Зал славы джаза.
Bebop
Straight-ahead jazz
Hard bop
Уинтон Чарльз Келли (Wynton Charles Kelly) — американский джазовый пианист и композитор. Он известен своей живой игрой, основанной на блюзовых мотивах, и как один из лучших джазовых аккомпаниаторов. Он начал играть профессионально в возрасте 12 лет и был пианистом, занявшим первое место в R&B-чартах в возрасте 16 лет. Его дебют в записи в качестве лидера состоялся три года спустя, примерно в то время, когда он стал более известен как аккомпаниатор певицы Дины Вашингтон (Dinah Washington) и участник оркестра трубача Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie). Этот прогресс был прерван двумя годами службы в армии США, после чего Келли снова работал с Вашингтоном и Гиллеспи, а также играл с другими лидерами. В течение следующих нескольких лет к ним присоединились инструменталисты Кэннонболл Эддерли (Cannonball Adderley), Джон Колтрейн (John Coltrane), Хэнк Мобли (Hank Mobley), Уэс Монтгомери (Wes Montgomery) и Сонни Роллинз (Sonny Rollins), а также вокалисты Бетти Картер (Betty Carter), Билли Холидей (Billie Holiday) и Эбби Линкольн (Abbey Lincoln).
Келли привлёк к себе наибольшее внимание, выступая в составе группы Майлза Дэвиса (Miles Davis) с 1959 года, в том числе участвуя в записи альбома "Kind of Blue", который часто называют самым продаваемым джазовым альбомом всех времён. После ухода от Дэвиса в 1963 году Келли играл со своим собственным трио, которое записывалось на нескольких лейблах и гастролировало по США и миру. Его карьера не получила дальнейшего развития, и в конце карьеры ему было трудно найти достаточно работы. Келли, страдавший эпилепсией, умер в возрасте 39 лет после припадка в гостиничном номере в Канаде.
Ранние годы
Келли, сын иммигрантов с Ямайки, родился в Бруклине, штат Нью-Йорк, 2 декабря 1931 года. Он начал играть на пианино в четыре года, но не получил серьёзного музыкального образования. Он учился в Высшей школе музыки и искусств и в Метрополитенской профессиональной школе в Нью-Йорке, но «они не давали нам фортепиано, поэтому я баловался с басом и изучал теорию».
Келли начал свою профессиональную карьеру в 1943 году, сначала в составе R&B-групп. Благодаря этому он усовершенствовал свою игру: «музыка групп должна была быть доступной, развлекательной и под неё легко танцевать»; это повлияло на его дальнейшее мастерство. Примерно в это же время он также играл на органе в местных церквях. В своём районе он играл с братьями Ли и Рэем Абрамсами (Lee and Ray Abrams), а также с Ахмедом Абдул-Маликом (Ahmed Abdul-Malik), Эрни Генри (Ernie Henry) и Сесилом Пейном (Cecil Payne), которые впоследствии сделали карьеру в джазе.
Основная карьера
1946–1958
В возрасте 15 лет Келли гастролировал по странам Карибского бассейна в составе R&B-группы Рэя Абрамса. Келли дебютировал в записи в возрасте 16 лет, сыграв в песне саксофониста Хэла Сингера (Hal Singer) «Cornbread» 1948 года, которая возглавила R&B-чарт Billboard. В следующем году Келли записался с вокалистом Бабсом Гонсалесом (Babs Gonzales); среди этих треков были его первые сольные записи. Среди других R&B-групп, в которых играл Келли, были группы Hot Lips Page (1948 или ранее), Eddie «Cleanhead» Vinson (1949) и Eddie «Lockjaw» Davis (1950). Материалы сессий 25 июля и 1 августа 1951 года легли в основу альбома Piano Interpretations, который стал дебютной записью Келли в качестве лидера и был выпущен Blue Note Records позднее в том же году. Критик Скотт Яноу (Scott Yanow) отмечает, что на этом этапе карьеры Келли больше всего повлиял Бад Пауэлл (Bud Powell), но его игра «отражала некоторую радость стиля Тедди Уилсона (Teddy Wilson) наряду с его собственными аккордовыми звучаниями». Келли стал более известен после присоединения к группе вокалистки Дины Вашингтон (Dinah Washington) в 1951 году. После этого он играл в группах Лестера Янга (Lester Young) весной 1952 года и Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie), с которым записывался позднее в том же году.В сентябре того же года, как раз когда Келли начал приобретать известность, его призвали в армию.
