четверг, 17 февраля 2022 г.

Музыка кино. Джон Таунер Уильямс (John Towner Williams) родился 8 февраля 1932 года.

8 февраля 2022 года исполнилось 90 лет выдающемуся американскому композитору и дирижёру Джону Уильямсу. Ненасытные подводные машины-убийцы. Тираны галактики в непроницаемо-черных одеждах. Отважные борцы за свободу. Археологи, ищущие приключений по всему свету. Каждый раз, когда вы думаете об этих величайших иконах кинематографа, его музыка неотступно следует за ними. Приветствуйте Джона Уильямса, этот человек сама история саундтрека.

Закройте глаза и вспомните «Челюсти». Сколько наносекунд пройдет, прежде чем вы вспомните тяжелую, мрачную, бесконечно зловещую мелодию, прежде чем она всплывет из глубины сознания? Уберите музыку, и «Челюсти» превратятся фильм о кровожадной резиновой рыбе. Со звуковой дорожкой фильм стал сенсацией и собрал 500 миллионов $ в мировом прокате. Теперь представьте начало Звездных Войн и слова, проплывающие по экрану за мгновения до того, как корабли начнут сражение. В этой сцене есть две замечательные вещи. Первая, это надпись «Эпизод IV», переносящая нас в середину эпической межгалактической сказки, а не в не в начало низко бюджетного научно-фантастического боевика. А вторая? Это музыка. Вы не можете не знать эту мелодию. Это наиболее успешный оркестровый саундтрек всех времен. Он эпичный, почти надменный и захватывающе-позитивный. Он не оставляет сомнений, что нас ожидает великое путешествие ослепительное, переполняющее впечатлениями зрелище, более того, – хит.

Трудно представить «Звездные войны» без темы Дарта Вейдера или призывных фанфар, с которых начинается путешествие в далекую-далекую Галактику, а приключения Индианы Джонса не были бы такими увлекательными без легендарного «Марша искателей». И, конечно, именно Уильямс — тот самый волшебник, подаривший нам сказочную музыку киновселенной Гарри Поттера.

Будущий 5-кратный лауреат премии «Оскар» родился 8 февраля 1932 года в Лонг Айленде, штат Нью-Йорк. Его отец играл на перкуссии в квинтете Рэймонда Скотта, так что музыка появилась в жизни Джона с малых лет. Проживая уже в Лос-Анджелесе, куда он переехал с родителями в 1948 году, он вовсю наигрывал джазовые мелодии на пианино, возглавляя собственный джаз-бэнд столь же юного возраста. Уильямс учился в Северо-Голливудской Высшей Школе. В дальнейшем он посещал Лос-Анджелесский Калифорнийский Университет и Лос-Анджелесский Городской Колледж, а также брал частные уроки у композитора Марио Кастельнуово-Тедеско.

За учёбой в колледже, где будущий маэстро изучал музыкальные премудрости у знатных дирижёров и композиторов, последовали три года службы в армии ВВС США, где он выполнял обязанности аранжировщика и дирижёра Оркестра ВВС до окончания службы. Вернувшись в Лос-Анджелес, Уильямс занялся игрой в разных джаз-клубах с целью заработать на проживание. Помочь одарённому, но впустую растрачивающему свой талант, юноше взялась его музыкальный педагог по классу фортепиано в Джульярдской школе мадам Розина Льевинн. Она убедила его вплотную заняться сочинением музыки; так Джон и поступил, отправившись на киностудию.

Работая аранжировщиком в компании «Columbia», Уильямс принял участие в записи музыки к нескольким известным фильмам, в том числе и к «Некоторые любят погорячее» («Some like it hot») с Мерлин Монро. Первой самостоятельной работой Уильямса стала написанная и исполненная им лично на пианино партия для телесериала «Сегодня», вышедшего в 1952 году. А во время своей работы для телевидения Уильямс стал автором музыкальных тем к американской классике – «Остров Джиллигана» («Gilligan's Island») и «Виргинцы» («The Virginian»).

