вторник, 2 января 2024 г.

Валерий Щёлкин, Сергей Фролов «Легенды ВИА» (2007). Глава 19. «Надежда» — 1975 г. — Владимир Плоткин.

ИЗ «ЛЕЙСЯ, ПЕСНИ!» РОДИЛАСЬ «НАДЕЖДА»!

Зажигательное название молодежного вокально-инструментального ансамбля «Надежда» родилось в составе уже известного и популярного ВИА «Лейся, песня». Именно там, в 1974 г. усилиями директора и продюсера Михаила Плотки-на состоялась всесоюзная раскрутка еще никому не известного коллектива «Витязи» Кемеровской филармонии, ставшей потом «Лейся, песней». И они, еще не имея никаких званий лауреатов музыкальных конкурсов, записали несколько пластинок! Одна с «Прощай» стоила особых усилий при записи, при участии еще мало кому известного молодого автора Вячеслава Добрынина. Михаил Плоткин организовал выезд художественного совета во дворец культуры на улице Образцова. Там он познакомил главного редактора эстрадного отдела Владимира Дмитриевича Рыжикова с песней «Прощай» и ее автором. Первую запись хита сделали ВИА «Лейся, песня», благодаря оригинальной аранжировке музыкального руководителя коллектива и солиста Игоря Иванова. Потом на официозный уровень песню вывел певец Лев Лещенко. В его исполнении она зазвучала по радио и на телевидении, хотя молодежи нравилось больше слушать на пластинках в исполнении ВИА «Лейся, песня».

Михаил Плоткин

Творческая биография Михаила Плоткина по-настоящему достойна тома в серии великих и знаменитых «Жизнь замечательных людей». Еще в качестве начинающего администратора артист начинал свой путь у известного эстрадного певца 60-70-х Эмиля Горовца. Это он первым организовал первые концертные выступления Аллы Борисовны Пугачевой. А потом был период песенной сценической деятельности актера театра «Ромэн» Николая Сличенко. Настоящей удачей стала работа в качестве с молодыми еще не раскрученными

ВИА «Веселые ребята» Павла Слободкина (1970-1971) и ВИА «Самоцветы» Юрия Маликова (1971-1973). Потом ВИА «Лейся, песня», где вместе с музыкальным руководителем Валерием Селезневым, обязанности художественного руководителя выполнял Михаил Плоткин. Именно он привез неизвестный коллектив из Кемеровской филармонии в Москву и дал иногородним музыкантам временную прописку. Тогда это было фантастикой. Как много вкладывал в разные организационные дела «Лейся, песни» директор Михаил Плоткин и всегда был там, где того требовали переговоры о записях и концертах. Он был всегда наготове проснуться и приехать по делам хоть в пять утра. Всегда тактичен и пунктуален. Так вот все замечательно проходило в коллективе «Лейся, песня», где уже были записаны «Прощай», «Последнее письмо», «Песенка про сапожника», «Объяснить невозможно» и другие песни. И вот однажды, когда директору было необходимо такси для рабочих целей, некоторые музыканты выразились отрицательно. Это и погубило нормальную обстановку в ВИА «Лейся, песня». Состав большого ансамбля поделился напополам. Фактически два состава «Лейся, песни» образовалось после этого конфликта. А поскольку Михаил Плоткин ушел с музыкантами из Кемеровской филармонии, то и раскрученное название был вынужден оставить Валерию Селезневу. Впрочем, «Это только начало...», о чем пел его новый коллектив — вокально-инструментальный ансамбль «Надежда». Везение — дело случая, и в этот самый раз снова фортуна улыбнулась Михаилу Плоткину.

Евгений Печенов ВИА Надежда – «Это только начало»

За короткое время серьезной творческой работы и поисков была выбрана «Новая дорога» композитора Александры Пахмутовой на слова поэта Михаила Лисянского, уже звучащая в свое время на концертах «Лейся, песни». День рождения ансамбля «Надежда» состоялось 31 декабря 1975 года. Прекрасные вокальные аранжировки сделал яркий Игорь Иванов, запомнившийся по песням «Прощай» и «Песенке про сапожника». Интересные инструментальные решения принял саксофонист Вячеслав Улановский. На барабанах из «Лейся, песни» поначалу сохранил дыхание ритмов скромный парень и ударник Владимир Скрипцов. Пришедшие из популярного ВИА в новый ансамбль «Надежда» трубач Сергей Киселев и тромбонист Борис Коршунов внесли колоритные детали джаз-рока. Молодой лидер-гитарист Сергей Бурченков из Ростова-на-Дону. Вот такое смелое и удачное начало состоялось на столичной сцене среди других талантливых вокально-инструментальных ансамблей всесоюзного уровня.

