воскресенье, 1 января 2023 г.

Классика рока. The Beatles – «Yellow Submarine» (1969).

13 января 1969 - The Beatles выпустили десятый студийный альбом "Yellow Submarine", звуковую дорожку к ранее представленному мультфильму. Особенно замечательны ранее изданные песни с этой пластинки: "Yellow Submarine" и "All You Need Is Love".

Yellow Submarine - "Жёлтая подводная лодка" - десятый британский альбом The Beatles, вышедший в январе 1969 года на Apple Records (PMC 7070 - моно, PCS 7070 - стерео в Великобритании, SW-153 - в США) в большинстве стран. В Европе были также издания на Odeon, а в Новой Зеландии, Австралии и Венесуэле - на Parlophone. Альбом позиционировался как саундтрек к одноимённому мультфильму Yellow Submarine, который вышел на экраны в Великобритании в июле 1968 года.

Выпуск альбома-саундтрека к фильму Yellow Submarine сначала планировался на декабрь 1968 года, но его решили оттянуть по причине большого успеха предыдущего альбома The Beatles (Белый альбом). В итоге вышедший в свет в середине января 1969 года, Yellow Submarine так и не смог сбить с вершины хит-парада "Белый альбом", и наивысшим его достижением был №2.

Первая сторона Yellow Submarine состоит из песен The Beatles. Вторая сторона целиком - оркестровая музыка Джорджа Мартина к мультфильму. Причём, это не та запись, что звучит в мультфильме - для альбома Мартин записывал эти произведения отдельно.

The Beatles – «Yellow Submarine» (Music video by The Beatles performing Yellow Submarine. (C) 2015 Calderstone Productions Limited (a division of Universal Music Group) / Apple Corps Ltd. / Subafilms Ltd).

Yellow Submarine собирался как "сборная солянка". Из шести песен Битлз в альбоме на тот момент только четыре были изданы впервые. Заглавная песенка "Yellow Submarine" выходила в 1966 году и на сингле, и в альбоме Revolver. Песня "All You Need Is Love" выходила в 1967 году на сингле, а также в американском альбоме Magical Mystery Tour. Новшеством было то, что в Yellow Submarine она впервые вышла в стереозвучании. На сингле 1967 года издавалась моноверсия "All You Need Is Love", а в американском Magical Mystery Tour было не настоящее, а псевдостерео.

The Beatles – «All You Need Is Love» («Битлз добавили веселья людям и увеличили сумму человеческого счастья. Вы можете смотреть эти кадры снова и снова и никогда не поймете, почему». - Марк Эллен)

Из четырёх новых песен только две прозвучали в мультфильме: "All Together Now" и "Hey Bulldog". "All Together Now" (А теперь все вместе) была записана ещё 12 мая 1967 г. во время сессий записи Magical Mystery Tour и с тех пор пролежала на полке. Это чисто маккартневская песня, детская считалочка, хоть и не совсем с детским текстом. "Hey Bulldog" (Эй бульдог) была записана 11 февраля 1968 г. во время начальных сессий записи "Белого альбома".

The Beatles – «All Together Now» (short video, 1969).

Звукоинженер Джефф Эмерик, работавший над записью Битлз, начиная с альбома Revolver (1966), впоследствии отметил, что "Hey Bulldog" была последней песней Битлз, записанной командным духом со всеобщим энтузиазмом всех четверых. В своей книге "Here, There, Everywhere" он писал: "Это была возможно самая изобретательная басовая партия Пола со времён "Сержанта Пеппера", и он действительно хорошо сыграл её. Харрисон выдал просто блестящее соло, уловил то, что надо. Он использовал один из своих новеньких фуззов, а его усилок был включён на полную громкость, поэтому гитара просто завопила."

The Beatles – «Hey Bulldog» (Music video by The Beatles performing Hey Bulldog. (C) 2015 Calderstone Productions Limited (a division of Universal Music Group) / Apple Films Ltd.)

Маккартни вспоминал в 1994 году о той сессии с любовью: "Я помню это была одна из песен Джона, а я помог её закончить в студии, но в основном это в его духе. В концовке мы с Джоном сделали небольшой рэп, немножко побезумничали. Мы всегда старались делать каждую песню по-разному. Мы считали: "Зачем сочинять что-то похожее на последнюю? Мы это уже сделали." Мы были на лестнице, на которой не было никакого смысла спускаться на ступеньку назад и даже оставаться на той же ступеньке - лучше продвинуться на ступеньку вперёд."

