пятница, 29 марта 2024 г.

«The King of Jazz». Пол Уайтмен (28 марта 1890 - 29 декабря 1967).

Зал славы джаза.

Стоило ему сделать только взмах руками, тотчас большое множество музыкантов, как по мановению волшебной палочки, беспрекословно ему подчинялись. А ведь это не так и просто - руководить оркестром, который поражал всех своей численностью и масштабом. Именно его оркестр сделал "эксперимент в области современной музыки" - создал свой, неповторимый, так называемый, симфоджаз.

Paul Whiteman Orchestra – «At Sundown»

Будучи лидером одной из самых популярных танцевальных групп в Соединенных Штатах в 1920-х и начале 1930-х годов, Уайтмен выпускал записи, которые имели огромный успех, и в прессе его часто называли «королем джаза». За свою карьеру Уайтмен записал множество джазовых и поп-стандартов, в том числе «Wang Wang Blues», «Mississippi Mud», «Rhapsody in Blue», «Wonderful One», «Hot Lips (He's Got Hot Lips When He Plays Jazz)», «Mississippi Suite», «Grand Canyon Suite» и «Trav'lin' Light». В 1925 году он стал соавтором классической джазовой композиции «Flamin' Mamie». Его популярность угасла в эпоху свинговой музыки середины 1930-х годов, и к 1940-м годам он частично отошел от музыки.

Paul Whiteman – «Deep Purple» (1934)

Место Уайтмена в истории раннего джаза несколько спорно. Недоброжелатели заявляют, что его богато оркестрованная музыка была джазом только по названию, ей не хватало импровизационной и эмоциональной глубины жанра, и Уайтмен только использовал инновации чернокожих музыкантов. Защитники отмечают, что любовь Уайтмена к джазу была искренней. Он работал с чернокожими музыкантами столько, сколько это было возможно в эпоху расовой сегрегации. Его группы включали в себя многих из самых уважаемых белых музыкантов той эпохи, и его группы превосходно справлялись с джазом как с частью более обширного репертуара.

Paul Whiteman – «Whispering» (1920)

Критик Скотт Янов заявляет, что оркестр Уайтмена «играл очень хороший джаз... Его превосходная танцевальная группа использовала некоторых из самых технически подкованных музыкантов той эпохи в универсальном шоу, которое включало в себя все, от поп-мелодий и вальсов до полуклассических произведений и джаза. [...] Многие из его записей (особенно с Биксом Бейдербеком) переиздавались много раз и являются более популярными, чем пытаются представить его недоброжелатели».

В своей автобиографии Дюк Эллингтон заявил: «Пол Уайтмен был известен как король джаза, и никто еще не приблизился к тому, чтобы носить этот титул с большей уверенностью и достоинством».

Самый знаменитый джазмен 20-х 30-х годов Пол Уайтман (Paul Whiteman) родился в Денвере, штат Колорадо 28 марта 1890 года. Пол с юных лет был знаком с музыкой. Звуки классической музыки постоянно доносились из их квартиры, так как отец семейства Уилберфорс Джеймс Уайтмен был музыкальным инспектором в государственных школах Денвера, должность, которую он занимал в течение пятидесяти лет, а мать Эльфрида (урождённая Даллисон) - бывшей оперной певицей. Отец настоял на том, чтобы Пол научился играть на музыкальном инструменте, и Пол, параллельно с учебой в обычной школе, брал уроки скрипки и альта. Он планировал, что продолжит дело своего отца и когда вырастет, станет выступать в каком-либо оркестре.

С 1907 года Пол Уайтман начал работать в симфоническом оркестре в Денвере; с 1914-го – в симфоническом оркестре Сан-Франциско. С 1917 по 1918-й Уайтмен дирижировал группой ВМС США, состоявшей из 40 человек. В 1919 году) в Санта-Барбаре, Калифорния, он сформировал свой первый танцевальный оркестр «Paul Whiteman Orchestra», а в 1920-м переехал с оркестром в Нью-Йорк, где начал записываться для «Victor Talking Machine Company», что принесло ему известность национального уровня.

Paul Whiteman – «My Blue Heaven» (1927)

Стремясь представить свой бэнд, как концертный коллектив, а не как танцевальный, Уайтман пытался убрать "варварские" звучания раннего джаза. Как пишет «Британская энциклопедия», именно Уайтмен сделал джаз более доступным для широкой публики, популяризовал его и в 1920-е и 1930-е годы помог превратить его в мейнстримным музыкальный жанр. Своими выступлениями, в том числе и в престижных залах, он привлекал к джазу внимание деятелей культуры и искусства. В числе таких выступлений был и знаменитый концерт 12 февраля 1924 года в Нью-Йорке, в котором прозвучала «Голубая рапсодия» (Rhapsody In Blue) для фортепиано с оркестром композитора Джорджа Гершвина. Рапсодия была написана Гершвиным по заказу самого Уайтмана.

