Американский композитор, автор более 700 песен и ряда популярных оперетт Джером Дэвид Керн (Jerome David Kern) принадлежит к американским «гигантам легкой музыки». Наряду с Гершвином он стал одним из её классиков. Для творчества Джерома Керна характерно внимание к национальным чертам народных мелодий Америки, особенно негритянского фольклора. Его музыка полна глубокой человечности и подлинных страстей.
Керн
родился в самом сердце Нью-Йорка, на Манхэттене 27 января 1885 году в семье
добропорядочных иудеев немецких корней. Позже семья переехала в Нью-Джерси, где
отец открыл собственный магазин и достиг неплохих успехов в бизнесе. Конечно
же, он настаивал на том, чтобы сын продолжил его дело. Но, Джером, который с
детства начал заниматься музыкой и сочинять, при этом обнаружил ничтожные
способности к бизнесу – так, однажды он заказал в магазин отца вместо двух
пианино сразу двести. Отец отступил, и уже в 1902 году Керн становится
студентом Музыкального колледжа Нью-Йорка, а затем отправляется в Гейдельберг
(Германия), для того чтобы совершенствоваться в композиторском искусстве. В
1905-м он возвращается – что важно, через Лондон! – в Нью-Йорк.
Благодаря
лондонским знакомствам он находит в Нью-Йорке и работу, а спустя несколько лет
и жену, но нам интереснее первое: в Нью-Йорке он работает пианистом на
репетициях бродвейских театров и получает контракт – написать музыку и
адаптировать для Бродвея лондонские театральные шоу. Он также работает над
озвучиванием немых фильмов, и его первой большой работой становится, как бы
сейчас сказали, сериал "Gloria's Romance" (1916). К началу Первой
мировой войны более сотни песен Керна ротируются в порядка 30 бродвейских
постановках, большинство из которых – адаптированные спектакли лондонского
театра "West End".
Кстати,
весьма примечательное и судьбоносное событие произошло с Керном в 1915 году.
Вместе с Чарльзом Фромэном (Charles Frohman) Джером должен был отправиться в
Лондон (London), были куплены билеты на пароход «Лузитания» ('RMS Lusitania').
Керн, однако, умудрился опоздать к отплытию, а печально известная впоследствии «Лузитания»
затонула именно в тот рейс. Фромэн оказался в числе погибших пассажиров.
Связь с
Лондоном (а Керн жил там какое-то время в 1906 году, создавая песни для
"West End") приведет к созданию одного из самых ярчайших
нон-конформистских театров на Бродвее – небольшого заведения (всего на 299
мест) под названием "Princess". В Лондоне Керн знакомится и пишет
песни на стихи самого Пи Джи Вудхауза (P.G. Wodehouse) – автора знаменитых книг
о Дживсе и Вустере (кто не читал – дочитывайте статью и открывайте книгу!).
Вместе с "третьим в лодке" – либреттистом Гаем Болтоном (Guy Bolton)
– они ставят себе задачу создавать малобюджетные, но искрометные постановки, и
это им вполне удается. Комедии с музыкой Керна и поэзией Вудхауза становятся
настоящей "бомбой" для Бродвея, в котором до этого действовала
достаточно однообразная схема мейнстримовских сентиментальных сюжетов.
Маленький, но гордый театр имеет успех у зрителей, а песни Керна, основанные на
набирающей обороты джазовой музыке, становятся хитами.
1920-е –
самые продуктивные годы для бродвейских театров, и Керн пишет музыку к новым
постановкам на каждый театральный сезон – уже не только для театра
"Princess", но и для других, продолжая работать с продюсером
"Принцессы" Флоренцом Зигфилдом (Florenz Ziegfield). Так, например,
постановка "Sally" идет 570 раз и становится самым популярным
представлением сезона – вместе с хитом Керна "Look for the Silver
Lining". В это время Керн увлечен джазовыми интерпретациями своих песен, и
постепенно из театра они выходят на радио, записываются в студиях, и – попадают
на площадки музыкальных клубов.
В 1925
году Керн познакомился с известным продюсером и либреттистом Оскаром
Хаммерстайном (Oscar Hammerstein II), и это стало началом многолетней дружбы и
настолько же долгого сотрудничества. Уже через пару лет талантливый дуэт создал
оперетту «Плавучий театр» ('Showboat'). Именно эта работа вошла не только в
историю джазовых стандартов, но и театра, и считается самой значительной и
лучшей работой Джерома Керна, её ставят и в настоящее время. Постановка
"Show Boat", пройдя через тысячи шоу более чем столетней истории
Бродвея, ставится до сих пор.
