воскресенье, 19 января 2025 г.

Джаз родом из СССР. Юрий Парфенов (род. 19 января 1946 года).

Советский джаз.

Его участие в проекте — всегда знак качества. Он — мастер сложной полистилистической импровизации, мастер мирового уровня. И в то же время Парфёнов практически всегда — солист, но не лидер. Видимо, такова его позиция. В чём именно она заключается — не знаем.

Дорогие друзья! 19 января 1946 года в Булгакове (Башкирия) родился джазовый трубач, флюгельгорнист, альтгорнист и композитор Юрий Парфенов. Энциклопедия Владимира Фейертага «Джаз в России» сообщает, что он начал играть на трубе в духовом оркестре Дворца пионеров во Фрунзе, столице Киргизской ССР (ныне Бишкек, столица Республики Кыргызстан).

Джаз-ансамбль "Бумеранг" – «Дервиш» (Ю. Парфёнов)

В 1972 году Юрий Васильевич окончил Ташкентскую консерваторию по классу трубы. С 1973 по 1979 годы он был солистом Узбекского государственного оркестра радио и телевидения. С 1979 по 1984 годы он играл в джаз-ансамбле «Бумеранг» на фестивалях в Фергане, Ярославле, Новосибирске, Москве. Именно «Бумеранг» барабанщика Тахира Ибрагимова в 1982 году впервые записал на пластинку авторские пьесы Юрия Парфёнова, в том числе его opus magnum — композицию «Дервиш».

«В современном джазе существует ярко выраженная тяга к музыке Востока, и здесь я не одинок, — говорил Парфёнов в интервью джазовому критику Ефиму Барбану ещё в 80-е годы. — Что касается моего творчества, то в нем есть некоторое сходство с восточной медитацией».

Часть записей «Бумеранга» в 2014 году была переиздана на CD московским лейблом ArtBeat Music; вошёл в это переиздание и авторский трек Юрия Парфёнова «Турецкие зарисовки» (1984) с блестящим джазовым соло на трубе.

Бумеранг – «Турецкие Зарисовки» (Turkish Sketches) (1984).

Однако впоследствии ориентальная тематика в творчестве Юрия Парфёнова долго не находила выражения. С 1984 года Парфенов был солистом оркестра Олега Лундстрема, с которым выступал на джазовых фестивалях в Чехословакии, Болгарии, Голландии, США, Финляндии, Турции, Израиле, Китае.

В 1992 Парфенов стал участником новоджазового ансамбля «Три О», а несколько позже — обширному составу авангардистов-импровизаторов «Оркестр московских композиторов», в котором каждое соло Парфёнова свидетельствовало о его таланте спонтанного импровизатора в ладовой технике.

Также он участвовал в проекте Натали Коул в Финляндии, выступал с джаз-оркестром Иллинойсского университета под управлением профессора Джона Гарви. В сентябре 1993 года музыкант выступал как солист в интернациональном джазовом оркестре на фестивале в Лионе – вместе с Джонни Гриффином, Збигневом Намысловским, Деборой Браун. В том же году он выступил на интернациональном музыкальном фестивале в Индии с квартетом Николая Панова.

Юрий Парфенов, Сергей Летов и ансамбль "Народный праздник": "Кого нету того мене жаль" и "Тарара"

Разносторонний музыкант и талантливый композитор, Парфенов принимал непосредственное участие в создании большинства программ оркестра, пополняя репертуар и своими произведениями. Кроме большого количества сольных эпизодов в выступлениях оркестра, им были исполнены сольные пьесы собственного сочинения: «Дервиш», «Из Азии в Европу», «Связь времен». Его манера исполнения вобрала в себя черты народного инструментального музицирования, его игру называли "новым словом в джазе".

Работая попеременно в Киргизии, Узбекистане, Казахстане, он всюду интересуется национальной музыкой, стремится синтезировать её с джазом и отыскать в ней близкие джазу импровизационные приемы. В одном из интервью Юрий Парфенов так сформулировал своё джазовое кредо: "Музыка Востока всегда влекла европейцев. Но ее язык трудно понять вне контекста культуры, частью которой она является. В этой музыке множество исполнительских деталей, нюансов, которые невозможно нотировать. Мне просто повезло, что я одновременно с джазом незаметно для себя впитывал музыку Востока. Сейчас я хотел бы больше экспериментировать с нею, попытаться разработать джазовый язык для выражения сущности этой музыки и выразить в ней свою индивидуальность".

Юрий Парфенов неоднократно получал самые разные премии и почетные звания. Помимо прочего, он является лауреатом международных джазовых фестивалей Баку (1990), Ялты (1993), Сочи (1995). В 1991 году в Вашингтоне на фестивале памяти Дюка Эллингтона он получил «Американский сертификат качества». Так что Юрий Васильевич со временем стал мировым достоянием.

Юрий Парфенов и Гоги Метакса (Алматы 2007 г. Память Тахиру Ибрагимову).

Один из ведущих советских музыковедов в области джаза, Ефим Семенович Барбан, говорит так: «Портрет Парфенова будет неполон, если мы не попытаемся определить его место не только в ряду советских джазменов. Могу с уверенностью сказать, что многие моменты в игре Юры выдвигают его в ряды значительных трубачей Европы. Сравнивая его с такими мастерами, как Кении Уиллер или Манфред Шуфф, видится прежде всего четкая индивидуальность Парфенова, поскольку в его исполнении чувствуется глубокие и развитое понимание идеи ритма в джазе. К примеру, многие джазовые трубачи очень боятся так называемых "пустот" в музыке, то есть тишины, не понимая, что пауза сама по себе, как в самой пьесе, так и в игре на трубе, – такой же равноправный компонент в создании ритма. Поэтому ритмическая изысканность Парфенова заключается в умелом оперировании паузой. Он создает ритмические структуры не только за счет чисто музыкальных находок, понимая, что тишина в произведении играет такую же значительную формообразующую роль, как и само звукоизвлечение. Можно сказать несколько слов о самом его звуке, о тембральной стороне игры, которая очень близка к тому, что исполняет Майлс Дэвис в "Балладах", поскольку именно теплое, лирическое начало очень свойственно творческому дару Парфенова».

7 октября 2011 года группа «АукцЫон» представила альбом «Юла», в записи которого участвовал Юрий Парфенов, ставший постоянным участником группы. И, наконец, Парфёнов регулярно появляется на российских фестивальных сценах как приглашённый солист с различными специальными проектами. Среди наиболее запомнившихся выступлений такого рода — проект «Гардарика» Анатолия Вапирова на Фестивале Владимира Резицкого в Архангельске в октябре 2015. Впоследствии запись этого концерта была выпущена московским лейблом ArtBeat Music как Anatoly Vapirov Project «Gardarika / Live in Arkhangelsk».

Комментариев нет:

Отправить комментарий