СОЛИСТЫ ВИА «НАДЕЖДА» ИГОРЬ ИВАНОВ И ЛЮДМИЛА БАРЫКИНА НА СУПЕРДИСКЕ «ПО ВОЛНЕ МОЕЙ ПАМЯТИ» ДАВИДА ТУХМАНОВА

С первых своих шагов молодой ВИА «Надежда» стал не только уверенно готовить интересные концертные программы. Солисты ансамбля приняли участие в записи потрясающего проекта Давида Тухманова «По волне моей памяти». Солист Игорь Иванов исполнил известную «Из Вагантов», больше известную как «Песенка студента». А молодая певица Людмила Барыкина, пришедшая в «Надежду» из ВИА «Добры молодцы» исполнила на диске сразу две сложные колоритные композиции «Смятение» и «Из Сафо».

Людмила Барыкина [ВИА“Надежда“] - Смятение (Анна Ахматова,1912. Давид Тухманов, 1975)

Ребята успевали везде. Весной 1976 г., когда Игорь Иванов по приглашению Виктора Векштейна стал работать в ВИА «Поющие сердца», ВИА «Надежда» подготовили новую программу в несколько обновленном составе. Бас-гитарист и аранжировщик Александр Шабин (экс-ВИА «Магистраль» Юрия Антонова), гитарист Сергей Семенов, барабанщик Юрий Соловьев, секция медных: Владислав Андриевский (труба), Юрий Назаренко (тромбон), Вячеслав Улановский (саксофон). Певец и пианист Евгений Печенов. Вокальная группа в составе Людмилы Барыкиной (ВИА «Добры молодцы»), Людмилы Шабиной и Евгения Гудкова (ВИА «Москвичи», «Коробейники»). Концертный дебют состоялся в большой эстрадной программе «Звездный час» известного талантливого эстрадного режиссера Александра Конникова. Ансамбль «Надежда» исполнил «Новую дорогу» о молодых строителях комсомольско-молодежных стройках. Именно в столичном Театре эстрады на Берсеневской набережной состоялось первое выступление коллектива.

ВИА Надежда – «Мне теперь все равно»

Первая пластинка формата «миньон» вышла весной 1977 г. и стала популярной среди молодежи. Это уже были песни, по которым ВИА «Надежда» узнавали и начинали любить. Практически, визитная карточка ансамбля, записанная зимой 1976 г., оказалась удачной. Аннотацию к первой пластинке коллектива сделал известный поэт-песенник Владимир Харитонов, автор стихов к песням «День Победы» и «Мой адрес — Советский Союз». Песни «Это только начало» Бориса Ривчуна, «До отправленья поезда» Александры Пахмутовой, «Счастливый четверг» Яна Френкеля и «Ты сама придумала» Вячеслава Добрынина стали популярными. В записи принимали участие Игорь Иванов и молодой солист Алексей Кондаков. Очень интересные гитарные партии исполнял гитарист Олег Чесноков (экс-ВИА «Факел»), за плечами у которого был большой материал рок-школы. Дебют на телевизионном экране состоялся у ансамбля в «Утренней почте» с песней Александры Пахмутовой и Николая Добронравова «До отправленья поезда». А когда в 1977 г. в «Надежду» пришел молоденький гита¬рист, еще с усами Владимир Кузьмин, стал перенимать рок-н-рольный опыт. Кстати, усы по просьбе Михаила Плоткина были сбриты, так как на профессиональной сцене это не разрешалось. Уже тогда у Владимира появились поклонницы, которые передавали ему свои записки во время концертов. Совсем немного рядом с Кузьминым на гитаре поработал тоже Владимир, но Овчинников из ВИА «Апрель» Валерия Селезнева. На тот момент два руководителя помирились, а вот творческие дороги разошлись. Тем не менее, оба отмечали высокий уровень таланта друг друга.

КОНЦЕРТ ПОСЛЕ КОНЦЕРТА ПЕРВЫМ ПРИДУМАЛ В СВОЕМ ШОУ МИХАИЛ ПЛОТКИН

Как руководитель ВИА Михаил Плоткин был в музыкальном составе не поющим и не играющим на инструментах. Только вот зарядной энергии вдохновителя идей розыгрышей на сцене, мастерства шоумена у него хватало. Он — веселый лидер «Надежды» с лицом и душой замечательного французского комедийного киноактера Луи де Фюнеса, знает профессиональные секреты актерского грима, масок и сцены. Он всегда подскажет своим артистам, сколько потребуется времени, чтобы привести себя в порядок перед выходом на сцену. И это тоже, между прочим, актерский талант «следить за собой», чтобы выглядеть перед зрителями ярко, привлекательно во всех качествах.

