«СЯБРЫ»
ИЗ БЕЛОРУССИИ, — ЗНАЧИТ ДРУЗЬЯ!
Про известный белорусский вокально-инструментальный ансамбль «Сябры» можно уверенно сказать, что они действительно — наши настоящие друзья. Вот уже на протяжении тридцати лет продолжается их жизнь на эстраде. Веселые, лиричные, проникновенные песни коллектив исполняет с необыкновенным душевным теплом, артистизмом и ярким драматическим темпераментом. Хочется непременно вспомнить нежную мелодию про кудесницу леса «Алеся», веселую и ироничную «Вы, шумите березы» с запоминающимся припевом: «А я лягу, прилягу», заводную и хороводную «Печки — лавочки». Впрочем, в большом репертуаре «Сябров» звучат песни о родной земле Белоруссии, о любви и дружбе. Дискография ансамбля насчитывает восемь дисков-гигантов и двадцать маленьких пластинок — «миньонов».
В
настоящее время, начиная с 1995 г., у коллектива вышло десять компакт-дисков со
старыми и новыми песнями. Надо заметить, что на протяжении своей истории,
легендарные «Сябры» не прекращали своего творчества. Распадаться, как многие
ВИА в конце 80-х и не собирались. Вдохновляла «Сябры» в то время песня
«Переживем», с философским смыслом.
Музыканты
оставались самими собой в большом музыкальном мире разных течений и
направлений. Правда, в составе постоянно происходили изменения. Одни уходили,
другие приходили, что собственно происходит в любом коллективе. А вот сохранить
стиль и почерк на протяжении двух веков удается его создателю, художественному
руководителю и певцу Анатолию Ярмоленко. Его высокий, прозрачный тенор,
определенно является лицом ансамбля «Сябры». Рядом с Анатолием Ярмоленко вот
уже на протяжении десяти с лишним лет работает его родная дочь Алеся. Она
является украшением ансамбля и героиней одноименной песни Олега Иванова на
стихи Анатолия Поперечного. Вместе в творческом тандеме с Анатолием Ярмоленко
почти со дня основания ансамбля работает сильнейший музыкант, пианист,
аранжировщик, композитор Николай Сацура. В составе коллектива, вот уже 17 лет
работает Святослав Ярмоленко (сын Анатолия Ивановича), который занимается
мастерингом записей, играет на клавишных и бас-гитаре. А прекрасные песни
«Сябров» продолжают звучать из их уст: «Песни наши, как наша жизнь, — с утра
грустим, а вечером смеемся». Вот такая она доля — «музыкантами родиться».
АНАТОЛИЙ
ЯРМОЛЕНКО МЕЧТАЛ О «СЯБРАХ» В ЭСТРАДНОМ АНСАМБЛЕ «СУВЕНИР»
Собственно,
говоря, творческая биография создателя легендарных «Сябров» Анатолия Ярмоленко,
начиналась еще в 1969 г. Сегодня он заслуженный и народный артист Белоруссии.
Молодой артист начинал работать солистом эстрадного ансамбля «Сувенир»
Гомельской филармонии. В это время в столице Белоруссии и в городе-герое Минске
из известных ВИА «Лявоны» родились «Песняры». Так вот, «Сувенир» под
руководством солиста Анатолия Ярмоленко с музыкальным руководителем и пианистом
Анваром Аджигитовым, представлял собой инструментальный ансамбль с музыкантами,
играющими на модных музыкальных инструментах: электрогитаре, контрабасе,
ударной установке, саксофоне, тромбоне и трубе. В эстрадном концерте принимал
участие конферансье Анатолий Александров. Тогда, в гастролях принимали участие,
еще никому не известные молодые московские рок музыканты Александр Градский и
Александр Буйнов. Для них это была хорошая возможность подзаработать и
поднабраться опыта работы на профессиональной сцене. Пели тогда, модные песни
из битлов, Тома Джонса, «Песняров» играли модные мелодии с элементами джаза и
биг-бита. Со временем такая форма коллектива несколько устарела. В стране стали
появляться ВИА.
