрную» сторону вместо обычных сторона «А» и сторона «Б», с соответствующими фотографиями группы, одетой в чёрное на передней обложке и белым на внутреннем развороте. У белой стороны есть песни с более эмоциональной тематикой, а у черной стороны почти полностью фэнтези, часто с довольно мрачными темами. Фэнтезийная тематика альбома перекликается с творчеством Led Zeppelin тех лет, хотя феи и тролли Queen были более манерным сборищем, чем королевы и гиганты Led Zeppelin.

Выпущенный с первоначально смешанным приемом критиков, Queen II остается одним из наименее известных альбомов группы. Тем не менее, он сохранил культовое значение с момента своего выпуска и получил похвалу от критиков, фанатов, и коллег-музыкантов.

История альбома

Согласно многолетним наблюдениям, август является едва ли не самым коварным месяцем в году. Это традиционная пора невнятности и прострации, вызванных всеобщими отпусками и пиком жаркой погоды, и подобное затишье часто влечет за собой бурю. Особенно любят пользоваться периодом августовской хандры и лени политики, финансисты и разного рода дельцы. Пока бдительность масс притуплена, они готовят свою очередную провокацию, дабы застать мир врасплох.

Август 1973 г. исключением не являлся. Весь мир, как обычно, впал в спячку, размягченный жарким завершением лета, и именно поэтому всегда занятое пространство лондонской студии Trident в кои-то веки оказалось вакантно, чем и поспешили воспользоваться члены группы Queen. 5 августа группа приступила к записи своей второй пластинки под названием «Queen II». В последний раз они работали в студии в марте 72-го, и возвращение к творчеству воодушевляло даже тех, кто не особенно верил в дальнейшие перспективы Queen. В определенном смысле, так можно было сказать о каждом участнике группы, первый альбом которой не только имел неудовлетворительные продажи, но и получил обидное прозвище "ведро с мочой" от критика Ника Кента. Тем не менее, внутри четверки Мэй-Меркьюри-Тейлор-Дикон теплилась надежда на то, что будущее готовит им нечто грандиозное.

Queen - "Father to Son" (Live at the Rainbow 1974)

Надежды надеждами, но разрыв между тем, какими Queen видели себя, и тем, какими их видел остальной мир, в момент выпуска «Queen II» был огромен. Что говорить, если даже через три года пресса позволяла себе посвящать Фредди статьи с обидными заголовками вроде "Этот человек - придурок?". В общем, их театральность и звуковые излишества не вызывали особых восторгов общества. Вспоминая период конца 74-го года, Меркьюри рассказывал Melody Maker: "Работа на разогреве – одно из самых травмирующих событий в моей жизни". Суть в том, что Queen не были созданы для вторых мест, а время первых еще не наступило.

Еще в период репетиций «Queen II» в конце июля в интервью Melody Maker группа громко объявила, что альбом будет посвящен теме "борьбы добра и зла", и, как выяснилось позже, Queen подошли к идее буквально. Понимая, что у произведений Брайана Мэя и Фредди Меркьюри не может быть компромисса, было решено поделить пластинку на две части. Первая, "белая", включала песни Мэя с личным и эмоциональным уклоном, и вторая, "черная", с материалом Фредди, полным отсылок ко всяческим фантасмагориям, вроде фей и королев. Альбом сложно было назвать концептуальным, скорее так можно было поощрить обе одинаково важные стороны.

Судя по звучанию песен, конкуренция между ними и правда была достаточно агрессивной, и авторы стремились вложить в материал всё и сразу, провоцируя немедленное воздействие на слушателя.

Белая сторона

Первый же трек стороны Мэя – похоронный марш «Procession» - начинается зловещим стуком барабана Роджера Тейлора, за которым последует величественная гитара Джона Дикона, звучащая через специально модифицированный басовый усилитель.

«Procession» является прообразом последующего звукового безумия, раскрывающегося в гимноподобной «Father to Son» и печальной «White Queen (As It Began)».

