Блюз-рок
Хэви-метал
Led
Zeppelin
500 величайших альбомов всех времён по версии журнала Rolling Stone.
На обложке дебютного одноименного альбома Led Zeppelin изображен знаменитый дирижабль Гинденбурга, загоревшийся во время приземления в Лейкхерсте, штат Нью-Джерси. Фотограф Сэм Шер, запечатлевший этот момент в мае 1937 г., тогда не мог и помыслить, что в скором времени это фото будет символизировать факт не только катастрофы, но еще и рождения одного из величайших рок-коллективов. А ведь Led Zeppelin и правда появились из огненной вспышки, вызванной распадом другой группы The Yardbirds. Не даром, на начальном этапе новую команду называли "The New Yardbirds", тем самым намекая на участие в составе обеих Джимми Пейджа. В конце 60-х он был хорошо известен в Лондоне как перспективный студийный музыкант, успевший поработать с такими будущими звездами, как Эрик Клэптон и Джефф Бек. Его уникальный талант гитариста оказался фактически задушен опекой менеджера и продюсера The Yardbirds Микки Фроста. Тот во что бы то ни стало хотел превратить коллектив в машину для создания трехминутных поп-хитов, но Пейдж не собирался идти у него на поводу.
В одном
из своих интервью для Rolling Stone Пейдж описывал момент, сформировавший
видение его будущей группы. Речь шла об одной из сессий во время продюсирования
сингла "Beck's Bolero" 1966 г., в которой принимали участие Джон Пол
Джонс на гитаре, Кит Мун, Ники Хопкинс на фортепиано, а также сам Джефф Бек:
"Эта сессия была абсолютно великолепной, словно сила природы. И Кит
сказал: "Мы должны основать группу. Можно назвать ее "свинцовый
воздушный шар". Я тогда подумал, что это отличное название, и я о нем не
забыл". Один из участников того памятного состава Джон Пол Джонс
действительно оказался нанят Пейджем для его новой группы, а вот Мун
предложение отклонил, сославшись на обязательства перед The Who. На место
вокалиста рассматривались Стив Марриот из The Small Faces и Терри Рид,
гастролировавший с Rolling Stones, но тут на сцене возник 19-летний Роберт
Плант. Пейдж был сражен его исключительными вокальными способностями, и, не
долго думая, отмел остальных кандидатов. В тот же период в группу добавился
барабанщик Джон Бонэм, окончательно укомплектовав легендарный квартет.
Дальше
для Led Zeppelin все развивалось стремительно. Написанный материал обыгрывался
и совершенствовался музыкантами под именем "The New Yardbirds" во
время скандинавского тура, а это значило, что к моменту прихода в студию
Olympic в Лондоне группа была отлично подготовлена и не намеревалась
распаляться на лишние эксперименты. Они официально собрались в мае 1968-го, а
уже в октябре приступили к записи дебюта. По утверждению Пейджа, работа над
альбомом заняла в общей сложности 36 часов (в течение нескольких недель),
включая микширование. Для того, чтобы исключить какой-либо контроль, он самостоятельно
профинансировал запись, потратив на студийное время около 2000 фунтов
стерлингов, что в наше время эквивалентно сумме в 13000 фунтов стерлингов.
Джимми
Пейдж полностью взял на себя инженерную сторону, а для микширования нанял
своего друга детства Глина Джонса. Как раз на этих сессиях впервые
использовалась техника создания естественной реверберации путем размещения
одного микрофона перед усилителем, а второго примерно в 20 футах позади
первого. При помощи данного метода удалось создать эффект "обратного
эха", используемый в треке "You Shook Me". Суть состоит в том,
что эхо звучит перед основным звуком, а не после него, и достигается путем
переворачивания ленты и записи эха на запасной дорожке.
Подход
Пейджа принято называть "расстояние придает глубину". Он являлся
одним из первых продюсеров, записавших "эмбиентный" звук группы, взяв
на вооружение естественную атмосферу комнаты. К тому же, из-за записи в прямом
эфире вокал Планта "кровоточил", перетекая в другие треки, и хотя
продюсер и утверждал, что всему виной мощность его голоса, такой эффект
признавался им преднамеренным.
В одном
из ретроспективных обзоров британский The Telegraph писал об этой пластинке:
"Мы сразу поняли, что они звучат так, как ни звучит никто другой".
Вряд ли сами Led Zeppelin не отдавали себе отчет в своей непохожести, создавая
свой дебют. От начала и до конца этот 45-минутный, девятитрековый LP
представляет идеальную проекцию не слишком отдаленного будущего рок-н-ролла.