Про
создание нового вокально-инструментального ансамбля в Гомельской филармонии и
слышать не захотели. Были уже «Песняры» — ВИА номер один в Белоруссии. Власти
не хотели, чтобы у известного ансамбля государственного статуса появлялись
конкуренты. Поэтому Анатолию Ярмоленко и его новому составу музыкантов
предложили сделать ВИА русских народных инструментов. Так, в 1971 г. появился
ВИА «Песни над Сожем». В названии нового коллектива «истоком» стала река Сож,
на которой стоит древний город Гомель. Анатолий Ярмоленко стал солистом и
художественным руководителем ансамбля. На самом деле вначале это был настоящий
оркестр русских народных инструментов с ритм-группой. В репертуаре звучал фолк
и современные эстрадные песни. Это выделяло музыкантов, поскольку ни в одном
ВИА баяны, балалайки и домры со звукоснимателями, в таком количестве не присутствовали.
И все же постепенно из ансамбля их вытеснили электрогитары. Правда, иногда
музыканты использовали эти инструменты в некоторых песнях. Состав
стабилизировался и утвердился. Вместе с Анатолием Ярмоленко в ансамбле
музыкальный руководитель и баянист Михаил Смаль, гитарист Андрей Луцай, также
играющий на домре, гитарист Валерий Пригожаев, бас-гитарист и баянист Анатолий
Щитов, балалаечник Марк Зелинский, поющий ударник Анатолий Торбочкин. Вокальный
квартет в составе Юлии Козловой, Владимира Смирнова, Василия Лифанова и Олега
Смирнова. Ансамбль «Песни над Сожем» много гастролировал по городам Украины и
Белоруссии. Коллектив особенно не выделялся на тот момент, а вскоре просто
прекратил существование.
НАЗВАНИЕ «СЯБРЫ» БЫЛИ СОЗВУЧНЫ С «ПЕСНЯРАМИ»
Название
нового ансамбля родилось, когда друзья музыканты встретились на дне рождения
Анатолия Ярмоленко. В ноябре вместе с баянистами, выпускниками гомельского
музыкального училища он решил сделать новый современный ансамбль. Тема любви к
родной земле их сблизила, и в гомельской филармонии они начинают первые
репетиции. Первый состав «Сябров» к 1974 г. заметно вырос по количеству
музыкантов, включая еще секцию медных. Это сам Анатолий Ярмоленко —
художественный руководитель и солист, Анатолий Щитов — бас-гитара и вокал, Николай
Сацура — вокал, клавишные, гитара, баян, Валерий Червонный — второй солист —
вокалист, Геннадий Балабанов — ударные, Виктор Ананченко — электроорган и
вокал, Александр Авдевич — тромбон, Виктор Климович — саксофон и флейта. В
концертах принимает участие известный конферансье Александр Александров.
Известность
в Белоруссии в 1974 г. приносит выступление на конкурсе артистов эстрады в
Минске. Жюри отметило оригинальное и самобытное звучание молодого ВИА из
Гомеля. Уже тогда стало ясно, что у коллектива будет своя яркая история.
Ансамбль много гастролирует. Встреча и знакомство с «Песнярами» состоялась и
превратилась в дружбу. Ушедший из состава Владимира Мулявина, — гитарист, певец
и скрипач Валентин Бадьяров долгое время пытался работать под одной крышей с
«Песнярами». Созданный им ВИА был интересным коллективом с высокопрофессиональными
музыкантами и со своим музыкальным направлением. Из музыкантов на тот момент с
ним работали еще никому неизвестные Валерий Дайнеко (а потом в минском
«Ровеснике», «Червоне Руте», «Песнярах»), Владимир Карась (Потом в минском
«Ровеснике», «Червоне Руте» и «Верасах»), Виктор Заикин (экс-«Новый Электрон»,
потом в минском «Ровеснике» и «Арсенале»), Александр Тиханович (потом в «Верасах»),
Василий Раинчик (Потом в «Верасах») и другие. Только вот программу коллектива
Валентина Бадьярова Белорусская государственная филармония так и не приняла.
