25 января 1929 года в Филадельфии (штат Пенсильвания) родился американский джазмен-тенор-саксофонист, композитор и аранжировщик Бенни Голсон (Benny Golson) – один из самых известных музыкантов эпохи би-бопа и хард-бопа, получивший широкое признание не только как саксофонист, но и как очень успешный композитор и аранжировщик.
Несмотря
на трудные времена, вызванные депрессией, его мать имела пианино, которое
вдохновило Голсона взяться за инструмент в возрасте девяти лет. Он мечтал стать
пианистом. Послушав концерт Лайонела Хэмптона с участием саксофониста Арнетта
Кобба в «Earl Theater» в Филадельфии, 14-летний Голсон выбрал для себя
направление — джаз и саксофон.
Уже во
время учебы в старшей школе Голсон играл со множеством таких же, как он,
начинавших талантливых музыкантов – среди них были Джон Колтрейн, Рэд Гарланд,
Джимми Хит и Перси Хит, Филли Джо Джонс, Рэд Родни. А после окончания
университета “Howard University” Голсон вступил в ритм-энд-блюзовую группу
Булла Муза Джексона (Bull Moose Jackson), у которого тогда в качестве пианиста
работал Тэдд Дэмерон. Впоследствии Голсон говорил, что именно Дэмерон оказал
самое большое влияние на его становление как композитора.
В 1953
году музыкант уже играл в группе самого Дэмерона, затем работал в коллективах
Лайонела Хэмптона, Джонни Ходжеса и Эрла Бостика. Но первую достаточно широкую
известность и как исполнитель, и как композитор Голсон приобрел, играя c 1956
по 1958 годы в гремевшем тогда по всему миру биг-бэнде Диззи Гиллеспи. В то
время его исполнительскую манеру на тенор-саксофоне сравнивали по стилю с Доном
Баясом и Лаки Томпсоном.
А дальше
последовала ещё более значимая работа: с 1958-го и по 1959-й Бенни Голсон
работал в “Jazz Messengers” Арта Блэйки. Среди прочего, в 1959 году он
участвовал в записи одного из самых известных альбомов группы – “Moanin’”, и 4
из 6 композиций, вошедших в альбом, были написаны именно им.
Бенни
Голсон написал и известнейшую пьесу "I Remember Clifford". Когда в
июне 1956 года он узнал о смерти в автокатастрофе трубача Клиффорда Брауна –
одного из самых талантливых музыкантов того времени и его друга (они вместе
играли у Дэмерона), – Голсон, как и многие в мире джаза, был потрясен
случившейся трагедией и написал эту композицию как посвящение памяти трубача.
Помимо
"I Remember Clifford", Голсон написал множество других мелодий,
превратившихся в джазовые стандарты: "Stablemates", "Killer
Joe", "Whisper Not", "Along Came Betty", "Are You
Real?", "Five Spot After Dark", "Blues March" и
другие.
Вообще,
репутация талантливого композитора, превосходного аранжировщика и надежного
сайдмена в какое-то время затмевала славу Бенни как исполнителя, хотя он
прекрасно проявлял себя как солист. Еще в 1957 году Голсон выпустил
превосходный дебютный альбом как лидер – “New York Scene” с участием трубача
Арта Фармера, пианиста Уинтона Келли, тромбониста Джимми Кливленда,
саксофонистов Сахиба Шихаба и Джиджи Грайса, контрабасиста Пола Чемберса и
барабанщика Чарли Персипа.
А в конце
1958 года Голсон выпустил альбом “The Other Side Of Benny Golson” («Другая
сторона Бенни Голcона»), который был призван продемонстрировать прежде всего
его исполнительское мастерство саксофониста. Для участия в этой записи Голсон
пригласил тромбониста Кёртиса Фуллера, и между ними сразу возникло редкое
творческое взаимопонимание, так что музыканты продолжили активно сотрудничать и
делать новые совместные проекты: они выпустили один альбом под именем Фуллера,
“Blues-ette” для лейбла “Savoy”, и ещё три под именем Голсона для “Prestige” –
c разными ритм-секциями.
Успех
этих работ наконец-то позволил Бенни Голсону выйти на новый виток своей
карьеры: в 1959 году, оставив “Jazz Messengers”, он создал свой собственный коллектив
– на пару с другим своим давним партнером, Артом Фармером, и при активном
участии всё того же Кёртиса Фуллера. Собранный секстет назвали “Jazztet”, и уже
в феврале 1960 года был записан их первый и очень удачный альбом “Meet the
Jazztet”. В первый состав группы входили также совсем тогда молодой пианист
Маккой Тайнер, Эддисон Фармер на контрабасе и Лес Хэмфрис на барабанах. Вскоре
Тайнер и Фуллер покинули группу, однако с разными составами “Jazztet” успешно
просуществовал до 1962 года. Коллектив постоянно выступал в лучших клубах
Америки, гастролировал, появлялся на телевидении и на различных джазовых
фестивалях, включая Ньюпорт-1960, много и успешно записывался. В этой группе в
разное время играли тромбонист Грэхэн Монкур III, пианисты Кенни Баррон, Дюк
Пирсон и Седар Уолтон, басисты Томми Уильямс и Хёрби Льюис и многие другие, в
то время начинающие, талантливые музыканты. Однако по мере того как
увеличивалась «текучка», росли и проблемы. Проект отнимал у Фармера и Голсона
слишком много времени, им приходилось часто и долго репетировать, чтобы
погружать в материал новых участников группы, а каждый из лидеров хотел
заниматься ещё и чем-то другим. В результате в 1962 году “Jazztet” был
распущен.
