Би-боп.
Один из
самых знаковых барабанщиков в истории джаза, пионер би-бопа Максвелл Лемюэль
«Макс» Роуч (Maxwell Lemuel «Max» Roach) родился 10 января 1924 года в поселке
Ньюлэнд, Раскуотанк Каунти, штат Северная Каролина.
Когда Максу исполнилось 4 года, семья перебралась на окраину Бруклина. Он рос в доме, где любили музыку, к тому же его мать была госпел-певицой. В то время Макс начал играть на горне в оркестрах на парадах. В возрасте 10 лет он уже играл на ударных в некоторых госпел-коллективах. В 18 лет его пригласили заменить Сани Грира в оркестре Дюка Эллингтона на время выступлений в «Paramount Theater». В тот же год Роуч начинал выступать в джазовых клубах на 52-ой и 78-ой улицах и на Бродвее (в шоу «Georgie Jay’s Taproom» он играет со своим одноклассником Сесилом Пейном.
В 40-е
годы, наравне с Кенни Кларком, Роуч проявляет себя в изобретении и развитии
новой концепции музыкального ритма. Новаторство заключалось в переключении
основного ритма с бас-барабана (на котором обычно "отмечали" каждую
четверть размера 4/4) на тарелку райд, благодаря чему ритмический рисунок мог
быть более гибким и сложным, что открывало новые горизонты для солистов. Этот
прием также позволил барабанщикам свободно расставлять акценты не только на
малом барабане и тарелке крэш, но и на бас-барабане и остальных составляющих
установки.
Противопоставляя
ритмическую атаку мелодии, Роуч заставил звучать барабаны более выразительно.
Он часто переносил динамическое акцентирование с одной части установки на
другую в одной фразе, создавая тональные и ритмические "сюрпризы".
Идея заключалась в том, чтобы нарушить или изменить сложившиеся музыкальные
традиции, с тем чтобы дать барабанщику возможность занять свое уникальное место
в мире джаза. «Нигде прежде, – говорил Роуч, – никто не играл сразу четырьмя
конечностями».
Сейчас
этим никого не удивишь, но в 40-е годы Кларк и Роуч были революционерами
техники игры на барабанах. Они были первыми бараранщиками, игравшими в стиле
би-боп и выступавшими с коллективами Диззи Гиллеспи, Чарли Паркера, Телониуса
Монка, Коулмана Хокинса, Бада Пауэлла и Майлса Дэвиса. Роуч играл на всех
наиболее значимых записях Чарли Паркера, которые явились поворотной точкой и
для новой технологии записи джаза.
Но Макс
Роуч играл не только с Паркером – хотя одних только записей с «Бёрдом» было бы
достаточно, чтобы обеспечить этому выдающемуся мастеру ударных место в истории
джаза. В 1949 году Макс Роуч участвовал в одной из ключевых записей в джазовой
истории, вышедшей тогда на нескольких пластинках, а в 1954-м – уже и в новом
формате долгоиграющей пластинки (LP), – альбома трубача Майлса Дэвиса
"Birth Of The Cool", обозначившего рождение интеллектуального и сдержанного
стиля "кул-джаз".
В 1952
году Роуч совместно с басистом Чарльзом Мингусом основал звукозаписывающую
компанию «Debut Records». Именно она выпустила 15 мая 1953 года концерт «Jazz
at Massey Hall», позже названный «величайшим концертом в истории», на котором выступили
все молодые основатели би-бопа. Также была выпущена потрясающая запись
свободной совместной импровизации баса и ударных – «Percussion Discussion».
В 1954
году Макс Роуч организовал квинтет с трубачом Клиффордом Брауном, участники
которого одними из первых начали играть хард-боп. Однако квинтет не
просуществовал долго – по трагическому стечению обстоятельств в июне 1956 года
Браун и Риччи Пауэлл погибли в автомобильной аварии в Пенсильвании. Их гибель
надолго повергла Роуча в депрессию: он потерял друга и солидера выдающегося
ансамбля, перспективы которого были ослепительны. Позднее Роуч признавался, что
алкоголь и наркотики в этот момент на несколько месяцев, если не лет, затмили
его желание идти в музыке дальше. Лишь его уникальная способность играть в
крайне быстром темпе (который музыканты его поколения так и называли – «темп
Макса Роуча») обеспечивала ему приглашения на записи от тех солистов, кому был
нужен не только очень современный, но и очень быстрый барабанщик.
