Стоило
ему сделать только взмах руками, тотчас большое множество музыкантов, как по
мановению волшебной палочки, беспрекословно ему подчинялись. А ведь это не так
и просто - руководить оркестром, который поражал всех своей численностью и
масштабом. Именно его оркестр сделал "эксперимент в области современной
музыки" - создал свой, неповторимый, так называемый, симфоджаз.
Будучи
лидером одной из самых популярных танцевальных групп в Соединенных Штатах в
1920-х и начале 1930-х годов, Уайтмен выпускал записи, которые имели огромный
успех, и в прессе его часто называли «королем джаза». За свою карьеру Уайтмен
записал множество джазовых и поп-стандартов, в том числе «Wang Wang Blues»,
«Mississippi Mud», «Rhapsody in Blue», «Wonderful One», «Hot Lips (He's Got Hot
Lips When He Plays Jazz)», «Mississippi Suite», «Grand Canyon Suite» и «Trav'lin'
Light». В 1925 году он стал соавтором классической джазовой композиции «Flamin'
Mamie». Его популярность угасла в эпоху свинговой музыки середины 1930-х годов,
и к 1940-м годам он частично отошел от музыки.
Место
Уайтмена в истории раннего джаза несколько спорно. Недоброжелатели заявляют,
что его богато оркестрованная музыка была джазом только по названию, ей не
хватало импровизационной и эмоциональной глубины жанра, и Уайтмен только
использовал инновации чернокожих музыкантов. Защитники отмечают, что любовь
Уайтмена к джазу была искренней. Он работал с чернокожими музыкантами столько,
сколько это было возможно в эпоху расовой сегрегации. Его группы включали в
себя многих из самых уважаемых белых музыкантов той эпохи, и его группы
превосходно справлялись с джазом как с частью более обширного репертуара.
Критик
Скотт Янов заявляет, что оркестр Уайтмена «играл очень хороший джаз... Его
превосходная танцевальная группа использовала некоторых из самых технически
подкованных музыкантов той эпохи в универсальном шоу, которое включало в себя
все, от поп-мелодий и вальсов до полуклассических произведений и джаза. [...]
Многие из его записей (особенно с Биксом Бейдербеком) переиздавались много раз
и являются более популярными, чем пытаются представить его недоброжелатели».
В своей автобиографии Дюк Эллингтон заявил: «Пол Уайтмен был известен как король джаза, и никто еще не приблизился к тому, чтобы носить этот титул с большей уверенностью и достоинством».
Самый знаменитый джазмен 20-х 30-х годов Пол Уайтман (Paul Whiteman) родился в Денвере, штат Колорадо 28 марта 1890 года. Пол с юных лет был знаком с музыкой. Звуки классической музыки постоянно доносились из их квартиры, так как отец семейства Уилберфорс Джеймс Уайтмен был музыкальным инспектором в государственных школах Денвера, должность, которую он занимал в течение пятидесяти лет, а мать Эльфрида (урождённая Даллисон) - бывшей оперной певицей. Отец настоял на том, чтобы Пол научился играть на музыкальном инструменте, и Пол, параллельно с учебой в обычной школе, брал уроки скрипки и альта. Он планировал, что продолжит дело своего отца и когда вырастет, станет выступать в каком-либо оркестре.
С 1907
года Пол Уайтман начал работать в симфоническом оркестре в Денвере; с 1914-го –
в симфоническом оркестре Сан-Франциско. С 1917 по 1918-й Уайтмен дирижировал
группой ВМС США, состоявшей из 40 человек. В 1919 году) в Санта-Барбаре, Калифорния,
он сформировал свой первый танцевальный оркестр «Paul Whiteman Orchestra», а в
1920-м переехал с оркестром в Нью-Йорк, где начал записываться для «Victor
Talking Machine Company», что принесло ему известность национального уровня.
Стремясь
представить свой бэнд, как концертный коллектив, а не как танцевальный, Уайтман
пытался убрать "варварские" звучания раннего джаза. Как пишет
«Британская энциклопедия», именно Уайтмен сделал джаз более доступным для
широкой публики, популяризовал его и в 1920-е и 1930-е годы помог превратить
его в мейнстримным музыкальный жанр. Своими выступлениями, в том числе и в
престижных залах, он привлекал к джазу внимание деятелей культуры и искусства.
В числе таких выступлений был и знаменитый концерт 12 февраля 1924 года в
Нью-Йорке, в котором прозвучала «Голубая рапсодия» (Rhapsody In Blue) для
фортепиано с оркестром композитора Джорджа Гершвина. Рапсодия была написана
Гершвиным по заказу самого Уайтмана.
