Итальянский
певец, пианист и композитор, известный благодаря своему необычному голосу,
красочным и романтичным композициям (вызывающим ассоциации как с итальянской и
средиземноморской музыкой, так и с южноамериканскими ритмами и франкоязычными
исполнителями, такими как Жак Брель и Жорж Брассенс) и его задумчивой, иногда
меланхоличной, лирике Паоло Конте (Paolo
Conte) родился 6 января 1937 года в итальянском городе Асти. Его песни и голос часто
звучат в кинофильмах: вы точно их слышали, даже если не знаете его имени. Он
также написал музыку ко многим популярным итальянским хитам 60-х–70-х годов.
За последние несколько десятилетий Паоло Конте стал одним из самых успешных и узнаваемых итальянских певцов в мире. У него низкий, чуть хрипловатый, чуть грубоватый и очень звучный голос, а также совершенно особенная манера исполнения: неспешная – вне зависимости от темпа, и невольно захватывающая – несмотря на как будто отстранённые интонации. Фирменное стаккато на фортепиано перемежается красиво плавающими мелодиями, слова – совершенно оригинальным скэтом. В каком-то очень естественном миксе стилей – джаза, популярной музыки, разговорных элементов – он создает своё характерное музыкальное повествование. Иногда его музыка по настроению напоминает шансон – европейский, конечно, не российский – и кажется каким-то полуфольклорным уличным творчеством – настолько близкими кажутся его песни, даже если не понимать замечательных остроумных слов, которые в них звучат.
Паоло родился в довольно благополучной семье. Его отец был успешным юристом и при этом большим почитателем джаза. По его настоянию Паоло и его младший брат Джорджио – который тоже потом станет сочинять песни – с детства учились играть на фортепиано. Также по настоянию отца оба брата должны были, однако, стать юристами, чтобы продолжить семейную традицию.
Эту
профессию Паоло и практиковал где-то до того, как ему исполнилось 30 лет,
однако параллельно для души играл на вибрафоне в различных местных бэндах («Saint
Vincent Jazz Festival»). Он даже появился на записи в 1962 году с “Paul Conte
Quartet”, изданной итальянской RCA. Однако полуслучайные туры и выступления ни
на что не влияли – лишь с 1965 года, когда Конте серьёзно увлёкся написанием
песен, он стал рассматривать для себя возможность заниматься музыкой
профессионально. Первые песни написал вместе с братом Джорджо Конте. Получил
известность в конце 1960-х — начале 1970-х годов как автор хитов Адриано
Челентано и Патти Право
Работая с
такими поэтами-песенниками, как Вито Паллавичини и Джорджио Калабрезе, он
добился на этом поприще больших успехов. Он написал такие хиты итальянской
эстрады, как “Tripoli '69" для Patty Pravo, "Insieme a Te Non Ci Sto
Più" для Катерины Казелли, “Messico e Nuvole" для Энцо Яначчи,
"Genova per Noi" и "Onda Su Onda" для Бруно Лауци и самые
для нас известные – “La Coppia Più Bella del Mondo" и "Azzurro"
для Адриано Челентано (который, кстати, тоже родился 6 января, но 1938 года).
Сольная
карьера Конте началась с альбома 1974 года, названного его именем, и
продолжилась альбомами «Aguaplano» в 1980-е годы и «D’Amore Scritte Macchina» в
1990-е, пользующимися большим успехом по всей Европе. Коллекция хитов 1998 года
стала его первым релизом в США. Компиляционный сборник Паоло Конте называется
«The Best of Paolo Conte».
А в 1974
году Паоло, уже получивший определённую известность как композитор, поддался на
уговоры продюсера Итало Греко и решился попробовать себя в роли вокалиста.
Первые два альбома, названные его именем, сразу же заявили о нём, как о
музыканте с уникальным сложившимся стилем. Содержание и подача его песен часто
балансируют на грани философии и клоунады. Его излюбленные персонажи – или
довольно жалкие неудачники, вызывающие сочувствие своей усталостью от
условностей жизни, или представители итальянской буржуазии и завсегдатаи ночных
клубов, манеры которых Конте воспроизводит с неподражаемой иронией, музыкально
обрамляя в нарочито горячие и томные ритмы джаза, свинга, танго и других
популярных тогда «мьюзик-хольных» жанров. Он также часто воспроизводит
различные специфические акценты своих лирических героев – будь то язык
итальянского юга или итальянский нью-йоркских иммигрантов.
Хотя
первые два альбома и не принесли Паоло Конте мгновенную славу, сегодня они
считаются одними из его лучших, «знаковых» записей. Классикой стали песни “Una
Giornata al Mare", "La Ricostruzione del Mocambo", "La
Topolino Amaranto", "Genova per Noi" и "Onda Su Onda".
А в конце 70-х большой успех у широкой публики Паоло принесла запись “Un Gelato
al Limon” (1979 год). Песни с этого альбома взяли в свой репертуар другие
звезды итальянской эстрады – Francesco De Gregori, Lucio Dalla, Enzo Jannacci,
чем особенно способствовали росту известности и популярности Конте. И он на
протяжении всех 80-х продолжал издавать один за другим отличные альбомы –
“Paris Milonga”, “Aguaplano”, “Parole D’Amore Scritte a Macchina”.
Как
композитор он экспериментировал с различными типами инструментовки и
аранжировки, и от сборника к сборнику его стиль становился более отточенным и
лаконичным. Параллельно музыкант всё чаще давал живые концерты, что сделало его
популярным уже во всей Европе – особенно во Франции, Швейцарии и Германии. Его
сборные альбомы также с упехом вышли в Штатах и получили высокие оценки
критиков.
В 90-х
годах Паоло Конте был одержим идеей выпустить собственный мюзикл –“Razmataz”.
Он уже много лет занимался этим проектом: сам писал все тексты, диалоги,
музыку, разрабатывал сценографию, рисовал скетчи декораций и костюмов. И вот
наконец-то мечта сбылась: мюзикл вышел на сцене, на CD, а также в формате
мультимедийного DVD – и принес музыканту новую порцию славы, наград и
номинаций.
Помимо
этого, за свою карьеру Паоло стал обладателем престижной поэтической премии
"Librex-Guggenheim Eugenio Montale Poetry Prize", получил итальянский
титул "Cavaliere di Gran Croce," («Рыцарь Большого креста») и
французский "Chevalier dans l'Ordre des Arts and Letters" («Рыцарь
Ордена Искусств»).
Многие
песни Паоло Конте часто звучат в кино, например, "Come Di" в фильмах
“Mickey Blue Eyes” (1999) и в “I Am David (2003), "Sparring Partner"
– в “5x2” (2004), "Via con me" – во “Французском поцелуе” (1995),
“Mostly Martha” (2001), “Welcome to Collinwood” (2002), эта песня также
обыгрывается в последнем фильме Романа Поланского «Резня» "Carnage".
На
протяжении всех “нулевых” и вот уже “десятых” годов нашего века Паоло Конте
продолжает вести активную творческую деятельность, записываться и выступать. В
2004-м он выпустил очень лиричный сборник с говорящим названием “Elegia”, затем
концертный альбом, в 2008-м – диск “Psiche”, в 2010-м – “Nelson”, в 2014-м –
“Snob”. В 2015 году музыкант открывал знаменитый джазовый фестиваль Umbria
Jazz, а год назад, осенью 2016-го, выпустил свой последний на сегодняшний день
альбом “Amazing Game” – совершенно неожиданный релиз чисто инструментальной
музыки, которую Конте писал для разных проектах начиная с 1990-х.
Ольга
Дюдина
Комментариев нет:
Отправить комментарий