После службы в Форт-Макклеллан в Алабаме Келли участвовал в передвижном шоу Третьей армии. Он привлек к участию в шоу своего товарища-призывника, будущего джазового пианиста Дюка Пирсона (Duke Pearson); вместе им удалось убедить своё подразделение привлечь больше чернокожих музыкантов, поскольку изначально они были единственными из примерно двух десятков исполнителей. К апрелю 1954 года Келли стал «рядовым первого класса Уинтоном Келли», музыкальным руководителем шоу. Он завершил свою военную службу музыкальным выступлением перед 10 000 зрителей в амфитеатре Мемориального парка Частейн в Атланте.
Келли был демобилизован из армии через два года, после чего он снова с перерывами работал с Вашингтоном и Гиллеспи. Келли также был участником группы Чарльза Мингуса в турне по Вашингтону, округ Колумбия, Калифорнии и Ванкуверу в конце 1956 — начале 1957 года. Он покинул Мингуса, чтобы вернуться к Гиллеспи, который руководил биг-бэндом, гастролировавшим по Канаде и югу США. Комментируя способность Келли переходить от небольшой группы к составу большого оркестра, саксофонист Бенни Голсон (Benny Golson), также игравший в группе Гиллеспи, сказал: «Он сохранял свою индивидуальность; при этом он мог привнести что-то в группу, не только мелодично (чем он был известен), но и ритмически. Он создавал паттерны, никогда не вмешиваясь в аранжировку, но он мог проникнуть в суть и всегда что-то добавлял, придавая ей импульс, больше энергии». В 1956 году Келли записывался с вокалисткой Билли Холидэй (Billie Holiday), в том числе для оригинальной версии её песни «Lady Sings the Blues», а также для дебютов саксофонистов Джонни Гриффина (Johnny Griffin) и Сонни Роллинза (Sonny Rollins) на лейбле Blue Note. После того, как Келли снова покинул Гиллеспи, он сформировал собственное трио.
Келли был очень востребован в качестве сайдмена и участвовал в записях альбомов большинства ведущих джазовых деятелей конца 1950-х — начала 1960-х годов. Например, в апреле 1957 года он появился в качестве гостя в расширенной версии альбома Арта Блейки (Art Blakey) «Jazz Messengers» для альбома, позже выпущенного под названием «Theory of Art»; в состав этого коллектива входил трубач Ли Морган (Lee Morgan), с которым Келли записывался несколькими неделями ранее. Сессии звукозаписи продолжились четыре дня спустя: Келли присоединился к Блейки, Моргану и другим во время записи альбома Гриффина «A Blowin' Session»; затем последовали три студийных дня для Гиллеспи и ещё один для трубача Кларка Терри (Clark Terry), до конца месяца. Позже в том же году Келли сыграл на бас-гитаре для одной из композиций песни вокалиста Эбби Линкольна (Abbey Lincoln) «That's Him!» после того, как постоянный басист Пол Чемберс (Paul Chambers) напился и уснул в студии.
В начале 1958 года Келли записал свой второй альбом в качестве лидера, квартет «Piano», спустя более чем шесть лет после выхода первого. В том же году он играл на записях, организованных, в частности, вокалисткой Бетти Картер (Betty Carter), и впервые принял участие в записи альбомов Кэннонболла Эддерли ( Cannonball Adderley), Блю Митчелла (Blue Mitchell) (начиная с альбома Big 6 в 1958 году) и Хэнка Мобли (Hank Mobley). Келли также сыграл на органе в одной из композиций квинтета Пеппера Адамса (Pepper Adams) и Джимми Неппера (Jimmy Knepper) «The Pepper-Knepper Quintet», что стало для него необычным отходом от привычного инструмента.
1959–1971
В январе 1959 года Келли присоединился к музыканту, с которым он стал больше всего связан – Майлзу Дэвису (Miles Davis). Эддерли, альт-саксофонист группы, рассказал, как Келли заменил Реда Гарланда (Red Garland) на фортепиано: Дэвис восхищался игрой Келли в составе группы Джиллеспи, а Гарланд неизменно опаздывал на их клубные выступления: «Однажды вечером Уинтон был там, когда мы начинали, и Майлз попросил его посидеть. Когда пришёл Ред, Уинтон играл. Майлз сказал Реду: „Уинтон получил выступление“. Вот так вот». Келли оставался с трубачом до марта 1963 год, появившись на студийных альбомах "Kind of Blue" и "Someday My Prince Will Come", а также на многочисленных концертных записях. "На Kind of Blue" (1959), часто упоминаемом как самый продаваемый джазовый альбом всех времён, Келли сыграл в треке «Freddie Freeloader». Несмотря на то, что Келли в то время был постоянным пианистом Дэвиса, трубач планировал альбом, имея в виду Билла Эванса (Bill Evans), поэтому это единственная композиция, в которой Келли появляется. Весной 1960 года Келли гастролировал по 22 городам Европы в составе квинтета Дэвиса. Его коллега-пианист Маккой Тайнер (McCoy Tyner) так прокомментировал игру Келли с Дэвисом: «Его гармонические окраски были очень красивыми. Но, я думаю, прежде всего, его умение играть свингом. Джон [Колтрейн] часто упоминал об этом. Майлз сходил с эстрады и с восхищением смотрел на Уинтона, потому что он действительно сплачивал группу».
