Бибоп
Хард Боп
Третье
течение
22 января
1924 года родился, без преувеличения, самый великий тромбонист в истории джаза
ХХ века – Джей Джей Джонсон (J. J. Johnson). Вряд ли можно найти джазового
исполнителя на этом инструменте, на которого не оказал бы влияние стиль игры
Джонсона или у которого он не вызывал восхищения, уважения или хотя бы легкой
профессиональной зависти. Джей Джей расширил возможности тромбона, сделав его
полноправным и желанным участником самых современных и актуальных составов. И
он был не просто техническим виртуозом, но ещё и обладал невероятно развитым
внутренним чувством блюза, ритма, композиции, во всех смыслах создавая
оригинальную музыку – как блестящий импровизатор, композитор и аранжировщик.
Чаще всего о Джонсоне говорили, что он сделал для тромбона то же, что Чарли Паркер – для саксофона, и что он «перевёл на язык тромбона» боповые инновации Паркера и Диззи Гиллеспи. И действительно, высочайшая скорость, которая зачастую была необходима для исполнения би-бопа, до Джонсона казалась неприменимой к тромбону. В отличие от трубы или саксофона, интонирование на этом инструменте происходит (помимо, естественно, дыхания и напряжения губ) за счет движения не пальцев, а кисти и локтя. Побарабаньте пальцами по столу, а потом попробуйте воспроизвести тот же ритм в том же темпе кулаком, используя локоть как рычаг и поднимая руку на 90 градусов… Что вы говорите? И всё же Джей Джей начал играть так быстро и с такой лёгкостью, что многие слушатели его первых записей были уверены, что он играет на вентильном тромбоне – с клапанами, как на трубе.
Но
вернёмся к началу. Прозвище Джей Джей образовано из первых букв имени и фамилии
музыканта – так ещё в детстве все называли Джеймса Луиса Джонсона (James Louis
Johnson > J.J. Johnson > Jay Jay Johnson). Он родился в Индианаполисе –
как ни удивительно, в семье, совершенно далёкой от музыки. Однако, когда
мальчику ещё не было 10, он начал учиться игре на фортепиано у органистки
местной церкви. Увлечение музыкой оказалось сильным, и в средней школе Джей
Джей даже быстро выучился играть на баритон-саксофоне – лишь бы попасть в
школьный оркестр, в котором только этот инструмент был «вакантным». В 14 лет он
перешёл на тромбон, и, как мы знаем, этот выбор оказался окончательным и
судьбоносным – как для истории Джея Джея, так и для истории тромбона.
Играя везде
где можно, к 17 годам Джей Джей был уже достаточно уверенным в себе музыкантом,
чтобы решиться начать профессиональную карьеру: он оставил дом и выступал
сначала с оркестром Кларенса Лава, а затем со Снукумом Расселом, в группе
которого подружился с трубачом Фэтсом Наварро – тот находился под большим
влиянием стиля Лестера Янга и вдохновлял тромбониста играть в той же манере. С
1942 года Джей Джей набирался опыта уже в более серьёзных оркестрах: три года
он проработал у Бенни Картера, сделав с его биг-бэндом свои дебютные записи
(включая первое соло в “Love for Sale” 1943 года), а в 1945-м – участвовал в
самом первом концерте проекта «Джаз в филармонии» Нормана Гранца. Затем Джей
Джей год выступал у Каунта Бэйси, уже тогда привлекая внимание своими невероятными
«скоростями». Наконец, попав в Нью-Йорк, Джей Джей смог вырваться из тесной для
него стилистики биг-бэндов и начал погружаться в музыку, рождавшуюся в клубах
на 52-й улице.
За четыре
года, с 1946-го по 1950-й, тромбонист создал себе репутацию одного из самых
талантливых молодых музыкантов: получив благословение самого Диззи Гиллеспи,
назвавшего его «избранным» – первым, кто сможет сыграть би-боп на тромбоне,
Джей Джей тут же реализовал возложенную на него миссию. Он играл и записывался
с Чарли Паркером, выступал в бэнде самого Диззи, работал с Иллинойсом Джекетом.
Кроме того, Джей Джей прекраснейшим образом вписался и в изысканную «прохладу»
нового формировавшегося стиля: в 1949-1950-х он участвовал в двух сессиях
нонета Майлса Дэвиса, вошедших в легендарный альбом “Birth of the Cool”.
