15 января
1888 года в Мурингспорте в штате Луизиана родился Хадди Вильям Ледбеттер (Huddie
William Ledbetter), легендарный певец народных песен и блюзов, которого знали
под прозвищем Ледбелли (букв. — «Свинцовое Брюхо»). Есть несколько
противоречивых историй о том, как Ледбеттер получил своё прозвище. Некоторые
утверждают, что сокамерники назвали его «Свинцовое брюхо», играя на его фамилии
Летбеттер и большой физической силе. Другие говорят, что он получил это имя
после того, как был ранен картечью в живот. Другая теория состоит в том, что
это имя связано с способностью Летбелли пить в огромных количествах самогон.
Ледбелли
знал практически все песни своего времени, которые имели какое-либо отношение к
репертуару чёрных музыкантов вообще и блюзу в частности: от европейских баллад
до гангстерских блюзов, от рабочих песен до полуцерковных песнопений, от
тюремных до ковбойских. Основу его творчества составляли всё же народные песни
темнокожего населения, праздничные танцевальные и рабочие ритмичные.
Молодые годы
Хадди Вильям Ледбеттер родился 15 января 1888 года (по другим данным — 29 января 1885-го) на плантации неподалёку от Шривпорта (штат Луизиана), в месте, где сходятся границы трёх штатов: Техаса, Луизианы и Арканзаса. Его родители прожили вместе несколько лет, но официально поженились 26 февраля 1888 года. Когда Хадди было пять лет, семья поселилась в округе Боуи, штат Техас.
Хадди рос
необычайно сильным: гнул подковы голыми руками, собирал хлопка за день больше
односельчан, любил крепкие напитки, хорошую драку и молодых девушек. Его семья
была не так уж бедна, в Луизиане все её члены собирали хлопок на чужих
плантациях, а переехав в Техас, имела собственную землю.
Игре на аккордеоне он научился ещё в раннем детстве у отца (Уэс Ледбеттер, который был музыкантом), на гитаре — у дяди (Террел Ледбеттер), а затем сам освоил фортепиано, мандолину и губную гармошку (в те годы гитара почти не использовалась для быстрых активных песен, потому что издавала только очень тихие звуки — позже появились металлические мексиканские и гавайские гитары, которые не заглушались звуком танца). Голосом природа его тоже не обделила (у него был мощный баритон).
В
возрасте 15 лет у Ледбеттера родился ребёнок, через год — ещё один. Это не
сильно способствовало его авторитету в деревенском обществе, и он отправился
искать счастья в другом месте. В начале века он объездил всю Луизиану и Техас,
выучив и сочинив много песен, и остановил свой музыкальный выбор на
двенадцатиструнной гитаре, ставшей «его» инструментом в глазах потомков. Время
от времени он зарабатывал обычной работой (сборщика хлопка, грузчика, лесоруба
и т. п.), но чаще играл и пел. Один раз он серьёзно заболел, и ему пришлось
временно вернуться в дом родителей — в это время он в первый раз женился.
Перепись
1910 года в округе Харрисон, штат Техас, показывает, что «Хадди Ледбеттер»
живет со своей первой женой Алетой «Лете» Хендерсон по соседству со своими
родителями. Алета зарегистрирована в возрасте 19 лет и замужем один год.
К 1903
году Хадди уже был известным певцом и гитаристом. Он выступал для публики
Шривпорта в Сент-Полс-Боттомс, печально известном районе красных фонарей,
теперь называемом Ледбеттер-Хайтс.
В Далласе
Ледбелли встретился со Блинд Лемоном Джефферсоном, которому сначала
аккомпанировал на концертах, и с которым уже вскорости выступал дуэтом на
равных. Джефферсон был младше его, но гораздо шире известен, он первым из
чёрных исполнителей сделал достаточно записей, чтобы продать миллион пластинок
— но недостаточно для того, чтобы обеспечить себя (он умер в бедности,
замёрзший насмерть в метель). Уже в 1940-х годах Ледбелли посвятил Джефферсону
песню, в которой вспоминал то время.