"Only a Northern Song" (Это всего лишь Северная Песня) Джорджа Харрисона, записанная 13-14 февраля с окончательными наложениями 20 апреля 1967 года во время сессий записи Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band. В "Сержанта" её не включили, и она дождалась своего часа только с производством мультфильма "Жёлтая подводная лодка", а потом попала в его саундтрек-альбом. "Only a Northern Song" довольно сложная для популярной музыки композиция, с небольшими диссонансами и беспорядочной сменой тональности, что дало повод считать "Only a Northern Song" предтечей прогрессивного рока.

The Beatles – «Only A Northern Song» (Remastered 2009).

Песню записывали новаторским по тем временам методом: на двух 4-дорожечных магнитофонах. Её сложная аранжировка строилась на множестве дополнительных наложений, включая трубу с дисторшном в исполнении Маккартни, орган с ревером в исполнении Харрисона и ударный музыкальный инструмент глоккеншпиль (типа металлофона) в исполнении Леннона. Для музыки можно было задействовать только семь дорожек, а восьмая использовалась для синхронизации двух аппаратов. Неразрешимой трудностью оказалось включить синхронно оба магнитофона на воспроизведение, поэтому осуществить стереомикширование оказалось невозможным. Имеются только мономикс песни и сфабрикованное из него псевдостерео.

Напоминаем, что псевдостерео (Duophonic или fake stereo) достигается путём манипуляций с монозаписью, когда она разбивается на два идентичных канала, затем между этими каналами создаётся искусственная десинхронизация на какие-то доли секунды, затем в одном канале обрезаются какие-то низкие частоты, в другом канале - какие-то высокие. Иногда сюда добавляют ревербератор или другие трюки, и в результате получается псевдостерео без реального стереоразделения. "Only a Northern Song" - одна из восьми песен The Beatles, не имеющих реального стереоварианта.

Песня интересна не только в музыкальном отношении, но и в смысловом. "Это всего лишь Северная Песня" с одной стороны относится к Ливерпулю "Святому городу на Севере Англии," - как комментировал с типичной для него иронией Джордж Харрисон. С другой стороны, это ещё одна песня Битлз, все издательские права на которую, с самого момента её создания, переходили к компании Northern Songs Ltd. (ООО "Северные песни" по-нашему). Эту фирму создал в 1963 году один из крупнейших паразитов в мире музыки Дик Джеймс, настоящее имя которого Леон Исаак Вапник. Когда в 1965 году компанию сделали открытой акционерной с выходом на биржу, у Дика Джеймса оказалось 37,5% всех акций "Северных Песен", Леннон и Маккартни имели по 15% каждый, а Старр и Харрисон - по 0,8%.

В 1968 году, когда Битлы создали свою компанию Apple и попытались взять под контроль всё, что они сочиняли, Дик Джеймс не собирался идти на уступки. И без того холодные отношения между ними дошли до того, что в 1969 году Дик Джеймс, нарочно не поставив Битлз в известность, продал свой контрольный пакет акций британской телекомпании ATV. Леннон узнал об этой сделке только из утренней газеты и немедленно позвонил Маккартни. Таким образом, Битлз навсегда утратили издательские права на собственные песни.

Поэтому Харрисон прикалывается в песне "Only a Northern Song", объясняя её диссонансы и саркастические уходы из тональности словами:

И не имеет значения, какие аккорды я играю,

какие слова пою,

и день ли сейчас или ночь -

Ведь это всего лишь одна из Северных Песен.

Как объяснял Харрисон: "До меня дошло, что едва я напишу половину какой-нибудь песни, как он [Дик Джеймс] тут как тут - уже оформляет свой копирайт." Возможно, что из-за её бунтарского характера песню не включили в Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band.

Альбом Yellow Submarine оказался настоящей отдушиной для невостребованного творчества Джорджа Харрисона. Сюда вошла и другая его песня - "It's All Too Much" (Этого всего так много), записанная перед самым выпуском "Сержанта Пеппера" 25-26 мая и законченная 2 июня 1967 года. Тогда песню пообещали включить в следующий альбом, но когда пришла очередь этого следующего - им оказался Magical Mystery Tour - Харрисона опять "прокатили". Джордж позже вспоминал, что Леннон с Маккартни продолжали относиться к нему как к младшему, с тех самых пор, как он присоединился к ним в 15-летнем возрасте. Джон был старше на три года, а Пол - всего лишь на год.