Развернуться на одной сцене с «Песнярами» тогда было невозможно. Администрация
филармонии не давала такой возможности. Музыкант уезжает в Ленинград, где
работает гитаристом в ВИА «Поющие Гитары» И так, в марте 1976 г. Валентин
Бадьяров приглашается в «Сябры» для усиления профессиональной работы. Он стал
руководителем. Вместе с ним в коллектив пришли солист-вокалист, тенор Виталий
Червонный из Одессы, а также певец и композитор Николай Подгорный из
Ленинграда.
История
«Сябров» с 1976 по 1981 гг. вместе с Бадьяровым прежде всего обозначает прорыв
на всесоюзную эстраду. Прежде всего, ансамбль стал лауреатом премии комсомола
Белоруссии. В 1977 г. молодой коллектив «Сябры» получил второе место, вместе с
ансамблем «Модо» Раймонда Паулса на Всесоюзном конкурсе советской песни, посвященном
60-летию Октябрьской революции. Первое место там тогда завоевали московские
«Самоцветы», а третье «Пламя». В конкурсной программе «Сябры» исполнили песню
Александры Пахмутовой «Гимн Земле» и песню а-капелла «Каждый четвертый» Тихона
Хренникова. Так вот участие в конкурсе дало право на выпуск первой грампластинки.
Выпустить диск на фирме «Мелодия», в то время было достаточно сложно. Это была
визитная карточка всесоюзной рекламы на всю страну. «Сябры» выпустили в 1978 г.
первый диск-гигант «Всем на планете». Достаточна интересная работа была
некоторой «новизной» на рынке отечественной грамзаписи, и представляла большие
по длительности композиции, с элементами нашего гражданского патриотического
рока. Это отличало их стиль от знаменитых «Песняров». Вместе с песнями
известных авторов Александры Пахмутовой, Игоря Лученка, гармонично вписались
произведения самих музыкантов «Сябров» — Валентина Бадьярова и Николая Сацуры,
Николая Подгорного. В дальнейшем ансамбль принимает участие в ежегодном бамовском
фестивале «Огни магистрали» (1979 год). По телевидению показывают музыкальный
фильм «Ты одна — любовь» (1979, режиссер Владимир Орлов) с участием ВИА
«Сябры». В этом же году ансамбль записывает свой второй диск-гигант с тем же
названием.
«Сябры»
сразу же с первых шагов стали гастролирующим коллективом. Сначала в графике
«Росконцерта», затем в «Союзконцерте», «Ленконцерте», а потом и в
«Москонцерте». Ансамбль побывал за рубежом. Первые гастроли состоялись в
Чехословакии в 1977 г. Это страны Азии и Латинской Америки, США, Индии, Польше,
Германии, Финляндии. Выступали в группах наших войск в ГДР, Польше, Венгрии, а
также в 1985 г. пели для наших ребят, выполняющих свой интернациональный долг в
Афганистане. В составе «Сябры» на протяжении многих лет творчества вместе с
главным солистом и художественным руководителем Анатолием Ярмоленко работают
сильнейшие музыканты Валентин Бадьяров, Николай Сацура, певцы Виталий
Червонный, Валерий Рязанов (бас-гитарист и первый исполнитель «Завалинки»),
клавишные и вокал Александр Коляда, барабанщик Геннадий Балабанов, бас-гитарист
и вокалист Анатолий Щитов, клавишные и аранжировщик Сергей Арабаджи («Оризонт»,
«Синяя Птица», «Фристайл»), гитарист и вокалист Александр Газизов, секция
духовых инструментов в составе саксофониста Виктора Климковича, Александра Авдевича,
трубача Виктора Синегрибова. Постоянно на концертных площадках работали артисты
разговорного жанра, конферансье. Анатолий Александров (около десяти лет), Борис
Блиндер, Владимир Радивилов (еще и пародист), Владимир Станкевич.
