Космический
рок
Новая
волна
Экспериментальная
музыка
Эмбиент
Пятый
студийный альбом французской группы, выпущенный в 1981 году только в Италии. Если
предыдущие альбомы издавались в нескольких странах (как минимум Германии,
Испании, Италии), то начиная с «π 3,14» все последующие альбомы (за исключением
«Imperception» (1984)) выпускались только в Италии.
В 1980 году Rockets пережили пик своей популярности после выхода альбома «Galaxy», ставшего "платиновым", и грандиозного турне (200 концертов!) по Европе. Достигнув во всех смыслах звёзд, «короли Вселенной» в ноябре и декабре 1980 года начали свои сессии записи для следующего альбома в новой студии Rockland продюсера Клода Лемуана. Звучание пластинки эволюционировало вместе со взглядами Лемуана. Это был весьма непростой период, когда успех предыдущего альбома группы требовал сделать шаг вперёд, что было весьма непросто. Работа продюсера группы, популярность которой находится на самом высоком уровне, требует не только невероятной интуиции и понимания современных трендов, но и крепких нервов, ведь каждый трек нового альбома приходится согласовывать с боссами звукозаписывающих компаний, отвечающих за выпуск на рынок.
Общение с
Visitors привнесло изменения и в концертный имидж Rockets. Теперь на сцене,
кроме пятёрки "пришельцев" Rockets, стали появляться какие-то
волшебники, ковбои, врачи, мотоциклисты и «протчая» ... Многие европейские
журналы публиковали в то время анонс, в котором говорилось, что теперь на
концертах Rockets на сцене будут устраиваться настоящие музыкальные баталии с
группой Visitors. Сообщалось также, что вся эта беспокойная братия готовится
предпринять грандиозное турне по Северной Америке, где Rockets будут выступать
под названием Silver Rockets, дабы их не путали с группой Rockets из Детройта.
Но всё это оказалось необоснованными слухами, и турне не состоялось. Поэтому у
американцев знаний о Rockets не больше, чем у европейцев было об Америке до её
открытия Колумбом.
Жан-Пьер
Массиера и Клод Лемуан написали большую часть песен альбома, который получил
название «π 3,14». Строчная буква π из греческого алфавита обозначает
математическую константу π ≈ 3.14159…, отношение длины окружности к её диаметру
в евклидовой геометрии. В то время в поп-музыке были очень модны космические
темы, а также всякие научные термины (Джорджо Мородер, например, назвал свой
альбом 1980 года «E=MC2»).
«π 3,14» звучал
иначе, нежели его предшественники. Кого-то из поклонников такая ситуация
оттолкнула, а для некоторых фанатов Rockets эта работа является эталонной, в
особенности вторая половина, хотя пластинка содержит в себе немало заимствований
и ссылок. Альбом можно назвать самым спорным в "классической"
дискографии группы, уж очень резко перескочил он в другую форму музыки после
мелодично-гармоничного "Galaxy". А может просто у группы появилось
временное увлечение новыми видами электроники, и они решили немного поэкспериментировать?
Начнём с
того, что «π 3,14» ближе к чистому Electro-Rock'у. На смену дискообразным
ритм-секциям прошлых альбомов пришли электронные барабаны, выстукивающие уже
немного другие ритмы. На смену большинству гармоничных клавиш - электронные
"пиликающие" диссонансы (но зачастую, удивительно точно гармонирующие
с главной темой...на то оно и электро). При этом некоторые места в альбоме
кажутся просто бессмысленными... может, к 1981 году такое считалась настоящим
электро-авангардом, но в век современной электроники слушатель лишь равнодушно
пожимает плечами. Впрочем, не надо думать, что альбом вышел таким уж грубым и
начисто неудачным - приятные моменты на диске присутствуют, просто в какой-то
мере его сложнее понять, чем-то, что выходило раньше, как, впрочем, и то, что
после ...
Для
обложки, как и для многих других работ Rockets, была использована иллюстрация
польского художника Войтека Сюдмака.
