воскресенье, 12 января 2025 г.

Тяжеловес ударных. Максвелл Лемюэль «Макс» Роуч (10 января 1924 - 16 августа 2007).

Зал славы джаза.

Би-боп.

Один из самых знаковых барабанщиков в истории джаза, пионер би-бопа Максвелл Лемюэль «Макс» Роуч (Maxwell Lemuel «Max» Roach) родился 10 января 1924 года в поселке Ньюлэнд, Раскуотанк Каунти, штат Северная Каролина.

Когда Максу исполнилось 4 года, семья перебралась на окраину Бруклина. Он рос в доме, где любили музыку, к тому же его мать была госпел-певицой. В то время Макс начал играть на горне в оркестрах на парадах. В возрасте 10 лет он уже играл на ударных в некоторых госпел-коллективах. В 18 лет его пригласили заменить Сани Грира в оркестре Дюка Эллингтона на время выступлений в «Paramount Theater». В тот же год Роуч начинал выступать в джазовых клубах на 52-ой и 78-ой улицах и на Бродвее (в шоу «Georgie Jay’s Taproom» он играет со своим одноклассником Сесилом Пейном.

В 40-е годы, наравне с Кенни Кларком, Роуч проявляет себя в изобретении и развитии новой концепции музыкального ритма. Новаторство заключалось в переключении основного ритма с бас-барабана (на котором обычно "отмечали" каждую четверть размера 4/4) на тарелку райд, благодаря чему ритмический рисунок мог быть более гибким и сложным, что открывало новые горизонты для солистов. Этот прием также позволил барабанщикам свободно расставлять акценты не только на малом барабане и тарелке крэш, но и на бас-барабане и остальных составляющих установки.

Противопоставляя ритмическую атаку мелодии, Роуч заставил звучать барабаны более выразительно. Он часто переносил динамическое акцентирование с одной части установки на другую в одной фразе, создавая тональные и ритмические "сюрпризы". Идея заключалась в том, чтобы нарушить или изменить сложившиеся музыкальные традиции, с тем чтобы дать барабанщику возможность занять свое уникальное место в мире джаза. «Нигде прежде, – говорил Роуч, – никто не играл сразу четырьмя конечностями».

Сейчас этим никого не удивишь, но в 40-е годы Кларк и Роуч были революционерами техники игры на барабанах. Они были первыми бараранщиками, игравшими в стиле би-боп и выступавшими с коллективами Диззи Гиллеспи, Чарли Паркера, Телониуса Монка, Коулмана Хокинса, Бада Пауэлла и Майлса Дэвиса. Роуч играл на всех наиболее значимых записях Чарли Паркера, которые явились поворотной точкой и для новой технологии записи джаза.

Но Макс Роуч играл не только с Паркером – хотя одних только записей с «Бёрдом» было бы достаточно, чтобы обеспечить этому выдающемуся мастеру ударных место в истории джаза. В 1949 году Макс Роуч участвовал в одной из ключевых записей в джазовой истории, вышедшей тогда на нескольких пластинках, а в 1954-м – уже и в новом формате долгоиграющей пластинки (LP), – альбома трубача Майлса Дэвиса "Birth Of The Cool", обозначившего рождение интеллектуального и сдержанного стиля "кул-джаз".

Max Roach Quintet - Live at the Alhambra, 1960 (Paris / France)

В 1952 году Роуч совместно с басистом Чарльзом Мингусом основал звукозаписывающую компанию «Debut Records». Именно она выпустила 15 мая 1953 года концерт «Jazz at Massey Hall», позже названный «величайшим концертом в истории», на котором выступили все молодые основатели би-бопа. Также была выпущена потрясающая запись свободной совместной импровизации баса и ударных – «Percussion Discussion».

В 1954 году Макс Роуч организовал квинтет с трубачом Клиффордом Брауном, участники которого одними из первых начали играть хард-боп. Однако квинтет не просуществовал долго – по трагическому стечению обстоятельств в июне 1956 года Браун и Риччи Пауэлл погибли в автомобильной аварии в Пенсильвании. Их гибель надолго повергла Роуча в депрессию: он потерял друга и солидера выдающегося ансамбля, перспективы которого были ослепительны. Позднее Роуч признавался, что алкоголь и наркотики в этот момент на несколько месяцев, если не лет, затмили его желание идти в музыке дальше. Лишь его уникальная способность играть в крайне быстром темпе (который музыканты его поколения так и называли – «темп Макса Роуча») обеспечивала ему приглашения на записи от тех солистов, кому был нужен не только очень современный, но и очень быстрый барабанщик.