The Beatles – «It's All Too Much» (Remastered 2009).

"It's All Too Much" - очень необычная для The Beatles песня во многих отношениях. В духе индийских увлечений Харрисона, мелодия не ищет здесь привычного разрешения или какого-то музыкального развития. В тексте говорится о том, что "Этого всего так много для меня, любовь сияет здесь повсюду. Чем больше я становлюсь, тем меньше я знаю, и того, что я делаю более чем много."

"It's All Too Much" необычна и тем, что записывалась не в студии Abbey Road, как подавляющее большинство песен Битлз, и вообще не в студии компании EMI, а в De Lane Lea Studios, где обычно озвучивали кинофильмы, по её прежнему лондонскому адресу: 129 Kingsway. Харрисон и Леннон оба играют в песне на соло- и ритм-гитарах, а Харрисон ещё и на органе. Это единственная вещь The Beatles, где интенсивно используется "заводка" гитары от динамиков (если не считать раннюю песню "I Feel Fine", где также применяется этот приём, но не в таких масштабах).

Альбом Yellow Submarine провёл две недели на третьем месте в британском хит-параде одновременно с "Белым альбомом", стойко державшимся на вершине, и к концу 1969-го разошёлся миллионным тиражом. Некоторые считают Yellow Submarine самым слабым альбомом The Beatles, другие наоборот - самым интересным с точки зрения экспериментальности. Сами Битлы не считали его очередным альбомом, поскольку он был собран из записей разных годов, и они мало участвовали в данном проекте (об этом говорит и простенькое оформление обложки). Тем не менее, глядя из нашего времени, можно смело сказать: Yellow Submarine - это классика, это канонический британский альбом (один из двенадцати), это толчок к развитию прогрессивного рока и более поздних музыкальных течений 1980-х.

 

АМЕРИКАНСКАЯ И АНГЛИЙСКАЯ ВЕРСИИ

На обоих вариантах Yellow Submarine, как в Англии, так и в США, обложка в целом одна и та же, но есть маленькие различия. На британской версии прямо под словом Submarine вставлена фраза NOTHING IS REAL (НИЧТО НЕ РЕАЛЬНО), отпечатанная зелёным шрифтом, взятая из песни "Strawberry Fields Forever". На американской обложке эту фразу убрали, а в правом верхнем углу добавили надпись "Selections by the Beatles plus original film music" (Выборка из Битлз плюс оригинальная музыка к фильму).

George Martin – «Pepperland» (Remastered 2009).

На обратной стороне британской обложки помещён обзор "Белого альбома" авторства Тони Палмера из английской газеты The Observer. Этот обзор предваряет небольшое, довольно бестолковое и сбивчивое вступление Дирека Тэйлора - пресс-атташе The Beatles. На обратной стороне американской обложки помещена выдуманная иллюстрированная биография вымышленной группы Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band, где битву этой группы с Синими Злюками-подлюками сравнивают с тремя другими грандиознейшими событиями в истории английской словесности: битвой Беовульфа за медовый зал Хеорот, подписанием королём Иоанном Безземельным Великой Хартии вольностей и написанием Томасом Джефферсоном Декларации Независимости.

George Martin – «Yellow Submarine In Pepperland» (Remastered 2009).

Музыкальное содержание альбома в обоих версиях одинаковое, только на американской обложке (и ярлыке пластинки) композиции "Sea of Time" (Море времени) и "Sea of Holes" (Море дыр) объединены названием "Medley: Sea of Time & Sea of Holes". В США Yellow Submarine выходил только в стереоверсии, а в Англии - в стерео и моно, хотя это был не настоящий мономикс. Предыдущие альбомы The Beatles Джордж Мартин микшировал отдельно стерео-, и отдельно моноверсию. В результате там встречались какие-то любопытные расхождения в звуках, в длительности песен и т.п. Для альбома Yellow Submarine моноверсия не сводилась специально, а просто взяли стереоверсию и свели два её канала в один. И даже "Only a Northern Song" на британском моно варианте не есть чистая моноверсия песни, а всего лишь сведённая из её псевдостереомикса. Настоящая моноверсия появилась только на ремастере 2009 года.