ВИА Надежда – «Семнадцать лет»

В концертах ансамбля «Надежда» Михаилу Плоткину непременно хотелось найти то, что привлекало бы зрителей. Так, например, именно он придумал первым «концерт после концерта». Это веселое шоу разыгрывалось под закрытие занавеса и зрители просто не могли в это поверить. Представьте, на сцену выходит сам руководитель и начинает шоуменить. Он придумывает на ходу разные сцены с юмором. Такой вот вид конферанса. Зрителям это нравится и все радуются продолжению эстрадного песенного шоу. Многие известности в мире музыки не раз говорили Михаилу Плоткину: «Зачем в твоих программах работает приглашенный конферансье, когда это у тебя самого получается очень хорошо». И все же Михаил Владимирович считает, что каждый должен заниматься своим делом. В его программах с успехом работал известный конферансье Леня Белый.

Про незаурядный актерский и организаторский талант Михаила Плоткина в своей книге «Мир эстрады» рассказывает известный советский режиссер эстрадных программ Александр Конников. Ансамбль «Надежда» был практически постоянным участником его потрясающих концертов на главных площадках столицы. Про премьеры ВИА «Надежда» с искренним чувством восторга и похвалы в центральной газете «Правда» представляла наша известная музыковед Валентина Терская.

АЛЕКСАНДРА ПАХМУТОВА, ВИА «НАДЕЖДА» И «ГЕРОИ СПОРТА»

Оптимистичное и вместе с тем лирическое название молодому ансамблю «Надежда» Михаила Плоткина подсказала известная одноименная песня композитора Александры Пахмутовой на стихи поэта Николая Добронравова. Первым ее исполнителем стала замечательная польская певица Анна Герман. Творческая дружба с коллективом «Надежда» состоялась в тот момент, когда известный композитор узнала, что он назван в честь ее песни. Она и стала первой у ВИА «Надежда». В репертуаре появляются новые песни Александры Пахмутовой, специально сочиненные для ансамбля. Это «Герои Спорта», «До отправленья поезда», «Звездная пристань», были записаны на радио и на грампластинках. А вот «Комсомольская путевка» на стихи Евгения Долматовского впервые в исполнении прозвучала в записи во время XIX съезда ВЛКСМ. «Не расстанусь с комсомолом, буду вечно молодым...», — вот, пожалуй, главный девиз ВИА «Надежда» по жизни. Ребята бодро и с задором пели о комсомоле, весне и спорте. Поверьте, что не для галочки в рапортичке по сдаче концертных программ художественным советам. А вот другие ВИА не стеснялись записать в рапортичке «До отправленья поезда», а в концертах исполняли совершенно другие песни лирического содержания. За свой творческий путь ВИА «Надежда» из принципа, по мнению Михаила Плоткина, не приняли участия ни в каком конкурсе артистов эстрады и политической песни. С песнями Александры Пахмутовой первые места и звания лауреатов были бы обеспечены. А вот с большим энтузиазмом коллектив часто был в гостях у строителей БАМа на ежегодном фестивале «Огни магистрали». Одна из ярких концертных программ ансамбля «Надежда» называлась «Любовь, комсомол и весна» (1982 год). Автор сценария и режиссер Александр Конников. Постановка танцев была осуществлена известным заслуженным танцором Давидом Плоткиным (родным братом Михаила Плоткина).

ВИА Надежда – «Яростный стройотряд»

Несколько страниц биографии ВИА «Надежда» связаны с «Героями Спорта». Ансамбль принимал участие в культурной программе «Олимпиады 80», вместе с «Песнярами», «Самоцветами», «Кобзой», «Витамином» и другими коллек¬тивами. Коллектив Михаила Плоткина записали к этому событию вместе с Ренатом Ибрагимовым и Людмилой Сенчиной, записали «Старт дает Москва» Александры Пахмутовой и Николая Добронравова. Стоит вспомнить документальный фильм «Баллада о спорте» с музыкой и песнями Александры Пахмутовой. Музыкальную дорожку к нему сделали Муслим Магомаев, София Ротару, Сергей Беликов, ВИА «Надежда», Лев Лещенко, группа Стаса Намина и многие другие. Премьера фильма состоялась в дни международных олимпийских игр. Коллектив Михаила Плоткина часто бывал в гостях у спортсменов и выступал там, на шефских концертах. А вот «Герои Спорта» актуально под фонограмму ВИА «Надежда» и сегодня, через двадцать с лишним лет по-прежнему звучит на ежегодных вручениях медалей команды «Локомотив».