Его
записи 50-х с другими музыкантами полны необычных решений и новаторских идей. В
качестве примера достаточно привести только две записи: "Jazz Giant"
трио пианиста Бада Пауэлла, где Роуч вносит в материал великого бопового лидера
множество своих нешаблонных ритмических решений, и «Thelonious Monk Trio»
Телониуса Монка (1952), где Роуч играет одну из самых, наверное, тонких по
уровню понимания материала барабанных партий в истории джаза: он так точно
продумал и прочувствовал тему «Bemsha Swing», что на всём её протяжении издавая
множество хитро организованных во времени звуков на барабанах и хай-хэте, он
только в конце собственного соло, примерно на 24-й секунде третьей минуты
звучания, единственный раз ударяет в тарелку, делая этот звук настоящим
звуковым событием в пьесе.
Игру
Роуча мы обнаруживаем на самых архетипичных, самых хрестоматийных альбомах
джаза 50-60-х гг. – например, на «Freedom Suite» и «Saxophone Colossus» Сани
Роллинса, на «Money Jungle» Дюка Эллингтона и Чарльза Мингуса. В 1966 году в
своем альбоме «Drums Unlimited» Роуч продемонстрировал, что барабаны могут быть
солирующим инструментом, который позволяет играть разнообразные темы, вариации,
ритмически связанные фразы. Свой вклад в музыку сам Макс Роуч описывает как
«создание организованного звучания».
В 1972-м
Макс Роуч стал одним из первых крупных джазовых музыкантов, приглашённых
преподавать джаз в университете (Университет Массачусетса), а в 1988-м – первым
джазменом, кому был вручён так называемый "Грант гения" (грант Фонда
Макартуров). Надо отметить, что, хотя барабанами он овладел сам, Роуч имел
солидное музыкальное образование – в конце 40-х он усердно изучал композицию в
прославленной Манхэттенской музыкальной школе.
В начале
80-х годов Макс Роуч начинает исполнять полноценные концертные соло, доказывая
этим, что барабаны могут солировать наравне с другими инструментами и вызывать
восхищение публики. Также начинают появляться записи дуэтов Макса Роуча с
различными музыкантами. Основным стилем здесь была свободная импровизация, в
которой наиболее удачно выражали себя авангардные музыканты – Сесил Тейлор,
Энтони Брэкстон, Арчи Шепп и Абдула Ибрагим. Также заметными работами стали
записи «I Have a Dream» с Мартином Лютером Кингом, который произносил речь,
дуэт с Китом Фицджеральдом, который импровизировал с помощью видеоряда, пока
Роуч спонтанно играл музыкальное сопровождение, классический дуэт с давним
товарищем Диззи Гиллеспи и концертный дуэт с Мэлом Уолдроном.
Постоянный
поиск новых форм Роуч объяснял так: «Вы не можете написать одну и ту же книгу
дважды. Я никогда не мог повернуть назад и что-то повторить. И хотя из-за этого
у меня частенько были творческие кризисы, тем не менее это делало мою жизнь
интересней». (интервью «The New York Times», 1990 год).
Последней
записью стала «Friendship» с давним другом Роуча, трубачом Кларком Терри. А
последнее выступление великого барабанщика состоялось на праздновании 50-летия
записи концерта в «Massey Hall» в Торонто, где он продемонстрировал соло на
хай-хете.
Макс Роуч
умер ранним утром 16 августа 2007 года на Манхэттене. Более 1900 человек пришло
на прощание с ним в манхэттенской «Riverside Church».
Ландыш
Рифовна
Комментариев нет:
Отправить комментарий