пятница, 22 сентября 2023 г.

Классика рока. Uriah Heep – «Salisbury» (1971).

Прогрессивный рок

Хард-рок

«Salisbury» («Солсбери») — второй студийный альбом британской рок-группы Uriah Heep, вышедший 12 января 1971 года, записанный продюсером Джерри Броном, первоначально (как и дебютный альбом) выпущенный на «Vertigo Records», но вскоре — после образования «Bronze Records» — перевыпущенный «Mercury». Альбом поднялся до №103 в списках Billboard 200.

«Salisbury» представляет собой уклон в популярное в то время музыкальное направление, которое теперь чаще называют прогрессивный рок или прогрок, а тогда звали арт-рок. Самые яркие вещи альбома: 16-минутная заглавная композиция «Salisbury» с участием оркестра из 24 человек и одна из популярнейших песен Uriah Heep - акустическая баллада «Lady In Black».

Uriah Heep – «Lady in Black» (Videoclip)

 К тому времени, барабанщик Олли Олссон вернулся к Элтону Джону, от которого ушел после записи его дебютного альбома. Тот альбом – «Empty Sky» (1969) - внезапно возымел успех в США, и они поехали в турне пожинать плоды успеха. Uriah Heep взяли вместо Олссона ударником Кита Бейкера. «Salisbury» продюссировал опять Джерри Брон на той же лондонской студии «Lansdowne», что и первый свой альбом. В этом альбоме чрезвычайно выросла доля творческого влияния Кена Хенсли: им написана половина песен в «Salisbury». Вторая половина написана им же, только в соавторстве с Боксом и Байроном.

Тексты альбома - в лучших традициях Uriah Heep - светлый возвышенный романтизм. Баллада "Дама в черном" («Lady In Black») рассказывает о чудесной встрече молодого человека, озабоченного жаждой убить своих врагов "без всякой мысли о любви и Боге", с мистической Дамой в черном плаще. Он "умолял ее дать ему коней, чтобы растоптать врагов", но Она - "мать всех людей", дала ему мудрые наставления, внесла мир и покой в его изнуренную душу и "наполнила сердце жизнью". Уходя, Она уверила парня, что всегда рядом, если понадобится:

«И если вы встретите Ее однажды,

Жадно пейте слова ее мудрости,

наберитесь от нее мужества как награды

и передайте привет от меня..."

Другая вещь альбома – «Time To Live» ("Время жить") - настоящий гимн жизни и свободе. Байрон поет от лица парня, отсидевшего двадцать лет за убийство человека, который сделал что-то дурное его любимой. Завтра он выйдет за дверь тюрьмы.

«Дайте увидеть солнечный свет

Дайте почувствовать дождь

Дайте мне идти, куда хочу

Я хочу нюхать цветы

Видеть снова зарю

Разыскать старых друзей.»

Как и на первом альбоме, Uriah Heep опять поместили на обложке собственную аннотацию:

«Первая песня на первой стороне всегда важна для любого альбома, ее следует отбирать очень тщательно. Мы выбрали «BIRD OF PREY», во-первых, потому что обычно мы начинаем с нее концерты, во-вторых, потому что она представляет более тяжелую сторону нашей группы. Написана в Ричмонде прошлым летом.

Uriah Heep – «Bird Of Prey» (2016 Remaster) (Official Audio)

Ради контраста, за ней следует «THE PARK». Песня началась со стиха, который я написал прошлым августом в Стэнуэлл виледж, Мидлсекс. Музыка основана на гармонии, которую мы обнаружили в одном прекрасном доме в Гамбурге, какое-то время спустя. Текст уносит нас в дрейфование задумчивой инструментальной партии, возвращаясь в последнем куплете. Здесь группа интерпретирует печально неизбежные стороны жизни.

Uriah Heep – «The Park» (2016 Remaster) (Official Audio)

«TIME TO LIVE» была собрана воедино в августе на репетиции в Чизвике, Лондон и рассказывает о парне, который возвращается в этот мир, к своей женщине после долгого времени, проведенного в тюрьме (одна из материальных форм неволи). Дэвид, обычно пишущий тексты о личном, поет здесь не о собственном опыте!

Uriah Heep – «Time To Live» (2016 Remaster) (Official Audio)

«LADY IN BLACK» написана в начале ноября в Брэдфорде под впечатлением от образа одной прекрасной незнакомки и аранжирована, необычным образом, на базе четырех акустических гитар и тяжелого вокального напева. Оглядываясь в прошлое, она возможно - плод прекрасно проведенного времени в Мюнхене.

Uriah Heep – «Lady In Black» (Official Lyric Video)

Вторая сторона и «HIGH PRIESTESS», которая рассказывает просто о счастье, которое могут создать "сплоченные" люди. Написана в начале сентября в Германии, и красивая, и тяжелая - возможно.

Uriah Heep – «High Priestess» (2016 Remaster) (Official Audio)

Таким образом мы подошли к «SALISBURY» - заглавная вещь альбома и наша первая попытка крупномасштабного композиторства, так превосходно и необычно дополненная аранжировками Джона Фидди для медных и деревянных духовых инструментов. Там идут потоки бестолковых звуков, а затем почти барочная часть с английским рожком и флейтами вокруг вокала Дэвида. Орган и оркестр вступают вместе в основную часть пьесы. Вступающий вокал приводит к органному соло, подгоняемому басом Пола, и оркестр невероятно гармонирует с ними! В конце вступают все, до внезапной смены настроения, когда возвращается вокал и превосходно сконструированное гитарное соло Мика. Вокруг звучит так много звуков, нетрудно уловить всякий раз что-нибудь новенькое! Перед кульминацией ненадолго возвращается вступление и нежные басовые кларнеты в квинтах, которые медленно возвращают нас на землю. Записывать эту вещь было сплошным кайфом!"

Uriah Heep – «Salisbury» (2016 Remaster) (Official Audio)

Британская пресса, по большей части, оставалась глухой к музыкальным качествам группы, сосредотачиваясь исключительно на внешних сторонах их деятельности. Разнообразие альбома объясняется поиском собственного стиля, хотя Хенсли позже, скромно приуменьшал роль амбиций, поставивших Uriah Heep на выдающееся место хард-роковой сцены: "Всё, что мы знали в то время, это то, что мы хотели играть громкий рок-н-ролл."

Канадский журналист Мартин Попофф описал альбом как «мрачный даун» и «неудачный эксперимент», приписав причину промаха «прог-роковому кошмару» заглавного трека в частности и «топорной работе группы» вообще.

Оформление обложки перекликается с названием альбома. Равнина Солсбери - это меловое плато в графстве Уилтшир, Англия, известное, во-первых, потому что там находится мистическое каменное сооружение под названием Стоунхендж. Во-вторых, еще с конца XIX века там расположен самый крупный в Великобритании военный полигон. На лицевой стороне обложки альбома изображен на ходу «Chieftain» - основной танк британской армии, находившийся на вооружении в 1960-х - 1970-х годах. Правда, непонятно, какое отношение имеет к этому полигону группа Uriah Heep...

Комментариев нет:

Отправить комментарий