Советский джаз
Музыка
кино
Алексей Зубов — легенда советского джаза,
музыкант, чье имя знакомо всем ценителям и любителям джазовой музыки в СССР с
середины 60-х и до самой его эмиграции в США в 1984-м.
«Я
родился в Москве в семье учёных и должен был продолжить семейную традицию и
проявить себя на научном поприще. По окончании физфака МГУ мне была предложена
престижная работа в ФИАНе в лаборатории будущих нобелевских лауреатов Басова и
Прохорова, работа, о которой любой начинающий физик мог бы только мечтать.
Но…
коварный змей джаза стал искушать меня еще в начале 50-х. Сталин был ещё жив,
когда я ночами просиживал у приёмника, стараясь поймать джазовые программы
«Голоса Америки» и «Би-Би-Си». На втором курсе университета я, наконец, и сам
начал играть джаз сначала на кларнете, а затем на саксофоне, став одним из
участников ранней волны возрождения джаза в Советском Союзе. Стоит упомянуть,
что занятия джазом в то время чуть ли не приравнивались к государственной
измене.
Итак, вместо того, чтобы стать многообещающим научным работником, я отправился на гастроли с оркестром Олега Лундстрема, тогда лучшим биг-бэндом в стране. Так я стал профессиональным музыкантом…
«Лабиринт». Пьесу открывает тема
фанфарно-маршевого склада, воплощающее активное, действенное начало.
Музыкальный лабиринт, через который автор проводит слушателя, изобилует
странными, гротескными видениями ... Шествие начинает каденция басовой гитары,
записанной через фузз-педаль; безупречно работающий автомат, цепкие,
"агрессивные" пассажи. Удивительные, причудливые музыкальные существа
встречают нас на пути дальнейшего следования по лабиринту ... Отметим также
примечательное соло трубы в завершающем эпизоде пьесы (Носов) перед
возвращением фанфарной темы ...
В конце
50-х, в 60-е и 70-е годы джазовая музыка уже не была таким табу, по крайней
мере власти её терпели. В 60-х в Москве появилось несколько джазовых клубов,
стали проводиться ежегодные джазовые фестивали, и джазовых музыкантов даже
посылали за границу на международные джазовые фестивали…»
Вместо
этого Зубов предпочел другой путь и карьеру. Сказалось многолетнее увлечение
джазом, начавшееся еще в начале 50-х, когда по ночам у приемника он пытался
ловить джазовые передачи "Голос Америки" и "БиБиСи".
Студентом второго курса МГУ Алексей и сам начинает играть джаз (сначала на
кларнете, а затем на саксофоне) и становится одним из музыкантов, ответственных
за возникновение ранней волны возрождения джаза в Советском Союзе.
История
Алексея Зубова в джазе началась в первые годы хрущёвской «оттепели». В 1955
году Алексей стал участником студии Центрального Дома работников искусств
"Первый Шаг" и ее знаменитой в ту пору в Москве "Восьмерки
ЦДРИ". А в 1960-м поступил в биг-бэнд Олега Лундстрема - тогда лучший
джазовый оркестр страны, став таким образом профессиональным музыкантом.
"Ленкорань". Эта композиция
Гараняна использует лады и интонационные обороты восточной музыки, в частности
азербайджанского и армянского фольклора. Музыка композиции причудливая,
беспокойная, тревожно-возбуждённая, а в одном из эпизодов - звукоизобразительная.
Гаранян, играющий на альтовом саксофоне с подключённым синтезатором, использует
здесь различные режимы эффекта "эхо", "играет" ими, как бы
заполняя звуками пространство, "развешивая" их в объёме...
В 1966
году Зубов начал играть в Оркестре радио и телевидения под руководством Вадима
Людвиковского. В этом коллективе он проработал семь лет. С 1973 года и вплоть
до отъезда в США в 1984-м Алексей работал в ансамбле "Мелодия" и
писал музыку для кино.
Алексей
Зубов возглавлял несколько коллективов и был участником многих джазовых групп,
наиболее известными из которых были квартет "Крещендо", дуэт с
пианистом Игорем Саульским, квинтет "Барометр". Нельзя не упомянуть и
многолетнее плодотворное сотрудничество с Владимиром Высоцким. Музыкант
выступал и записывался с Гэри Бёртоном, Чиком Кориа, Питом Кристлибом, Полом
Гонсалвесом, Чарли Хейденом, Альбертом «Тути» Хитом, Диком Хаймeном, Китом
Джарреттом, Романом Мирошниченко, Алексеем Козловым, Константином Бахолдиным,
Георгием Гараняном, Игорем Назаруком, Геннадием Гольштейном, Германом
Лукьяновым, Константином Носовым, Борисом Рычковым.
"Огненная река". Экспрессивная,
острая пьеса. Тема её раскрывается в большой импровизации Зубова. Это
бесконечное развёртывание, постоянное развитие и изменение; луч-звук саксофона
Зубова прочерчивает необычную "осциллограмму", плетёт ослепительную
звуковую вязь. Эстафету принимает К.Носов (труба) и далее - ударник
А.Симоновский ...Вот уж где действительно река огня - сила, яркость, молодой
задор!
Многие
советские джазовые фэны считали его саксофонистом номер один; так оно и было,
пока в 1984 г. Алексей не переехал из Москвы в Лос-Анджелес. Там было много
разного: успешная работа на местной джазовой сцене, потеря зубов, пятилетний
перерыв в творчестве и длительный процесс восстановления формы, создание
собственной студии звукозаписи — и налёт грабителей, в результате которого
студия перестала существовать. Был удачный альбом 2006 г. «Rejuvenation
Project», записанный с молодыми калифорнийскими музыкантами, и выступления с
ещё одним лос-анджелесским джазменом из бывшего «восточного блока» — болгарским
пианистом Милчо Левиевым.
В ноябре
2006 Алексей Зубов впервые после 22-летнего перерыва выступил в Москве, отметив
своё семидесятилетие; в 2006, 2007 и 2013-м играл в Иерусалиме и Тель-Авиве в
рамках фестиваля «Джаз-Глобус», демонстрируя свой знаменитый звук,
безукоризненную технику и нестандартное джазовое мышление, позволившее ему не
только успешно играть «старую музыку», но и полноценно выступить в амплуа
новоджазового музыканта. В 2012 и 2013-м он также выступал в Москве, в основном
с музыкантами новоджазового направления — «Круглым бендом» Алексея Круглова и
трио пианиста Андрея Разина «Второе приближение».
Тогда же
Алексей Зубов дал подробнейшее биографическое интервью «Джаз.Ру», которое мы
считаем одним из лучших за всю историю нашего издания: в нём музыкант был
абсолютно честен, не пытался представать в лучшем свете, чем видел себя сам, и
в результате рассказал впечатляющую историю жизни и творчества, олицетворявшую
едва ли не весь «героический период» советского джаза 1960-70-х гг. и
практически всю историю советской джазовой эмиграции.
Игорь Назарук. Джазовая композиция. Коляда. Карпатское новогодье. Мелодия С60 18667 003. Винил. (Алексей Зубов - тенор-саксофон, сопрано-саксофон; Алексей Исплатовский – электробас; Андрей Чернышев – ударные; Марк Пекарский – перкашн; Аркадий Укупник - фендер-электробас).
Алексей
Зубов умер 21 января 2021 года в Лос-Анджелесе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий