Выдающиеся джазовые музыканты.
Дорогие
друзья! 1 января 1900 года в одном из крупнейших городов Каталонии на свет
появился Франциск де Асис Ксавьер (или Шавье – на каталонский манер) Кугат
Мингалл де Брю и Дэлофо – испано-американский бэнд-лидер с кубинским
музыкальным акцентом. Его более лаконичное, хоть и менее поэтичное имя, Ксавьер
Кугат (Xavier Cugat), и был он, пожалуй, одним из самых успешных шоуменов –
руководителей танцевального оркестра, в изобилии фонтанирующего популярными
латиноамериканскими ритмами в 30-х – 50-х годах прошлого столетия.
Танго, мамбо, румба, ча-ча-ча, фламенко – в его музыкальном меню было всё, чтобы разбавить праздник атмосферой головокружительной лёгкости. "Я играю музыку, которая нравится людям. Это делает их счастливыми. Они улыбаются, танцуют, чувствуют себя хорошо – чего можно ещё желать?" – говорил Ксавьер.
На сцене он обычно появлялся в широкополых мексиканских шляпах, нередко пел, играл на скрипке; как дирижёр снимался в десятках голливудских фильмов, а кроме того, был аранжировщиком, сценаристом, по совместительству карикатуристом и просто-напросто "генератором" отличного настроения. Чего можно было ещё ожидать от уроженца солнечной Каталонии – ведь радость жизни бурлила в его крови. Впрочем, как и любовь к женщинам: четыре раза Ксавьер был женат (не считая внебрачных связей), но, отдавая дань своему темпераменту, говорил, что любит абсолютно всех женщин и женился бы ещё раз на каждой из своих четырёх жён.
Когда
Ксавьеру было всего два года, его отец перевёз всю семью в Гавану (на Кубу).
Спустя ещё два года сосед семьи (скрипичный мастер) подарил мальчику на
рождество маленькую скрипку, и он тут же превратился в музыкального
вундеркинда. Таким образом, в возрасте 9 лет Ксавьер уже великолепно владел
инструментом, а через три года стал первым скрипачом Национального
симфонического оркестра Гаваны. Однажды он повстречался с Энрико Карузо,
который был с гастролями на Кубе, и знаменитый тенор предложил ему стать
аккомпаниатором в его североамериканском турне. Но дальнейшие годы в биографии
музыканта описываются несколько туманно…
Говорят,
он переехал в Соединённые штаты вместе с родителями в 1915 году. По рассказам
самого бэнд-лидера в интервью "Los Angeles Times", он, гастролируя с
Карузо, работал по 14 часов в сутки, а оплатой за его труды было
"бесплатное" проживание в номере и питание. И несмотря на то, что он
был солистом Лос-Анджелесского филармонического оркестра, гастролировал с
итальянским певцом по США, Европе и играл в "Карнеги-Холле", Ксавьера
преследовали разочарования и неудачи в музыкальной карьере.
В общем,
вскоре он бросил играть на скрипке, устроившись на работу в "Los Angeles
Times" карикатуристом. Но затем, почувствовав, что в амплуа художника ему
становится тесновато, лёгким вибрато своего смычка поймал волну повального
увлечения танго и плавно влился в популярную танцевальную группу "Жиголо",
появившись с этим коллективом в конце 1920-х годов, в первых звуковых
короткометражных музыкальных фильмах. И именно после того как немое кино стало
говорящим, Ксавьер быстро сообразил, что можно неплохо заработать, сочиняя
"тропическую" музыку для голливудских фильмов. Так в начале 1930-х
годов, и уже со своим собственным латиноамериканским биг-бэндом с тем же
названием "Жиголо" (который, кстати, в течение 16 лет был домашним
оркестром "Waldorf Astoria Hotel" в Нью-Йорке), он стал частым гостем
в художественных фильмах и курсировал с гастролями между Нью-Йорком и
Лос-Анджелесом в течение 30 лет.
Первое
знаменитое появление его биг-бэнда в кино состоялось в 1942 году в киноленте
"Ты никогда не была милее" с Ритой Хейворд и Фредом Астером, затем он
снимался в фильмах "Купание красоты", "Каникулы в Мексике"
и во множестве других голливудских историй. Но было это уже после того, как
Ксавьер попал в историю танцевальной музыки, заслужив себе титул "Короля
Румбы". И это даже несмотря на то, что у него был серьёзный конфликт с
американским сообществом композиторов, авторов и издателей (известным как
ASCAP), и радиосети ассоциации какое-то время избегали транслировать его музыку
в своих передачах, отдавая предпочтение не менее популярным оркестрам Бенни
Гудмана и Глена Миллера. Однако Ксавьеру из этого конфликта удалось извлечь
немалую выгоду, и его латиноамериканские мелодии, которых к тому времени было
уже около 500, всё-таки привлекли внимание национальной аудитории.
В течение
всей своей карьеры этот искромётный бэнд-лидер написал и записал сотни песен,
среди которых было огромное количество хитов, к примеру, "El
Manicero" (в 1930-х), "Perfidia" (1940), "Babalu"
(1944) и "Brazil", в 1943 году добравшийся до семнадцатой позиции в
"Billboard Top 100". Кроме того, что он способствовал популяризации
латиноамериканских танцев, Ксавьер помог сделать карьеру многим музыкантам,
среди которых – Desi Arnaz (актёр, музыкант и продюсер кубинского
происхождения), Dinah Shore (американская актриса и певица), Lina Romay
(испанская актриса и певица) и кубинский певец Miguelito Valdes.
Маэстро
оставался крайне популярным даже после того, как в конце 40-х годов увлечение
латиноамериканской музыкой пошло на спад. Он интенсивно записывался в 40-х –
60-х годах на таких лейблах, как "Columbia Records", "RCA Victor",
"Mercury Records" и "Decca Records". А его оркестр был
частым гостем в Лас-Вегасе, где и выступал до 1969 года, пока Ксавьер не был
частично парализован из-за инсульта.
Ксавьер
Кугат оправился от этого удара, но его здоровье уже никогда не было прежним.
Поэтому свои последние 18 лет жизни он провёл в родной Каталонии (Барселона),
вплоть до своей смерти 27 декабря 1990 года.
Ну а
сейчас давайте насладимся небольшой порцией его солнечной музыки, и пусть в её
лучах искрится радостью новогоднее настроение каждого из нас!
Екатерина
Селянинова
Комментариев нет:
Отправить комментарий