Бибоп.
Выдающийся барабанщик, пионер стиля бебоп, Кеннет Спирман «Клук» Кларк (Kenneth Spearman «Klook» Clarke) родился 9 января 1914 года в Питтсбурге, штат Пенсильвания.
Будучи выходцем из музыкальной семьи, он изучал несколько инструментов, в том числе вибрафон и тромбон, а также теорию музыки и композицию. Его мать, Марта, умела играть на фортепиано и учила маленького Кенни играть на нем. Когда Кларку было 6 лет, мать умерла, и отец оставил семью. Кенни и его старшего брата Чака определили в приют «Coleman Industrial Home for abandoned children».
Первым, по-настоящему серьёзным, опытом работы стало участие Кларка в коллективах Лероя Брэдли (1931–35), Роя Элдриджа (1935)и работа в бэнде Jeter-Pillars. Вскоре, вместе с биг-бэндом Эдгара Хэйеса (1937–38), состоялась дебютная запись Кларка, которая подтвердила, что в свои 23 свинговать он умел прекрасно... Именно с оркестром Хэйеса, в рамках турне, музыкант и увидел Европу. По возвращении ударник присоединяется к оркестрам Клода Хопкинса (1938) и Тедди Хилла (1939–40), а в 1941 году получает ангажемент на выступления в клубе «Minton's Playhouse», расположенном на 118-й улице в Гарлеме, куда также захаживал в качестве исполнителя чудаковатый и пока малоизвестный пианист – Телониус Монк. Несмотря на достаточно изнурительную работу, музыканты почти всегда оставались на следующие за оплачиваемым выступлением многочасовые джемы, за которые они не получали ни копейки. Но разве это было важно?.. Тогда в силу вступала другая валюта – похвала коллег и одобрительные «yeah», доносящиеся из зала. Именно там, на ночных сейшенах, и раскачивалась колыбель би-бопа … (В том же году Кларк успевает сотрудничать с Луи Армстронгом и Эллой Фицджеральд, а затем с Бенни Картером и Рэдом Алленом.)
Кенни
Кларк, без преувеличений, знаковая персона, в какой-то мере икона стиля для
последующих поколений ударников джаза. Именно Кларк сместил акценты с
бас-бочки, до него служившей для удержания ритма, на тарелки. И одновременно с
этим освободил левую руку для придания музыке большей синкопированности и
вместе с тем большей расслабленности. Кларк даже написал серию уроков для
оттачивания собственной манеры игры. И в одном из пассажей была рассмотрена
комбинация из удара по ободку малого барабана и последующего удара по басовой
бочке. Этот приём вызывал характерный звук – «klook-mop». Как вы догадались,
именно благодаря ему, по легенде, музыкант и получил свое прозвище. В 1946 году
оно было увековечено записью Лиззи Гиллеспи с Кларком на ударных. Называлась
она «Oop Bop Sh'Bam», скэтовая лирика которой замыкалась на забавном соединении
звуков, вторивших барабанам – «oop bop sh'bam a klook a mop»… Что примечательно
– в игре Кларка, которая была идеальной опорой для солистов, напрочь
отсутствовали соло в стандартном понимании этого слова, однако, между партиями
музыкантов, он «бросал бомбы» совершенно иррациональной музыки с рваным ритмом.
За время выступлений в «Minton's Playhouse» Кларк много записывался – преимущественно как «штатный» ударник «Savoy Records». Когда большинство резидентов оставили клуб в пользу участия в других проектах, Кенни не стал исключением и совместно с молодым пианистом и композитором Джоном Льюисом, вибрафонистом Милтом Джексоном и басистом Перси Хитом основывал «Modern Jazz Quartet». Сейчас «MJQ» ассоциируется с так называемым «chamber», камерным джазом, включающим элементы классической, барочной музыки. Кларк оставался в квартете до 1955-го года. И уже в то время он подумывал о переезде в Париж, куда через год и переберётся окончательно.
