Хард-рок
Глэм-рок
Queen
«Sheer
Heart Attack» — третий студийный альбом британской рок-группы Queen, выпущенный
8 ноября 1974 года на лейблах «EMI Records» в Великобритании и «Elektra Records»
в США. Отойдя от прогрессивных тем, представленных на первых двух альбомах,
альбом включал в себя более поп-центричные рок-треки и ознаменовал собой шаг к
«классическому» звучанию Queen. Альбом записывался с июля по сентябрь 1974 в студиях
«AIR Studios», «Rockfield», «Trident» и был спродюсирован британским продюсером,
композитором и аранжировщиком Роем Томасом Бейкером. Большое участие в
продюссировании принимали также участники группы.
«Sheer
Heart Attack» принес Queen популярность в Великобритании и во всем мире и стал
первым альбомом группы, попавшим в топ-20 США, достигнув 12-го места в 1975
году. Сингл «Killer Queen» достиг 2-го места в британских чартах и обеспечил
группе их первый хит в топ-20 в США, достигнув 12-го места в чарте синглов
Billboard.
Многие критики считают «Sheer Heart Attack» одной из лучших работ Queen. Действительно, это альбом, в котором Queen нашли целиком свой собственный неповторимый стиль. Еженедельник «Daily Vault» описал его как «важный переходный альбом», который «отдавая дань уважения своему хард-роковому прошлому, тем не менее ярко продемонстрировал во что группа вскоре превратится». Стивен Томас Эрлевайн из Allmusic отметил, что, хотя в альбоме всё ещё есть отсылки к фэнтезийным темам ранних работ Queen, особенно в треках «In the Lap of the Gods» и «Lily of the Valley», фэнтези его не переполняет, как это было на первых двух пластинках группы.
Как все
лучшие альбомы Queen, Sheer Heart Attack несет в себе вклад каждого из
участников группы. Гитарист Брайан Мэй сочинил здесь два неотъемлемых номера
всех концертных программ Queen, по крайней мере, в 1970-х годах. Это «Brighton
Rock» и «Now I'm Here». «Brighton Rock» Мэй написал еще в 1973 году, но песня не
была закончена, чтобы попасть во второй альбом и «созрела» только к третьему.
«Brighton
Rock»
Название
"Брайтонский рок" здесь, во-первых, озаглавливает сюжет песни,
поскольку дело происходит в курортном городке Брайтоне на юге Англии.
Во-вторых, "брайтонская скала" - так называются длинные
цилиндрические сладости, традиционно продающиеся на этом курорте. В-третьих,
"Брайтонская скала" - название популярного романа-триллера Грэма
Грина и одноименного фильма, который был культовым в Британии того времени.
Сюжет
песенки простой: парень уговаривает девушку остаться с ним на этом курорте -
девушка отказывается: "Если мама узнает, как я провела выходные..." -
девушка уезжает домой, пишет письма каждый день: "Мы должны быть навеки
вместе, ничто не сотрет нашу любовь..." - парень извиняется: "О нет,
я скомпрометировал себя. Если моя леди узнает, как я провел выходные..." и
на этом текст лукаво обрывается.
Но
"Brighton Rock" больше всего известна продолжительными гитарными соло
Мэя. Он демонстрирует здесь технику применения многочисленных эхо для
построения гитарной гармонии и контрапунктных мелодических линий. В студийной
версии песни только одна "главная" гитара и одна "эхо". На
концертах Мэй разбивал гитарный сигнал на одну "главную" партию и две
"эхо-партии", причем каждая из них выходила на свой отдельный
усилитель.
«Killer
Queen»
Песня была
написана Фредди Меркьюри за одну ночь и стала первым международным хитом
группы. «Killer Queen» повествует о высококлассной девушке по вызову и была
охарактеризована как «фортепианный гимн Меркьюри куртизанке».
После
того, как песня попала в чарты, группа исполнила её на шоу «Top of the Pops».
«Tenement
Funster»/«Flick of the Wrist»/«Lily of the Valley» (medley)
Роджер
Тейлор написал и спел песню «Tenement Funster» о молодости и бунте. Она плавно
переходит в композицию Меркьюри «Flick of the Wrist» (которая была выпущена вместе
с «Killer Queen» в качестве двойного сингла на стороне «А»), а затем в более
мягкую, основанную на фортепиано песню Меркьюри «Lily of the Valley», превращая
эти три песни в попурри.
«Now I'm
Here» так же построена на игре эхо-задержек и манипуляций с различными
устройствами, создававшими эффект задержки звука (delay), предвосхищая песню «The
Prophet's Song» (в альбоме «A Night at the Opera» (1975), где Queen особенно
преуспели в игре этими эффектами. Брайан Мэй написал «Now I'm Here» («Вот я
здесь») в больнице, где он лежал с гепатитом. Причем, слег он в самый
неподходящий момент - прямо посреди первого турне Queen по Северной Америке.
Queen выступали тогда "на разогреве" у английской группы Mott the
Hoople. В тексте «Now I'm Here» есть строка: «Down in the city just Hoople and
me» («Здесь в городе только Hoople да я»).