Под
влиянием гибели «Титаника» в апреле 1912 года Ледбеттер написал свою первую
композицию «Титаник» для двенадцатиструнной гитары, которая впоследствии стала
его фирменным инструментом. Первоначально исполнявшаяся во время выступления Ледбелли
с Блинд Лемоном Джефферсоном, песня повествует о том, что афроамериканскому
боксеру Джеку Джонсону было отказано в путешествии на «Титанике». Джонсону действительно
было отказано в проходе на корабль из-за того, что он был черным, но это был не
«Титаник». Тем не менее, в песне есть слова: «Джек Джонсон пытался подняться на
борт. Капитан сказал: «Я не вожу уголь! Прощай, «Титаник»! Прощай!" Позже
Ледбеттер заметил, что ему пришлось пропустить этот отрывок, когда он играл
перед белой публикой.
Каторга
В 1916
году дуэт распался из-за того, что Ледбелли попал в тюрьму за драку. Родители
Уэс и Салли Ледбеттер заложили свою заработаную долгими годами
хлопкособирательства ферму, чтобы нанять адвоката, который добился небольшого
срока в три месяца. Ледбелли не отсидел и того и бежал — могучее здоровье
позволило ему бежать быстрее и дольше тюремных собак, и его не догнали. Он
опять вернулся домой, где отсиживался в сарае на ферме родителей, пока отец не
послал его в Новый Орлеан. Этот город не понравился Ледбелли, он переехал
вскоре в Де Кальб (De Kalb) на северо-востоке Техаса (возле границы с
Арканзасом), где и «лёг на дно», живя у родственников и работая на ферме. Пару
лет он прожил, изредка выступая под псевдонимом Уолтер Бойд (Walter Boyd). В
1918 году Бойд ввязался в драку и был обвинён в убийстве некоего Вилла
Стаффорда, дальнего родственника Ледбелли, которому кто-то выстрелил в голову
(до последних дней Ледбелли уверял, что это был не он). Бойда арестовали и он
(именно под этим именем) сел за убийство в Техасскую тюрьму Harrison Country
Prison на тридцать лет.
Семь лет
Ледбелли проработал, скованный одной цепью с другими каторжниками, и, вероятно,
именно в это время получил своё прозвище. Он действительно переносил тяготы
каторги лучше других, и продолжал петь — музыкальные инструменты было сложно
достать, по крайней мере пока он не стал любимым исполнителем надсмотрщиков, а
вот ритмичных рабочих песен он знал достаточно, а какие не знал — тут же
выучил. Его отец, Уэс Ледбеттер, попробовал выкупить Бойда на свободу, но у
него не хватило денег на взятки; через некоторое время он скончался. Когда
тюремные охранники стали чаще просить Ледбелли спеть специально для них, а
потом и техасский губернатор слушал его во время частых служебных визитов,
Уолтер Бойд стал местной знаменитостью. Он немедленно воспользовался этим
шансом и написал песню «Губернатор Пат Нефф», в которой просил губернатора о
помиловании, и спел её во время его очередного визита:
Please,
Governor Neff, Be good 'n kind
Have
mercy on my great long time…
I
don’t see to save my soul
If
I don’t get a pardon, try me on a parole…
If
I had you, Governor Neff, like you got me
I’d
wake up in the mornin' and I’d set you free
План
сработал, хотя Пат Нефф не так давно занял место другого губернатора, убранного
в связи со скандалом о помиловании, и в своей избирательной кампании клялся,
что никого амнистировать не будет.
Ледбелли
вернулся в Луизиану, где некоторое время работал шофёром грузовика, часто играя
в общественных местах, зарабатывая этим на выпивку и женское внимание. Однажды
во время исполнения песни «Mister Tom Hughes’s Town», когда Ледбелли играл
слишком увлечённо, на него напали двое, один из которых ударил его ножом по
горлу, а второй попытался выстрелить из пистолета. Ледбелли, выдернув нож из
шеи, отобрал пистолет и прогнал одного нападавшего, а второго застрелил. Когда
он пришёл в полицию, истекая кровью, чтобы отдать пистолет, ему там мягко
намекнули, чтоб больше в их район играть не приходил. Этот эпизод подробно
описывается словами самого Ледбелли в книге Ломаксов «Негритянские народные
песни».
