Музыкант-самоучка,
чьи стихи и мелодии, написанные в простой и доступной манере, считаются первыми
подлинно американскими песнями, Стивен Коллинз Фостер (Stephen Collins Foster) официально
признан «отцом американской музыки» и первым профессиональным композитором США.
В его песнях, написанных в сентиментальном стиле, отразились американский
темперамент, любовь к родному дому и очагу, труду и свободе. С 1846 по 1864 год
Фостер написал более 200 песен, среди которых были такие бессмертные хиты, как
«Hard Times Come Again No More», «Camptown Races», «My Old Kentucky Home»,
«Jeanie with the Light Brown Hair», «Old Black Joe» и «Beautiful Dreamer». Его
беззаботная песенка «Oh! Susanna» стала гимном калифорнийской золотой лихорадки
1849 года, а меланхолическая «Old Folks at Home» («Swanee River») – официальным
гимном штата Флорида. Сочинения
композитора иногда называют «детскими песнями», потому что они включены в
музыкальную программу раннего образования. Большинство оригиналов его
музыкальных рукописей утеряно, а сохранившиеся нотные тетради, изданные при
жизни автора, хранятся в различных коллекциях.
Стивен Коллинз Фостер (1826 - 1864 гг.).
Стивена
Фостера можно назвать стволом дерева американской музыки, корни которого уходят
глубоко в землю трех континентов, а ветви вытянулись за два столетия далеко вверх.
Песни, написанные композитором между 1844 и 1864 годами, стали настолько
популярными в США, что критики единогласно причислили их к сокровищам
американской национальной музыки.
О жизни Фостера писали многие
биографы, но в деталях их исследования могут сильно отличаться. Сам же
композитор оставил о себе очень мало биографических данных, а его брат Моррисон
Фостер уничтожил большую часть наследия, которое, по его мнению, негативно
отражалась на их семье. Поэтому неудивительно, что жизнь «отца американской
музыки» полна легенд и мифов.
Символично
уже то, что один из самых известных
и влиятельных американских композиторов, Стивен Фостер появился на свет в день
рождения нации. Он родился 4 июля 1826 года в Лоуренсвилле, штат Пенсильвания,
недалеко от Питтсбурга в семье уроженца Шотландии, члена Законодательного
собрания штата и мэра города Аллегени Уильяма Барклая Фостера и Элизы Клейланд
Томлинсон Фостер, у которых уже было десять детей. Рано проявив интерес к
музыке Фостер научился играть на кларнете, скрипке, гитаре, флейте и
фортепиано, но так и не получил формального музыкального образования в области
композиции, ограничившись участием в труппах менестрелей. Фостер вырос в той
части города, где поселились многие европейские иммигранты и с детства впитал
грустную лирику негритянских напевов, мелодичность итальянских опер, грусть кельтской
балладной традиции и мелодраматизм немецких песен. В каждой из этих
разнообразных традиций Фостер уловил сущность, которая способствовала
формированию его собственного неповторимого таланта как поэта и композитора. Из
изящных арий Доницетти и Беллини он создал легкую романтику таких песен, как
«The Voice of Bygone Days» (1850) или «Linger in Blissful Repose» (1858), а из поэзии
Роберта Бернса и Томаса Мура выделил не только мелодичность, но и глубоко пронизывающий
её кельтский пафос.
«The Tioga Waltz» - Sara Davis Buechner.
Свою первую песню Стивен
написал в 14 лет и назвал «Tioga Waltz». Ему было восемнадцать лет, когда была
опубликована его песня «Open Thy Lattice, Love» (1844), написанная на стихи
Джорджа П. Морриса. В 1845 году, во время семейного концерта публике впервые
были представлены песни «Lou'siana Belle», «Old Didle Ned» и «O! Susanna».
«Ah the Voice of Bygone Days» - Jerry Ernst.
К 1846 году Фостер переехал в
Цинциннати, где устроился бухгалтером на фирму «Irwin & Foster Steamboat
Agency». Общество Цинциннати представляло собой разношерстную публику из
промышленного рабочего класса, ирландской, английской и шотландской
аристократии, рабов плантаций и речной вольницы. Вдохновленный средой, которая
его окружала, Фостер вскоре бросил работу и полностью посвятил себя написанию
песен, среди которых было несколько застольных: «My Wife Is a Most Knowing Woman», «Mr. and Ms. Brown» и «When the Bowl Goes Round», несколько песен о вреде пьянства:
«Comrades Fill No Glass for Me» или «The Wife», и религиозные гимны: «Seek and ye shall find», «All around is bright and fair, While we work for Jesus» и «Blame not those who weep and sigh».
«My Wife Is A Most Knowing Woman» - Douglas
Jimerson · Civil War Comrades · The Federal City
Страдания чернокожих нашли
красноречивое выражение в афроамериканской песенной традиции. Смешивая ритмы потерянной
родины с мелодичностью английских баллад, чернокожие музыканты создали настоящую
сокровищницу духовных, евангельских и рабочих песен американского народа. Приобщение
Фостера к этой музыке началось, как утверждает его брат, еще в детстве с песен
чернокожей няни Оливии Пизе и с выступлений популярных в то время шоу
менестрелей, где белые артисты в черном гриме изображали своё видение жизни
негров на плантации.