Дэвис часто оставлял музыкантам значительное время между выступлениями, что позволяло им заниматься другими делами, поэтому Келли продолжал записываться с другими лидерами, в том числе с другими участниками группы Дэвиса. В феврале 1959 года, находясь в Чикаго для выступлений с Дэвисом, Келли был пианистом в квинтете Cannonball Adderley Quintet в Чикаго и басистом в альбоме Chambers' Go. Позже в том же году Келли записал свой первый альбом для Vee-Jay Records в составе квинтета, в котором также участвовал Уэйн Шортер (Wayne Shorter); несколько месяцев спустя Келли отплатил той же монетой, сыграв на дебютном альбоме саксофониста в качестве лидера «Introducing Wayne Shorter». Келли также записывался с Колтрейном, в том числе для одной композиции «Naima» с альбома саксофониста «Giant Steps». Когда Эддерли ушёл от Дэвиса в конце 1959 года, он попытался переманить Келли. Хотя пианист отказался, он всё же принял участие в нескольких сессиях звукозаписи, организованных его бывшим коллегой по группе, а также в записях с Гриффином, Мобли, Морганом и многими другими музыкантами. Келли сделал свою первую запись с гитаристом Уэсом Монтгомери (Wes Montgomery) в 1961 году; в следующем году они выпустили альбом Full House; путеводитель по джазу Penguin Guide to Jazz описал их дуэт как «коллектив, который обещал многое и дал ещё больше».
Покинув Дэвиса, Келли сформировал собственное трио с двумя другими музыкантами, покинувшими группу: Чемберсом и барабанщиком Джимми Коббом (Jimmy Cobb). Вскоре они отправились в тур по стране и записывались на лейбле Verve Records, поскольку Келли покинул Vee-Jay после записи четырёх альбомов. В мае 1964 года трек в стиле калипсо «Little Tracy» из альбома Келли "Comin' in the Back Door", записанного на лейбле Verve, достиг 38-го места в R&B-чарте журнала Billboard. Несколько месяцев спустя трио отправилось в турне по Японии с серией концертов, организованных Джорджем Вейном. Летом 1965 года они присоединились к Монтгомери в туре по США, который включал выступление на джазовом фестивале в Ньюпорте и запись клубного альбома. Келли был одним из руководителей "Smokin' at the Half Note". После ухода из Дэвиса трио также играло с Джо Хендерсоном (Joe Henderson) и другими музыкантами. По словам Кобба, он отвечал за финансовую сторону трио, а также за привлечение новых участников, в то время как Келли в основном играл на пианино и отвечал за общение с интервьюерами. Трио просуществовало до 1969 года, когда умер Чемберс.
Ближе к концу своей карьеры у Келли возникли проблемы с поиском работы, но он играл с Рэем Нэнсом (Ray Nance) и был солистом в Нью-Йорке. Последняя сессия звукозаписи Келли, по-видимому, состоялась осенью 1970 года, когда он аккомпанировал саксофонисту Декстеру Гордону (Dexter Gordon).
Смерть
Келли умер в Торонто, Канада, от эпилептического припадка 12 апреля 1971 года. Он приехал туда из Нью-Йорка, чтобы играть в клубе с барабанщиком Джорджем Ридом (George Reed) и вокалистом Хербом Маршаллом (Herb Marshall). Келли долгое время страдал эпилепсией и был вынужден тщательно следить за своим состоянием. О его смерти рассказал его друг Кобб: «Уинтон позвонил своей девушке в Нью-Йорк и сказал: „Знаешь, мне что-то нехорошо“. Она ответила: „Почему бы тебе не спуститься в бар, и если что, кто-нибудь сможет о тебе позаботиться“. Мы не знаем, сделал ли он это, потому что, когда его нашли, он был в номере». Келли был найден Маршаллом в своем номере отеля «Вестминстер» на Джарвис-стрит. Сообщалось, что на момент смерти у него почти не было денег. 28 июня в Нью-Йорке состоялся мемориальный концерт, в котором приняли участие многие известные музыканты того времени.
