23 марта 1933 года в
городе Кракове в старинной дворянской семье на свет появился внук известного
польского лингвиста Бронислава Тжасковского, Анджей Тжасковский (Andrzej Trzaskowski) – блистательный
пианист, композитор, дирижёр, музыковед и первопроходец польского джаза – от
свинга до авангарда, по совместительству - автор мелодий к нескольким десяткам
фильмов, среди которых – самый знакомый многим из нас лейтмотив из фильма «Pociąg» («Поезд», или – в
русской интерпретации – «Загадочный пассажир»).
На фортепиано
музыкально одарённый Анджей играл с детства, в подростковом возрасте увлекся
джазом и в восемнадцать лет организовал любительский ансамбль под названием «Melomani» – одну из первых
польских свинговых и би-боповых групп. В 1956-м году по опросу читателей
журнала «Сечение» Тжасковский был назван лучшим пианистом. Но музыка была для
Анджея не просто любительским увлечением, поскольку наряду с исполнительской
деятельностью он всерьёз занимался музыкальным образованием: с 1952 по 1957
годы он учился музыковедению в Ягеллонском университете, а в течение двух лет
обучался под руководством Богуслава Шеффера и Евгения Рудника композиции и
современной теории музыки в экспериментальной студии польского радио. С 1957
года Анджей стал постоянным журналистом и обозревателем журнала «Jazz Forum», его статьи
публиковались и в зарубежной прессе.
Музыканты: Krzysztof Komeda, Jerzy Matuszkiewicz, Andrzej Trzaskowski, Zbigniew Namysłowski, Wojciech Karolak, Jan Ptaszyn Wróblewski i inni
Артисты: Roman Polański, Maja Wachowiak, Barbara Kwiatkowska, Teresa Tuszyńska
В 1958 году Анджей
Тжасковский, Ян «Пташин» Врублевски и другие польские музыканты стали
основателями ансамбля «Jazz Believers», который с успехом
выступил на первом джазовом фестивале в Варшаве – «Jazz Jamboree». А вскоре молодой
человек был уже лидером собственной хард-боповой группы, в которой в разное
время начинали карьеру такие польские музыканты, как Збигнев Намысловски, Томаш
Станько и Михаил Урбаняк.
Кстати, этот коллектив
с провокационным названием «The Wreckers» («Вредители») стал
первой польской группой, побывавшей на гастролях в США: в 1962 году музыканты
выступили на джазовых фестивалях в Ньюпорте и Вашингтоне и переиграли во многих
клубах Чикаго, Сан-Франциско и Нью-Йорка. Группа появилась в популярном телешоу
«Who is in the World» и получила
положительные отзывы от «The New York Times» и других
американских журналов.
Между тем, но только
уже в Варшаве и как лидер малой группы (трио), Анджей играл и записывался с
известным американским саксофонистом Стэном Гетцем, который в 1960 году приехал
в Польшу с гастролями. 31 октября 1960 года в Национальной филармонии
состоялась их совместная запись. Во время следующего фестиваля в 1961 году
Тжасковский выступал с британским джазовым баритон-саксофонистом Ронни Россом.
Анджей Тжасковский
обладал огромным опытом игры на фортепиано, а его обширные композиторские
познания привели к созданию произведений также третьего направления (сочетание
классической музыки и джаза). Первая подобная композиция в Польше была
представлена публике во время «Jazz Jamboree'62». Композиция
Тжасковского под названием «Nihil novi» прозвучала в
Национальной филармонии в исполнении американского трубача Дона Эллиса, трио
пианистов и камерного ансамбля под управлением Анджея Марковского.
Примерно в 1963 году
Анджей Тжасковский начал отказываться от бибопа, кул-джаза и эстетики Горация
Сильвера, направив свои музыкальные интересы на фри-джаз. Переломным моментом в
его творчестве и эстетических взглядах можно считать произведение в трёх частях
«Synopsis». Этот период творчества композитора воплотился в следующие
альбомы: «The Andrzej Trzaskowski Quintet» (1965, Polish Jazz, vol. 4), «Jazz Workshop» (1965, NDR) и «Seant» (1966, Polish Jazz, vol. 11).
В 1963 и 1964 годах
квинтет Тжасковский давал концерты в Германии, Италии, Швейцарии, Югославии и
Бельгии. В 1964 году группа появилась в специальном выпуске немецкой
телепрограммы «Jazz - gehört und gesehen», где польский
тележурналист и музыкальный обозреватель Януша Маевский представил творчество
наиболее выдающихся исполнителей польской джазовой сцены.