Приблизительно
в то же время Джей Джей записывался и в других интересных проектах с Бенни
Грином, Каем Уиндингом, Сани Роллинсом, Джерри Маллиганом, Кенни Дорэмом,
Джоном Льюисом, Артом Блейки, а также cделал свою первую запись в качестве
лидера – с Бадом Пауэллом, Сани Ститтом и Максом Роучем. Затем, после
неудачного тура с Оскаром Петтифордом и Говардом МакГи в Японию и Корею, из-за
отсутствия нормальных стабильных заработков Джей Джей решил бросить музыку: два
года он проработал чертежником в оборонной компании. Музыку, однако, выкинуть
из головы не удавалось, и Джей Джей время от времени записывался – например, в
1953 году участвовал в новых сессиях с Дэвисом, во время которых были записаны
и авторские композиции самого Джонсона, “Kelo” и “Enigma”. Тогда же он записал
очень известный альбом для “Blue Note” – “The Eminent Jay Jay Johnson Volume 1”
с участием трубача Клиффорда Брауна. И со временем Джей Джей
"вернулся" окончательно. В 1954 году он снова работал с Майлсом
(альбом “Walkin’”), а затем стал участником проекта, который наконец принес ему
большую популярность и серьезный коммерческий успех.
Продюсер
Джея Джея, Оззи Кадена, решил создать дуэт тромбонов – неожиданная для того
времени затея, поскольку, несмотря на записи того же Джонсона и других
виртуозных исполнителей, тромбон всё ещё не мыслился как лидирующий инструмент
в джазе. Уговорив Джонсона объединиться с Каем Уиндингом, Кадена сделал
лидерами двух тромбонистов сразу и создал новый тип комбо, вызвавший восхищение
и публики, и критиков. В течение двух лет Джонсон и Уиндинг с успехом вели
разные составы, от квинтета до октета, постоянно выступали и записывались,
сочиняя собственные оригинальные композиции и аранжировки. Об их творчестве мы
предлагаем прочитать отдельный рассказ (позже в нашем паблике), поскольку дуэт
“Jay & Kay” стал настоящим брендом в мире джаза, породившим целую волну
подражаний.
В 1956
году Джей и Кай вернулись каждый к своей карьере (хотя впоследствии
неоднократно возвращались к совместной работе). Джей Джей вел несколько
коллективов, с которыми много гастролировал по Штатам, Великобритании и
Скандинавии. То время считается пиком карьеры тромбониста. В его составах,
варьировавшихся от квартета до секстета, играли тенор-саксофонисты Бобби
Джаспар и Клиффорд Джордан, корнетист Нэт Эддерли и трубач Фредди Хаббард,
контрабасисты Пол Чемберс и Чарльз Мингус, пианисты Томми Флэнэган и Седар
Уолтон, барабанщики Элвин Джонс, Альберт Тути Хит, Макс Роуч. Джей Джей дважды
участвовал в гастрольных турах «Джаза в филармонии» и во время первого, в 1957
году, записал замечательный концертный альбом со Стэном Гетцем. В том же 1957-м
Джей Джей записал со своим квартетом превосходные пластинки “First Place” и
“Blue Trombone”, а в 1960-м выпустил со своим секстетом “J.J. Inc.” – один из
лучших его альбомов, целиком состоящий из его оригинальных композиций.
Интерес
Джея Джея к созданию музыки и аранжировок со временем становился только
сильнее. Его особенно интересовал стиль «третьего течения»: ещё в 1956-м он
написал “Poem for Brass”, а в сентябре 1960-го распустил свой успешнейший
коллектив, чтобы заняться масштабным заказом Диззи Гиллеспи, и за полгода
написал “Perceptions” – сюиту в шести частях, которая была записана 22 мая 1961
года оркестром под управлением Гюнтера Шуллера, а в качестве главного солиста
выступил сам Диззи. В 1965 году Джонсон создал ещё одну сюиту – “Euro Suite”, а
в 1968-м – сочинение для оркестра “Diversions for Six Trombones, Celeste, Harp,
and Percussion”.