«ОЛЕСЯ» —
СТАЛА ПЕРВЫМ СУПЕРХИТОМ «СЯБРОВ»
Участие в
телевизионном фестивале «С песней по жизни» принесло музыкантам ансамбля
очередное звание лауреатов. Тогда в 1978 году «Сябрам» пришлось посоревноваться
с молдавским «Оризонтом», и московскими «Верными друзьями». Очередное участие в
конкурсе и победа дали возможность записать второй диск-гигант «Ты — одна
любовь», в 1979 году. На диске была впервые записана песня «Девушка из
Полесья», больше известная как «Алеся». Именно она принесла «Сябрам» всесоюзную
известность.
А
началось все с того самого момента, когда Владимир Мулявин познакомил Валентина
Бадьярова с редактором центрального телевидения Ольгой Молчановой. Ее история
начинается еще в 1976 году. Молодой композитор Олег Иванов из Новосибирска, уже
известный своими творениями: «Я песней как ветром наполню страну», «Горлица»,
«Талая вода», «Песня, моя песня», — сочинил очередную интересную новую песню.
Кстати, когда поэт Анатолий Поперечный предложил стихи Олегу Иванову,
композитор возразил: «Но ведь одна «Олеся» в репертуаре «Песняров» уже есть». И
вот тогда Анатолий Григорьевич сказал: «А у нас будет своя Олеся, — купринская».
И в разговоре с редактором телевидения сказал, что хотел бы ее предложить
«Песнярам». И тогда Ольга Молчанова сказала, что в Белоруссии есть еще один
интересный ансамбль «Сябры».
При
встрече, после передачи «Шире круг», автор передал песню солисту Анатолию
Ярмоленко и пожелал услышать в ней веселые танцевальные ритмы. Только, после
прослушивания «Сябры» поняли, что она должна быть исключительно в лирическом
ключе. В это время на экраны страны вышел фильм «Колдунья» по произведению
Куприна «Алеся», где главную роль играла Марина Влади. Анатолию Ярмоленко
пришлось отрастить бородку, под интеллигентного старца, играющего роль
влюбленного в Олесю. Премьера песни состоялась в той самой телепередаче «Шире
круг». Правда, что касается бороды, ансамблю не везло. Их вырезали из
телеэфиров. Затем Олег Иванов с Анатолием Поперечным напишут целый блок популярных
выразительных и любимых песен, — «Завалинка», «Печки-лавочки», «У криницы»,
«Глухариная заря», «Родная деревня», «За перелеском», «Белое облако» ...
Песня
«Алеся» стала лауреатом телефестиваля «Песня-81», несмотря на то что
критиковалась в «Литературной газете». А в 1996 году на фестивале «Славянский
базар» в Витебске эта песня впервые прозвучала в исполнении Анатолия Ярмоленко
и его дочери Алеси. Ее голос освежит звучание песни и всего ансамбля. Так, с
тех пор отец и дочь поют замечательную песню. Алеся родилась в год создания
этой песни. А еще был случай, когда «Сябры» летели на самолете, Анатолия
Ярмоленко попросили подержать на руках маленькую годовалую девочку, которую
также назвали в честь песни. Через двадцать с лишним лет эта уже взрослая
девочка с мамой приехали на юбилейный концерт, состоявшийся в Государственном
Кремлевском дворце. Вот такая почти волшебная биография «Алеси».
Почти
одновременно с песней «Олеся» в репертуаре появилась «Глухариная заря» тех же
авторов, композитора Олега Иванова и поэта Анатолия Поперечного. На одном из
художественных советов критиковались ее слова. В первой версии звучало так: «А
я в двух метрах от земли...». Говорили, что в этом нет никакой поэзии. Поэтому
пришлось переделать и получилось: «А я у краешка зари стою влюбленный сын
земли...». Песня отражает целое направление «Сябров» искренней гражданской
лирики.