John Williams – «Fiddler on the Roof» (FSO)

Последующие два десятка лет композитор совершенствовал свои навыки, его музыка становилась всё богаче и разнообразнее. Мир кинематографа щедро вознаграждал Джона за труды – он был номинирован на Оскар за саундтрек к фильму «Долина кукол» (Valley of the Dolls) и получил свою первую премию в номинации «Музыкальная адаптация» за фильм «Скрипач на крыше» («Fiddler On the Roof»).

В начале 70-ых Уильямс написал музыку к высоко бюджетным фильмам-катастрофам «Вздымающийся ад» («The Towering Inferno»), «Землетрясение» («Earthquake»), «Катастрофа Посейдона» («The Poseidon Adventure»). В 1974 году Уильямс познакомился с молодым режиссером Стивеном Спилбергом и написал саундтрек к его дебютному фильму – «Шугарлендский экспресс» («The Sugarland Express»). Они вновь объединились для работы над вторым фильмом Спилберга – «Челюсти» («Jaws»).

John Williams – Theme from «Jaws» (Boston Pops)

После выхода фильма в широкий прокат всемирно известным стал зловещий мотив, сопровождающий гигантскую акулу. С той поры два киногения стали постоянными партнёрами в своей работе, и уже невозможно представить себе, чтобы в очередном фильме Спилберга не звучала музыка Джона Уильямса. Его мелодии звучат в «Инопланетянине» (E.T.), Близких контактах (Close Encounter), в трилогии Индиана Джонс и в обеих частях Парка Юрского Периода. Он принял участие и в серьезных картинах Спилберга, таких как Империя Солнца (Empire of the Sun ) и Список Шиндлера (Schindler's List). За «Список…» он получил пятую статуэтку Оскара. Представьте, что один поп-исполнитель написал все хиты «Bee Gees» в 70-ых, Мадонны в 80-ых и «Oasis» в 90-ых – вот какова роль Уильямса в теле- и киноиндустрии.

Спустя некоторое время Спилберг порекомендовал Уильямса своему другу и коллеге Джорджу Лукасу, готовящему самый главный кинопроект своей жизни - фильм "Звёздные войны". Эта работа принесла маэстро большой успех, как, впрочем, и Лукасу, а саундтрек к фильму остаётся невероятно популярным среди любителей музыки кино и до сих пор.

Galactic Empire - Star Wars – «The Imperial March»

К 1980-ому году Джон Уильямс стал неоспоримым Королем Мелодии в Голливуде.От работ других кинокомпозиторов музыку Джона Уильямса отличает интенсивное использование лейтмотивов. Его стиль стал мгновенно узнаваемым широкой публикой ещё в 70-х годах, и на протяжении уже нескольких десятков лет маэстро не перестаёт удивлять своих поклонников. Тем не менее, ограничиваться киномузыкой он не намерен, и время от времени пишет произведения более серьёзной направленности для симфонических оркестров.

John Williams – «Indiana Jones» (Orchestral Medley conducted by Andrzej Kucybała).

С 1980 по 1993 год он работал дирижёром Бостонского Эстрадного Оркестра и сейчас является его заслуженным дирижёром. Также Уильямс создал музыку к четырём Олимпийским играм. 50 раз номинировался на Оскар и пять раз его получал. Впереди него по количеству номинаций только Уолт Дисней. Джон Уильямс 4 раза был удостоен премии "Золотой глобус", 7 раз - премии BAFTA. Три раза он получал - "Эмми" и 21 раз - "Грэмми".

John Williams – «Schindler's list» (NL orchestra).

Однако своеобразным высшим признанием стало включение Уильямса в Зал Славы американской классической музыки. Гений великого композитора проявился не только в кинематографе – на счету Уильямса не одна успешная запись классической музыки: «Концерт для кларнета», написанный для Михаила Жуковского и Лос-Анджельского филармонического оркестра, а также концерты для Бостонского и Лондонского симфонических оркестров. Джон оставил свой след и на телевидении: он писал музыку к трансляции Олимпийских игр в 1984, 1988, 1996 и 2002 годах и стал автором музыкального оформления новостей компании NBC.

Сейчас, в свои 90 лет Уильямс продолжает работать не покладая рук. Его мелодии продолжают звучать в фильмах самых разнообразных жанров, работать с композитором мечтают лучшие режиссеры Голливуда.

Комментариев нет:

Отправить комментарий