среда, 17 января 2024 г.

55 лет альбому! Led Zeppelin – «Led Zeppelin» (1969).


Хард-рок

Блюз-рок

Хэви-метал

Led Zeppelin

500 величайших альбомов всех времён по версии журнала Rolling Stone.

На обложке дебютного одноименного альбома Led Zeppelin изображен знаменитый дирижабль Гинденбурга, загоревшийся во время приземления в Лейкхерсте, штат Нью-Джерси. Фотограф Сэм Шер, запечатлевший этот момент в мае 1937 г., тогда не мог и помыслить, что в скором времени это фото будет символизировать факт не только катастрофы, но еще и рождения одного из величайших рок-коллективов. А ведь Led Zeppelin и правда появились из огненной вспышки, вызванной распадом другой группы The Yardbirds. Не даром, на начальном этапе новую команду называли "The New Yardbirds", тем самым намекая на участие в составе обеих Джимми Пейджа. В конце 60-х он был хорошо известен в Лондоне как перспективный студийный музыкант, успевший поработать с такими будущими звездами, как Эрик Клэптон и Джефф Бек. Его уникальный талант гитариста оказался фактически задушен опекой менеджера и продюсера The Yardbirds Микки Фроста. Тот во что бы то ни стало хотел превратить коллектив в машину для создания трехминутных поп-хитов, но Пейдж не собирался идти у него на поводу.

В одном из своих интервью для Rolling Stone Пейдж описывал момент, сформировавший видение его будущей группы. Речь шла об одной из сессий во время продюсирования сингла "Beck's Bolero" 1966 г., в которой принимали участие Джон Пол Джонс на гитаре, Кит Мун, Ники Хопкинс на фортепиано, а также сам Джефф Бек: "Эта сессия была абсолютно великолепной, словно сила природы. И Кит сказал: "Мы должны основать группу. Можно назвать ее "свинцовый воздушный шар". Я тогда подумал, что это отличное название, и я о нем не забыл". Один из участников того памятного состава Джон Пол Джонс действительно оказался нанят Пейджем для его новой группы, а вот Мун предложение отклонил, сославшись на обязательства перед The Who. На место вокалиста рассматривались Стив Марриот из The Small Faces и Терри Рид, гастролировавший с Rolling Stones, но тут на сцене возник 19-летний Роберт Плант. Пейдж был сражен его исключительными вокальными способностями, и, не долго думая, отмел остальных кандидатов. В тот же период в группу добавился барабанщик Джон Бонэм, окончательно укомплектовав легендарный квартет.

Дальше для Led Zeppelin все развивалось стремительно. Написанный материал обыгрывался и совершенствовался музыкантами под именем "The New Yardbirds" во время скандинавского тура, а это значило, что к моменту прихода в студию Olympic в Лондоне группа была отлично подготовлена и не намеревалась распаляться на лишние эксперименты. Они официально собрались в мае 1968-го, а уже в октябре приступили к записи дебюта. По утверждению Пейджа, работа над альбомом заняла в общей сложности 36 часов (в течение нескольких недель), включая микширование. Для того, чтобы исключить какой-либо контроль, он самостоятельно профинансировал запись, потратив на студийное время около 2000 фунтов стерлингов, что в наше время эквивалентно сумме в 13000 фунтов стерлингов.

Led Zeppelin – «Babe I'm Gonna Leave You» (Danmarks Radio 1969)

Джимми Пейдж полностью взял на себя инженерную сторону, а для микширования нанял своего друга детства Глина Джонса. Как раз на этих сессиях впервые использовалась техника создания естественной реверберации путем размещения одного микрофона перед усилителем, а второго примерно в 20 футах позади первого. При помощи данного метода удалось создать эффект "обратного эха", используемый в треке "You Shook Me". Суть состоит в том, что эхо звучит перед основным звуком, а не после него, и достигается путем переворачивания ленты и записи эха на запасной дорожке.

Подход Пейджа принято называть "расстояние придает глубину". Он являлся одним из первых продюсеров, записавших "эмбиентный" звук группы, взяв на вооружение естественную атмосферу комнаты. К тому же, из-за записи в прямом эфире вокал Планта "кровоточил", перетекая в другие треки, и хотя продюсер и утверждал, что всему виной мощность его голоса, такой эффект признавался им преднамеренным.