«Lou'siana Belle» - Tom Roush.
Некоторые из ранних песен
Фостера были похожи на те, что в 1830 - 1840-е годы исполнялись менестрелями. Это обстоятельство дало повод некоторым современным исследователям творчества композитора
обвинить его в пренебрежительном отношении к афроамериканцам. Эти песни действительно
кажутся современной аудитории издевательскими и расистскими, что обусловлено их
нарочитым диалектом, чрезмерным использованием расовых стереотипов и явного
одобрения эксплуататорского обращения с афроамериканцами, но важно отметить,
что в то время развлечения подобного рода были чрезвычайно популярными среди
обеих рас.
Кроме того, к чести Фостера,
следует помнить, что если его ранние песни использовали условности т.н. «эфиопского»
стиля, то впоследствии он отказался от диалекта, запретил публиковать уничижительные
карикатуры на обложках своих нот и стремился, в меру своих возможностей,
усовершенствовать и преобразовать жанр менестрелей в то, что он предпочитал потом
называть «плантационной» песней. В таких работах, как «Nelly Was a Lady» (1849) и «Old Black Joe» (1860) автор одинаково наделил всех своих героев достоинством и человечностью,
не обращая внимания на цвет кожи.
«Camptown Races» - Al
Jolson.
Первым большим хитом Фостера, положившим
начало его карьере как популярного композитора и поэта, стала любимая в
менестрельных труппах песня «Oh! Susanna», проданная в 1848 году известному
музыкальному издателю В.К. Питерсу (W.C. Peters). На следующий год песня достигла
пика популярности и настолько прочно стала ассоциироваться с Калифорнийской
золотой лихорадкой, что была принята золотоискателями в качестве своего
неофициального гимна.
«Oh, Susannah» - Al Jolson.
В 1849 году композитор
опубликовал сборник «Эфиопские мелодии Фостера», в который вошла популярная песня
«Nelly Was a Lady», ставшая известной благодаря труппе менестрелей «Christy Minstrels», основателем которой был Эдвин П. Кристи. «Эфиопские»
и «плантационные» песни Фостера охотно исполнялись как чёрными, так и белыми
исполнителями от «Christy Minstrels» до The Hutchinsons и The Hamptons. Их влияние можно ощутить в самых разных жанрах:
от проповедей основателя организации YMCA Филипа Блисса (Philip Bliss), который
соединил традиции Армии спасения со своей любовью к афроамериканской музыке, и спиричуэл
афроамериканского композитора Генри Такера Берлиха (Henry Thacker Burleigh) до аранжировок
старых американских песен Аарона Копланда (Aaron Copland), Чарльза Айвса (Charles
Ives) и Рэя Чарльза (Ray Charles).
«Nelly Bly» - Robert Shaw Chorale.
В 1850 году Фостер переехал
обратно в Питтсбург и заключил контракт с «Christy Minstrels», для которых написал
большинство своих известных песен: «Camptown Races» (1850), «Nelly Bly» (1850), «Ring de Banjo» (1851), «Old Folks in Home» (1851), «My Old Kentucky Home» (1853), «Old Dog Tray» (1853) и «Janie with the Light Brown Hair» (1854).
«Ring de Banjo» - 2nd South Carolina String Band.
Среди композиций Фостера того
времени главное место принадлежит сентиментальным балладам, где романтика, полет
воображения, и гармония вытесняют суровую реальность мира. В этом ключе были
созданы песня «Ah! May the Red Rose Live Alway» («Ах! Пусть Красная роза живет
всегда») (1850), вдохновленная стихотворением «A Red, Red Rose» («Красная,
Красная роза») Роберта Бернса; «Gentle Annie» (1856) - одна из самых трогательных
песен композитора, сюжет которой навеян смертью девушки в результате
несчастного случая в карете; и менее известная «Molly, Do You Love Me?» (1850).
«Ah! May The Red Rose Live Always» - Thomas Hampson.
В 1851 году Фостер написал для
Э.П. Кристи сентиментальную песню «Old Folks in Home», более известную как «Swanee Riwer», которая к ноябрю 1854 года
была продана тиражом более 130 000 экземпляров, что сделало ее одной из самых
популярных и успешных композиций Фостера, и ставшей в 1935 году официальной
песней штата Флорида.
«Swanee River» - Pete Seeger.
Еще одна из мелодий Фостера - «My
Old Kentucky Home» также была принята в качестве официального государственного
гимна штата Кентукки в 1928 году.
«My Old Kentucky Home» - Bunk Johnson (1945).
Пожалуй, самая известная из
песен композитора, романтическая баллада «Janie with the Light Brown Hair» («Джини со
светло-каштановыми волосами») была посвящена жене автора Джейн Денни Макдауэллл,
на которой Фостер женился 22 июля 1850 года. Несмотря на то, что вскоре у
Фостера родилась дочь Марион, его брак представлял собой беспрестанную серию
скандалов и примирений. Во время одной из размолвок композитор и написал «Janie
with the Light Brown Hair», как средство примирения с ушедшей от него женой (они
примирились после публикации песни).