Альбом
открывает довольно быстрый трек "Radiate", с первый секунд
демонстрирующий новые составляющие стиля Rockets - электронная основа
композиции, клавишные эффекты, немного диссонирующие с основной темой, бедные в
музыкальном плане проигрыши. Хотя в припеве ещё остались тяжёлые гитары, это
радует. Не исчезли так же фоновые клавишные темы. «Radiate» можно перевести как
"Излучай!" или "Расходись лучами". Песня вдохновлена композицией «Bad News» американской группы Moon
Martin из её альбома «Street Fever» 1980 года.
«Radiate»
так и хлещет великолепными футурологическими метафорами, типа "атомный
ангел в космическом шоу", "межпланетное родео"... А как вам
техногенные словосочетаниями, типа "автоматическая статика в небе",
"механическая паника в ночи"! Но больше всего песня запоминается
простым, но убийственно проникновенным проигрышем на гитаре Алена Маратрата.
«Imagine
E.S.P.» - "Представь себе экстрасенсорное восприятие" посвящается
экстрасенсорным способностям. Rockets больше всего озабочены, как бы пришельцы
с подобными возможностями не захватили нашу Галактику.
«Ziga
Ziga 999» - песня в исполнении неких межгалактических нацистов:
Наша
миссия
Находить
и уничтожать
Всё, что
мы находим
Подчинение...
Мы посланы,
чтоб осуществлять революцию
Всё, о
чём вы говорите - это эволюция
Зига Зига
999 Зига Зига 999 9
Rockets
вкладывают им в уста обвинение самому человечеству:
Вы
говорите, что мы действуем с дурными намерениями,
Но вы
знаете, что война была вашим изобретением
Зига Зига
999 Зига Зига 999 9
Возможно,
должно было получится оригинально, но вышло абсолютно невпечатляюще.
«Hypnotic
Reality» - "Гипнотическая реальность" - это сплошная игра в
"умные слова":
Гипнотическая
реальность - такая беспокойная
Гипнотическая
реальность - такая опустошающая
Гипнотическая
реальность - математическая
Гипнотическая
реальность - систематическая
Гипнотическая
реальность - всего лишь формальность
Здесь
также радуют многочисленные метафоры типа "техно-атомный блюз",
"радиоактивная жена", "нео-невротические ночи",
"психо-эротические колготки"....
Вторая
сторона пластинки начинается с большого хита Rockets под названием
"Ideomatic", что довольно трудно перевести, но можно попробовать
через общий контекст песни. Для наглядности стоит посмотреть сценку, которую
разыгрывали Rockets по ходу исполнения этого номера. Ритм песни «Ideomatic»
повторяет ритм композиции «Cue», присутствующей в альбоме «BGM» 1981 года
японской электро-поп-группы Yellow Magic Orchestra. Гитарное арпеджио в конце «Ideomatic»
вдохновлено вступлением к песне группы Led Zeppelin «Babe I'm Gonna Leave You».
Его играет Бернард Торелли, который впервые присоединился к Rockets в 1976 году
и участвовал в их дебютном альбоме, а теперь вместе с несколькими другими
приглашёнными музыкантами стал участником записи π 3,14.
Здесь
впервые у Rockets зазвучал женский вокал. Женский голос в «Ideomatic» и принадлежит
подруге Клода Лемуана, певице Шанталь Риччи, которая, изображая из себя
"бионическую женщину", то есть киборга, исполняет свой куплет
по-французски:
Я
стюардесса
Киборг
автоматическая
Я
стюардесса
Мой
принцип магнетический
Антистрессовый
Идеоматический
Кристиан
Ле Барц представляет ей какого-то мужчину "представь себе, что он с
Марса":
Разве ты
не видишь, что он одинок
Что он
ищет немного тепла
Он не
сильно отличается
От других
мужчин
Он не
лезет на рожон
Это не входит
в его планы
Он
мечтает всего лишь
Стать
настоящим человеком.
Идеоматичным
мне
Ищущим
тебя
Иде-о-матичным
В 80-х
появились новые технологии в области обработки видеоизображений, и для
расширения музыкальных образов музыканты стали создавать небольшие фильмы –
видеоклипы. В октябре 1981 года, для продвижения нового альбома, Rockets
выпустили свой первый клип на песню «Ideomatic».
