Дорогие друзья! 8 января 1947 года в Варшаве родился один из самых известных польских джазовых музыкантов – Томаш Шукальский (Tomasz Szukalski), по прозвищу «Шакал».
Томаш
окончил лицей при Государственной высшей музыкальной школе – Варшавской
консерватории (Музыкальный университет имени Фридерика Шопена) по классу
кларнета, параллельно самостоятельно освоил тенор- и сопрано-саксофоны.
Впоследствии к его музыкальному арсеналу добавился ряд других инструментов.
Первое
профессиональное выступление Шукальского на джазовой сцене состоялось в 1967
году в сопровождающем составе вокальной группы «Partita» на варшавском
фестивале «Jazz Jamboree». Но настоящий успех пришел к музыканту в 1972 году,
когда он играл в ансамбле альт-саксофониста Збигнева Намысловского. Игра
Шукальского на теноре, сопрано-саксофоне и бас-кларнете звучит на многих
альбомах Намысловского, в том числе на двух основополагающих для польского
джаза 70-х годов работах – «Winobranie» (1973) и «Kujaviak Goes Funky» (1975).
С
середины до конца семидесятых он много гастролировал и записывался в составе
ансамбля Томаша Станько (в том числе для ведущего европейского лейбла
"ECM") и появился на нескольких альбомах легендарной польской группы
«SBB».
В 1977
году пришло время для создания собственного коллектива. Состав был назван
просто – «The Quartet» (басист Павел Яржембски, пианист Славомир Кульпович и
барабанщик Януш Стефаньски). Группа считалась ансамблем без лидера: на обложках
их альбомов всегда писались все четыре имени участников состава. Этот необычный
«The Quartet» и дебютировал по-особенному: состав поначалу не выступал
публично, зато делал много записей для фондов Польского радио. Только в январе
1978 года они проехались с гастролями по всей Польше, финишировав на варшавском
фестивале «Jazz Jamboree». В программе тура были в основном пьесы Кульповича и
Шукальского. Музыка «The Quartet» находилась в рамках традиций так называемого
«креативного джазового мэйнстрима» 1950-60-х годов.
Шукальски
был экспериментатором по жизни. То он был увлечен роком и джазом одновременно
(выступил на «Джаз-Джембори» и «Рок-Джембори»), то прекрасно импровизировал с
молодым американским фьюжн-гитаристом Дином Брауном, то участвовал в цикле
концертов памяти Джона Колтрейна, а то и вовсе играл в добропорядочном
старомодном мэйнстримовом оркестре «SPPT Chałturnik» (что расшифровывалось как
«Stowarzyszenie Popierania Prawdziwej Twórczości „Chałturnik”» – «Ассоциация
поддержки честного творчества «Работник»).
В конце
1980-го года Томаш Шукальский и Юзеф Скшек сформировали дуэт, играющий
возвышенный фьюжн, увековеченный на альбоме «Ambitus Extended». Томаш также
аккомпанировал в качестве солиста группе Юзефа Скшека, основанной после
роспуска SBB. В 1981 году он выступал на Jazz Jamboree '81 и сопутствующем ему
Rock Jamboree '81 и вместе с «Józef Skrzek Formation» и играл с такими
музыкантами, как Гил Гольдштейн и Дин Браун.
За месяц
до объявления военного положения он отправился в Баден-Баден, чтобы сыграть
серию концертов в память о Джоне Колтрейне вместе с такими звездами мирового
джаза, как Рашид Али, Алан Скидмор и Альберт Мангельсдорф.
После
введения военного положения Шукальского пригласил к сотрудничеству Ян «Пташин»
Врублевский, который в то время руководил «SPPT Chałturnik» и Джазовой студией
Польского радио. В 1984 году, с появлением нового трио (Чеслав Бартковский –
ударные, Войцех Каролак – клавишные), музыка саксофониста стала более
энергичной. Альбом «Time Killers» был признан критиками самым интересным
польским джазовым альбомом 1980-х годов. Воодушевленный успехом, в 1985 году он
организовал еще один квартет (Петр Бискупский, Анджей Цудзич, Анджей
Ягодзинский).
В 1986
году Шукальский и пианист Януш Шпрот сформировали блюзовый дуэт «SZ-SZ», и хотя
они сделали много записей и выступали на многочисленных концертах, на польском
джазовом рынке формация успеха не имела.
В 1990-х
годах Шукальский опять собирал свои группы: квартет, наподобие «The Quartet»,
только с другими участниками, «Блюзовый дуэт Ш-Ш», «Blues Duo SZ-SZ», забавное
название которого происходило от первых букв фамилий обоих участников –
Шукальского и пианиста Януша Шпрота – и много других.
Последние
два с половиной года жизни Томаш Шукальски, который из-за проблем со здоровьем
уже не мог играть, провёл в Доме ветеранов сцены в пригороде Варшавы – городке
Сколимув. 21 ноября 2010 года в Варшаве состоялся «День Шакала», организованный
в помощь Шукальскому пианистом Артуром Дуткевичем и RadioJAZZ.FM, в котором
приняли участие польские артисты со всего мира.
2 августа
2012 года музыканта не стало. Артур Дуткевич, который заботился о нём в этот
период, так отозвался на известие о смерти 65-летнего Шакала: «Очень жаль, что
он ушёл быстро. Но он и жил быстро».
Szukalski Quartett – Tina Blues (1987)
A1 Song Of Hope 6:35
A2 For The Professores 8:42
A3 Dance Of The Inhabitan 5:01
B1 Tina Blues 6:32
B2 Here, There And Everywhere 5:55
B3 Old Indian Head 8:14
B4 Jaga Blues 2:54
Bass –
Andrzej Cudzich
Drums –
Czesław Bartkowski
Piano –
Artur Dutkiewicz
Saxophone
– Tomasz Szukalski
Dorobek nagraniowy Tomasza Szukalskiego w roli lidera jest niezwykle istotny i równie niedostępny. W zasadzie bez problemu znajdziecie któreś ze wznowień albumu „Tina Kamila” i „Time Killers” 3 liderów – Karolaka, Szukalskiego i Bartkowskiego. Dalej już zaczynają się schody i wyzwanie. „Tina Blues” z 1986 roku jest w zasadzie niedostępny i tylko raz, niekoniecznie legalnie wznowiony.
---jazzpress.pl
download
(mp3 @320 kbs):
субМарина Андреева
Комментариев нет:
Отправить комментарий