ТАТЬЯНА РУЗАВИНА И СЕРГЕЙ ТАЮШЕВ ВСТРЕТИЛИСЬ В ВИА «НАДЕЖДА»

Как и в любом другом музыкальном коллективе, в ВИА «Надежда» происходили открытия талантливых музыкантов. Так, например, у Михаила Плоткина работали гитарист Алексей Белов, солист Николай Носков и барабанщик Дмитрий Серябриков. Через некоторое время сам руководитель рассказал о своих ребятах композитору Давиду Тухманову. После этого молодые музыканты стали работать в студийной группе известного автора. В 1981 г. они уже как рок-группа «Москва» записали очередной диск-гигант «НЛО» Давида Тухманова, что стало ярким событием в мире отечественной рок — музыки.

Всем известный музыкальный дуэт Татьяна Рузавина и Сергей Таюшев также родился в ВИА «Надежда». По совету Михаила Плоткина еще в составе ансамбля состоялся дебют двух солистов. Молодая Татьяна Рузавина стала петь в дуэте с бас-гитаристом Сергеем Таюшевым. Как-то раз Михаилу Плот-кину позвонил редактор музыкальных передач радиостанции «Юность» Николай Рыбинский и поинтересовался, нет ли у него в составе солиста и солистки. Для радиопередачи надо было срочно записать несколько песен. Так состоялся новый дуэт на всесоюзной эстраде. День рождения новых имен состоялось 1 марта 1980 года. Песни в их исполнении «Минутка» и «Обида» полюбились слушателям. Татьяна Рузавина и Сергей Таюшев, аккомпанирующий на акустической гитаре, стали лауреатами телефестивалей «Песня года» в 1981-1983 гг. Молодые певцы исполняли песни Павла Аедоницкого, Юрия Саульского, Давида Тухманова и других авторов. Сергей Таюшев проявился также автором музыки на стихи Роберта Бернса, Семена Кирсанова, Владимира Старшинова, Леонида Завальнюка.

Сергей Таюшев ВИА Надежда – «А я звоню опять»

Певец Игорь Иванов, уходивший из ВИА «Надежда» в «Поющие Сердца», опять возвращался в ансамбль. Михаил Плоткин в концертной программе пробивал ему целое сольное отделение. Тогда это было сделать сложно. Так или иначе, молодой певец стал на всесоюзной эстраде в первой десятке популярных исполнителей в категории «Певцы». В дальнейшем Игорь Иванов записал три сольных диска-гиганта, а на компакт-дисках в современной аранжировке записал свои известные хиты.

Певица Людмила Барыкина из ВИА «Надежда» по просьбе руководителя «Веселых ребят» Павла Слободкина перешла в его ансамбль на время участия в международном конкурсе «Дрезден-79». Дело в том, что немцы запомнили в свое время «Веселые ребята» с Аллой Пугачевой. Поэтому и в этот раз они должны были приехать с «девушкой-певицей». К тому же вокальные данные и привлекательная внешность Людмилы Барыкиной подходили на роль солистки коллектива.

ВИА Надежда – «Раз и навсегда»

Певец Игорь Браславский (экс-солист шоу-группы «Доктор Ватсон») также начинал в ВИА «Надежда» у Михаила Плоткина. Замечательный красивый тембр голоса солиста ансамбля перекликался с итальянцами. После ВИА «Надежда» и ВИА «Голубые гитары» Игоря Гранова он еще работал под сценическим псевдонимом Джованни. В репертуаре «Надежды» солист Игорь Браславский исполнял достаточно сложные партии песен. Например, как-то на стадионе в Лужниках он пел «Нежность» в аранжировке Виталия Кретова (Кретюка). За кулисами стоял готовящийся к выходу ее первый исполнитель певец Муслим Магомаев. Он высоко отметил новое исполнение песни Игорем Браславским.

Некоторое время в ансамбле работал композитор, аранжировщик и экс-ВИА «Добры молодцы» —Александр Клевицкий. Его помощь как музыкального руководителя в плане аранжировок была просто необходима в коллективе. Работы в грамзаписи у ВИА «Надежда» были достаточно плодотворными.