"Led Zeppelin" - хард-роковое домино, в котором каждая деталь четко
прописана и не случайна. "Your Time Is Gonna Come" выкатывает
эластичную басовую линию, вторяющую Роберту Планту в роли лидера госпел-хора,
"Communication Breakdown" выстреливает гитарными риффами словно из
пистолета, "Good Times Bad Times" начинается с тикающих ударных,
перетасовывающихся между собой по меняющиеся риффы, "You Shook Me"
медленно погружает нас в темную кроличью нору при помощи голоса Планта.
Все
элементы альбома резкие, отточенные и короткие, настолько, что с первого раза
их сложно переварить и понять. В общем, перед нами истинная ода прогрессивной
метаморфозе рока. Оркестровка авантюрно перемещает нас от хард-рока в
хэви-метал с блюзовым оттенком. В этой абсолютной силе есть нечто
потустороннее, особенно подчеркнутое сочетанием западной поп-традиции с
экспериментальными гитарными влияниями в восточном стиле. Интересно, что во
время записи Пейдж сильно интересовался работами черного мага Алистера Кроули,
делясь в интервью тем, как сильно его привлекает неизвестное, хотя он никогда
не забывает о мерах предосторожности и не действует вслепую.
Песни
«Good
Times Bad Times» — коммерчески звучащий трек, который считался дебютным синглом
группы в Великобритании и был выпущен как таковой в США. Помимо демонстрации
всей группы и их нового тяжелого стиля, он включал в себя запоминающийся припев
и множество гитарных наложений.
Несмотря
на то, что это был сильный трек, он редко исполнялся вживую Led Zeppelin. Одним
из немногих случаев, когда она была сыграна, был концерт памяти Ахмета Эртегана
в 2007 году.
«Babe I'm
Gonna Leave You» была переаранжировкой песни, написанной Энн Бредон в 1950-х
годах. Пейдж слышал песню, записанную Джоан Баэз для ее альбома 1962 года «Joan
Baez in Concert».
Это был
один из первых номеров, над которым он работал с Плантом, когда они впервые
встретились в Пангборне в августе 1968 года. Пейдж играл как на акустическом
Gibson J-200, так и на Telecaster. Первоначально Плант пел песню в более
тяжёлом стиле, похожем на другие выступления на альбоме, но Пейдж убедил его
перезаписать её, чтобы добавить немного света и тени на треке.
«You
Shook Me» была блюзовой песней на слова Вилли Диксона, которая вписывалась в
британский блюзовый бум, который продолжался во время записи альбома. Джонс,
Плант и Пейдж солировали на органе Хаммонда, губной гармошке и гитаре
соответственно. Пейдж поместил обратное эхо на треке, который в то время был
новым производственным приемом, на вызов и отклик между вокалом и гитарой ближе
к концу.
Песня
была записана Джеффом Беком для альбома «Truth» (1968), и Бек впоследствии
сказал, что он был недоволен тем, что Led Zeppelin скопировали его аранжировку.
«Dazed
and Confused» была написана и записана Джейком Холмсом в 1967 году. В
оригинальном альбоме Пейдж был указан как единственный композитор; Холмс подал
в суд за нарушение авторских прав в 2010 году, и в следующем году было
достигнуто внесудебное урегулирование. The Yardbirds регулярно исполняли песню
на концертах в течение 1968 года, в том числе на радио и телевидении. Их
аранжировка включала в себя секцию, где Пейдж играл на гитаре со скрипичным
смычком, идея, предложенная Дэвидом МакКаллумом-старшим, с которым Пейдж
познакомился во время сессий. Пейдж также использовал гитарное соло для одной
из последних записей Yardbirds, «Think About It». В адаптации песни «Dazed and
Confused» от Led Zeppelin использовались разные тексты, в то время как Джонс и
Бонэм разработали аранжировку, чтобы приспособиться к их стилю игры.
Песня
была важной частью живого выступления Led Zeppelin на протяжении всей их ранней
карьеры и стала средством для групповой импровизации, в конечном итоге
растянувшись по продолжительности до более чем 30 минут. Импровизация иногда
включала в себя части других песен, в том числе «The Crunge» и «Walter's Walk»
группы (выпущенные позже на «Houses of the Holy» и «Coda», соответственно),
«Woodstock» Джони Митчелл и «San Francisco (Be Sure to Wear Flowers in Your
Hair)» Скотта Маккензи".
