четверг, 26 января 2023 г.

26 января - день памяти Мишеля Леграна (24.02.1932 - 26.01.2019).

«C самого детства я понял, что моя цель – жить в окружении музыки и не упустить ничего. Вот почему я никогда не останавливался на одной музыкальной дисциплине».

Мишель Легран.

Французский композитор, пианист, аранжировщик, дирижёр и певец Мишель Жан Легран (Michel Jean Legrand) написал более двухсот песен к кино- и телефильмам. В России композитор известен, в первую очередь, музыкой к французскому кинофильму «Шербурские зонтики» (1964). Легран был шесть раз номинирован на кинопремию «Оскар» и стал её трёхкратным обладателем: за лучшую песню «The Windmills of Your Mind» («Ветряные мельницы твоего сознания») к американскому кинофильму «Афера Томаса Крауна» (1968). Еще две награды были получены за саундтрек, сочиненный композитором к драме 1972 года «Лето 42-го», и песню к музыкальной ленте Барбры Стрейзанд «Йентл», вышедшей на экраны в 1984 году. Легран восемь раз номинировался на «Золотой глобус», трижды на «Сезар» и стал лауреатом пяти премий «Грэмми». Песню «The Windmills of Your Mind» взяли в репертуар сотни исполнителей, в том числе «Оркестр Поля Мориа» и Стинг. В России композиция появилась в репертуаре Марка Тишмана и Тамары Гвердцители.

Имея армянское происхождение, Мишель Легран тем не менее появился на свет во Франции, в Париже. Отец пианиста – известный дирижер и композитор Раймон Легран (Raymond Legrand). Отец рано оставил семью, и матери пришлось одной ставить на ноги двоих детей - сына Мишеля и дочь Кристиан. Женщина много работала, и юному Леграну, остававшемуся дома в одиночестве, приходилось развлекать себя самостоятельно. Иных игрушек, кроме пианино, в доме не было, поэтому маленький Мишель забавлялся, подбирая аккорды к услышанным по радио мелодиям. Благодаря этому Мишель вдохновился величественным миром музыки. Также своим творческим опытом с мальчиком делился его дядя Жак Хели (Jacques Hélian). Первые уроки и наставления он получил именно от него.

Участвовал в воспитании юного Мишеля Леграна дед – этнический армянин Саркис Тер-Микаэлян, покинувший родину в 1917-м. Дедушка жил во французском Аньере, и дочь с двумя детьми прожила в его доме 6 лет. Композитор запомнил деда эмоциональным и страстным человеком, щедрым и набожным. Каждое воскресенье Мишель Легран вместе с дедушкой посещал храм, а в часы досуга в доме звучал граммофон: Саркис Тер-Микаэлян обожал музыку и собрал богатую коллекцию пластинок.

В детстве будущий композитор сильно болел: «Я жил в ожидании своей скорой смерти. Мама как-то повела меня на консультацию к специалистам, и те обнаружили у меня редкое заболевание - надлом грудной кости, проще говоря, дырку в груди. Своими ушами слышал приговор: «Бедная мадам, ваш малыш долго не проживет!» Но мама руки не опустила, отыскала специалистов где-то на севере французского региона Нор-Па-де-Кале, в Берке, которые занимались лечением подобных патологий при помощи ледяного воздуха. И стала меня туда возить на целое лето».

Когда Леграну было 10 лет, он поступил в Парижскую консерваторию, которая оказалась своего рода неожиданным откровением:

«До тех пор, мое детство было плоским и несчастным. Моя жизнь вращалась вокруг старого пианино, и я был очень одинок. Внезапно, когда я присоединился к теории музыки в классе Люсетта Десавье, я обнаружил мир, который принадлежал мне, людей, которые говорили на «моем языке». Теперь я чувствовал, что жизнь стала захватывающей!»

Мишель Легран окончил консерваторию с отличием в гармонии, фортепиано, игре на фуге. Тяготея к воплощению своего инструментального таланта, он сразу же начал работать в качестве аккомпаниатора знаменитого французского актера и певца Мориса Шевалье (Maurice Chevalier). Мишель много путешествовал с Морисом во время его международных туров. Это дало музыканту возможность впервые посетить США, где он и записал свою инструментальную пластинку «I Love Paris». Альбом получил широкий резонанс, заняв первые места во многих музыкальных чартах США в 1954 году. В конце 1950-х композитор выступал как джазовый исполнитель. В его репертуаре были сочинения Джанго Рейнхарда и Бикса Бейдербека. В 1958-м Мишель Легран записал первый сборник джазовых композиций.

Начиная с 1950 года, Легран начал сочинять музыку для других исполнителей. Его песня «La Valse des Lilas» отображала индивидуальный стиль мелодичного сопровождения, которое вскоре стало его визитной карточкой.