Было ещё
несколько подобных эпизодов и небольших стычек с законом, но до 1930 года всё
обходилось. О том, что именно произошло потом, единого мнения нет: сам Ледбелли
рассказывал, что он попытался украсть виски в баре и подрался с шестерыми
белыми; другая версия говорит о том, что шестеро белых придрались к тому, что
он пришёл на концерт Армии Спасения и там танцевал под музыку. Итогом явилось
то, что Ледбелли за попытку убийства на 10 лет сел в тюрьму Louisiana State
Penitentiary.
«Ангола» и Ломакс
Условия
проживания в лагере были очень суровы, несколько раз Ледбелли попадал под
наказания (порку) за мелкие провинности, но потом приспособился, прогнулся под
систему и, судя по сохранившимся документам, занимал различные должности,
требующие доверия (при стирке и столовой).
В июле
1933 года в «Анголу» приехал Джон Ломакс, известный искатель и собиратель
американской народной музыки (один из первых), и записал Ледбелли (к тому
моменту абсолютного виртуоза двенадцатиструнной гитары, знавшего около
полутысячи своих, чужих и народных песен) для Библиотеки Конгресса. Ломакс не
верил своему счастью и через несколько месяцев вернулся с новым оборудованием
(механизм для записи на диски из алюминия занимал почти целую машину), чтобы
записывать ещё и ещё. Ледбелли ухватился за этот шанс, и одна из песен была
обращена к луизианскому губернатору (О.К. Аллену), и вскоре Ледбелли снова
вышел на свободу. (Позже нашлись свидетельства того, что его собирались в любом
случае выпускать за хорошее поведение и в связи с экономией во время Великой депрессии).
Он
разыскал Ломакса и, отблагодарив его, стал его неотлучным шофёром,
телохранителем и исполнителем. Они продолжили путешествие по тюрьмам разных
штатов, в каждой из которых Ломакс делал записи, а Ледбелли расширял свой и без
того не маленький репертуар. Многие песни он «вспоминал», тут же исполняя
немного по-своему, и рассказывал, как он слышал их сам в детстве от дяди, отца
или матери.
Вернувшись
в Нью-Йорк, они попытались издать пару коммерческих записей (как из числа
сделанных на местах, так и из нового материала самого Ледбелли), но без особого
успеха. Многие из тех записей сохранились до наших дней. В те годы, несмотря на
активную рекламу (например, еженедельные выступления по радио), песни Ледбелли
продолжали считаться старомодными. Тем не менее, Ломакс, имевший связи в
академической среде (он заканчивал Гарвард), организовывал выступления Ледбелли
для музыковедов, для которых носитель песен начала века был ценной находкой. В
те же годы была написана книга Джона Ломакса «Негритянские народные песни в
исполнении Ледбелли», подробно рассказывающая о жизни Хадди Ледбеттера в
перспективе американского фольклора.
После Ломакса
В конце марта
1935 года Джон Ломакс решил, что больше не может работать с Ледбелли. Он отдал жене
музыканта Марте Промис деньги, которые ее муж заработал за три месяца
выступлений, но в рассрочку, под предлогом, что тот пропьет все, если ему дадут
единовременно. Ломакс и Ледбелли расстались, первый уехал в Техас заканчивать книгу
о Ледбелли, а второй на автобусе вернулся в Луизиану и подал в суд на Ломакса,
требуя выплатить ему недостающую сумму и освободить его от контракта. Ссора
была ожесточенной, с неприятными высказываниями и заявлениями с обеих сторон.
Любопытно, что в разгар юридических споров Ледбелли написал Ломаксу, предлагая
им снова объединиться, но тот отказался. Кроме того, книга о Ледбелли,
опубликованная Ломаксом осенью следующего года, оказалась коммерческой неудачей.