Песня была ненадолго исключена из концертного сета в 1975 году после того, как Пейдж повредил палец, но была восстановлена до конца тура. Последнее полноценное живое выступление во время основной карьеры Led Zeppelin состоялось в Earl's Court в Лондоне позже в том же году, после чего скрипичная смычковая секция гитарного соло песни была сыграна как отдельное произведение. В 2007 году она была возрождена в качестве полноценного исполнения песни для концерта, посвященного Ахмету Эртегану.
Сторона
В.
«Your
Time Is Gonna Come» начинается с того, что Джонс играет соло на органе без
аккомпанемента, начиная с куплета. Пейдж играет на акустической и педальной
стил-гитаре. Трек имеет переход в «Black Mountain Side», акустический
инструментал, основанный на аранжировке Берта Янша традиционной народной песни
«Black Water Side» и вдохновленный народной игрой Янша и Джона Ренборна. Песня
регулярно исполнялась вживую в виде попурри с соло-гитарным номером Yardbirds
«White Summer».
«Communication
Breakdown» был построен вокруг гитарного риффа Пейджа и стал одной из первых
мелодий, над которыми работала группа. Им нравилось играть ее вживую, и,
следовательно, она была регулярной частью их сета. Она исполнялась с перерывами
на протяжении всей карьеры группы, часто на бис.
«I Can't
Quit You Baby» была еще одним блюзовым номером, написанным Вилли Диксоном. Он
был записан вживую в студии и аранжирован в более медленном и непринужденном
стиле по сравнению с некоторыми другими материалами альбома.
«How Many
More Times» был заключительным концертным номером группы в начале их карьеры.
Песня была импровизирована вокруг старого номера Howlin' Wolf «How Many More
Years» и гитарного риффа Пейджа, который спонтанно перерос в джем-сейшн.
Трек
включает в себя секцию болеро, похожую на песню Джеффа Бека «Beck's Bolero»
(которая была написана Пейджем), а также переходы в «Rosie» и «The Hunter»,
которые были импровизированы во время записи. Пейдж играл на гитаре со
скрипичным смычком в средней части трека, как в «Dazed and Confused».
Две
другие песни с олимпийских сессий, «Baby Come On Home» и «Sugar Mama», были
исключены из альбома. Они были выпущены в 2015 году на переиздании ретроспективного
альбома «Coda» (см. подробнее).
Обложка
На
обложке Led Zeppelin, которую выбрал Пейдж, изображено черно-белое фото
немецкого дирижабля «Гинденбург», сделанное Сэмом Шером 6 мая 1937 года, когда
дирижабль загорелся при посадке в Лейкхерсте. Изображение отсылает к
происхождению самого названия группы: когда Пейдж, Бек и Кит Мун и Джон
Энтвистл из The Who обсуждали идею создания группы, Мун пошутил: «Это,
вероятно, пролетит, как свинцовый воздушный шар», и Энтвистл, как сообщается,
ответил: «Свинцовый дирижабль!»
На задней
стороне обложки изображена фотография группы, сделанная Дреей. Весь дизайн
обложки альбома координировал Джордж Харди, с которым группа продолжила
сотрудничество для будущих обложек. Сам Харди также создал иллюстрацию на
обложке, воссоздав знаменитую оригинальную черно-белую фотографию чернилами с
помощью технической ручки «Рапидограф» и техники меццо-тинто.
Харди
вспоминал, что первоначально он предложил группе дизайн, основанный на старой
клубной вывеске в Сан-Франциско — многопоследовательном изображении дирижабля
дирижабля в облаках. Пейдж отказался, но он был сохранен в качестве логотипа
для задней обложки первых двух альбомов Led Zeppelin и ряда ранних рекламных
объявлений в прессе. Первое британское издание имело название группы и логотип
Atlantic в бирюзовом цвете. Когда позже в том же году он был заменен на
оранжевый принт, обложка с бирюзовым принтом стала предметом
коллекционирования.
Обложка альбома привлекла к себе еще большее внимание, когда в феврале 1970 года на концерте в Копенгагене группа была объявлена как «The Nobs» в результате судебной угрозы со стороны аристократки Евы фон Цеппелин (родственницы графа Цеппелина). Фон Цеппелин, увидев горящий логотип «Гинденбурга», пригрозила судебным иском. В 2001 году Грег Кот написал в Rolling Stone, что «обложка Led Zeppelin ... показывает дирижабль «Гинденбург» во всей его фаллической красе, сгорающий в огне».