Помимо
создания серьезной музыки, в 60-х Джей Джей также активно гастролировал – с
Майлсом Дэвисом, с “All-Stars” секстетом лейбла RCA с Кларком Терри и Сани
Ститтом. В 1962-м он записал очень необычный альбом с трио пианиста Андрэ
Превена, состоящий из интереснейших аранжировок на музыку Курта Вайля, в 1963
году – “J. J.'s Broadway” с интерпретациями композиций из бродвейских мюзиклов,
а в 1964-м – альбом “Proof Positive”, после которого почти десять лет не
появлялся в студии в качестве лидера.
В то
время популярность джаза вообще шла на убыль, и Джей Джей воспользовался
приглашением Куинси Джонса, на тот момент уже успешного продюсера, поработать в
Голливуде. В результате Джей Джей провел там почти 7 лет: он писал музыку к
малоизвестным фильмам и сериалам, поскольку царившие в Голливуде расовые
предрассудки не давали чёрному композитору возможности заниматься по-настоящему
интересными или хотя бы крупными проектами. И самое парадоксальное, что, хотя,
за редкими исключениями, всё это время Джонсон практически не выступал и не
записывался как исполнитель, уважение к нему в джазовом мире было настолько
велико, что его продолжали регулярно выбирать «Лучшим тромбонистом года» по
различным опросам журнала “DownBeat”.
Только с
конца 70-х Джей Джей стал возвращаться к исполнительской деятельности. Он дал
несколько туров по Японии и Европе и вновь начал записываться как лидер: между
1977 и 1984 годами было издано 6 альбомов Джея Джея, включая дуэтную работу с
Элом Греем (“Things Are Getting Better All the Time”, 1983). С ноября 1987 года
Джонсон выступал со своим новым квинтетом с тенор-саксофонистом Ральфом Муром и
барабанщиком Виктором Льюисом в клубе “Village Vanguard”, записав два альбома с
концертным материалом. Очередная серия гастролей и записей была прервана в 1988
году: Джей Джей целиком посвятил себя уходу за больной женой, которая перенесла
инсульт. После ее смерти в 1991 году он посвятил ей альбом баллад “Vivian”. А
через некоторое время последовал второй брак и очередной «камбэк» музыканта,
ознаменовавшийся 5 новыми альбомами: среди них были и прекрасные работы в
небольших коллективах (“Let's Hang Out”, 1992 и “Heroes”, 1996), и записи,
сделанные c биг-бэндом (“J.J.!”, 1994) и большим струнным оркестром
(“Tangence”, 1994). В тот период Джей Джей несколько раз номинировался на
“Grammy” и получил статуэтку за альбом “Heroes”. В 1995 году его имя было
включено в Зал Славы журнала “DownBeat”. А последнее выступление Джея Джея
состоялось 10 ноября 1996 года, после чего он продолжил работать дома в своей
студии, сочиняя музыку и аранжировки, осваивая компьютерные технологии, и,
среди прочего, написал книгу этюдов и упражнений для джазовых музыкантов. В
2000 году также увидела свет его биография, “The Musical World of J. J. Johnson”.
К
сожалению, её разыскать не удалось, однако есть множество других источников,
позволяющих немного представить себе личность музыканта. Многие описывали Джея
Джея как интеллигентного, скромно держащегося человека. Известный продюсер
Оррин Кипньюс отзывался о нём как об одном из тех музыкантов-перфекционистов,
которые бесконечно сомневаются в своей работе и всегда остаются недовольны
сделанным. С другой стороны, Джей Джей явно обладал твердым и бескомпромиссным
характером. Если он мог что-то изменить, он менял, а если не мог – уходил.
Когда у него несправедливо отобрали так называемую «кабаре-карту», без которой
нельзя было выступать в ночных клубах, он подал иск против полиции Нью-Йорка
(это в 1958 году!) и выиграл его, создав прецедент, способствовавший отмене
самой системы. Голливуд он не смог изменить – и ушел. Не смог он изменить и
поставленный ему смертельный диагноз и 4 февраля 2001 года принял решение уйти
из жизни – Джей Джей застрелился.
Но, как
гласит принципиально фанатский заголовок, Джей Джей жив. Потому что ничто не
отменит того факта, что его музыка навсегда изменила всеобщее представление о
роли и возможностях инструмента, на котором он играл. Сам Джей Джей, кстати,
считал одним из своих главных достижений способность брать верхнюю фа (во
второй октаве), которая мало кому дается. Но этого, конечно же, не хватило бы
для того, чтобы стать «вехой» в развитии музыки и заслужить любовь поклонников
джаза во всем мире.