Paul Whiteman - George Gershwin – «Rhapsody In Blue - King of Jazz» (1930) -

В конце 1926-го Пол Уайтмен принял в свой оркестр трех вокалистов: Бинга Кросби, Эла Ринкера и Гарри Барриса, – назвав это певческое трио "The Rhythm Boys". Кросби получил благодаря этой работе большую известность – это стало начало карьеры одного из самых успешных певцов 20-го века. Поль Робсон и Билли Холидей также записывались с «Paul Whiteman Orchestra».

Paul Whiteman & His Orchestra (w. Bix Beiderbecke) – «C-O-N-S-T-A-N-T-I-N-O-P-L-E»

В оркестре Уайтмена играли многие из лучших джазовых музыкантов той поры, в том числе Бикс Байдербек, Фрэнки Трамбауэр, Джо Венути, Эдди Ланг, Стив Браун, Майк Пинджитоур, Гасси Мюллер, Уилбур Холл, Джек Тигарден и Банни Бериган. Уайтмен собирал афроамериканские музыкальные таланты и изначально планировал нанимать черных музыкантов, но в конце концов менеджеры убедили его, что – из-за расовой напряженности и сегрегации в Америке того времени – такая политика стала бы "профессиональным самоубийством". И все же Пол нередко пренебрегал рекомендациями, нанимая черных музыкантов и аранжировщиков, например, Флетчера Хендерсона, для участия в записях и гастрольных турах.

Paul Whiteman, Bing Crosby – «Make Believe» (1928)

В 1920-х годах "The Paul Whiteman Orchestra" представил множество джазовых стандартов, в том числе "Hot Lips", "Mississippi Mud", "From Monday On" (написанный в соавторстве с Бингом Кросби с Биксом Байдербеком на корнете), "Nuthin" Но", "Grand Canyon Suite" и "Mississippi Suite" (композитор Ферд Грофе), "Rhapsody in Blue" (композитор Джордж Гершвин), "Wonderful One" (1923) и "Wang Wang Blues" (1920) , кавер-версии которых позднее были переиграны Гленном Миллером, Дюком Эллингтоном, Бенни Гудманом, "Dixie Syncopators" Джо Кинга Оливера и многими другими оркестрами.

Следующей вехой в успехе оркестра был кинофильм "Король джаза" (1930), в котором Уайтмен сыграл главную роль. Его оркестр был в 30-е годы самым дорогостоящим коллективом в американском шоу-бизнесе (выступление стоило не менее 10 000 долларов), выпустил сотни пластинок и вызвал к жизни, особенно в Европе, большое число подражателей. Хиты оркестра — «Whispering», «My Blue Heaven», «The Japanese Sandman», «Say It With Music», «When Buddha Smiles», «Cherie», «My Mammy», «Make Believe», «Ramona», «Ol’ Man River» и многие другие.

Paul Whiteman – «Charleston» (1925)

Оркестр и сам Пол Уайтман принимали участие в съемках еще нескольких кинофильмов — "Спасибо за миллион" (1935), "Пусть грянет оркестр" (1940), "Атлантик-сити" (1944), "Рапсодия в стиле блюз" (1945) и нередко участвовали в бродвейских постановках. Но ко второй половине 40-х годов стало ясно, что популярность оркестра пошла на спад. Было принято решение расформировать коллектив.

Уайтменовские «усеянные звёздами оркестровые составы задали тон для наступающей эпохи биг-бэндов», однако к началу Эры свинга музыка Уайтмана (оркестр которого почти не свинговал) стала считаться старомодной, и в начале 1940-х годов Уайтмен практически отошёл от дел, лишь изредка выступая в качестве приглашённого исполнителя. Он сосредоточился на поиске новых талантов и занимал должность директора канала «ABC Radio Network». Последние годы жизни музыкант провел в Пенсильвании. Пол Уайтман умер 29 декабря 1967 года.

Paul Whiteman – «Happy Feet» (Rhythm Boys, vocal)

Все вроде бы просто в его истории, но если задуматься, то сколько всего достойного сделал этот человек - он был незаурядным экспериментатором, руководителем, музыкантом. Наследие музыканта потрясает воображение. Он сделал около 3000 аранжировок, написал музыку для шести бродвейских шоу и записал множество пластинок. Его вклад в развитие джаза огромен. Его музыкальное наследие не исчезло и никуда не пропало со временем. Поэтому этот Великий человек жив, жив в наших сердцах…

"В годы, совпавшие с Первой мировой войной, негритянские оркестры [...] пользовались особой популярностью, однако, как правило, танцующие удовлетворялись тем, что им предлагали, и редко знали о музыкантах больше, чем об официантах, которые обслуживали их в ресторане. А в оркестрах оказывались сведенными вместе случайные люди. Часто они не обладали творческой индивидуальностью, и их имена ничего не говорили публике. Теперь же, с наступлением 20-х годов, ситуация начала меняться. В известной степени эти перемены явились следствием колоссального успеха оркестра Пола Уайтмена". (Дж.Л.Коллиер. "Дюк Эллингтон").

В 1993 году Пол Уайтмен был введен в Зал славы биг-бэнда и джаза.

Комментариев нет:

Отправить комментарий