Его
участие в проекте — всегда знак качества. Он — мастер сложной
полистилистической импровизации, мастер мирового уровня. И в то же время
Парфёнов практически всегда — солист, но не лидер. Видимо, такова его позиция.
В чём именно она заключается — не знаем.
Дорогие
друзья! 19 января 1946 года в Булгакове (Башкирия) родился джазовый трубач,
флюгельгорнист, альтгорнист и композитор Юрий Парфенов. Энциклопедия Владимира
Фейертага «Джаз в России» сообщает, что он начал играть на трубе в духовом
оркестре Дворца пионеров во Фрунзе, столице Киргизской ССР (ныне Бишкек,
столица Республики Кыргызстан).
В 1972 году Юрий Васильевич окончил Ташкентскую консерваторию по классу трубы. С 1973 по 1979 годы он был солистом Узбекского государственного оркестра радио и телевидения. С 1979 по 1984 годы он играл в джаз-ансамбле «Бумеранг» на фестивалях в Фергане, Ярославле, Новосибирске, Москве. Именно «Бумеранг» барабанщика Тахира Ибрагимова в 1982 году впервые записал на пластинку авторские пьесы Юрия Парфёнова, в том числе его opus magnum — композицию «Дервиш».
«В
современном джазе существует ярко выраженная тяга к музыке Востока, и здесь я
не одинок, — говорил Парфёнов в интервью джазовому критику Ефиму Барбану ещё в
80-е годы. — Что касается моего творчества, то в нем есть некоторое сходство с
восточной медитацией».
Часть
записей «Бумеранга» в 2014 году была переиздана на CD московским лейблом
ArtBeat Music; вошёл в это переиздание и авторский трек Юрия Парфёнова
«Турецкие зарисовки» (1984) с блестящим джазовым соло на трубе.
Однако
впоследствии ориентальная тематика в творчестве Юрия Парфёнова долго не
находила выражения. С 1984 года Парфенов был солистом оркестра Олега
Лундстрема, с которым выступал на джазовых фестивалях в Чехословакии, Болгарии,
Голландии, США, Финляндии, Турции, Израиле, Китае.
В 1992 Парфенов
стал участником новоджазового ансамбля «Три О», а несколько позже — обширному
составу авангардистов-импровизаторов «Оркестр московских композиторов», в
котором каждое соло Парфёнова свидетельствовало о его таланте спонтанного
импровизатора в ладовой технике.
Также он
участвовал в проекте Натали Коул в Финляндии, выступал с джаз-оркестром
Иллинойсского университета под управлением профессора Джона Гарви. В сентябре
1993 года музыкант выступал как солист в интернациональном джазовом оркестре на
фестивале в Лионе – вместе с Джонни Гриффином, Збигневом Намысловским, Деборой
Браун. В том же году он выступил на интернациональном музыкальном фестивале в
Индии с квартетом Николая Панова.
Разносторонний
музыкант и талантливый композитор, Парфенов принимал непосредственное участие в
создании большинства программ оркестра, пополняя репертуар и своими
произведениями. Кроме большого количества сольных эпизодов в выступлениях
оркестра, им были исполнены сольные пьесы собственного сочинения: «Дервиш», «Из
Азии в Европу», «Связь времен». Его манера исполнения вобрала в себя черты
народного инструментального музицирования, его игру называли "новым словом
в джазе".
Работая
попеременно в Киргизии, Узбекистане, Казахстане, он всюду интересуется
национальной музыкой, стремится синтезировать её с джазом и отыскать в ней
близкие джазу импровизационные приемы. В одном из интервью Юрий Парфенов так
сформулировал своё джазовое кредо: "Музыка Востока всегда влекла
европейцев. Но ее язык трудно понять вне контекста культуры, частью которой она
является. В этой музыке множество исполнительских деталей, нюансов, которые
невозможно нотировать. Мне просто повезло, что я одновременно с джазом
незаметно для себя впитывал музыку Востока. Сейчас я хотел бы больше
экспериментировать с нею, попытаться разработать джазовый язык для выражения
сущности этой музыки и выразить в ней свою индивидуальность".
Юрий
Парфенов неоднократно получал самые разные премии и почетные звания. Помимо
прочего, он является лауреатом международных джазовых фестивалей Баку (1990),
Ялты (1993), Сочи (1995). В 1991 году в Вашингтоне на фестивале памяти Дюка
Эллингтона он получил «Американский сертификат качества». Так что Юрий
Васильевич со временем стал мировым достоянием.
Один из
ведущих советских музыковедов в области джаза, Ефим Семенович Барбан, говорит
так: «Портрет Парфенова будет неполон, если мы не попытаемся определить его
место не только в ряду советских джазменов. Могу с уверенностью сказать, что
многие моменты в игре Юры выдвигают его в ряды значительных трубачей Европы.
Сравнивая его с такими мастерами, как Кении Уиллер или Манфред Шуфф, видится
прежде всего четкая индивидуальность Парфенова, поскольку в его исполнении
чувствуется глубокие и развитое понимание идеи ритма в джазе. К примеру, многие
джазовые трубачи очень боятся так называемых "пустот" в музыке, то
есть тишины, не понимая, что пауза сама по себе, как в самой пьесе, так и в
игре на трубе, – такой же равноправный компонент в создании ритма. Поэтому
ритмическая изысканность Парфенова заключается в умелом оперировании паузой. Он
создает ритмические структуры не только за счет чисто музыкальных находок,
понимая, что тишина в произведении играет такую же значительную формообразующую
роль, как и само звукоизвлечение. Можно сказать несколько слов о самом его
звуке, о тембральной стороне игры, которая очень близка к тому, что исполняет
Майлс Дэвис в "Балладах", поскольку именно теплое, лирическое начало
очень свойственно творческому дару Парфенова».
7 октября
2011 года группа «АукцЫон» представила альбом «Юла», в записи которого
участвовал Юрий Парфенов, ставший постоянным участником группы. И, наконец,
Парфёнов регулярно появляется на российских фестивальных сценах как
приглашённый солист с различными специальными проектами. Среди наиболее
запомнившихся выступлений такого рода — проект «Гардарика» Анатолия Вапирова на
Фестивале Владимира Резицкого в Архангельске в октябре 2015. Впоследствии
запись этого концерта была выпущена московским лейблом ArtBeat Music как
Anatoly Vapirov Project «Gardarika / Live in Arkhangelsk».
Комментариев нет:
Отправить комментарий