Песня «Father to Son» была написана Мэем и, кроме хэви-метал секции, включает в себя также тихую фортепианную партию, которую играл автор. Как и в «Procession», в «Father to Son» есть партии с Мэй на многодорожечной гитаре, сыгранной через усилитель Deacy Amp. Она написана с точки зрения отца, который говорит или думает о своем сыне. Queen сразу же добавили «Father to Son» в свои концертные сет-листы. В 1975 году она была исключена из живых выступлений, но несколько раз возрождалась.

 «White Queen (As It Started)» была написана Мэем в 1968 году, и содержит контрастные акустические и хэви-металлические секции. Мэй объяснил, что идея этой песни пришла ему в голову, когда он читал «Белую богиню» Роберта Грейвза. Песня имела для Мэя также личное значение. В более позднем интервью он говорил: «Я помню, что был очень влюблен в девушку с биологического факультета, но никогда не разговаривал с ней... Я осмелился пригласить её на свидание, и она стала моим другом на всю жизнь...».

Queen - "White Queen" (Live at the Rainbow 1974)

«Белая королева» регулярно исполнялась в период с 1974 по 1977 год, а в последний раз исполнялась в Лондоне в 1978 году. Концертная версия обычно включала в себя длинную инструментальную паузу с Меркьюри на фортепиано, которая не была частью альбомной версии или была исключена из нее.

«Some Day One Day» – единственная тема, которую здесь написал и спел ведущую вокальную партию Брайан, внеся поразительный вклад в наложение гитары. В заключительной части три инструмента играют разные партии, а не синхронизируются вместе, и то, что Мэю удалось добиться такого звука, привело музыканта в восторг.

В конце "белой" стороны звучит трек «The Loser in the End», написанный Роджером Тейлором – роковый, энергичный и самый тяжелый на альбоме. Оригинальный рукописный текст песни, является старейшим примером рукописной лирики в архиве Queen.

Чёрная сторона

"Black side", написанная Фредди, открывается «Ogre Battle», перенесенной с первого альбома, на этот раз в правильной аранжировке. Она тяжелая, в лучших традициях прог-рока, с леденящим душу вокальным криком, напряженной игрой гитар и барабанов, классическим гонгом и множеством звуковых эффектов. Меркьюри написал ее на гитаре, а Мэй с удовольствием подхватил хэви-металлический рифф, превратив трек в основной элемент концертных выступлений группы на протяжении последующих четырех лет. 

Именно этот рифф и игра Тейлора на барабанах придают песне «трэшевое» звучание. Крики в середине песни, похожие на крики людоедов, принадлежат Меркьюри, а высоким голосом в конце припева поет Тейлор. Как следует из названия, песня рассказывает о битве между ограми, и включает в себя звуковые эффекты, имитирующие звуки боя. Начало песни на самом деле является концом песни, сыгранной в обратном порядке.

Queen - "Ogre Battle" (Live at the Hammersmith Odeon 1975)

«Ogre Battle» была одним из основных концертных хитов группы «A Day at the Races Tour», но была сыграна всего пару раз в североамериканском туре «News of the World Tour», прежде чем была исключена из сета навсегда.

«The Fairy Feller's Master-Stroke» («Мастерский удар феи») вдохновлена одноименной кошмарной картиной Ричарда Дадда. Клаустрафобный и безумный, средневековый фантастический мир художника был воплощен с поразительной точностью благодаря мощному стереопанорамированию, партиям фотрепиано и клавесина, а также многочисленным вокальным наложениям и гармониям.

«The Fairy Feller's Master-Stroke» by Richard Dadd.

Текст песни, основанный на фэнтези, является прямой отсылкой к персонажам и виньеткам, подробно описанным на картине и в сопутствующему стихотворению Дадда «Устранение картины и ее предмета» под названием «Мастерский удар вальщика». Среди персонажей — Королева Маб, Ваггонер Уилл, Оборванец и другие. По словам Роджера Тейлора, использование слова «quaere» в дважды повторенной фразе «What a quaere fellow» не имеет никакого отношения к сексуальности Меркьюри.

Песня была исполнена всего несколько раз во время тура «Queen II», и считалось, что концертной записи песни не существует, пока в 2014 году она не была выпущена на диске «Live at the Rainbow '74».