«А Я
ЛЯГУ-ПРИЛЯГУ» — ЛУЧШАЯ ЗАСТОЛЬНАЯ ПЕСНЯ 80-Х
В свой
репертуар «Сябры» включали постоянно новые песни. Их ансамбль записывал вначале
у себя на белорусском радио. Так случилось с песней «Шумите, березы» известного
белорусского композитора Эдуарда Ханка, живущего в Москве. Автор сочинял на
русском, украинском и белорусском. Потом в 90-х ушел в литературную
деятельность, а теперь он рассказывал, что увлекся сценариями для фильмов. С
песней «Вы шумите березы» получилась интересная история. Записали ее и другие —
и уехали на гастроли. И вот на одном из концертов музыкантам пришла записка с
просьбой исполнить «А я лягу-прилягу». Стали вспоминать, что ж это такая за
песня. Пришлось слушать весь записанный новый материал. Только тогда и
обнаружился этот веселый, трогающий за душу припев «А я лягу-прилягу» в песне с
названием «Вы шумите березы». Затем она стала дорогой, по которой идут в гости
и в каждом уголке страны ее пели, переделывая с юмором. Например, на Украине в
припеве пели: «Лягу-прилягу головой на брагу». В 1982 году «Сябры» выпустили
третий диск-гигант «Шумите березы», в который и вошла эта замечательная почти
народная песня. В дальнейшем с Эдуардом Ханком ансамбль записали несколько
других песен: а-капелла «Два поля» (стихи Александра Вертинского),
«Жавороночек» (стихи Николая Гилевича) и многие другие. Была еще одна,
танцевальная песня «Полька белорусская», в которой композитор, показывал, как
надо танцевать.
Часто
приезжали в Москву, где «Сябрам» выступали перед требовательной столичной
публикой. На самом деле они смотрелись аккуратно и величественно, уверенная
исполнительская манера в вокальном и инструментальном плане. «Сябры» в светлых
национальных белорусских костюмах, с узорчатой вышивкой выглядели удалыми
молодцами. Их направление лирической и гражданской тематики отличалось от
знаменитых «Песняров». Ансамбль «Друзей» любили и ждали с концертами по всей
стране, а также долгожданные встречи с ними по телевидению. В передачах «Шире
круг» и «Утренняя почта» «Сябры» радовали своим появлением. В телефестивалях
«Песня года» коллектив становился лауреатом. Мелодичные, лирические, веселые стали
любимыми. Лауреаты телефестивалей — «Олеся», «Глухариная заря», «Родная
деревня», «Печки-лавочки», «Вы шумите березы», «У криницы», «Завалинка» и
«Калинушка».
Как
обычно, приезжая в Москву, музыканты «Сябров» делали записи для грампластинок.
Очень помогал им в этом главный редактор эстрадного отдела фирмы «Мелодия», —
Владимир Дмитриевич Рыжиков. Записывали все с одного дубля, чтобы сохранить
отведенное время для записи. С музыкальными инструментами иногда возникали
проблемы. Искали новые звуки, а «Вермона» уже не позволяла сделать новые диски.
И вот тогда сами музыканты брали за четвертной на три часа клавишные «Крумар».
В итоге записали шесть сольных дисков-гигантов на виниле, а также огромное
количество песен на маленьких грампластинках формата миньон.
Начиная с
1992 года «Сябры» записали ряд новых песен: «Гулять, так гулять», «Аве-Мария»,
«Соперница», «Я люблю На-Найца», «Белая аллея», «Лазня», «Переживем», «Наши
песни», «Каханная», «Пейте пиво мужики», «Полька белорусская» и многие другие.
Если до 1991 года во времена Советского Союза коллектив входит в первую десятку
лучших коллективов страны, то позже у себя в республике тоже занимают главные
места в белорусском хит-параде. «Сябры» принимают участие в телепрограммах «Музыкальный
Ринг», «На перекрестках Европы».