Личная жизнь и личность
У Келли осталась дочь Трейси. Басист Маркус Миллер (Marcus) — двоюродный брат Келли, как и рэпер Фокси Браун (Foxy Brown) и пианист Рэнди Уэстон (Randy Weston).
Келли много пил; саксофонист Джимми Хит (Jimmy Heath) описывал его как «алкоголика», который «мог контролировать своё употребление алкоголя» и не позволял ему влиять на его игру. Келли был известен как «очень тёплый и щедрый человек». Басист Билл Кроу (Bill Crow) сообщал, что Келли был «полон веселья», и говорил: «Он часто был центром закулисных смехов, когда мы рассказывали друг другу истории. У Уинтона был съёмный верхний зубной протез. На сцене, если он видел, что кто-то из нас стоит за кулисами и слушает, он отворачивался так, чтобы зрители его не видели, бросал на нас суровый взгляд и опускал верхнюю челюсть на нижнюю губу, создавая гротескно-комический эффект. Иногда он усиливал его, высовывая язык над верхними зубами».
Стиль игры
Келли играл «в чётком, скачущем ритмичном блюзовом стиле, который вызывал сильное возбуждение», – писал некролог в The Washington Post. Радость, которую передавала его игра, Кобб описывал так: «Звучание постоянно радостное. В нём есть что-то вест-индское. Всегда искрящееся». В «Rough Guide to Jazz» утверждалось, что Келли «сочетал боппические линии и блюзовые интерполяции, но с чётким чувством ритма, совершенно не похожим ни на кого другого, кроме его многочисленных подражателей», и подчеркивалась эффективность его блок-аккордов в создании «динамичного и энергичного стиля аккомпанемента». Пианист Брэд Мелдау (Brad Mehldau) отмечал, что Келли «довольно сильно расставлял восьмые ноты, и в его руках эффект был захватывающим».
Келли прекрасно читал ноты с листа и мог очень быстро запоминать партии, а также играть пьесы, которые слышал, но не читал раньше.
Несколько критиков, включая критика Рэя Комиски (Ray Comiskey) и музыкального педагога Марка Левина (Mark Levine), называли Келли лучшим джазовым аккомпаниатором. Барабанщик Филли Джо Джонс (Philly Joe Jones) сказал, что Келли, будучи аккомпаниатором, «ставит цветы позади солиста. Он никогда не пытался вмешиваться. Он просто собирал правильные вещи». Пианист Брюс Барт (Bruce Barth) отметил, что успех Келли как аккомпаниатора отчасти был обусловлен «редким и убедительным использованием „блюзовых фраз“ и мелодических фраз вместо аккордов». Пианист Серджио Памис (Sergio Pamies) предположил, что Келли представляет собой мост между поддерживающей композицией Реда Гарленда (Red Garland) и разговорной композицией Билла Эванса (Bill Evans).
Наследие и влияние
По мнению критика Гэри Гиддинса:
"Келли так и не смог раскрыть свой талант, когда начал выступать самостоятельно. Его квартет с Уэсом Монтгомери должен был стать серьёзной силой, но те же коммерческие интересы, которые загнали Монтгомери в угол, обрекли Келли на модный соул-фанк середины 60-х. В отличие от Монтгомери, его карьера зашла в тупик, и он не прожил достаточно долго, чтобы снова найти себя".
Писатель Дэвид Розенталь заметил: «Келли, казалось, не мог избежать роли второстепенного исполнителя».
Стиль игры Келли оказал влияние на многих пианистов, начиная с 1960-х годов. Среди тех, кто напрямую упоминает его влияние, — Монти Александр (Monty Alexander), Чик Кориа (Chick Corea), Брэд Мелдау (Brad Mehldau) и Чучо Вальдес (Chucho Valdés). Пэмис предположил, что аккомпанемент Келли оказал непосредственное влияние на Херби Хэнкока (Herbie Hancock) и Маккоя Тайнера McCoy Tyner(). Пианисты Дэн Ниммер (Dan Nimmer) и Уилли Пикенс (Willie Pickens) записали трибьют-альбомы Келли. Трубач Уинтон Марсалис (Wynton Marsalis) был назван в честь Келли.
.jpg)
Комментариев нет:
Отправить комментарий