Валерий Леонтьев – «Там, в сентябре» (1987)

Замечательная вокальная группа ансамбля в 1980 г. принимала участие в записи песни «Там, в сентябре» Давида Тухманова на диске певца Валерия Леонтьева. Главный редактор эстрадного отдела фирмы «Мелодия» Владимир Дмитриевич Рыжиков сделал интересную серию на гибких грампластинках. На одной стороне по две песни в исполнении наших артистов, а на другой в исполнении звезд зарубежной эстрады. Так вот ВИА «Надежда» были представлены на одной пластинке с известной западногерманской группой «Ирапшен» под руководством продюсера Фрэнка Фариана («Бони М»).

ВИА «НАДЕЖДЫ» БЕЗ МИХАИЛА ПЛОТКИНА НЕ МОЖЕТ БЫТЬ, ТАК ЖЕ КАК «БИТЛЗ» — БЕЗ ДЖОНА АЕННОНА

В середине 80-х ВИА «Надежда» прекратили свое существование. Появились другие имена и песни. Михаил Плоткин стал продюсером проекта «Теле Поп Шоу» с экс — солистом ВИА «Самоцветы» Олегом Слепцовым. В дальнейшем в США получил второе гражданство. Организовывал там концерты нашим известным певцам Ирине Аллегровой, Ларисе Долиной и многим другим. А в 1992 г. уже в России делал концерты известной американской певицы Киты Бурофф Де Саза (сопрано) и ее мужа пианиста и композитора Гарри Де Саза. Начиная с 1998 г. в качестве продюсера с российской стороны, делал фестиваль «Славянский Базар» в Витебске. Его открытием стал шоумен Андрей Данилко, больше известный под псевдонимом Верка Сердючка.

В 2004 г. в государственном центральном концертном зале «Россия» состоялся юбилейный вечер Михаила Плоткина. Удивительный мир эстрады на шестом десятке великого продюсера предстал перед глазами зрителей на протяжении нескольких часов. В гости к Михаилу Плоткину пришли его друзья артисты Валерий Леонтьев и Лариса Долина, Александра Пахмутова и Николай Добронравов, Николай Денисов и Александр Клевицкий, ВИА «Самоцветы», «Пламя», «Поющие Сердца», «Белорусские Песняры», Игорь Иванов, театр Владимира Назарова и многие другие.

ВИА Надежда – «Земля цветов»

В разное время в ансамбле «Надежда» работали певцы и музыканты: Игорь Иванов, Людмила Барыкина, Евгений Гудков, Татьяна Рузавина, Сергей Таюшев (бас-гитара), Игорь Браславский (потом ВИА «Голубые гитары»), Николай Носков («Москва», «Поющие Сердца», «Парк Горького»), Сергей Саттарин, Владимир Архипов, Владимир Степин, Сергей Иванов, Элла Фидельман, Любовь Донских, Ирина Севрюгина, Александр Калугин Людмила Шабина, Надежда Кусакина, Нина Матвеева, Евгений Печенов, Алексей Кондаков (потом «Самоцветы», «Пламя», «Эрмитаж»), Александр Мураев (вокал и танцы), Андрей Ки-рисов, гитаристы Алексей Белов (потом рок-группы «Москва» и «Парк Горького»), Сергей Семенов, Владимир Кузьмин, Сергей Бурченков (потом «Лейся, песня»), Олег Чесноков (экс-«Факел»), Владимир Овчинников (экс-«Апрель»), Алик Ибрагимов, Сергей Антоненко, бас-гитаристы Александр Шабин (экс-«Магистраль»), Андрей Костюченко (вокал), Юрий Горьков, Владимир Смирнов, Олег Солодухин, секция медных: Вячеслав Улановский (саксофон), Владислав Андриевский (труба), Виталий Ванчугов (саксофон), Александр Гольдин (труба), Дмитрий Зотов (труба), Сергей Киселев (труба), Виталий Горбунов (труба) и Анатолий Мешаев (тромбон) — экс-ВИА «Лира», Дмитрий Манохин (труба), Юрий Назаренко (тромбон), Борис Миримов (тромбон), Борис Коршунов (тромбон), Сергей Людвиков (труба), Юрий Ногин (тромбон), Дмитрий Максимов (тромбон, бас), ударные инструменты: Владимир Скрипцов, Юрий Соловьев, Алексей Демин, Дмитрий Серебряков (потом рок-группы «Москва» и «Аэробус»), Виталий Ненастий (аранжировки), клавишные: композитор Александр Клевицкий (аранжировки и музыкальный руководитель), Леонид Смелянский, Олег Каледин, конферансье Леонид Белый.

Комментариев нет:

Отправить комментарий