В основу
шоу легла история об исчезающем виде увеселений Америки – развлекательных
пароходиках и актерских труппах, дающих представления в приречных
провинциальных городках. Смесь комедии и трагедии, тем расизма, алкоголизма и
брачных перипетий – такие пьесы в 20-е годы до продюсера Зигфилда на Бродвее не
ставил никто. Вся команда была невероятно впечатлена сюжетом постановки, и Керн
пишет настоящие шедевры – "Life Upon the Wicked Stage", "Cant
Help Loving Dot Man" и другие. Постановка (после премьеры зрители ушли в
молчании) имела оглушительный успех, была дважды экранизирована (1937 и 1951),
в 1987 году по ней также был снят телевизионный спектакль и сделана запись на
"EMI Records".
И
все-таки шедеврами в истории джаза ХХ века распоряжается Голливуд, превращающий
мюзиклы в фильмы. В 1930 году, когда имя Керна было невероятно популярным в
связи с успехом 'Плавучего театра', на него вышли представители кинокомпании
'Warner Bros', и вскоре Джером уже имел контракт и начал работать над
киномюзиклами.
Первый
мюзикл особого успеха своему автору не принес, зато последовавшие работы,
мюзиклы «Music in the Air» 1932-го и «Роберта» ('Roberta') 1933-го стали
по-настоящему успешными и были экранизированы.
Для
мюзикла "Roberta" (1933), который в 1935 году вышел на телеэкраны в
киноверсии с участием Фреда Астера, Керном была написана композиция "Smoke
Gets in Your Eyes". Еще один шлягер Керна "All The Things You
Are", написанный для мюзикла "Very Warm For May" (1939), в 1944
году прозвучал в фильме "Broadway Rhythm", песня "The Last Time
I Saw Paris" (1940) была спета в знаменитом "Lady Be Good"
1941-го.
"The
Way You Look Tonight" стала лучшей песней года и получила
"Оскар" в 1936 году благодаря фильму "The Swing Time", где
также появилась песня-стандарт "Pick Yourself Up". Песня "All
Through the Day" к последней работе Керна для Голливуда – фильму "Centennial
summer" – тоже была номинирована на "Оскар". Ещё одну статуэтку
'Оскар' Керн получил в 1941 году, за песню 'The Last Time I Saw Paris',
звучавшую в фильме 'Lady Be Good'; известно, что композиция эта не была
написана специально для этой картины, а лишь была в неё вставлена.
После
перенесенного в 1939 году инфаркта Керн по совету врачей ограничивался лишь
музыкой для кино, оставив выступления и театр. Огромным успехом последовавших
лет стали два киномюзикла 1944 года - 'Cover Girl' и 'Can't Help Singing'.
Джером
Керн скончался 11 ноября 1945 года. Музыканта похоронили на кладбище Ferncliff
Cemetery в Уэстчестер Каунти, Нью-Йорк (Westchester County, New York); на
церемонии присутствовали многие знаменитости Голливуда. Киностудия
'Metro-Goldwyn-Mayer' очень скоро (уже в 1946 году) сняла киноверсию жизни
Джерома Керна - биографическую драму «Пока плывут облака» (Till the Clouds Roll
By).
Несмотря
на то что большинство песен Джерома Керна стерты из истории джаза (история –
девушка крайне хаотичная) – нужно ли нам количество? Ведь то, что он есть – не
записи и не хронология событий, не успешный штурм Голливуда и имя на Аллее
Славы. Все, что он есть – "обещание поцелуев посреди долгой зимы,
затаившая дыхание тишина вечера, что дрожит на краю прекрасной песни".
Труды Джерома Керна можно сравнить с пропавшей Янтарной комнатой: большая часть более чем 700 песен и порядка сотни спектаклей не сохранилась. По простой причине – Джером Керн писал музыку преимущественно к "live"-событиям: бродвейским шоу и немым фильмам. Только его последние работы в Голливуде – "Smoke Gets on Your Eyes", "All Things You Are", "Come Fly With Me" и еще порядка 20 хитов – можно смело считать Новым заветом джазовой культуры.
Комментариев нет:
Отправить комментарий