Критика
Хотя дебют
и оказался признанным одним из наиболее новаторских рок-альбомов в истории,
первоначально большинство критиков не разделяли энтузиазма по поводу появления
новой группы. В печально известном обзоре Rolling Stone писал: «Последняя из
британских блюзовых групп не предлагает нам решительно ничего нового, что
отличало бы ее от своего близнеца Jeff Beck Group, демонстрируя похожие самодовольство
и ограниченность». Поистине, пророческий обзор на таком фоне написал Феликс
Деннис в мартовском выпуске подпольной газеты OZ: «Нечасто появляется альбом,
который настолько не поддается классификации или описанию. Очевидно, что на
наших глазах происходит поворотный момент в рок-музыке».
«Led
Zeppelin» стал одним из первых альбомов, выпущенных только в стереоформате,
тогда как остальные записи в то время выпускались и в моно, и в стерео. В наше
время этот факт не слишком удивляет, поскольку сама потребность в стерео при
прослушивании музыки через динамики телефона или колонки-Bluetooth кажется
довольно условной. Тем не менее, если представить себе обычный циферблат, звук
Led Zeppelin окажется в самом полярном его диапазоне, резко перемещая гитары и
вокал из одного динамика в другой. Это похоже на визуальный театр для ушей, и
заслуга этого целиком принадлежит Пейджу, использовавшего студию в качестве
полноценного участника группы.
Альбом по-прежнему звучит особенно и уникально, несмотря на свой почтенный возраст. Что говорить о эффекте, который он оказывал на слушателя в момент выпуска в 1969 г. Естественно, семена, посеянные «Led Zeppelin», дали огромный урожай, раз и навсегда изменив музыкальный мир. Всего через несколько месяцев такие команды, как Black Sabbath, Deep Purple и другие производные блюзового бума, отправятся на исследование звучания с приставками "hard" и "heavy".
Наследие
Влияние
альбома широко признано, даже изданиями, которые изначально были настроены
скептически. В 2006 году Микал Гилмор прокомментировал в Rolling Stone
оригинальность музыки и тяжёлый стиль Zeppelin, сравнив их с Cream, Jimi
Hendrix, MC5 и The Stooges, и отметив, что они имеют массовую
привлекательность. «Led Zeppelin» был назван Стивеном Томасом Эрлевайном
«значительным поворотным моментом в эволюции хард-рока и хэви-метала». По
словам исследователя искусства и культуры Майкла Фэллона, он «объявил о
появлении нового, громкого и сырого музыкального жанра» в металле. Грег Моффитт
сказал для BBC, что группа была «продуктом 60-х годов, но их напыщенный стиль
ознаменовал новое десятилетие и... Новое поколение рок-групп». Шелдон Пирс из «Consequence
of Sound» расценил альбом как «оду прогрессивной метаморфозе рока» и «первое
хард-роковое домино»: «Его оркестровка авантюрно погружается в хард-рок и
хэви-метал с блюзовыми оттенками, которые часто заставляют аккорды пронзительно
плакать, как будто пораженные злобой».
Альбом
был описан как «блестящее, хотя и тяжеловесное блюз-роковое наступление»
популярным музыковедом Рональдом Залкиндом. Мартин Попофф утверждал, что, хотя
альбом, возможно, и не был первой хэви-метал-записью, он содержал то, что,
вероятно, должно было стать первой метал-песней — «Communication Breakdown» —
«с её серьёзным пулемётом между цифрами риффа».
В 2003
году VH1 назвал Led Zeppelin 44-м величайшим альбомом всех времён. В том же
году альбом занял 29-е место в списке 500 величайших альбомов всех времён по
версии журнала Rolling Stone (альбом с самым высоким рейтингом в списке); сохраняя
рейтинг в пересмотренном списке 2012 года, и занимая 101-е место в
пересмотренном списке 2020 года. В 2004 году альбом был включён в Зал славы
Грэмми. Джо Перри из Aerosmith отметил, что Джимми Пейдж «был невероятным
продюсером, и он написал все эти замечательные песни. Когда он записывал первый
альбом Zeppelin, он знал, чего хочет. Его видение было гораздо более
глобальным, чем у Джеффа [Бека] и Эрика [Клэптона]. Игра на гитаре была лишь
одной частью головоломки... Я всегда должен иметь при себе первые четыре
альбома Led Zeppelin».
Комментариев нет:
Отправить комментарий