Трек плавно перетекает в заключительную трехчастную сюиту, начинающуюся с «Nevermore», песне, посвященной разрыву отношений и содержащей отсылки к стихотворению "Ворон" Эдгара По. Все вокальные партии были исполнены Меркьюри, который также добавил некоторые современные фортепианные «кольцевые» эффекты. Многие подозревали, что эти эффекты являются синтезаторами; тем не менее, они были созданы кем-то, кто перебирал струны пианино.

Полиритмическая «The March of the Black Queen» была написана Меркьюри за фортепиано и превратилась в феерию благодаря партиям электрической и акустической гитар с добавлением трубчатых колоколов. Эту тему практически невозможно исполнить вживую, что сделало ее одной из главных изюминок альбома.

Меркьюри работал над этой песней еще до того, как образовалась группа Queen. В 1974 году в интервью журналу Melody Maker он сказал: «... На написание этой песни у меня ушла целая вечность. Я хотел отдать ей все, потакать всем своим желаниям или что-то в этом роде». Многогранная композиция, вторая по продолжительности в группе (6:34), является одной из двух песен Queen (другая — «Bohemian Rhapsody»), содержащей полиритм/полиметр (два разных тактовых размера одновременно 8/8 и 12/8) и более простую полиритмию вокруг конечной секции uptempo, что очень редко встречается в популярной музыке. Ведущий вокал охватывает две с половиной октавы (G2 – C5).

Мэй считает «The March of the Black Queen» предшественницей «Bohemian Rhapsody», заявляя: «Мы записали «My Fairy King» на первом альбоме и «The March of the Black Queen» на втором, так что мы были готовы к экскурсиям Фредди в странные места, и это нам действительно нравилось». Тейлор вспоминал: «Пленка стала прозрачной ... Было записано 16 дорожек... Лента так много раз проходила по записывающей головке, что оксид стерся». Похожий анекдот рассказывают о сессиях «Богемской рапсодии».

Несмотря на то, что песня никогда не была выпущена в качестве сингла, она остается фаворитом среди поклонников Queen. Полное произведение было слишком сложным, чтобы его можно было исполнить вживую. Тем не менее в 1970-х годах, секция в быстром темпе, содержащая строку «Моя жизнь в твоих руках...» иногда включалась в живое попурри с вокалом Меркьюри и Тейлора.

Queen - "The March Of The Black Queen" (Live At The Rainbow, '74)

Известно, что вступительная фортепианная пьеса была сыграна вживую только один раз, в «Providence Civic Center» 14 ноября 1978 года (вероятно, в ответ на крики фаната о песне в начале концерта). После исполнения вступления группа быстро перешла к «Богемской рапсодии». Это был последний раз, когда трек из альбома «Queen II» был исполнен вживую до возрождения в 1984 году «Seven Seas of Rhye» для «The Works Tour».

«The March of the Black Queen» плавно переходит в следующий трек, «Funny How Love Is», содержащий один из самых пронзительных текстов Фредди, в котором он вернулся к технике "wall of sound". Песня никогда не исполнялась вживую, в основном из-за требовательного вокала Меркьюри в высоком регистре на протяжении всей песни.

Завершает альбом единственный сингл «Seven Seas of Rhye». Первоначально короткая инструментальная версия песни была включена в дебютный альбом группы, а для второго ее доработали в полноценный номер с арпеджио и плавным переходом в стиле классического глэм-рока той эпохи.

Меркьюри начал работать над «Seven Seas of Rhye» в 1969 году ещё в группе Wreckage. В документальном фильме «Queen: Days of Our Lives» Мэй вспоминал: «Я никогда не говорил об этом раньше, но я прекрасно помню, что «Seven Seas of Rhye» была идеей Фредди. У него была замечательная маленькая идея риффа на пианино. Так что мы определенно работали над ней вместе. Но когда дело дошло до выхода альбома, Фредди сказал: «Я написал это». И мы все сказали: «Хорошо». (Смеется.) Потому что это не казалось такой уж большой проблемой. Но Фредди сказал: «Знаешь, я написал слова, и это была моя идея, так что это моя песня». Своего рода неписаный закон заключался в том, что человек, который принес песню, получал признание за написание этой песни и деньги за написание этой песни. Гораздо, намного позже в истории Queen мы признали этот факт».