Led Zeppelin – «Dazed And Confused» (From The Live-DVD The Song Remains The Same)

В одном из ретроспективных обзоров британский The Telegraph писал об этой пластинке: "Мы сразу поняли, что они звучат так, как ни звучит никто другой". Вряд ли сами Led Zeppelin не отдавали себе отчет в своей непохожести, создавая свой дебют. От начала и до конца этот 45-минутный, девятитрековый LP представляет идеальную проекцию не слишком отдаленного будущего рок-н-ролла. "Led Zeppelin" - хард-роковое домино, в котором каждая деталь четко прописана и не случайна. "Your Time Is Gonna Come" выкатывает эластичную басовую линию, вторяющую Роберту Планту в роли лидера госпел-хора, "Communication Breakdown" выстреливает гитарными риффами словно из пистолета, "Good Times Bad Times" начинается с тикающих ударных, перетасовывающихся между собой по меняющиеся риффы, "You Shook Me" медленно погружает нас в темную кроличью нору при помощи голоса Планта.

Все элементы альбома резкие, отточенные и короткие, настолько, что с первого раза их сложно переварить и понять. В общем, перед нами истинная ода прогрессивной метаморфозе рока. Оркестровка авантюрно перемещает нас от хард-рока в хэви-метал с блюзовым оттенком. В этой абсолютной силе есть нечто потустороннее, особенно подчеркнутое сочетанием западной поп-традиции с экспериментальными гитарными влияниями в восточном стиле. Интересно, что во время записи Пейдж сильно интересовался работами черного мага Алистера Кроули, делясь в интервью тем, как сильно его привлекает неизвестное, хотя он никогда не забывает о мерах предосторожности и не действует вслепую.

Песни


Сторона А

«Good Times Bad Times» — коммерчески звучащий трек, который считался дебютным синглом группы в Великобритании и был выпущен как таковой в США. Помимо демонстрации всей группы и их нового тяжелого стиля, он включал в себя запоминающийся припев и множество гитарных наложений.

Led Zeppelin – «Good Times Bad Times» (Official Audio)

Несмотря на то, что это был сильный трек, он редко исполнялся вживую Led Zeppelin. Одним из немногих случаев, когда она была сыграна, был концерт памяти Ахмета Эртегана в 2007 году.

Led Zeppelin – «Good Times Bad Times» (Live at O2 Arena London, Celebration Day 2007).

«Babe I'm Gonna Leave You» была переаранжировкой песни, написанной Энн Бредон в 1950-х годах. Пейдж слышал песню, записанную Джоан Баэз для ее альбома 1962 года «Joan Baez in Concert».

Led Zeppelin – «Babe I'm Gonna Leave You» (Official Audio)

Это был один из первых номеров, над которым он работал с Плантом, когда они впервые встретились в Пангборне в августе 1968 года. Пейдж играл как на акустическом Gibson J-200, так и на Telecaster. Первоначально Плант пел песню в более тяжёлом стиле, похожем на другие выступления на альбоме, но Пейдж убедил его перезаписать её, чтобы добавить немного света и тени на треке.

«You Shook Me» была блюзовой песней на слова Вилли Диксона, которая вписывалась в британский блюзовый бум, который продолжался во время записи альбома. Джонс, Плант и Пейдж солировали на органе Хаммонда, губной гармошке и гитаре соответственно. Пейдж поместил обратное эхо на треке, который в то время был новым производственным приемом, на вызов и отклик между вокалом и гитарой ближе к концу.

Led Zeppelin – «You Shook Me» (Official Audio)

Песня была записана Джеффом Беком для альбома «Truth» (1968), и Бек впоследствии сказал, что он был недоволен тем, что Led Zeppelin скопировали его аранжировку.

«Dazed and Confused» была написана и записана Джейком Холмсом в 1967 году. В оригинальном альбоме Пейдж был указан как единственный композитор; Холмс подал в суд за нарушение авторских прав в 2010 году, и в следующем году было достигнуто внесудебное урегулирование. The Yardbirds регулярно исполняли песню на концертах в течение 1968 года, в том числе на радио и телевидении. Их аранжировка включала в себя секцию, где Пейдж играл на гитаре со скрипичным смычком, идея, предложенная Дэвидом МакКаллумом-старшим, с которым Пейдж познакомился во время сессий. Пейдж также использовал гитарное соло для одной из последних записей Yardbirds, «Think About It». В адаптации песни «Dazed and Confused» от Led Zeppelin использовались разные тексты, в то время как Джонс и Бонэм разработали аранжировку, чтобы приспособиться к их стилю игры.

Led Zeppelin – «Dazed And Confused» (Official Audio)

Песня была важной частью живого выступления Led Zeppelin на протяжении всей их ранней карьеры и стала средством для групповой импровизации, в конечном итоге растянувшись по продолжительности до более чем 30 минут. Импровизация иногда включала в себя части других песен, в том числе «The Crunge» и «Walter's Walk» группы (выпущенные позже на «Houses of the Holy» и «Coda», соответственно), «Woodstock» Джони Митчелл и «San Francisco (Be Sure to Wear Flowers in Your Hair)» Скотта Маккензи".