Max Roach – «Triptych» (1964).

Его записи 50-х с другими музыкантами полны необычных решений и новаторских идей. В качестве примера достаточно привести только две записи: "Jazz Giant" трио пианиста Бада Пауэлла, где Роуч вносит в материал великого бопового лидера множество своих нешаблонных ритмических решений, и «Thelonious Monk Trio» Телониуса Монка (1952), где Роуч играет одну из самых, наверное, тонких по уровню понимания материала барабанных партий в истории джаза: он так точно продумал и прочувствовал тему «Bemsha Swing», что на всём её протяжении издавая множество хитро организованных во времени звуков на барабанах и хай-хэте, он только в конце собственного соло, примерно на 24-й секунде третьей минуты звучания, единственный раз ударяет в тарелку, делая этот звук настоящим звуковым событием в пьесе.

Max Roach Quartet & Abbey Lincoln (BRT TV Studio, Schaarbeek, Belgium, January 10, 1964).

Игру Роуча мы обнаруживаем на самых архетипичных, самых хрестоматийных альбомах джаза 50-60-х гг. – например, на «Freedom Suite» и «Saxophone Colossus» Сани Роллинса, на «Money Jungle» Дюка Эллингтона и Чарльза Мингуса. В 1966 году в своем альбоме «Drums Unlimited» Роуч продемонстрировал, что барабаны могут быть солирующим инструментом, который позволяет играть разнообразные темы, вариации, ритмически связанные фразы. Свой вклад в музыку сам Макс Роуч описывает как «создание организованного звучания».

В 1972-м Макс Роуч стал одним из первых крупных джазовых музыкантов, приглашённых преподавать джаз в университете (Университет Массачусетса), а в 1988-м – первым джазменом, кому был вручён так называемый "Грант гения" (грант Фонда Макартуров). Надо отметить, что, хотя барабанами он овладел сам, Роуч имел солидное музыкальное образование – в конце 40-х он усердно изучал композицию в прославленной Манхэттенской музыкальной школе.

Max Roach - "Mr. Hi Hat" (1994).

В начале 80-х годов Макс Роуч начинает исполнять полноценные концертные соло, доказывая этим, что барабаны могут солировать наравне с другими инструментами и вызывать восхищение публики. Также начинают появляться записи дуэтов Макса Роуча с различными музыкантами. Основным стилем здесь была свободная импровизация, в которой наиболее удачно выражали себя авангардные музыканты – Сесил Тейлор, Энтони Брэкстон, Арчи Шепп и Абдула Ибрагим. Также заметными работами стали записи «I Have a Dream» с Мартином Лютером Кингом, который произносил речь, дуэт с Китом Фицджеральдом, который импровизировал с помощью видеоряда, пока Роуч спонтанно играл музыкальное сопровождение, классический дуэт с давним товарищем Диззи Гиллеспи и концертный дуэт с Мэлом Уолдроном.

Постоянный поиск новых форм Роуч объяснял так: «Вы не можете написать одну и ту же книгу дважды. Я никогда не мог повернуть назад и что-то повторить. И хотя из-за этого у меня частенько были творческие кризисы, тем не менее это делало мою жизнь интересней». (интервью «The New York Times», 1990 год).

Abdullah Ibrahim et Max Roach - Blues for a Hip King (1999).

Последней записью стала «Friendship» с давним другом Роуча, трубачом Кларком Терри. А последнее выступление великого барабанщика состоялось на праздновании 50-летия записи концерта в «Massey Hall» в Торонто, где он продемонстрировал соло на хай-хете.

Макс Роуч умер ранним утром 16 августа 2007 года на Манхэттене. Более 1900 человек пришло на прощание с ним в манхэттенской «Riverside Church».

Ландыш Рифовна

Комментариев нет:

Отправить комментарий