среда, 13 марта 2024 г.

У музыки нет возраста!

Зал славы джаза

У каждого из нас есть свой ритм. Сердце, например, очень важный орган, гоняет кровь согласно внутреннему ритму. Отбивает в такт – тук, тук. Чувство такта и тактичности, конечно, присуще в большей или меньшей степени всем, а джазовым барабанщикам особенно. Один из самых известных и часто записываемых барабанщиков в мире джаза Рой Хэйнс (Roy Haynes) родился в Бостоне 13 марта 1925 года. Может быть вы не знаете о Рое, но слышать его игру вам наверняка приходилось. За более чем 70-летнюю карьеру джазмена он сделал более 600 записей, многие из которых стали классикой.

Roy Haynes Quartet (Jaleel Shaw - alto, soprano sax, Martin Bejerano – keyboards, David Wong – bass,Roy Haynes - drums) - Live at Blue Note NYC. 2019, June 12 (1. Bemsha Swing (Monk), 2. James (Metheny), 3. Green Chimneys (Monk), 4. Question And Answer (Metheny)).

История музыкальной карьеры Роя – это история самого джаза. Хэйнс рано начал знакомиться с музыкой. «Будучи ребенком, я колотил по всему вокруг, пока не получил барабанную установку» – вспоминает музыкант. Как-то услышав, как отбивает свой ритм барабанщик оркестра Каунта Бейс Джо Джонс на записи «The World is Mad», Рой был поражен, очарован и понял, что хочет быть только барабанщиком.

Он играл вместе с Чарли Паркером и Диззи Гиллеспи в 1951 году на записи «Night in Tunisia», свинговал для Сары Вон в композиции «He’s My Guy», записывался с Телониусом Монком, Джоном Колтрейном, Лестером Янгом, Бадом Пауэллом, Майлсом Дэвисом, Стэном Гетцем, Реем Чарльзом и Чиком Кориа – одна историческая запись следовала за другой бесконечным калейдоскопом. «Можно сказать, что он отец современного стиля игры на барабанах», — утверждает гитарист Пат Метени. «Рой, — говорит Чик Кориа, – это сокровище нашей культуры».

Roy Haynes - Stan Getz Quartet - Steve Swallow - Gary Burton: Extendend Drum Solo (1966).

Рой до сих пор сияет во всей своей красе, ежегодно давая порядка 50 концертов в Париже, Риме, Токио, Стамбуле, Мадриде и многих городах США. Критики дают его современным записям положительные отклики, удивляясь качеству композиций и неиссякаемому энтузиазму автора. Даже сам Рой удивлён своим энтузиазмом: «Когда мне было 20 лет, я и представить не мог, что буду и после 80 лет играть на барабанах, выступать на публике. Если бы кто-то сказал, что я в таком возрасте буду ещё в строю, я бы не поверил.»

Хотя Рой играл с легендами, и его музыка была зачастую революционной, он мало известен за пределами мира джаза. Частично это связано с музыкальными вкусами американцев, но также и с тем, что исторически больше внимания привлекалось к харизматичным звездам, а остальные музыканты, особенно басисты и барабанщики, оставались в их тени. Рой мог играть удивительные по координации и интенсивности пассажи, но основным его качеством была связь всех музыкантов воедино. «Дело в том, что от обычных музыкантов Роя отличало умение хорошо слушать других», — рассказывает пианист МакКой Тайнер, который играл вместе с Роем в начале 60-х в коллективе Колтрейна. «Он учит вас внимательно слушать и соответственно реагировать, предвидя развитие музыкальной темы, а не просто замыкаться на своей партии. Сам он аккомпанировал певцам в сдержанно красивой манере или играл в свободном и ярком полиритме, который потрясал вас до глубины души».

Chick Corea Freedom Band (Roy Haynes - Chick Corea - Kenny Garrett - Christian McBride) – «The unbelievable Drum Solo (August 2, 2010 / Marciac – France).

Рой один из тех выступающих до сих пор музыкантов, чьё творчество берет своё начало из истоков джаза. Выросший в Бостоне, ещё будучи юношей, он играл в различных местных коллективах, пока в 1945 году, в возрасте 20 лет, не дебютировал в Нью-Йорке с биг-бэндом Луиса Рассела. Рассел же работал с такими пионерами джаза, как Кинг Оливер в 20-х годах и с Луи Армстронгом в 30-х. «Луи был впечатлён и поверил в меня», — рассказывал Рой. — «Я не забуду, что он мне сказал однажды: «Когда ты сбиваешься, просто играй дробь». Тогда я и понял, что в музыке нет четкого правила играть на счёт, вы можете заполнить такт по-своему. К примеру, не обязательно играть в хай-хет или тарелки на 2 и 4 каждый раз. Если так поступать, то звучать это будет неинтересно. Вы должны быть само внимание и чувствовать пульсацию свинга. У Луи было 17 или 18 человек в оркестре, и моей задачей было помогать всем играть слаженно».

Roy Haynes – «Blue 'n Boogie» (Jack Kleinsinger's Highlights in Jazz Charlie Parker Tribute, April, 1973 with Roy Haynes on drums, Howard McGhee and Jimmy Owens, trumpet, Cecil Payne and Lee Konitz on sax, Ted Dunbar, guitar and Richard Davis on bass).

Игра Роя Хэйнса вдохновила не одно поколение музыкантов. Достойной оценкой его техники стало приглашение в `52 году в оркестр самого Дюка Эллингтона. Но это было время музыкальных новаторов и Рой понимал, что если присоединиться к оркестру, то возникнут проблемы с некоторыми старыми членами коллектива, которые были слишком старомодными, чтобы принимать новые направление в джазе. «После этого, – говорил Хэйнс, – я много раз пересекался с Дюком, и он всегда напоминал мне, что я не присоединился к его коллективу. Это было вроде шутки между нами. Я думаю, это было здорово, что он постоянно шутил на эту тему».

Roy Haynes Trio (Roy Haynes (drums), Dave Kikoski (piano), John Patitucci (bass)) – 2009-07-24 San Sebastian.

«Моя музыка развивается, но не меняется, – говорит Хэйнс, – Я пытаюсь соответствовать настроению произведения, когда играю. Для меня музыка остается музыкой. Я следую за своим чувством того, что я люблю делать и что приносит мне удовольствие. И стараюсь оставаться на пике волны. Каждую осень листья опадают, но весной они вырастают снова. Это с одной стороны те же листья, а с другой – не совсем те. Я не очень люблю анализировать, а шестьдесят лет игры за установкой что-то все-таки значат…. Если я долго не играю, то начинаю чувствовать себя как тигр или лев в клетке. Но, тем не менее, не переигрываю. Просто двигаюсь вперед и играю ритм». Сейчас Хэйнсу 99, но ему никогда не дашь больше шестидесяти, так молодо и бодро стучит он по своим барабанам.

Марина Андреева

Комментариев нет:

Отправить комментарий