«Seven Seas of Rhye» имеет характерное арпеджированное фортепианное вступление. В записи «Queen II» арпеджио исполняются обеими руками с разницей в октаву, в то время как на сокращённой записи Queen и большинстве живых выступлений Меркьюри играл более простую версию этих арпеджио одной рукой. Эта тема также появляется в конце песни «It's a Beautiful Day (reprise)» на последнем альбоме группы «Made in Heaven» (1995).

Песня «Seven Seas of Rhye» вместе с би-сайдом «See What a Fool I've Been», из-за счастливого стечения обстоятельств, была выпущена в качестве сингла раньше, чем планировалось. В феврале 1974 года Дэвид Боуи не смог появиться на шоу «Top of the Pops», чтобы исполнить «Rebel Rebel», и срочно понадобилась замена. Queen были приглашены на шоу и исполнили песню «Seven Seas of Rhye». EMI поспешила выпустить сингл 23 февраля, всего через пять дней после того, как было подтверждено появление на телевидении. Это был первый хит-сингл группы, достигший 10-го места в британских чартах.

Обложка

Особого внимания заслуживает обложка пластинки, при помощи которой группа старалась подчеркнуть декадентскую, гламурную сущность своей музыки, конкурируя тем самым с записями Боуи, Игги Попа и Лу Рида. В сущности, они пытались избежать ошибок своего первого альбома, усилив свою визуальную привлекательность, важную для восприятия музыкального материала. За основу фотограф Мик Рок взял идею фотографии Марлен Дитрих из фильма "Шанхайский экспресс", и члены Queen, особенно Фредди, с готовностью откликнулись на гламурный эксперимент, который позже получит продолжение в клипе на "Bohemian Rhapsody".

Чтобы развить черно-белую тему, Рок сделал второе изображение группы, одетое в белое на белом фоне, которое было использовано на развороте альбома, в рекламе и на обложке сингла «Seven Seas of Rhye».

Релиз

Завершив запись пластинки, Queen немеделенно включили "Ogre Battle", "Procession" и "Father to Son" в свои концертные сет-листы и отправились на гастроли. Лейбл EMI, тем не менее, не спешил с релизом. Во-первых, их дебют был выпущен сравнительно недавно, и, во-вторых, по причине нефтяного кризиса 1973 г., повлекшего нехватку винила. В конце концов, несколько месяцев спустя сама группа забраковала первый тираж из-за ошибки в написании имени Джона Дикона.

Релиз "Queen II" состоялся 8 марта 1974 г., и в скором времени пластинка достигла своего пика на 5-м месте британского чарта и на 49-м в Billboard. Учитывая, что их дебют добрался до 25-го и 83-го мест соответственно, прогресс был очевидным. Впрочем, целью Queen были вершины, и в скором времени они им покорились. С "Queen II" группа в последний раз в своей карьере пребывала на вторых ролях, большое будущее приближалось.

Несмотря на успех у публики, первые отзывы на "Queen II" были негативными. Согласно воспоминаниям Мэя, получив обратную связь, он взял пластинку домой и внимательно прослушал, согласившись со многими комментариями. Однако несколько недель спустя он поменял свое мнение, увидев в альбоме больше плюсов. Похожая история случилась и с критиками, от недели к неделе смягчавшими свои отзывы. В итоге, из слабого и перепродюсированного к концу 1974 г. "Queen II" превратился в высококачественное, уникальное произведение, отличающееся спасительным изяществом и симпатичными мелодиями.

Мрачное пересечение двух сторон группы, задокументированное в "Queen II", осталось странной вехой в истории великой группы. Вряд ли альбом можно назвать малоизвестным, но и особенным признанием он не отличился. Лучше всего статус второй пластинки Queen описала газета Post-Tribune, однажды поместившая ее на 9-е место в своем списке "альбомов, которые должны быть в коллекции каждого, но их там нет".

Комментариев нет:

Отправить комментарий