"Jeanie with the Light Brown Hair" - Nelson Eddy
Sings
Периодически на протяжении
всей своей карьеры Фостер занимался политической сатирой, сочинив такие песни,
как «The Abolition Show» (1856) или «The Great Baby Show», где он насмехается
над фанатизмом митингующей толпы, или «That's What’s the Matter», где он
поддерживает Союз в его борьбе против Конфедерации. «Тяжелые времена» Диккенса,
безусловно, вдохновили Фостера на создание такой социально значимой песни, как
«Hard Times Come Again No More» («Тяжелые времена приходят снова и снова») (1854),
где композитор упоминает общенациональный подъем аболиционизма, вызванный романом
Гарриет Бичер Стоу «Хижина дяди Тома».
Хотя в 1853 году композитор заключил
эксклюзивный контракт с музыкальным издательством Firth, Pond, and Co., его финансовое положение было нестабильным, отчасти из-за отсутствия
защиты авторских прав на его песни. Его личная жизнь не сложилась, и после
многочисленных конфликтов с женой пара разошлась в 1854 году. В 1860 году
публикацией песни «Old Black Joe» завершились эксклюзивные отношения Фостера с
компанией Firth, Pond, and Co.
«Old Black Joe» - Paul Robeson.
Удрученный финансовыми
проблемами, разводом с женой и смертью родителей, а также ухудшением здоровья
на почве алкоголизма, Фостер значительно снизил качество своих произведений. В
то время как гражданская война требовала песен иного типа, более похожих на
марши, Фостер сосредоточился на сентиментальных балладах, усиливая акцент на
тоске по дому, неразделенной любви и горечи расставания, что уже не приводило к
достигнутому в предыдущем десятилетии успеху. Из многих песен, написанных композитором
в последние годы жизни, только «Beautiful Dreamer» (1864) достигла популярности
его ранних работ.
«That's what's the matter» - P.M. Adamson.
Фостер заболел лихорадкой в
январе 1864 года. Ослабленный, он упал в номере отеля в Бауэри и порезал шею.
Его партнер Джордж Купер нашел композитора, лежащим на полу в луже крови. Три
дня спустя, 10 января 1864 года Фостер умер в больнице Беллевью в возрасте 37
лет. В его бумажнике лежал клочок бумаги с надписью: «Дорогие друзья и нежные
сердца», 38 центов в монетах Конфедерации и три пенни Союза. Говорят, что записка
вдохновила поэта-песенника Боба Хиллиарда (Bob Hilliard) на написание песни
«Дорогие сердца и добрые люди» (1949). Стивен Фостер был похоронен на кладбище
Аллегени в Питтсбурге. После смерти Фореста его «литературным душеприказчиком»
стал брат Моррисон, который своеобразно распорядился рукописями, автографами и биографическими
документами композитора, попросту уничтожив большую их часть.
«Old
Dog Tray» - Carroll Clark.
Одной из самых любимых работ
Стивена Фостера была песня «Beautiful Dreamer», опубликованная уже после его смерти.
Несмотря на то, что Фостер оставил Америке богатое наследие из всеми любимых
песен, он скончался без гроша в кармане.
«Willie Has Gone to the War» - University of St.
Mary's Choir.
Стивен Фостер послужил мощным
примером для подражания практически во всех жанрах американской национальной
музыки. Эта длинная очередь берет свое начало от композитора периода
гражданской войны Уолтера Киттреджа (Walter Kittredge) с его пикантной «Tenting
Tonight on the Old Campground» и аболиционистки Хэрриет Табман (Harriet Tubman),
которая использовала произведения Фостера в своих выступлениях, и продолжается славной чередой трубадуров
20-го века, среди которых Вуди Гатри (Woody Guthrie), его сын Арло (Arlo Guthrie),
Боб Дилан (Bob Dylan), Джоан Баез (Joan Baez), Питер, Пол и Мэри (Peter, Paul,
and Mary) и, конечно же, Пит Сигер (Pete Seeger), который заимствовал мелодии
Фостера и других авторов («We Shall Overcome» основан на старой песне «Sicilian
air») в качестве декораций новых, политически значимых текстов.
«Beautiful Dreamer» - Leslie Guinn, baritone;
Gilbert Kalish, piano.
По словам историков музыки и
музыкальных критиков Томаса Хэмптона (Thomas Hampson) и Карла Вердино-Зюльволда
(Carla Maria Verdino-Süllwold): «Со своей наивностью и романтичностью прекрасный
мечтатель Стивен Коллинз Фостер стал эталоном того, что поэт Уолт Уитмэн назвал
пением сердца: музыка, в которой слова возвышают музыку и музыка поднимает дух. Его стихи - это исповедь американского мечтателя, а мелодии песен -
голос его сердца».
Комментариев нет:
Отправить комментарий