В конце
1926-го Пол Уайтмен принял в свой оркестр трех вокалистов: Бинга Кросби, Эла
Ринкера и Гарри Барриса, – назвав это певческое трио "The Rhythm
Boys". Кросби получил благодаря этой работе большую известность – это
стало начало карьеры одного из самых успешных певцов 20-го века. Поль Робсон и
Билли Холидей также записывались с «Paul Whiteman Orchestra».
В
оркестре Уайтмена играли многие из лучших джазовых музыкантов той поры, в том
числе Бикс Байдербек, Фрэнки Трамбауэр, Джо Венути, Эдди Ланг, Стив Браун, Майк
Пинджитоур, Гасси Мюллер, Уилбур Холл, Джек Тигарден и Банни Бериган. Уайтмен
собирал афроамериканские музыкальные таланты и изначально планировал нанимать
черных музыкантов, но в конце концов менеджеры убедили его, что – из-за расовой
напряженности и сегрегации в Америке того времени – такая политика стала бы
"профессиональным самоубийством". И все же Пол нередко пренебрегал
рекомендациями, нанимая черных музыкантов и аранжировщиков, например, Флетчера
Хендерсона, для участия в записях и гастрольных турах.
В 1920-х
годах "The Paul Whiteman Orchestra" представил множество джазовых
стандартов, в том числе "Hot Lips", "Mississippi Mud",
"From Monday On" (написанный в соавторстве с Бингом Кросби с Биксом
Байдербеком на корнете), "Nuthin" Но", "Grand Canyon
Suite" и "Mississippi Suite" (композитор Ферд Грофе),
"Rhapsody in Blue" (композитор Джордж Гершвин), "Wonderful
One" (1923) и "Wang Wang Blues" (1920) , кавер-версии которых
позднее были переиграны Гленном Миллером, Дюком Эллингтоном, Бенни Гудманом,
"Dixie Syncopators" Джо Кинга Оливера и многими другими оркестрами.
Следующей
вехой в успехе оркестра был кинофильм "Король джаза" (1930), в
котором Уайтмен сыграл главную роль. Его оркестр был в 30-е годы самым
дорогостоящим коллективом в американском шоу-бизнесе (выступление стоило не
менее 10 000 долларов), выпустил сотни пластинок и вызвал к жизни, особенно в
Европе, большое число подражателей. Хиты оркестра — «Whispering», «My Blue
Heaven», «The Japanese Sandman», «Say It With Music», «When Buddha Smiles»,
«Cherie», «My Mammy», «Make Believe», «Ramona», «Ol’ Man River» и многие
другие.
Оркестр и
сам Пол Уайтман принимали участие в съемках еще нескольких кинофильмов —
"Спасибо за миллион" (1935), "Пусть грянет оркестр" (1940),
"Атлантик-сити" (1944), "Рапсодия в стиле блюз" (1945) и
нередко участвовали в бродвейских постановках. Но ко второй половине 40-х годов
стало ясно, что популярность оркестра пошла на спад. Было принято решение
расформировать коллектив.
Уайтменовские
«усеянные звёздами оркестровые составы задали тон для наступающей эпохи
биг-бэндов», однако к началу Эры свинга музыка Уайтмана (оркестр которого почти
не свинговал) стала считаться старомодной, и в начале 1940-х годов Уайтмен
практически отошёл от дел, лишь изредка выступая в качестве приглашённого
исполнителя. Он сосредоточился на поиске новых талантов и занимал должность
директора канала «ABC Radio Network». Последние годы жизни музыкант провел в
Пенсильвании. Пол Уайтман умер 29 декабря 1967 года.
Все вроде
бы просто в его истории, но если задуматься, то сколько всего достойного сделал
этот человек - он был незаурядным экспериментатором, руководителем, музыкантом.
Наследие музыканта потрясает воображение. Он сделал около 3000 аранжировок,
написал музыку для шести бродвейских шоу и записал множество пластинок. Его
вклад в развитие джаза огромен. Его музыкальное наследие не исчезло и никуда не
пропало со временем. Поэтому этот Великий человек жив, жив в наших сердцах…
"В
годы, совпавшие с Первой мировой войной, негритянские оркестры [...]
пользовались особой популярностью, однако, как правило, танцующие
удовлетворялись тем, что им предлагали, и редко знали о музыкантах больше, чем
об официантах, которые обслуживали их в ресторане. А в оркестрах оказывались
сведенными вместе случайные люди. Часто они не обладали творческой
индивидуальностью, и их имена ничего не говорили публике. Теперь же, с
наступлением 20-х годов, ситуация начала меняться. В известной степени эти
перемены явились следствием колоссального успеха оркестра Пола Уайтмена".
(Дж.Л.Коллиер. "Дюк Эллингтон").
В 1993
году Пол Уайтмен был введен в Зал славы биг-бэнда и джаза.
Комментариев нет:
Отправить комментарий