Гепатитом
Мэя заразили, когда делали прививку перед поездкой в Австралию. В то время еще
не было одноразовых шприцев, игла оказалась зараженной. Брайан провалялся в
больнице, турне пришлось отменить. Едва поправившись, он пришел в студию и стал
записывать «Now I'm Here». Но недолго гитаристу удалось потрудиться на благо
Queen и всего прогрессивного человечества - вскоре его опять увезли в больницу,
на сей раз обнаружив язву желудка. Пока он приходил в себя после операции,
отменили другое намеченное турне. Брайан чувствовал себя виноватым и немного
нервничал, что группа найдет ему замену. Но к величайшему его утешению, в
группе никому это даже в голову не приходило. Все трое Квинов были в то время
заняты записью в студии. В их записях были оставлены обширные бреши для гитарных
соло Мэя. Когда он почуствовал себя лучше, пришел в студию и наложил свои соло,
а также бэкин-вокалы.
На
концерте, во время исполнения этой песни использовали двойника Меркьюри, чтобы
создать иллюзию, будто Фредди исчезает на одном конце сцены и внезапно появляется
на другом, согласно словам песни «Now I'm here... Now I'm there...» ("Вот
я здесь... Вот я там..."). Двойником выступал дорожный менеджер Queen,
переодетый в парик и одежду, как у Меркьюри.
«In the
Lap of the Gods» («Одному Богу известно...») - сам Меркьюри позже назвал эту
вещь прямой прелюдией к «Богемской Рапсодии» и в целом альбому «Ночь в опере».
Здесь применяются такие же многодорожечные гармонии и быстрые фортепианные
арпеджио, как в «Death on Two Legs» (A Night at the Opera).
«Stone
Cold Crazy» - еще один заводной номер, игравшийся на всех концертах Queen
первые десять лет их карьеры. Меркьюри исполнял ее еще в конце 1960-х, будучи
до Queen в другой группе - Wreckage. Это была первая песня, которую Queen
сыграли на концерте в 1970 году, но до записи ее на альбом «Sheer Heart Attack»,
песня претерпела немало изменений в тексте и музыке. Причем, никто не мог
вспомнить, кто же написал ее текст, поэтому в титрах значатся все участники
группы. Это первая песня, авторство которой приписано всем четверым участникам коллектива.
«Dear
Friends» - коротенький сентиментальный номер Брайана Мэя, который он
предоставил спеть Фредди, сам же аккомпанировал на фортепиано и подпевал второй
голос.
«Misfire»
- первая композиция, сочиненная басистом Джоном Диконом. Простенький любовный
текст с юмором Дикон также предоставил петь Меркьюри, а сам сыграл почти все
гитарные партии, в том числе и соло.
«Bring
Back That Leroy Brown» («Верните этого Лероя Брауна») - Меркьюри написал эту
песню, вдохновленный песней «Bad, Bad Leroy Brown» ("Плохой-плохой Лерой
Браун") американского фолк-рок певца Джима Кроса.
Фредди
был большим поклонником Кроса, который погиб в авиакатастрофе за год до того.
Меркьюри экспериментирует здесь со своими голосами, в том числе используя
разную скорость пленки, а также играет на рояле и джангл-пианино. Мэй играет на
банджо-укулеле, а Дикон - на контрабасе.
«She
Makes Me» - еще одна вещь Брайана Мэя, спетая им же, а Дикон акомпанирует ему
на акустических гитарах. В финале песни вставили городские шумы, которые Мэй
назвал "нью-йоркские кошмарные звуки" - сирены полицейских машин в
Нью-Йорке и глубокие вздохи, с которыми люди покидают закрывающиеся бары.
«In the
Lap of the Gods... Revisited» - под конец расходится до мощного хорового пения
под не менее мощные торжественные аккорды. Песню можно вполне рассматривать как
предтечу будущему стадионному гимну «We Are the Champions» (из альбома «News of
the World»).
Когда
альбом начал "зашкаливать" в хит-парадах разных стран, Queen
отправились в свое первое мировое турне – «Sheer Heart Attack Tour». Турне
проходило с 10 октября 1974 по 19 ноября 1975, разделено на три части: Европа,
Северная Америка и Япония. Всего было дано 77 концертов. "На
разогреве" у Queen играли Styx, Kansas, Hustler и Mahogany Rush. Когда
группа впервые прилетела в Японию, в аэропорту их встречала толпа из более чем
трех тысяч ревущих поклонников.
«Sheer
Heart Attack» удостоился самой лестной оценки критиков. Газета «Winnipeg Free
Press» высоко оценила «гитару Брайана Мэя, потрясающий вокал Фредди Меркьюри и
динамичную продюсерскую работу Роя Томаса Бейкера», назвав альбом «беспощадной,
полномасштабной атакой на чувства». «Circus» описал альбом как «возможно, самое
тяжёлое, самое роковое нападение, которым мы наслаждались за последнее время». Когда
1974 год подошел к концу, «Sheer Heart Attack» был оценен журналом «Disc» как
третий лучший альбом года и занял 24-е место в списке таблоида «New Musical
Express», который назвал его «праздником».
«Sheer
Heart Attack» по оценкам разных журналов и опросов:
- № 63 по
опросу «Guinness» и «New Musical Express» в 2006 году в списке 100 лучших
альбомов всех времен
- № 28 по
опросу читателей «Classic Rock» в 2006 году в списке 100 лучших британских
альбомов всех времен
- в том
же «Classic Rock» в списке 20 лучших альбомов 1974 года из 200 лучших альбомов
1970-х
- № 45 в
журнале «Kerrang» среди 100 лучших альбомов всех времен
- один из
шести лучших альбомов 1974 года в списке журнала «Mojo» 70 лучших альбомов
1970-х
- № 88 в
том же журнале «Mojo» за 2007 год среди 100 пластинок, изменивших мир.
Комментариев нет:
Отправить комментарий