Русский классический романс.
Композитор-дилетант, главный смотритель Странноприимного дома в Москве Борис Сергеевич Шереметев происходил из нетитулованной ветви рода Шереметевых. Он был младшим из десяти детей в семье Сергея Васильевича Шереметева (1786—1837) и его супруги Варвары Петровны, урождённой Алмазовой (1786—1857). В своих в записках мать писала: «Боринька родился 1822 го Декабря 23 дня, в суботу 5 час и 50 минут утра». Крещен 1 января 1823 года в церкви Харитоновской в Огородниках при восприемстве брата Василия и М. П. Блахиной. Детство его прошло в подмосковном имении Михайловское.
О своём детстве Борис Сергеевич вспоминал:
"...Дом был на Басманной. Мне было семь лет, когда переехали. Какой был дом, не помню. Флигеля были, двор. Когда проезжал Александр I, кормилица выносила меня на балкон. Теперь там прошла железная дорога. Это приход Никиты Мученика. Крестил меня тот священник, который и венчал. Это был священник Сретенского сорока церкви Харитона Исповедника, что в Огородниках".
По воспоминаниям племянника, Павла Сергеевича, любимой его историей была про то, как в Москву к ним приезжал в гости император Николай I:
"Государь Николай Павлович приезжал к нам запросто. Как сейчас помню, жили мы тогда в этом доме [имеется в виду флигель около Сухаревой башни, на территории Странноприимного дома]. Николай Павлович приехал один, в санках, и прямо подъехал к заведению, обошел всю больницу и пришел к нам, причем, всем виденным остался очень доволен. Все служащие были представлены к награде по приказанию Государя. В передней, как бывало в старину, сидело много людей и один из них, старик Данила, он жил после в Волочанове [имение Бориса Сергеевича Шереметева в Подмосковье], Государя не узнал и спросил "Как об Вас доложить?" - "Скажи, приехал генерал Романов из Петербурга". Отца в это время не было дома и Данила пошел докладывать матушке. Матушка сейчас-же догадалась, поспешила к Государю навстречу и послала за нами, за братом и мною. Мы пришли наверх... Николай Павлович говорит:
- Давайте целоваться!
Мы подошли. Он сказал:
- Не так, а по поповски.
И поцеловались три раза. Удивительно умел приласкать,"
В 1836 году Шереметев поступил в Пажеский корпус, по окончании которого в 1842 году начал службу в лейб-гвардии Преображенском полку. 12 марта 1846 года из подпоручиков он был уволен к статским делам титулярным советником.
Выйдя в отставку, Борис Сергеевич в течение пяти лет путешествовал по разным странам, встречаясь с европейскими знаменитостями. О своей встрече с Россини Шереметев впоследствии рассказывал: «Пришёл к нему в дом, велел доложить. Приняли, вхожу в переднюю, вижу сухие лимоны лежат. Жена была очень скупая. Россини сидел не то в полушубке, не то в халате. Нос в табаке. Парик на бок. Был очень любезен.»
С началом в 1853 году Крымской войны Шереметев вступил в дружину ополчения Московской губернии, где командовал ротой. В 1857—1859 годах Борис Сергеевич избирался депутатом Дворянского собрания по Волоколамскому уезду. В 1875—1878 годах — предводитель дворянства этого же уезда.
11 ноября 1860 года Борис Сергеевич женился на Ольге Николаевне Шиповой (1842—1915), дочери богатого московского помещика Николая Павловича Шипова и Дарьи Алексеевны, урождённой Окуловой. Граф Сергей Дмитриевич Шереметев писал: «В ноябре 1860 года, совершенно для себя неожиданно, получил я разрешение, … ехать в Москву — на свадьбу дяди Бориса Сергеевича Шереметева. …В первый раз приходилось быть шафером, и я этим очень гордился. …Свадьба была в нашей домовой церкви Знамения. Потом поехали в Шиповский дом на Лубянку, куда приглашена была вся Москва.» По мнению Т. А. Аксаковой-Сиверс, брак этот был заключён по расчёту. Невеста была «очень некрасива собой», но «будучи очень религиозной и обладая покладистым, неунывающим характером, стойко переносила все невзгоды.» В приданое Ольга Николаевна получила более 200 тыс. рублей, кроме того, отец и позже всегда ей помогал и оплачивал карточные долги зятя. В браке родились 4 сына и дочь.
В 1881 году Борис Сергеевич был назначен главным смотрителем Странноприимного дома, который принадлежал его племяннику графу Сергею Дмитриевичу Шереметеву. Вместе с супругой Ольгой Николаевной он поселился у Сухаревской башни в двухэтажном флигеле в саду Шереметевской больницы.
Хозяина дома, Бориса Сергеевича, до обеда, подававшегося в 6 часов, никто, кроме его камердинера, не видел. Его распорядок дня был весьма своеобразен: он вставал не ранее 4-5 часов дня, долго совершал свой туалет, обедал, принимал рапорт делопроизводителя больницы Ильи Семеновича Петухова, вечером играл в винт или пикет с кем-нибудь из гостей. Когда все расходились, он читал «Московские ведомости», просматривал отчёты по больнице и, страдая бессонницей, принимался бродить по дому, ища какого-нибудь собеседника.
Будучи гостеприимным по своей натуре, Борис Сергеевич любил собирать с своём доме гостей и членов многочисленной семьи Шереметевых, по воскресеньям к ним приезжало до 20 человек, включая врачей больницы.
Борис Сергеевич был большим любителем книг. Он унаследовал и продолжил наполнять библиотеку, которую в селе Волочаново собирали его дед и отец. Ещё одним увлечением Бориса Сергеевича была музыка. Первое музыкальное произведение было написано им в одиннадцать лет и было посвящено племяннице Вареньке, которой исполнился год. В 1859 году Борис Сергеевич написал романс «Я вас любил» на слова А.С. Пушкина и посвятил его графине Берте Мольтке. Им же были написаны романсы: «Еще томлюсь тоской» на слова Ф. Тютчева, «Средь шумного бала» и «Грядой клубится белою» на слова графа А.К. Толстого, «Мне не к лицу шутить» на слова князя П. А. Вяземского; «Марш, сочинённый в 1855 году для волоколамской дружины», «Полька e-moll», «Mazurka: Pour piano», «Polka: Pour piano», «Pakrovsky-valse: Pour piano» и другие.
Последние годы Борис Сергеевич болел подагрой, передвигался с трудом и большую часть времени проводил в гостиной, укутав ноги пледом.
Уже с осени Борис Сергеевич стал заметно слабеть, а с декабря начал заговариваться. И наяву и в бреду главной думой его были революционные события в России, с которыми он никак не мог примириться. Когда кто-то пожаловался в его присутствии, что на улицах Москвы развелось много хулиганов, он вздохнул и сказал: «Вокруг престола много хулиганов, вот что нехорошо!», потом посмотрел на портреты предков и добавил: «Если бы они сошли со стен, что бы они сказали!»
Борис Сергеевич Шереметев скончался 28 декабря 1906 года и был похоронен в Новоспасском монастыре.


Комментариев нет:
Отправить комментарий