вторник, 21 января 2025 г.

«Что такое вездесущая власть джаза для неугомонного авантюриста? Конечно же – свобода в пересечении любых границ». Вольфганг Даунер (30 декабря 1935 - 10 января 2020).

Джаз в Германии.

Выдающиеся джазовые музыканты.

Ну а для нас с вами: если в это волшебное предновогоднее время она проявляется в каком-то особенном предвкушении всевозможных чудес, то можно смело поверить в то, что Вольфганг Даунер (Wolfgang Dauner), родившийся 30 декабря 1935 года в Штутгарте (Германия), это один из тех малышей, которые появляются на свет под Новогодней ёлочкой.

Wolfgang Dauner - Et Cetera - Raga/ Lady Blue/ Thursday Morning Sunrise Medley (1971)

Роль этого замечательного немецкого пианиста, трубача и композитора в развитии современного джаза, более того, в очередном культурном ренессансе в Германии и в Европе сравнивают с влиянием Майлса Дэвиса на развитие музыки XX века в США и в мире в целом. А если точнее, то Вольфганг – это ещё один пример музыканта, получившего широкое признание в Европе, по большому счёту, без ведома североамериканских любителей джаза. Его музыкальная многогранность распространяется буквально на все жанры: от классики до фри-джаза, джаз-рока и электронной музыки с элементами оперы, театра, кино и музыки для детей (за что он получил титул "Моцарта в детской музыке").

В своём собственном детстве Вольфганг был несносным ребёнком, но ведь времена Второй мировой войны и для Германии лёгкими не назовёшь. Мальчишка почти не знал своего отца и рос под присмотром приёмной тёти и мамы, которая была уже в пожилом возрасте. По его же словам, играть на фортепиано он научился во сне, поскольку тётя его давала частные уроки студентам по ночам, чтобы заработать ещё немного денег. Каждый вечер, засыпая, он слушал, как в соседней комнате ученики играли сонатину Кулау № 1 из 20 опуса и на определённом моменте вечно ошибались, останавливались, либо играли фальшиво. Когда Вольфганг это услышал в очередной раз, он не выдержал, вышел из спальни, подошёл к инструменту и просто заиграл, наслаждаясь своим первым публичным выступлением.

Ну а дальше были кошмарные уроки музыки в школе. Там уже прекрасно владеющему инструментом мальчику не было совершенно никакой возможности играть, поскольку в классе и вовсе отсутствовало фортепиано, а чтобы получить хорошую оценку, достаточно было всего лишь хорошо исполнять народные песни. Но только Вольфгангу этого было недостаточно, ведь как-то в интервью немецкому журналу "Время" он сказал: "Музыка была моей спокойной гаванью. Когда мне было плохо, я садился играть, когда мне становилось хорошо – я тоже играл на рояле. За фортепиано я мог плакать и смеяться, я обо всём забывал, когда играл… – иногда, к сожалению, и приходить на важные встречи…"

Учитывая этот нюанс, неудивительно, что как джазовый музыкант Вольфганг был в основном самоучкой, хотя в 1958 году и окончил Консерваторию в Штутгарте, где обучался композиции, игре на фортепиано и трубе. Ещё в молодости он отошёл от клише некоторых европейских последователей чистого (традиционного) джаза, одним из первых признал роль синтезатора в джазе и начал развивать в своём творчестве идеи фьюжн и прогрессивного джаз-рока.

Radio Jazz Group Stuttgart & Chick Corea – «Return To Forever» (1972).

К примеру, в 1969 году он стал руководителем ансамбля "Radio Jazz Group Stuttgart" со Сбигневом Сейфертом и Жаном-Люком Понти и, не стесняясь, заигрывал с хоровой музыкой Фреда Ван Хоува, записав со своим трио, организованном ещё в 1963-м, альбом "Реквием для Че Гевары" (на "ESM" в 1970 году). И вместе с Альбертом Мангельсдорфом собрал "United Jazz Rock Ensemble" ("Объединённый Джаз Рок - ансамбль"), или "Бэнд бэнд-лидеров" (неформальное название), просуществовавший 27 лет, вплоть до 2002 года. По его же словам, то, что играл этот ансамбль, было вовсе не джаз-роком, а просто оригинальной музыкой собственного сочинения.

Среди других его оригинальных авторских произведений: джазовая опера "Первородный зов" (для симфонического оркестра, сопрано и джазового квартета), впервые исполненная на Джазовом Фестивале в Берлине в 1976-м. И это не считая многочисленных произведений для кино, телевизионных программ и театральных постановок, которые, к слову, он довольно широко использовал (наряду с танцевальными элементами) в своих концертных выступлениях.

Wolfgang Dauner & SWR Big Band – «Sketch Up And Downer»

Его неиссякаемого источника творческой энергии в 70-х и 80-х годах прошлого столетия хватило на участие в записи по меньшей мере 50 альбомов с самыми разными музыкантами, среди которых – Альберт Мангельсдорф и Эберхард Вебер (замечательное видео вот здесь: www.youtube.com/watch?v=nn...). Вольфганг также записывался с Хансом Колером (с которым, кстати, они образовали группу "Free Sound & Super Brass Big Band"). Кроме того, в 1977 году он выступил сооснователем лейбла "Mood Records" и поставил музыкально-лазерное шоу, которое было представлено в культурном центре Германии на Олимпиаде 1992 года в Барселоне. В 1993-м году он написал музыку для церемоний открытия и награждения Чемпионата по легкой атлетике, проходившего в его родном Штутгарте, и гастролировал в Северной и Южной Америке в конце 90-х – начале 2000-х годов.

Вольфганг Даунер – обладатель нескольких государственных наград, в том числе и "German Jazz Trophy" за "жизнь в джазе/общий вклад в развитие джазового искусства". До конца своих дней он проживал в уютном семейном гнёздышке в престижном районе Штутгарта с женой (художником по костюмам Рэнди Бубат), радовался успехам сына – барабанщика Флориана Даунера, продолжал гастролировать и сочинять музыку.

Он скончался 10 января 2020 года в возрасте 84 лет.

Dauner Forever!

И напоследок хотелось бы процитировать его слова о джазе из последнего интервью, в котором на вопрос, "что означает для вас джаз", музыкант ответил следующее: "Джаз – это параллелограмм сил между энергией и её высвобождением, представляющий собой великую силу. Джаз – это прежде всего свобода. Я, например, никогда не понимал всех этих догм, о которых говорят в теории композиции. Если вы хотите творить джаз, вы должны иметь много энергии, а что же касается финансовой стороны вопроса – хорошего адвоката".

Екатерина Селянинова

Статья написана по мотивам интервью Вольфганга Даунера немецкому онлайн журналу "DIE ZEIT" ("Время).

Комментариев нет:

Отправить комментарий