Каковы
были причины такого шага? Пожалуй, лучше самого Кларка на этот вопрос не
ответит никто, поэтому следует привести несколько высказываний музыканта,
переданных американским критиком Айрой Гитлером. Как уже говорилось, в середине
50-х музыкант переезжает во Францию, где он до этого был не единожды, ради
«лучшего, надёжного существования». Не в смысле количества денег. По правде, он
скучал по Нью-Йорку, очень скучал: «С точки зрения достатка всё было в порядке.
Но было нечто, мешавшее мне, то, что я бы хотел навсегда стереть из своих
мыслей. Люди стремятся к разным вещам, мне же хотелось лишь мира и спокойствия…
и, конечно, денег».
С годами накопившаяся усталость, безусловно, не могла не сыграть решающей роли. Однажды Кларк отказался от совместной работы с Майлзом Дэвисом, который всегда хотел видеть рядом с собой только лучших музыкантов и знал, где их искать: «Как-то Майлз постучал ко мне, но я сказал девочке, которая была в комнате, пусть передаст, что меня нет. Но он не унимался: ‘Клук! Клук! Я знаю, что ты там, открой!’. У меня даже в мыслях не было идти на это выступление. Я записывался для «Savoy» практически каждый день. Я устал».
Как-то вечером, в 1955-ом году, Кенни собирался посмотреть спектакль с участием французского шансонье Мориса Шевалье и ему показался знакомым затылок дирижёра. «Когда он повернулся лицом, – говорит Кларк, – без сомнений, это был Мишель Легран. В тот же вечер я позвонил ему, и мы договорились встретиться на Basin Street East. Там я работал с пианистом Файнеасом Ньюборном. Я рассказал ему, как устал от Нью-Йорка. Он ответил, что может помочь с работой в биг-бэнде его дяди Жака Элиана. Я согласился. И уже через месяц Мишель прислал мне билет на самолёт».
Не лишним будет упомянуть и гражданские настроения афроамериканцев в ранних 50-х. В то время многие из них меняли имена на мусульманские. Как пример – Ахмад Джамал, принявший ислам в 21 год. Кларк, чьё имя теперь стало Liaqat Ali Salaam, не стал исключением. И причина тому не только в религиозности. В полицейских карточках они теперь проходили как мусульмане, а не «цветные», как это было раньше…
С точки зрения творческой свободы Франция, да и Европа в целом, также были несколько привлекательнее Америки. К тому же, была вполне реальная возможность записываться с такими же, как и Кларк, эмигрантами. Да и на гастроли приезжало немало его коллег. Таким образом и было сформировано, уже в Париже, весьма успешное трио – «The Bosses» – в составе Кенни, Бада Пауэлла и Пьерра Мишело.
В
начале 60-х, совместно с бельгийским пианистом Фрэнси Боландом был сформирован
биг-бэнд (и это в эпоху расцвета комбо!), в состав которого, кроме других
участников из Европы и Америки, входили тенор-саксофонисты Джонни Гриффин и
Ронни Скотт. Биг-бэнд просуществовал около одиннадцати лет, будучи практически
"монополистом" на европейском музыкантом рынке. Впрочем, таковым его
сделали сами слушатели.
В 1971 году Кларк пытался исполнять фри-джаз (пластинка "Impetus"), а через год увлекся рок-музыкой. Опыты оказались неудачными, но биг-бэнд уже был распущен, поэтому в дальнейшем (с 1973 года) он играл в септете с Боландом. В 1976 году Кларк приезжал в США, чтобы войти в новый оркестр Диззи Гиллеспи.
Умер Кенни Кларк от сердечного приступа во Франции 26 января 1985 года.
До
конца своей жизни Кенни Кларк был верен той музыке, которая нравилась ему. Он
не был конъюнктурным музыкантом, а пытался найти "свой" стиль,
"свое" течение. Ведь настоящая музыка возникает не на подушечках
пальцев, и даже не на концах барабанных палочек. Она «идёт от сердца». Слушая
игру 'Клука', с этим сложно не согласиться.
Комментариев нет:
Отправить комментарий