В
английском есть слово "idiomatic" - "идиоматический",
которое в выражении "Her English is idiomatic" означает "Она
говорит по-английски практически как англичанка". Наверное, Rockets имеют
в виду, что этот "марсианин" хочет выглядеть практически как
человек...
А песня
меж тем переходит в следующий трек - самый странный из репертуара команды -
"Video-Addict"... Начинаясь с какого-то шума, сродни двигателю
самолёта, он переходит в 100%-но электронную тему с небольшим мистическим
налётом и клавишами, напоминающими какую-то игру на dandy-приставке. Сам куплет
начинается под довольно забавную электро-барабанную тему (в 81 г. такое,
повторяю, считалось новинкой), в припеве вновь звучит тяжёлая гитара, а
затем...затем следует более чем минутная вариация на тему "электронные ударники
и их эффекты", что даже в наше время звучит немного необычно. Под аккомпанемент
бешено хлопающих барабанов перед нами проносятся то какие-то странные крики, то
жуткие шумы. Наконец, ближе к концу вступает гитарная партия и всё кажется
более слушабельным.
"Video-Addict"
переводится как "Помешанный на видео", хотя текст здесь больше
подходит не к видеосъёмке, а скорее к камерам видеонаблюдения. Песня пророчески
описала наше время, окружённое со всех сторон камерами слежения:
Я
разглядываю весь мир вокруг себя
И ничья
жизнь не скроется, не убежит от меня
Ещё одна пугающая
своим настроением и заставляющая содрогнуться - композиция «Astro Storm». "Звёздный
шторм" — звучит как саундтрек к романтическому научно-фантастическому
фильму про космические приключения. Под раскаты грохота и засемплированные
переговоры из фильма "Близкие контакты третьей степени" Rockets
начинают удивлять - в самом начале, как бы мимоходом, они сыграли СВОЮ САМУЮ
ЛУЧШУЮ И ЛИРИЧНУЮ КЛАВИШНУЮ партию из ВСЕХ альбомов... жаль, что заняла она
лишь около полуминуты.
Затем
вступает довольно тревожная электроника, средне-темповый ритм и гитары. Маратрат
демонстрирует свою способность играть на гитаре лаконично. В середине трека
неожиданно вступает довольно лиричное соло на гитарах a-la Pink Floyd, а ближе
к концу появляется вокал Ле Барца:
Я
различаю земные звуки,
Поднимающиеся
с поверхности в атмосферу
Ты недруг
или друг?
Какие у
тебя намерения?
Надо ли
опасаться?
Звёздный
шторм
Связи нет
Пожалуйста,
сообщи:
Меня
направили в дружественный город?
Крушение!
Вспышка в небе
Удар в
твоей жизни.
Песня
становиться ещё более тревожной и жутковатой, с мрачными клавишными
"хорами". Завершается трек всё теми же переговорами.
Последний
трек альбома - "King Of The Universe" - ничего сверхинтересного из
себя не представляет. Скорее, наоборот - типичное однообразное электро, основанное
на двух-трёх аккордах, кажется довольно скучным, лишь припев немного
выделяется. "Король Вселенной" - песня типичная для
"космического сознания" 1970-80-х годов, когда ушедшее к концу XX
века от настоящей религии человечество пришло к научно-техническим верованиям и
суевериям в летающие тарелки и всемогущий инопланетный разум:
Где-то
далеко
В другом
мире
Где-то
далеко
В
абсолютно другом мире
Есть
человек, который живёт вне времени
Человек
не такой как мы
Король
Вселенной...
Вселенная
бесконечна
Люди так
малы
Вселенная
бесконечна
Земля -
просто шарик
Миллионы
миль для него смешны
Его ими
не измеришь, это для детей.
Король
Вселенной...
"King
Of The Universe" - единственная песня в альбоме, которую написали не
Массиера—Лемуан, а участник группы Жерар Лер. Кстати, звон, слышимый в
начале пьесы и используемый на протяжении всей композиции, был создан путем
переработки шума, полученного при ударе чайной ложки по кофейной чашке.
С этого
альбома популярность группы стала стремительно падать... и возвратиться к былым
вершинам ей было уже не суждено... Это, отчасти, и привело к тому, что к концу
80-х группа оказалась в полном забвении…
Комментариев нет:
Отправить комментарий