В январе
1936 года Ледбелли вернулся в Нью-Йорк, где без помощи Джона Ломакса его дела
пошли ещё хуже. Музыкант выступал в гарлемском театре «Аполло», рассказывая о
своем тюремном прошлом. Однако «Свинцовому животу» не удалось пробудить
энтузиазм гарлемской публики. В то время слушателей в первую очередь интересовал
джаз и свинг, а не к блюз и народная музыка.
Музыкантом
заинтересовались левые активисты (Мэри Барникл и прочие), и он записал для них несколько
песен, чуть переделав текст и по-другому расставив акценты. Черный писатель
Ричард Райт писал о Ледбелли статью в коммунистической газете «Daily Worker».
19 апреля
1937 года журнал «Life» опубликовал трехстраничную статью под названием
«Свинцовое брюхо: из плохого негра получается хороший менестрель», где была
напечатана поразительная фотография Марты Промис (называемой в статье его
менеджером) и фотографии, на которых изображены руки Ледбелли, играющие на
гитаре (с подписью «Эти руки когда-то убили человека»), губернатор Техаса Пэт
М. Нефф и тюрьма «Ветхая». Статья приписывает оба помилования Ледбелли тому,
что он пел свои прошения губернаторам, которые были так тронуты, что помиловали
убийцу. Текст статьи заканчивается словами «он...
В 1939
году Ледбелли, уже находясь в почтенном возрасте, отсидел ещё раз несколько
месяцев за драку (на этот раз с чёрным, причины драки остались неизвестны),
решив не связываться с апелляцией. Алан Ломакс, которому тогда было 24 года,
взял его под свое крыло и помог собрать деньги на судебные расходы, бросив ради
этого аспирантуру.
Выйдя на
свободу, силач ещё десять лет продолжал вести разгульный образ жизни в
Нью-Йорке, где общался в числе прочих с Сонни Терри и Брауни МакГи, Джошем
Уайтом и Вуди Гатри, оставаясь в хороших отношениях с сыном Ломакса Аланом
(продолжатель дела отца не сдавался и продолжал записывать народную музыку).
Ледбелли регулярно появлялся в новаторском радиошоу Ломакса и Николаса Рэя CBS
Back Where I Come From, которое транслировалось по всей стране.
Он также
появлялся в ночных клубах с Джошем Уайтом, став неотъемлемой частью растущей
фолк-сцены Нью-Йорка и подружился с такими исполнителями, как Сонни Терри,
Брауни МакГи, Вуди Гатри и Пит Сигер. Вуди Гатри, известный исполнитель
народной музыки, тогда ещё не был никому знаком, но останавливался в Нью-Йорке
у Ледбеттеров и многому учился у Ледбелли.
Время от
времени Ледбелли выступал на радио (с детскими и военными песнями, блюз уже не
пользовался популярностью), записывался с новыми знакомыми, и пытался
приобщиться к джазовой музыке. Несколько раз его записывали на киноплёнку
(сохранилось около полутора часов цветных записей с его участием).
В начале
1949 года съездил с концертами во Францию, где стал первым американским
кантри-блюзовым музыкантом, добившимся успеха. Ледбелли заболел до завершения
тура, и ему поставили диагноз боковой амиотрофический склероз (БАС) или болезнь
Лу Герига (заболевание двигательных нейронов). Музыкант дал свой последний концерт
в Техасском университете в Остине в честь своего бывшего наставника Джона
Ломакса, который умер в 1948 году. На этом концерте также выступила Марта
Промис, исполнив со своим мужем спиричуэлс.
6 декабря
1949 Ледбелли скончался от болезни Лу Герига и был похоронен на кладбище
баптистской церкви Шайло в Мурингспорте, штат Луизиана, в 8 милях к западу от
Бланшара, в приходе Каддо.
