суббота, 27 января 2024 г.

Зал славы авторов песен. Джером Керн (1885 - 1945).

Зал славы авторов песен.

Американский композитор, автор более 700 песен и ряда популярных оперетт Джером Дэвид Керн (Jerome David Kern) принадлежит к американским «гигантам легкой музыки». Наряду с Гершвином он стал одним из её классиков. Для творчества Джерома Керна характерно внимание к национальным чертам народных мелодий Америки, особенно негритянского фольклора. Его музыка полна глубокой человечности и подлинных страстей.

Керн родился в самом сердце Нью-Йорка, на Манхэттене 27 января 1885 году в семье добропорядочных иудеев немецких корней. Позже семья переехала в Нью-Джерси, где отец открыл собственный магазин и достиг неплохих успехов в бизнесе. Конечно же, он настаивал на том, чтобы сын продолжил его дело. Но, Джером, который с детства начал заниматься музыкой и сочинять, при этом обнаружил ничтожные способности к бизнесу – так, однажды он заказал в магазин отца вместо двух пианино сразу двести. Отец отступил, и уже в 1902 году Керн становится студентом Музыкального колледжа Нью-Йорка, а затем отправляется в Гейдельберг (Германия), для того чтобы совершенствоваться в композиторском искусстве. В 1905-м он возвращается – что важно, через Лондон! – в Нью-Йорк.

Благодаря лондонским знакомствам он находит в Нью-Йорке и работу, а спустя несколько лет и жену, но нам интереснее первое: в Нью-Йорке он работает пианистом на репетициях бродвейских театров и получает контракт – написать музыку и адаптировать для Бродвея лондонские театральные шоу. Он также работает над озвучиванием немых фильмов, и его первой большой работой становится, как бы сейчас сказали, сериал "Gloria's Romance" (1916). К началу Первой мировой войны более сотни песен Керна ротируются в порядка 30 бродвейских постановках, большинство из которых – адаптированные спектакли лондонского театра "West End".

Кстати, весьма примечательное и судьбоносное событие произошло с Керном в 1915 году. Вместе с Чарльзом Фромэном (Charles Frohman) Джером должен был отправиться в Лондон (London), были куплены билеты на пароход «Лузитания» ('RMS Lusitania'). Керн, однако, умудрился опоздать к отплытию, а печально известная впоследствии «Лузитания» затонула именно в тот рейс. Фромэн оказался в числе погибших пассажиров.

Walter Van Brunt and Gladys Rice – «They Didn't Believe Me» (1915)

Связь с Лондоном (а Керн жил там какое-то время в 1906 году, создавая песни для "West End") приведет к созданию одного из самых ярчайших нон-конформистских театров на Бродвее – небольшого заведения (всего на 299 мест) под названием "Princess". В Лондоне Керн знакомится и пишет песни на стихи самого Пи Джи Вудхауза (P.G. Wodehouse) – автора знаменитых книг о Дживсе и Вустере (кто не читал – дочитывайте статью и открывайте книгу!). Вместе с "третьим в лодке" – либреттистом Гаем Болтоном (Guy Bolton) – они ставят себе задачу создавать малобюджетные, но искрометные постановки, и это им вполне удается. Комедии с музыкой Керна и поэзией Вудхауза становятся настоящей "бомбой" для Бродвея, в котором до этого действовала достаточно однообразная схема мейнстримовских сентиментальных сюжетов. Маленький, но гордый театр имеет успех у зрителей, а песни Керна, основанные на набирающей обороты джазовой музыке, становятся хитами.

Tanz-Orchester Dajos Béla – «Who? (Du! Wann bist du bei mir?)» (Jerome Kern) 1926.

1920-е – самые продуктивные годы для бродвейских театров, и Керн пишет музыку к новым постановкам на каждый театральный сезон – уже не только для театра "Princess", но и для других, продолжая работать с продюсером "Принцессы" Флоренцом Зигфилдом (Florenz Ziegfield). Так, например, постановка "Sally" идет 570 раз и становится самым популярным представлением сезона – вместе с хитом Керна "Look for the Silver Lining". В это время Керн увлечен джазовыми интерпретациями своих песен, и постепенно из театра они выходят на радио, записываются в студиях, и – попадают на площадки музыкальных клубов.

Marion Harris – «Look For The Silver Lining».

В 1925 году Керн познакомился с известным продюсером и либреттистом Оскаром Хаммерстайном (Oscar Hammerstein II), и это стало началом многолетней дружбы и настолько же долгого сотрудничества. Уже через пару лет талантливый дуэт создал оперетту «Плавучий театр» ('Showboat'). Именно эта работа вошла не только в историю джазовых стандартов, но и театра, и считается самой значительной и лучшей работой Джерома Керна, её ставят и в настоящее время. Постановка "Show Boat", пройдя через тысячи шоу более чем столетней истории Бродвея, ставится до сих пор.