За кажущейся безыскусной простотой и легкостью мелодий, которые играл Джонсон, скрывается масса незаметных на первый взгляд штрихов – нюансов артикуляции, которые каждую ноту делают уникальной. Эти смазанные, хрипловатые или приглушенные, словно споткнувшиеся или вдруг неожиданно вырвавшиеся из ниоткуда нотки, создающие невероятное богатство красок и живых интонаций, и отличают стилистику джаза, например, от нарочитой чистоты классической музыки, и во многом определяют подлинную индивидуальность голоса настоящего джазмена. По особенностям артикуляции и фразировки Джея Джея Джонсона невозможно ни с кем спутать. Создаётся впечатление, что он играет сдержанно, будто что-то недоговаривая, но в результате всегда удивляет, рассказывая больше, чем вы ожидали. Субъективно, я бы назвала его игру своего рода музыкальным оксюмороном: сложное и изысканное у него кажется простым, простое – сложным и изысканным, даже чёткие ясные стаккато оставляют ощущение какой-то странной плавности, напевности, а легато, наоборот, кажутся невероятно порывистыми. Его частые пульсирующие повторения одной ноты или небольших риффов как будто фокусируют наше внимание, а потом неуловимо превращаются в широкие интервалы, непринужденно гуляющие из регистра в регистр.
Конечно,
некорректно называть «самым лучшим» кого бы то ни было в мире музыки – как и
любого искусства вообще. И до, и после Джонсона, и одновременно с ним в джазе
было множество потрясающих тромбонистов, каждый из которых обладал своей
индивидуальностью и внес свой особый вклад в развитие инструмента – Томми
Дорси, Джек Тигарден, Трамми Янг, Карл Фонтана, Фрэнк Розолино, Кёртис Фуллер,
Билл Уотрус, Грэхэн Монкур, Альберт Мангельсдорф, Рэй Андерсон и многие-многие
другие. Тем не менее именно творчество Джея Джея Джонсона стало своеобразной
«стилистической точкой отсчёта» в истории джазового тромбона. С того момента
как он заработал репутацию состоявшегося музыканта на большой джазовой сцене, с
ним стали сравнивать всех тромбонистов. Всех стали делить на тех, кто подражал
Джею Джею, и тех, кто не подражал или старался не подражать ему. А о тех
великих, кто был до него, стали говорить, что они предугадывали, или готовили
почву, или начинали приближаться к тем реформам, которые осуществил Джонсон.
Джей Джей не был единственным тромбонистом в истории джаза, игравшим быстро,
изысканно, интересно, но он стал первым стилистом новой музыки на тромбоне,
широко распахнувшим двери остальным. И потому великим.
Ольга
Дюдина ©
J. J.
Johnson & Kai Winding - The Great Kai & J.J (1997)
1 This
Could Be The Start Of Something Big 3:09
2 Georgia
On My Mind 3:48
3 Blue
Monk 4:28
4 Judy
4:03
5 Alone
Together 3:33
6 Side
By Side 3:02
7 I
Concentrate On You 4:00
8 Theme
From Picnic 4:01
9 Trixie
5:06
10 Going,
Going, Gong! 3:08
11 Just
For A Thrill 3:19
Bass – Paul Chambers (1, 3 ,6,
7), Tommy Williams (2, 4, 5, 8 to 11)
Drums – Art Taylor (2, 4, 5, 8 to 11), Roy Haynes (1, 3 ,6, 7)
Piano – Bill Evans
Trombone – J.J. Johnson, Kai Winding
This
lively Impulse! set was the first recorded reunion of trombonists J.J. Johnson
and Kai Winding. With pianist Bill Evans, either Paul Chambers or Tommy
Williams on bass, and Roy Haynes or Art Taylor on drums, the two trombonists
are in melodic and witty form on such tunes as "This Could Be the Start of
Something Big," "Blue Monk," "Side by Side," and
"Theme from Picnic." Recommended.
---Scott
Yanow, Rovi
download
(mp3 @224 kbs):
Комментариев нет:
Отправить комментарий