Наследие
Песни Ледбелли
охватывают широкий спектр жанров и тем, включая госпел; блюз о женщинах,
выпивке, тюремной жизни и расизме; и народные песни о ковбоях, тюрьме, работе,
матросах, выпасе скота и танцах. Он также писал песни о знаменитых людях, таких
как Франклин Д. Рузвельт, Адольф Гитлер, Джин Харлоу, Джек Джонсон, «Скоттсборо
Бойз» и Говард Хьюз.
Через год
группа «The Weavers» вывела его песню «Goodnight Irene» на первое место
американского хит-парада, и начиная с этого момента все песни Ледбелли
использовались очень часто. Они были разделены на две неравные группы: одна
часть была популяризована прежде всего Вуди Гатри и дала начало стилям кантри и
фолк; вторая часть с помощью Тадж Махала, Джона Ли Хукера, Сонни Терри и других
оформилась в восточный блюз, а позже через «Led Zeppelin» и «The Beatles» стало
роком. Все эти события относятся большей частью уже к 1960-м годам.
В родном
городе Ледбелли, Шривпорте, ему поставлен памятник. В 1980 году Ледбелли вошёл
в «Зал славы» Nashvile Songwriter Assiciation, в 1986 году — в Зал славы блюза
Blues Foundation, в 1988 — в ещё более знаменитый Зал славы рок-н-ролла.
Курт
Кобейн являлся большим фанатом творчества Ледбелли, немалая часть песен «Нирваны»
была отыграна, написана и(или) записана с использованием Ледбелливской
легендарной акустической 12-струнной гитары, на которой у Кобейна, в
действительности, стояло не двенадцать, а 5-6 нейлоновых струн. В первую
очередь, этот музыкальный инструмент можно слышать на записи песен «Polly» и «Something
in the Way» в их альбоме «Nevermind». Группа исполнила кавер-версию «Where Did
You Sleep Last Night?» во время акустического концерта «Nirvana» в Нью-Йорке в
рамках шоу MTV Unplugged, назвав автора песни «своим любимым исполнителем». Эта
композиция присутствует не только на этом альбоме – «Nirvana» и Курт Кобейн в
частности, не редко исполняли и записывали ещё кавер-версии этой и нескольких
других известных песен Ледбелли, часть которых можно найти в их бокс-сете «With
the Lights Out».
В 2015
году в честь 125-летия Ледбелли было проведено несколько мероприятий. Центр
Кеннеди в сотрудничестве с Музеем Грэмми провел музыкальное мероприятие «Lead
Belly at 125: A Tribute to an American Songster» с участием Роберта Планта,
Элисон Краусс и Бадди Миллера с Виктором Крауссом в качестве хедлайнеров и Домом
Флемонсом в качестве ведущего. В Лондоне Королевский Альберт-Холл провел «Lead
Belly Fest» с участием Ван Моррисона, Эрика Бердона, Джулса Холланда, Билли
Брэгга, Пола Джонса и других.
Huddie
`Leadbelly' Ledbetter - The Definitive Leadbelly, 60th Anniversary Edition
(2009)
CD1
01
- Leadbelly - Good Morning Blues
02
- Leadbelly - If It Wasn't For Dicky
03
- Leadbelly - Leavin' In The Morning
04
- Leadbelly - Uncle Sam Says
05
- Leadbelly - Hitler Song
06
- Leadbelly - Laura
07
- Leadbelly - Bring A Little Water, Sylvie
08
- Leadbelly - Jim Crow Blues
09
- Leadbelly - Big Fat Woman
10
- Leadbelly - Black Girl
11
- Leadbelly - The Blood Done Signed My Name
12
- Leadbelly - I've A Pretty Flowers
13
- Leadbelly - Blind Lemon (Memorial Record)
14
- Leadbelly - Leadbelly's Dance
15
- Leadbelly - Frankie & Albert - Part 1
16
- Leadbelly - Frankie & Albert - Part 2
17
- Leadbelly - In The Evenin' When The Sun Goes Down
18