Virginia O'Brien – «Life Upon The Wicked Stage» (1946).

В основу шоу легла история об исчезающем виде увеселений Америки – развлекательных пароходиках и актерских труппах, дающих представления в приречных провинциальных городках. Смесь комедии и трагедии, тем расизма, алкоголизма и брачных перипетий – такие пьесы в 20-е годы до продюсера Зигфилда на Бродвее не ставил никто. Вся команда была невероятно впечатлена сюжетом постановки, и Керн пишет настоящие шедевры – "Life Upon the Wicked Stage", "Cant Help Loving Dot Man" и другие. Постановка (после премьеры зрители ушли в молчании) имела оглушительный успех, была дважды экранизирована (1937 и 1951), в 1987 году по ней также был снят телевизионный спектакль и сделана запись на "EMI Records".

Ava Gardner – «Can't Help lovin´dat man».

И все-таки шедеврами в истории джаза ХХ века распоряжается Голливуд, превращающий мюзиклы в фильмы. В 1930 году, когда имя Керна было невероятно популярным в связи с успехом 'Плавучего театра', на него вышли представители кинокомпании 'Warner Bros', и вскоре Джером уже имел контракт и начал работать над киномюзиклами.

Первый мюзикл особого успеха своему автору не принес, зато последовавшие работы, мюзиклы «Music in the Air» 1932-го и «Роберта» ('Roberta') 1933-го стали по-настоящему успешными и были экранизированы.

Gertrude Niesen – «Smoke Gets In Your Eyes» (1933).

Для мюзикла "Roberta" (1933), который в 1935 году вышел на телеэкраны в киноверсии с участием Фреда Астера, Керном была написана композиция "Smoke Gets in Your Eyes". Еще один шлягер Керна "All The Things You Are", написанный для мюзикла "Very Warm For May" (1939), в 1944 году прозвучал в фильме "Broadway Rhythm", песня "The Last Time I Saw Paris" (1940) была спета в знаменитом "Lady Be Good" 1941-го.

Fred Astaire – «The Way You Look Tonight» (1936).

"The Way You Look Tonight" стала лучшей песней года и получила "Оскар" в 1936 году благодаря фильму "The Swing Time", где также появилась песня-стандарт "Pick Yourself Up". Песня "All Through the Day" к последней работе Керна для Голливуда – фильму "Centennial summer" – тоже была номинирована на "Оскар". Ещё одну статуэтку 'Оскар' Керн получил в 1941 году, за песню 'The Last Time I Saw Paris', звучавшую в фильме 'Lady Be Good'; известно, что композиция эта не была написана специально для этой картины, а лишь была в неё вставлена.

Jerome Kern – «All The Things You Are» (1939).

После перенесенного в 1939 году инфаркта Керн по совету врачей ограничивался лишь музыкой для кино, оставив выступления и театр. Огромным успехом последовавших лет стали два киномюзикла 1944 года - 'Cover Girl' и 'Can't Help Singing'.

Джером Керн скончался 11 ноября 1945 года. Музыканта похоронили на кладбище Ferncliff Cemetery в Уэстчестер Каунти, Нью-Йорк (Westchester County, New York); на церемонии присутствовали многие знаменитости Голливуда. Киностудия 'Metro-Goldwyn-Mayer' очень скоро (уже в 1946 году) сняла киноверсию жизни Джерома Керна - биографическую драму «Пока плывут облака» (Till the Clouds Roll By).

Ray McDonald, June Allyson – «Till the Clouds Roll By» (1946)

Несмотря на то что большинство песен Джерома Керна стерты из истории джаза (история – девушка крайне хаотичная) – нужно ли нам количество? Ведь то, что он есть – не записи и не хронология событий, не успешный штурм Голливуда и имя на Аллее Славы. Все, что он есть – "обещание поцелуев посреди долгой зимы, затаившая дыхание тишина вечера, что дрожит на краю прекрасной песни".

Труды Джерома Керна можно сравнить с пропавшей Янтарной комнатой: большая часть более чем 700 песен и порядка сотни спектаклей не сохранилась. По простой причине – Джером Керн писал музыку преимущественно к "live"-событиям: бродвейским шоу и немым фильмам. Только его последние работы в Голливуде – "Smoke Gets on Your Eyes", "All Things You Are", "Come Fly With Me" и еще порядка 20 хитов – можно смело считать Новым заветом джазовой культуры.

Комментариев нет:

Отправить комментарий