«СЯБРЫ»:
«ВСЕ НАШИ ПЕСНИ, КАК НАША ЖИЗНЬ»
«Живи и
здравствуй» — так называется последний альбом ансамбля «Сябры». Эта новая
работа — прекрасный подарок слушателям. Новые и уже хорошо любимые песни звучат
на этом компакт-диске. Это сразу три первых потрясающих номера постоянного
авторского тандема «Сябров» — композитора Олега Иванова и поэта Анатолия
Поперечного. Это «Исповедь», «Глухариная заря» и «Постоялый двор» в исполнении
солиста и руководителя ансамбля Анатолия Ярмоленко. Далее из новых, — «Ягодное
поле», «Честь имею» и «Живи и здравствуй» про Россию и Белоруссию, которую
замечательно исполнили Анатолий Ярмоленко с Николаем Басковым. Песни: «Криниченька»,
«Милая моя», «Звезда вечерняя» и «Переживем», — продолжают тему любви и добра.
Диск был выпущен за несколько месяцев до торжественного юбилея ансамбля «Сябры»
в Кремле. Концерт был записан и показан по телевидению. В нем приняли участие
все настоящие друзья: «Орэра», «Синяя Птица» и солист Сергей Дроздов, «Поющие
Сердца» с директором Виктором Харакидзяном, Игорь Лученок, Александра Пахмутова
и Эдуард Ханок, Олег Иванов и Анатолий Поперечный, Николай Басков, Игорь
Николаев, ВИА «Самоцветы» под руководством Юрия Маликова, молодые «Песняры» со
статусом государственного ансамбля, Надежда Бабкина и Евгений Гор. В подготовке
юбилейного концерта ансамбля «Сябры» в Москве и Санкт — Петербурге много
сделали продюсеры Арктур Цомая и Валерий Щёлкин.
На
протяжении своего тридцати летнего творческого пути «Сябры» сохранили свой
стиль и узнаваемый с первых тактов почерк. Их любят и ждут любители песни.
Благодаря инициативе руководителя ансамбля Анатолия Ярмоленко удалось воплотить
на базе «Сябров» создание молодежной студии. Она была создана для поиска
молодых талантов в Белоруссии. Именно, благодаря Анатолию Ярмоленко состоялись
яркие открытия новых имен. Например, будучи членом жюри «Славянского базара» в
Витебске, он открыл тогда еще не известного певца Евгения Гора. А встреча с коллективом
на экранах телевидения в таких передачах, как «Принцип домино», «Антимония»,
«Дата», «Маcтер 2003», — это еще одно свидетельство популярности. В 2001 году
ансамбль принимает участие в фестивале «Наш адрес — Советский Союз»,
организованном театром замечательного певца Рената Ибрагимова в Кремле. В
рамках телевизионного «Голубого огонька» прошла программа «Сделано в СССР»
(2003), где «Сябры» выступили вместе с «Песнярами» (солисты Леонид Борткевич и
Владимир Стамматти), ВИА «Поющие Сердца» (Виктор Харакидзян, Слава Индроков,
Владимир Куклин, Андрей Грегер), ВИА «Синяя Птица» (солист Сергей Дроздов), а
также молодого коллектива ВИА «Сливки». Затем участвуют в разных программах
государственного центрального концертного зала «Россия». Это юбилейный вечер
поэта Расула Гамзатова и к 300-летию Санкт — Петербурга «От Васильевского спуска
— Васильевскому острову». Ансамбль участник концертов на Красной площади и Поклонной
Горе в День Победы. А совсем недавно в январе 2006 года состоялось возложение
звезды «Сябрам» на площади звезд в Москве. Это событие очень значительное в творческой
биографии легендарного ансамбля, а также в дружбе между Россией и Белоруссией.
Комментариев нет:
Отправить комментарий