- Leadbelly - Corn Bread Rough
19
- Leadbelly - National Defence
20
- Leadbelly - Easy Rider
21
- Leadbelly - New York City
22
- Leadbelly - Little Sally Walker
23
- Leadbelly - Goodnight, Irene
24
- Leadbelly - Scottsboro Boys
25
- Leadbelly - I'm On My Last Go-Round
26
- Leadbelly - Whoa Back, Buck
27
- Leadbelly - I'm Alone Because I Love You
28
- Leadbelly - It's Tight Like That
29
- Leadbelly - Well You Know I Had To Do It
CD2
01
- Leadbelly - Rock Island Line
02
- Leadbelly - Roberta
03
- Leadbelly - House Of The Rising Sun
04
- Leadbelly - Nobody Knows You When You're Down And Out
05
- Leadbelly - Fannin' Street
06
- Leadbelly - Yellow Gal
07
- Leadbelly - C.C - Leadbelly - Rider
08
- Leadbelly - Alabama Bound
09
- Leadbelly - Sweet Mary
10
- Leadbelly - Going Back To Mary
11
- Leadbelly - New Orleans
12
- Leadbelly - Ha, Ha, This-A-Way
13
- Leadbelly - Daddy, I'm Coming Back To You
14
- Leadbelly - Pick A Bale Of Cotton
15
- Leadbelly - Midnight Special
16
- Leadbelly - Sukey Jump
17
- Leadbelly - How Long
18
- Leadbelly - Leaving Blues
19
- Leadbelly - T.B - Leadbelly - Blues
20
- Leadbelly - Red Cross Store
21
- Leadbelly - Sail On, Little Girl, Sail On
22
- Leadbelly - Bull Cow
23
- Leadbelly - Alberta
24
- Leadbelly - Digging My Potatoes
25
- Leadbelly - You Can't Lose Me Cholly
26
- Leadbelly - Grey Goose
CD3
01
- Leadbelly - Cow Cow Yicky Yea/ Out On The Western Plain
02
- Leadbelly - Noted Rider/ Big Fat Woman/Borrow Love & Go
03
- Leadbelly - John Hardy
04
- Leadbelly - Meeting At The Building/Talking Preaching/We Shall Walk Through
The Valley
05
- Leadbelly - John Henry
06
- Leadbelly - Go Down Old Hannah
07
- Leadbelly - Grasshoppers In My Pillow
08
- Leadbelly - Tell Me Baby What Was Wrong With You
09
- Leadbelly - Don't You Love Your Daddy No More
10
- Leadbelly - Stew Ball
11
- Leadbelly - Mothers Blues (Little Children Blues)
12
- Leadbelly - Salty Dog
13
- Leadbelly - Titanic (Fare Thee Well)
14
- Leadbelly - Boll Weevil
15
- Leadbelly - Take This Hammer
16
- Leadbelly - Can't You Line 'Em
17
- Leadbelly - Ain't Going Down To The Well No More
18
- Leadbelly - Ain't You Glad
19
- Leadbelly - Shout On (Honey I'm All Out & Down)
20
- Leadbelly - Birmingham Jail (Down In The Valley)
21
- Leadbelly - Bye & Bye When The Morning Comes
22
- Leadbelly - Po Howard
23
- Leadbelly - Matchbox Blues
24
- Leadbelly - Pigmeat
25
- Leadbelly - Green Corn
26
- Leadbelly - Backwater Blues
27
- Leadbelly - The Last 'Leaving Blues'
Commemorating
the 60th anniversary of Leadbelly’s death this compilation contains many rare
and previoulsy unheard Leadbelly performances as well as classic songs that
influenced everyone from Bob Dylan to Nirvana.
Huddie
‘Leadbelly ’ Ledbetter was born in 1888 in Louisiana and life was hard from the
off. By the time he was 27 he found himself in jail and from then on until
1933, when he was discovered by musicologists John and Alan Lomax, he was in
and out of jail for various crimes including murder. On this release we hear
the many facets of Leadbelly. He plays piano, accordion, dances, talks of his
life and, of course, displays his masterful talents on his beloved 12-string
all accompanied by that magisterial voice.
download
(mp3 @VBR kbs):
Комментариев нет:
Отправить комментарий