По материалам из интернета

The Beatles - Yellow Submarine (1969)

01. Yellow Submarine

02. Only A Northern Song

03. All Together Now

04. Hey Bulldog

05. It's All Too Much

06. All You Need Is Love

07. Pepperland

08. Sea Of Time

09. Sea Of Holes

10. Sea Of Monsters

11. March Of The Meanies

12. Pepperland Laid Waste

13. Yellow Submarine In Pepperland

 

The only Beatles album that could really be classified as inessential, mostly because it wasn't really a proper album at all, but a soundtrack that only utilized four new Beatles songs. (The rest of the album was filled out with "Yellow Submarine," "All You Need Is Love," and a George Martin score.) What's more, two of the four new tracks were little more than pleasant throwaways that had been recorded during 1967 and early 1968. These aren't all that bad; "All Together Now" is a cute, kiddieish McCartney singalong, while "Hey Bulldog" has some mild Lennon nastiness and a great beat and central piano riff, with some fine playing all around -- each is memorable in its way, and the inclusion of the Lennon song here was all the more important, as the sequence from the movie itself in which it was used was deleted from the original U.S. release of the movie (which had no success whatever in the U.K. and quickly disappeared, thus making the U.S. version the established cut of the film for decades, until the late-'90s restoration and DVD re-release of the movie). George Harrison's two contributions were the more striking of the new entries -- "Only a Northern Song," a leftover from the Sgt. Pepper's sessions, generated from a period in which the guitarist became increasingly fascinated with keyboards, especially the organ and the Mellotron (and, later, the synthesizer), and is an odd piece of psychedelic ersatz, mixing trippiness and some personal comments; its lyrics (and title) on the one hand express the guitarist/singer/composer's displeasure at being tied in his publishing to Northern Songs, a company in which John Lennon and Paul McCartney were the majority shareholders; and, on the other, they present Harrison's vision of how music and recording sounded, from the inside out and the outside in, during the psychedelic era -- the song thus provided a rare glimpse inside the doors of perception of being a Beatle (or, at least, one aspect of being this particular Beatle) circa 1967. And then there was the jewel of the new songs, "It's All Too Much"; coming from the second half of 1967, the song -- resplendent in swirling Mellotron, larger-than-life percussion, and tidal waves of feedback guitar -- was a virtuoso excursion into otherwise hazy psychedelia, that was actually superior in some respects to "Blue Jay Way," Harrison's songwriting contribution of The Magical Mystery Tour; the song also later rated a dazzling cover by Steve Hillage in the middle of the following decade. The very fact that George Harrison was afforded two song slots and a relatively uncompetitive canvas for his music shows how little the project meant to Lennon and McCartney -- as did the cutting of the "Hey Bulldog" sequence from the movie, apparently with no resistance from Lennon, who had other, more important artistic fish to fry in 1968. What is here, however, is a good enough reason for owning the record, though nothing rates it as anything near a high-priority purchase.

The album would have been far better value if it had been released as a four-song EP (an idea the Beatles even considered at one point, with the addition of a bonus track in "Across the Universe" but ultimately discarded). And the original soundtrack was partly supplanted by the release at the end of the '90s of the Yellow Submarine (Songtrack), which marked the first of the remastered Beatles albums, thus reducing the appeal of the original. No one would argue that there's a huge amount more than meets the eye (or ear) there, but listening to the original album anew 40 years on, one is still struck by how mostly second-rate, and recycled and rejected Beatles material still sounds so good. And while George Martin's instrumental music from the film wasn't what a lot of Beatles fans were looking for, it was relegated safely to side two if one wished to ignore it. And even that material offered a pleasant surprise or two -- first, over how much more enjoyable it was than the Ken Thorne-arranged background music for Help! (could one imagine a full side of that on an album?); and, second, the fun that Martin has as an orchestrator with some of George Harrison's recent Hindustanti music excursions on "Sea of Time"; the latter is doubly interesting, as Martin in later years, in his autobiography All You Need Is Ears, admitted to regretting some of the antipathy he showed to Harrison and his music and songwriting during their time together with the Beatles. And, finally, as a Beatles-lite release, Yellow Submarine does have its moments of welcome on the turntable or the CD player -- it's not every time that calls for listening as ambitious and demanding as The White Album, Abbey Road, or Sgt. Pepper's.

--- Richie Unterberger & Bruce Ed, All Music Guide

download (mp3 @320 kbs):

yandex

Комментариев нет:

Отправить комментарий