воскресенье, 12 января 2025 г.

«Корневой» блюз! 12 января 1904 года родился блюзмен с большой буквы, настоящий мастер акустического слайда Миссисипи Фред МакДауэлл.

Зал славы блюза.

Кантри-блюз.

Дельта-блюз.

Американский кантри-блюзовый певец и гитарист Миссисипи Фред МакДауэлл (Mississippi Fred McDowell) родился в городке Россвиле, что вблизи Мемфиса (штат Теннеси). Его родители были фермерами, после их гибели Фред увлёкся блюзом – стал играть на гитаре на танцплощадках своего городка. Переехав в Мемфис в 1926 году, он стал уличным музыкантом. Потихоньку вел фермерское хозяйство и поигрывал себе на гитаре. Сначала – на слайд-гитаре карманным ножом, а затем перешел на слайд с более экзотичным инструментом – играл рёберными костями коровы. В конце концов Фред выбрал стеклянный слайд за его четкое звучание – он надевал его на безымянный палец, как кольцо.

Mississippi Fred McDowell – «Shake 'Em On Down».

Хотя по манере исполнения МакДауэлла часто причисляют к стилю «Delta Blues», вернее будет сказать, что он стал одним из первых добившихся известности блюзменов стиля «Северной Миссисипи» (распространялся к северу от Миссисипи и несколько восточнее Дельты), которому свойственно избегание частых смен аккордов. Этот стиль представлен в мире блюза ещё и такими известными фигурами, как Junior Kimbrough, R. L. Burnside, а также группой «The North Mississippi Allstars».

В 1950-х годах интерес к блюзу и народной музыке в США возрос, и к личности МакДауэлла было привлечено внимание широкой общественности – во многом благодаря деятельности Алана Ломакса и записям 1959 года. Он продолжал играть блюз в стиле "Северной Миссисипи" на протяжении десятилетий, но иногда вместо акустической брал в руки электрическую гитару. Хотя Фред и говорил, что не играет рок-н-ролл, он сотрудничал с большим количеством молодых рок-музыкантов, и, говорят, был польщен, услышав довольно схожую с оригиналом версию его «You Gotta Move» с альбома «Sticky Fingers The Rolling Stones» в 1971 году.

Mississippi Fred McDowell – «Goin Down to the River».

Альбом «I Do Not Play No Rock ‘N’ Roll» (приложен в аудиоподборке) стал первой записью, в которой Фред в большей степени использовал электрогитару. Этот альбом считают великим – одним из лучших в истории жанра, яростным и бескомпромиссным манифестом "корневого блюза". Отсюда и кажущиеся несколько странными теперь, проговариваемые «Миссисипи Фредом» в начале некоторых песен отрывки его рассказов про историю блюза, о том, кто и откуда он сам и почему играет эту музыку.

Из колонок как будто льётся "дыхание Дельты", испарения с хлопковых полей, а блюзовый минимализм звука создаёт эффект аутентичности. Диск состоит в основном из широкоизвестных блюзовых пьес. Особенно выделяется песня чикагского пианиста Sunnyland Slim (из группы Мадди Уотерса) «61 Highway», которая сама стала стандартом именно благодаря исполнению «Миссисипи Фреда» (на некоторых пластинках даже авторство часто приписывали МакДауэллу). Альбом не отпускает до самой последней ноты и заставляет возвращаться к нему ещё и ещё раз.

Mississippi Fred McDowell – «61 Highway».

"Блюз держится традиций. Может быть, поэтому он развивается не так быстро, как другие музыкальные жанры. Но, может быть, поэтому, в отличие от других музыкальных жанров, он более 100 лет остается самим собой?! И на месте не застаивается... В 1969 году пуристы были очень недовольны, что патриарх блюза МакДауэлл записал альбом под электрогитару. И от массовой аудитории он отгородился, назвав альбом «Никакого рок-н-ролла я не играю». Но альбом стал вехой в истории жанра. Эти песни открывают мастера акустического слайда с неожиданной стороны. Он в прекрасном настроении, рассказывает добродушные байки…" – Андрей Евдокимов.

В эссе использована информация интернет-портала blues.ru

субМарина Андреева

Комментариев нет:

Отправить комментарий