Michel Legrand – «La valse des lilas».

В 1959 году с приходом французской «Новой Волны», он стал одним из архитекторов возрождения французского кино. Мишель начал сотрудничать с режиссерами: Жан-Люком Годаром (Jean-Luc Godard), Франсуа Райхенбахом (François Reichenbach) и, конечно, Жаком Деми (Jacques Demy), с которым он изобрел новый жанр фильма-мюзикла.

В 1963 году вышла музыкальная мелодрама «Шербурские зонтики», получившая зрительскую любовь благодаря игре Катрин Денев и пронзительным саундтрекам Мишеля Леграна. Все песни картины и озвучивание принадлежат сестре композитора Кристиан (см. Кристально чистый голос Кристин Легран (Christiane Legrand)). 

«Моя сестра исполнила в этом фильме арии не только Женевьев, главной героини, но и её матери, которую сыграла Анна Вернон», - говорил Легран.

В следующем году мюзикл наградили «Золотой пальмовой ветвью» Каннского фестиваля, а мелодия «Осенняя грусть» из «Шербурских зонтиков» превратилась в шлягер на все времена. Многие музыканты исполняют композицию в новых вариациях, чаще всего под саксофон. Жена композитора Маша Мериль рассказывала: «...когда мы были в Америке, супруг Барбры Стрейзанд сказал Мишелю по секрету: «Мы всегда ставим твои «Зонтики», когда начинаем заниматься любовью!» Так что Мишель сумел угодить влюбленным всего мира!».

Michel Legrand & Toots Thielemans – «Les Parapluies De Cherbourg».

В 1964 «Шербурские зонтики» получил награду «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском фестивале, принеся создателям мировой успех, несмотря на пессимистические прогнозы многих специалистов отрасли. Как вспоминает сам Легран:

«Жак и я должны были сдвинуть этот проект с «мертвой точки», но это было очень сложно. Продюсеры боялись финансировать фильм, который содержит пение в диалогах и который имеет реалистическую окраску, так же, как повседневной жизни».

Несмотря на его престижные награды в области музыкального кинематографа (три премии «Оскар») они не оказали значительного влияния на собственное творчество музыканта. По словам Мишеля, «Оскар» является золотой звездой, куском лести, имеющим сладкий вкус успеха, но на самом деле не делает композитора лучше или хуже, достоинства или недостатки остаются неизменными.

Michel Legrand – «Trombone, guitare et compagnie» (1964).

В 1964 году Мишель Легран решил исполнять свои песни сам, добавляя в историю развития своего творчество еще одну стезю. Его голос стал дополнительным инструментом, которым пианист мечтал овладеть в полной мере: «Моя идея заключалась в том, чтобы просто дать себе попробовать это, а также для того, чтобы преодолеть свою застенчивость. После нескольких лет пребывания на сцене спиной к зрителям, я решился поступить наоборот – повернуться и столкнуться со зрителями взглядами». Вокал Леграна не поражал силой и красотой, но понравился слушателям.

Michel Legrand – «Les Moulins de Mon Coeur» (1969).

На протяжении композиторской карьеры Мишель Легран сотрудничал с Фрэнком Синатрой, Шарлем Азнавуром, Ивом Монтаном, Эллой Фицджеральд, Барбарой Стрейзанд и другими известными исполнителями.

В 1980-1990-е годы играл в составе своего джазового трио, аккомпанировал Стефану Граппелли, Рэю Чарлзу, Дайане Росс, Бьорк и другим джазовым и популярным певцам и музыкантам. Мишель Легран также был известен как автор джазовых композиций и мюзиклов, произведений симфонической, оперной и балетной музыки. В качестве дирижера он работал с оркестрами в разных странах мира. Записал свыше 100 альбомов джазовой, популярной и академической музыки.

М.Легран – «Осенняя грусть».

В 1991-м состоялась премьера альбома Леграна «Динго», за которую ему вручили «Грэмми». В том же году маэстро выступил в легендарной парижской «Олимпии» с Тамарой Гвердцители.

Из США композитор в итоге уехал, вернулся в Париж. «Лос-Анджелес - страна вечного лета и застывшего времени. Никакой смены сезонов, ни тучки, ни дождика - ни-че-го! Наступает момент, когда постоянное присутствие солнца начинает просто взрывать тебе мозг. Помню, Эдит Пиаф как-то сказала мне: «Если случится тебе оказаться в Америке, никогда не бросай там якорь. В Америке надо быть только проездом. Иначе просто иссякнешь как творческая личность. Там нет никакой эмоциональной подпитки». Она была права: если надолго задержался в Америке - то все, в Америке и закончишься, начнешь медленно угасать, чахнуть. У меня развилась серьезная депрессия, такая тяжелая, что я решил вернуться домой», - рассказывал Легран.