Led Zeppelin – «Dazed and Confused» (Live at The Royal Albert Hall 1970)

Песня была ненадолго исключена из концертного сета в 1975 году после того, как Пейдж повредил палец, но была восстановлена до конца тура. Последнее полноценное живое выступление во время основной карьеры Led Zeppelin состоялось в Earl's Court в Лондоне позже в том же году, после чего скрипичная смычковая секция гитарного соло песни была сыграна как отдельное произведение. В 2007 году она была возрождена в качестве полноценного исполнения песни для концерта, посвященного Ахмету Эртегану.

Сторона В.

«Your Time Is Gonna Come» начинается с того, что Джонс играет соло на органе без аккомпанемента, начиная с куплета. Пейдж играет на акустической и педальной стил-гитаре. Трек имеет переход в «Black Mountain Side», акустический инструментал, основанный на аранжировке Берта Янша традиционной народной песни «Black Water Side» и вдохновленный народной игрой Янша и Джона Ренборна. Песня регулярно исполнялась вживую в виде попурри с соло-гитарным номером Yardbirds «White Summer».

Led Zeppelin – «Your Time Is Gonna Come» (Official Audio)

«Communication Breakdown» был построен вокруг гитарного риффа Пейджа и стал одной из первых мелодий, над которыми работала группа. Им нравилось играть ее вживую, и, следовательно, она была регулярной частью их сета. Она исполнялась с перерывами на протяжении всей карьеры группы, часто на бис.

Led Zeppelin – «Communication Breakdown» (Official Audio)

«I Can't Quit You Baby» была еще одним блюзовым номером, написанным Вилли Диксоном. Он был записан вживую в студии и аранжирован в более медленном и непринужденном стиле по сравнению с некоторыми другими материалами альбома.

Led Zeppelin – «I Can't Quit You Baby» (Official Audio)

«How Many More Times» был заключительным концертным номером группы в начале их карьеры. Песня была импровизирована вокруг старого номера Howlin' Wolf «How Many More Years» и гитарного риффа Пейджа, который спонтанно перерос в джем-сейшн.

Led Zeppelin – «How Many More Times» (Official Audio)

Трек включает в себя секцию болеро, похожую на песню Джеффа Бека «Beck's Bolero» (которая была написана Пейджем), а также переходы в «Rosie» и «The Hunter», которые были импровизированы во время записи. Пейдж играл на гитаре со скрипичным смычком в средней части трека, как в «Dazed and Confused».

 Неизданный материал

Две другие песни с олимпийских сессий, «Baby Come On Home» и «Sugar Mama», были исключены из альбома. Они были выпущены в 2015 году на переиздании ретроспективного альбома «Coda» (см. подробнее).

 

Обложка

На обложке Led Zeppelin, которую выбрал Пейдж, изображено черно-белое фото немецкого дирижабля «Гинденбург», сделанное Сэмом Шером 6 мая 1937 года, когда дирижабль загорелся при посадке в Лейкхерсте. Изображение отсылает к происхождению самого названия группы: когда Пейдж, Бек и Кит Мун и Джон Энтвистл из The Who обсуждали идею создания группы, Мун пошутил: «Это, вероятно, пролетит, как свинцовый воздушный шар», и Энтвистл, как сообщается, ответил: «Свинцовый дирижабль!»

На задней стороне обложки изображена фотография группы, сделанная Дреей. Весь дизайн обложки альбома координировал Джордж Харди, с которым группа продолжила сотрудничество для будущих обложек. Сам Харди также создал иллюстрацию на обложке, воссоздав знаменитую оригинальную черно-белую фотографию чернилами с помощью технической ручки «Рапидограф» и техники меццо-тинто.

Харди вспоминал, что первоначально он предложил группе дизайн, основанный на старой клубной вывеске в Сан-Франциско — многопоследовательном изображении дирижабля дирижабля в облаках. Пейдж отказался, но он был сохранен в качестве логотипа для задней обложки первых двух альбомов Led Zeppelin и ряда ранних рекламных объявлений в прессе. Первое британское издание имело название группы и логотип Atlantic в бирюзовом цвете. Когда позже в том же году он был заменен на оранжевый принт, обложка с бирюзовым принтом стала предметом коллекционирования.