После
этого Бенни Голсон на долгое время отказался от выступлений: почти 12 лет он
занимался студийной работой и сочинением музыки для оркестров, а также для
телевидения и сериалов. Он вернулся к активной исполнительской работе лишь в
середине 70-х, вновь начав выступать и записываться. Критики отметили, что стиль
Голсона изменился – он стал звучать более жестко, ближе к манере Арчи Шеппа.
Выпустив в конце 70-х два не очень удачных диска на “Columbia”, саксофонист
затем записывал прекрасные альбомы (преимущественно для японских лейблов) и в
том числе выпустил новые работы с Артом Фармером и Кёртисом Фуллером в
“Jazztet”, который музыканты вновь собрали в 1982 году.
Бенни
Голсон продолжал активно гастролировать и записываться и на протяжении 2000-х.
Последняя его работа, получившая высокую оценку критиков, альбом “New Time, New
'Tet” 2009 года, словно воссоздает дух старого «Джазтета» уже совсем в новом
составе: с трубачом Джо Хендерсоном и тромбонистом Стивом Дэвисом.
Столь
богатая карьера и действительно многогранное творчество Бенни Голсона сделали
его настоящей живой легендой в мире джаза. В 1995 году он получил почетную
награду “Jazz Masters Award” от ассоциации NEA (National Endowment for the
Arts). Альма-матер Бенни Голсона, «Университ Говарда», в 1996 году учредила в
честь музыканта премию "Benny Golson Jazz Master Award". В октябре
2007-го в «Кеннеди-центре» ему была вручена премия “Mellon Living Legend Legacy
Award”, а позднее в том же месяце Голсон был удостоен награды за выдающиеся
жизненные достижения в джазе от Международной академии джаза Университета
Питтсбурга – во время 37-го «Ежегодного джазового концерта» в «Карнеги Холле».
В 2009 году имя Бенни Голсона было включено в Зал Славы Международной академии
джаза.
Судя по
гастрольному графику на его сайте, музыкант продолжает активно выступать на
фестивалях и регулярно давать концерты и мастер-классы в разных университетах и
колледжах. Пожелаем ему здоровья и творческой энергии и будем слушать его
легендарные записи!
Ольга Дюдина
Benny
Golson – The New York Recordings 1957 (2021)
01
– Moten’s Swing
02
– Out of the Past
03
– Something in B Flat
04
– Out of Nowhere
05
– Reunion
06
– Whisper Not
07
– Groovin’ High
08
– Step Lightly
09
– Venetian Breeze
10
– Autumn Leaves
11
– Hymn to the Orient
12
– Just by Myself
13
– Blues It
14
– Donna Lee
15
– Namely You
16
– Blues on Down
17
– Quicksilver
18
– You’re Mine You
19
– Capri
20
– Stella by Starlight
21
– B.G.’s Holiday
22
– Ornithology
23
– If I Should Lose You
24
– Walkin’
Alto
Saxophone – Gigi Gryce
Baritone
Saxophone – Sahib Shihab
Bass
– Paul Chambers
Drums
– Charles Persip
French
Horn – Julius Watkins
Piano
– Wynton Kelly
Tenor
Saxophone – Benny Golson
Trombone
– James Cleveland
Trumpet
– Art Farmer
Benny
Golson's debut as a leader was recorded at a time when he was better known as a
composer than a tenor saxophonist. This album, reissued during the CD era with
"B.G.'s Holiday" added to the original LP program as a bonus track,
features Golson in a quintet with fellow future Jazztet co-leader Art Farmer on
trumpet, pianist Wynton Kelly, bassist Paul Chambers, and drummer Charlie
Persip on five selections, and with the same group plus four horns on three
other songs. The set is most significant for including an early version of
Golson's "Whisper Not" (which soon became a jazz standard) along with
"Step Lightly," as well as for the leader's inventive and swinging
arrangements; plus, there are some excellent solos from Golson and Farmer.
Overall, this underrated gem served as a strong start to Benny Golson's
influential solo career.
---Scott Yanow, allmusic.com
Benny
Golson was just 17 when he fell under the spell of composer/arranger Tadd
Damerons writing. Tadds music really ignited the spark for me, he said. After
hearing things like Our Delight and Lady Bird, I had more of a definite goal. I
wanted to do more than play tenor sax. I wanted to write.
By 28 he
was playing and writing for the Dizzy Gillespie band. Most arrangers in those
days had an adequate facility on one instrument or another, but those who
excelled as writers and instrumentalists were very few. Benny was one of them.
Since then, his skills as a writer have been so acclaimed that sometimes
critics forget that he was also a very swinging tenor man, as these 1957-1958
recordings, his first as a leader, demonstrate: a fusion of thinking and
blowing that represents modern jazz at its skillful, provocative, imaginative
best.
---freshsoundrecords.com
download
(mp3 @320 kbs):
Комментариев нет:
Отправить комментарий