В 1965-66-м Анджей
Тжасковский объединился с замечательным трубачом Тедом Кёрсоном, в ходе двух
сессий записав с ним чудесный альбом «Seant», который затем вышел
в 11-м выпуске серии пластинок «Polish Jazz». А в 1965 году,
вместе с Томашем Станько, Яцеком Осташевски, Янушем Муньяком и Адамом
Еджиевски, записал свой дебютный LP альбом «The Andrzej Trzaskowski Quintet», который считается
первой увидевшей свет европейской пластинкой фри-джаза.
В общем, на протяжении
второй половины 1960-х музыкант работал с квинтетом или с секстетом, то включая
элементы авангарда в свою работу, то возвращаясь к более ранним формам джаза, и
лишь в 1968 году отметился с трио на джазовом фестивале в городе Пори
(Финляндия). Однако к концу десятилетия, став дирижёром и художественным
руководителем «Jazz Workshops» (Джазовых
мастерских) на общественном радио и телевидении в Гамбурге, Тжасковский
постепенно свёл к минимуму исполнительскую карьеру, хотя и был великолепным
пианистом. Причина этому оказалась проста – он полностью решил посвятить себя
композиции, написав множество оркестровых и камерных произведений, включая сочинения
для телевизионных балетов и театральных постановок.
Andrzej
Trzaskowski – fortepian, Ted Curson – trąbka, Włodzimierz Nahorny – saksofon
altowy, Janusz Muniak – saksofon sopranowy, Jacek Ostaszewski – kontrabas, Adam
Jędrzejowski – perkusja.
В 1972-74 годах Анджей
Тжасковский работал в Главной музыкальной редакции Польского радио и
телевидения, а где руководил оркестром Studio S-1 Польского радио и
телевидения в Варшаве. За годы своей работы на этом поприще Анджей (или Эндрю,
как ещё именуют Тжасковского-композитора) стал автором и соавтором музыки более
чем к тридцати польским кинофильмам, в эпизодах которых сам нередко снимался.
На рубеже 1970-1980-х
годов Тжасковский был членом редакционной комиссии и научным редактором секции
джаза. Кроме того, Анджей был соавтором «Лексикона композиторов ХХ века» (том
1-2, 1963-1965) и соредактором Музыкальной энциклопедии PWM, написав множество
отзывов и эссе, которые печатались в музыкальных журналах вплоть до его
внезапной и ранней смерти 16 сентября 1998 года в Варшаве.
Великий польский
музыкант покинул этот мир всего-то в возрасте 65 лет – по неизвестным причинам
– и был похоронен на военном кладбище «Powązkach», как настоящий
патриот своей родины, который много сделал для её джаза…
Andrzej
Trzaskowski Quintet – Polish Jazz Vol.4 (1965).
1.
Requiem dla Scota La Faro
2.
Synopsis
3.
Ballada z silverowska kadencja
4.
Sinobrody
5.
Post Scriptum
6.
Wariacja jazzowa na temat "chmiela"
Andrzej
Trzaskowski - piano
Tomasz
Stanko - trumpet
Janusz
Muniak - soprano sax , alto sax
Jacek
Ostaszewski - bass
Adam
Jedrzejowski – drums
Andrzej
Trzaskowski was born in Krakow, Poland, March 23, 1933. He played the piano as
a child and later studied musicology at university in Krakow (to 1957); he also
took private lessons in composition and contemporary music theory and was
active at the experimental studio of Polish radio. In 1951 he helped to form
Melomani, one of the first Polish swing and bop groups. During 1958 he played
and recorded with the Jazz Believers, a quintet that included Wojciech Karolak
and Jan Wróblewski, and worked with another quintet, led by Jerzy
Matuszkiewicz. The following year he formed his own hard-bop group, the
Wreckers, with which he toured the USA in 1962; as the leader of small groups
he performed and recorded with American musicians visiting Poland, such as Stan
Getz (1960) and Ted Curson (1965-6). Many leading Polish musicians, including
Zbigniew Namyslowski, Tomasz Stanko, and Michal Urbaniak, played with his
groups early in their careers. Trzaskowski began to incorporate avant-garde
techniques in his work from 1964. In the late 1960s he worked regularly for
Norddeutscher Rundfunk in Hamburg, West Germany, writing more than 20
compositions and participating in workshops, then from 1975 he led an orchestra
for Polish radio and television. Although an excellent pianist, from the early
1970s he has concentrated more on composition. He has written music for films
and theater, two jazz ballets, and Nihil novi, a third-stream work performed by
Don Ellis at the International Jazz Jamboree in Warsaw, 1962.
---
Adam Slawinski
download:
Комментариев нет:
Отправить комментарий