Обложка альбома привлекла к себе еще большее внимание, когда в феврале 1970 года на концерте в Копенгагене группа была объявлена как «The Nobs» в результате судебной угрозы со стороны аристократки Евы фон Цеппелин (родственницы графа Цеппелина). Фон Цеппелин, увидев горящий логотип «Гинденбурга», пригрозила судебным иском. В 2001 году Грег Кот написал в Rolling Stone, что «обложка Led Zeppelin ... показывает дирижабль «Гинденбург» во всей его фаллической красе, сгорающий в огне».

Критика

Хотя дебют и оказался признанным одним из наиболее новаторских рок-альбомов в истории, первоначально большинство критиков не разделяли энтузиазма по поводу появления новой группы. В печально известном обзоре Rolling Stone писал: «Последняя из британских блюзовых групп не предлагает нам решительно ничего нового, что отличало бы ее от своего близнеца Jeff Beck Group, демонстрируя похожие самодовольство и ограниченность». Поистине, пророческий обзор на таком фоне написал Феликс Деннис в мартовском выпуске подпольной газеты OZ: «Нечасто появляется альбом, который настолько не поддается классификации или описанию. Очевидно, что на наших глазах происходит поворотный момент в рок-музыке».

«Led Zeppelin» стал одним из первых альбомов, выпущенных только в стереоформате, тогда как остальные записи в то время выпускались и в моно, и в стерео. В наше время этот факт не слишком удивляет, поскольку сама потребность в стерео при прослушивании музыки через динамики телефона или колонки-Bluetooth кажется довольно условной. Тем не менее, если представить себе обычный циферблат, звук Led Zeppelin окажется в самом полярном его диапазоне, резко перемещая гитары и вокал из одного динамика в другой. Это похоже на визуальный театр для ушей, и заслуга этого целиком принадлежит Пейджу, использовавшего студию в качестве полноценного участника группы.

Альбом по-прежнему звучит особенно и уникально, несмотря на свой почтенный возраст. Что говорить о эффекте, который он оказывал на слушателя в момент выпуска в 1969 г. Естественно, семена, посеянные «Led Zeppelin», дали огромный урожай, раз и навсегда изменив музыкальный мир. Всего через несколько месяцев такие команды, как Black Sabbath, Deep Purple и другие производные блюзового бума, отправятся на исследование звучания с приставками "hard" и "heavy".

Наследие

Влияние альбома широко признано, даже изданиями, которые изначально были настроены скептически. В 2006 году Микал Гилмор прокомментировал в Rolling Stone оригинальность музыки и тяжёлый стиль Zeppelin, сравнив их с Cream, Jimi Hendrix, MC5 и The Stooges, и отметив, что они имеют массовую привлекательность. «Led Zeppelin» был назван Стивеном Томасом Эрлевайном «значительным поворотным моментом в эволюции хард-рока и хэви-метала». По словам исследователя искусства и культуры Майкла Фэллона, он «объявил о появлении нового, громкого и сырого музыкального жанра» в металле. Грег Моффитт сказал для BBC, что группа была «продуктом 60-х годов, но их напыщенный стиль ознаменовал новое десятилетие и... Новое поколение рок-групп». Шелдон Пирс из «Consequence of Sound» расценил альбом как «оду прогрессивной метаморфозе рока» и «первое хард-роковое домино»: «Его оркестровка авантюрно погружается в хард-рок и хэви-метал с блюзовыми оттенками, которые часто заставляют аккорды пронзительно плакать, как будто пораженные злобой».

Альбом был описан как «блестящее, хотя и тяжеловесное блюз-роковое наступление» популярным музыковедом Рональдом Залкиндом. Мартин Попофф утверждал, что, хотя альбом, возможно, и не был первой хэви-метал-записью, он содержал то, что, вероятно, должно было стать первой метал-песней — «Communication Breakdown» — «с её серьёзным пулемётом между цифрами риффа».

Led Zeppelin – «Communication Breakdown» (1969)

В 2003 году VH1 назвал Led Zeppelin 44-м величайшим альбомом всех времён. В том же году альбом занял 29-е место в списке 500 величайших альбомов всех времён по версии журнала Rolling Stone (альбом с самым высоким рейтингом в списке); сохраняя рейтинг в пересмотренном списке 2012 года, и занимая 101-е место в пересмотренном списке 2020 года. В 2004 году альбом был включён в Зал славы Грэмми. Джо Перри из Aerosmith отметил, что Джимми Пейдж «был невероятным продюсером, и он написал все эти замечательные песни. Когда он записывал первый альбом Zeppelin, он знал, чего хочет. Его видение было гораздо более глобальным, чем у Джеффа [Бека] и Эрика [Клэптона]. Игра на гитаре была лишь одной частью головоломки... Я всегда должен иметь при себе первые четыре альбома Led Zeppelin».

Комментариев нет:

Отправить комментарий