Мишель Легран и Натали Дессе.

Поздней осенью 2013 года Мишель Легран записал совместный диск «Natalie Dessay Sings Michel Legrand» с оперной дивой Натали Дессе. Альбом стал «золотым»: французы раскупили 50 тысяч копий. Композитор неутомимо гастролировал. В последнее десятилетие он побывал в Японии, США, Нидерландах и неоднократно в России. Он продолжал сочинять музыку для фильмов, балета и театров, записывал новые сборники инструментальных композиций. Типичной чертой характера композитора является то, что он отвергает понятие карьеры:

«Я ненавижу идею целей, результатов, лимитов. Я художник, а не политик. Меня мотивирует сама жизнь, богатство и разнообразие всех видов музыки. Очень важно не забывать оставаться «начинающим». Один из самых стимулирующих периодов вашей жизни – время, когда вы делаете открытия, когда вы учитесь. Я надеюсь, что никогда не стану кем-то, игру которого люди будут хладнокровно описывать как «очень профессиональную».

Мишель Легран познакомился с главной женщиной своей жизни, Машей Мериль, в 1964 году. Композитор и актриса попали в состав французской делегации на кинофестиваль в Бразилии. Легран обратил внимание на красавицу на пляже Копакабана и влюбился. По словам мэтра, это был платонический роман, который вспыхнул и по взаимному согласию пары закончился там же, в Рио-де-Жанейро. Музыкант был женат, дома его ждали жена Кристи и двое детей, Эрве и Бенжамен. А Маша собиралась замуж за итальянца.

Они снова встретились спустя полстолетия. Мишель Легран трижды развелся, от разных браков у него родились двое сыновей и две дочери. Оба сына связали жизнь с музыкой, дочери выбрали иные профессии, далекие от мира искусства. Легран и Мериль встретились под занавес 2013 года в парижском театре «Буфф-Паризьен», на подмостках которого Маша играла в спектакле «Близкие отношения». Влюбленные решили не расставаться. Осенью 2014 года пара обвенчалась в Александро-Невском соборе Парижа, для чего католик Мишель Легран принял православную веру. У композитора теплое отношение к России, ведь корни любимой супруги здесь. Маша Мериль – потомок белых эмигрантов, князей Гагариных.

Michel Legrand and The London Big Band Orchestra «Fast Food» (Live in Paris, 2009).

В 2017 году маэстро отметил 85 день рождения. Солидный возраст не стал помехой для концерта Мишеля Леграна, который он подарил российским поклонникам. 1 июля 2017-го композитор появился на фестивале «Дворцы Санкт-Петербурга» в городе на Неве. Выступил знаменитый француз в Тронном зале Екатерининского дворца. Вместе с ним прибыли французские музыканты Пьер Бусаге и Франсуа Лезо. Аккомпанировал Леграну симфонический оркестр «Таврический».

26 января 2019 года Мишель Легран скончался в возрасте 86 лет в Париже.

Michel Legrand - Brilliant Love Sounds (1974)

01. Tabu 02:44

02. Jezebel 04:20

03. Perfidia 03:20

04. Jalousie 02:57

05. Kiss of Fire 02:41

06. Torna A Surriento 02:52

07. On The Street Where You Live 02:25

08. Summertime 02:39

09. Smoke Gets In Your Eyes 02:13

10. What Is This Thing Called Love? 02:56

11. Temptation 03:43

12. C'est Si Bon 04:15

13. Domino 03:00

14. La Vie en Rose 02:30

15. Mademoiselle de Paris 02:34

16. Petite Fleur 02:17

17. The Surrey With The Fringe On Top 02:06

18. If I Loved You 03:02

19. Oh, What A Beautiful Morning 02:20

20. I Love Paris 02:43

 

Michel Legrand has made his fame and fortune from writing for films, but he has done significant work in jazz on an occasional basis. In 1957, he arranged a set of Dixieland and swing standards for a French orchestra (recorded on Philips), in 1958 he used three different all-star groups for the classic Legrand Jazz (with such sidemen as Miles Davis, John Coltrane, Phil Woods, Herbie Mann, Bill Evans, Ben Webster, Art Farmer, and others), in 1968 he recorded a strictly jazz set with a trio and Legrand has written for albums led by Stan Getz (1971), Sarah Vaughan (1972), and on several occasions, Phil Woods. Several of his songs (such as "What Are You Doing the Rest of Your Life," "Watch What Happens," and "The Summer Knows") have been recorded many times by jazz musicians.

--- Scott Yanow, Rovi

download:

яндекс


Комментариев нет:

Отправить комментарий