Зал славы Рок-н-ролла.
Зал славы
Ритм-н-блюза.
Зал славы
авторов песен.
Соул
Ритм-н-блюз
Госпел
Дорогие
друзья! 22 января 1931 года родился Сэм Кук (Sam Cooke) – вокалист, стоявший
практически у истоков соул-музыки. Считающийся одним из самых влиятельных
соул-исполнителей всех времен, Кук обычно называют «Королем соула» за его
характерный вокал, новаторский вклад в жанр и значимость в популярной музыке. По
оценке портала «Allmusic», Сэм Кук является «важнейшим певцом в истории
соул-музыки — её изобретателем и наиболее популярным и обожаемым исполнителем,
причём не только среди афроамериканцев, но и среди белых»
За свою восьмилетнюю карьеру Кук выпустил 29 синглов, которые попали в топ-40 чарта Billboard Hot 100, а также 20 синглов в топ-10 чарта Billboard's Black Singles. В 1964 году он был застрелен менеджером мотеля в Лос-Анджелесе. После дознания и расследования суд постановил, что смерть Кука является оправданным убийством. С тех пор его семья задается вопросом об обстоятельствах его смерти. В 2015 году Кук занял 28-е место в списке «35 величайших R&B исполнителей всех времен» по версии журнала Billboard.
Сэмюэл
Кук (Samuel Cook) родился в Кларксдейле, штат Миссисипи, в 1931 году (он
добавил букву «е» к своей фамилии в 1957 году, чтобы обозначить новое начало своей
жизни). Сэм был пятым из восьми детей преподобного Чарльза Кука, баптистского
служителя в Церкви Христа (Святости), и бывшей Энни Мэй Кэрролл. Один из его
младших братьев, Л.С. (1932—2017), позже стал участником ду-воп-группы Johnny
Keyes and the Magnificents.
В 1933
году семья Кука переехала в Чикаго. Там он посещал начальную школу Дулиттла и
среднюю школу Академии Уэнделла Филлипса, в которой несколькими годами ранее учился
Нэт Кинг Коул. Как и многие из его окружения, Сэм с самых ранних лет пел в
церковном хоре, а по вечерам развлекал публику в составе детского коллектива
«The Singing Children» («Поющие дети»).
В начале
50-х годов он стал фронтменом новаторского госпел-коллектива «The Soul
Stirrers», который пользовался большим успехом в кругах любителей госпела. Их
первой записью под руководством Кука стала песня «Jesus Gave Me Water». Куку
часто приписывали то, что он привлек внимание к госпел-музыке молодой аудитории
слушателей, в основном девушек.
Несмотря
на это, Кук мечтал о большей популярности – и не только в среде темнокожих
исполнителей. Его первым шагом в сторону поп-музыки стало исполнение в 1956
году сингла «Loveable» (ремейк госпел-песни «Wonderful»). Чтобы не отпугнуть
поклонников «The Soul Stirrers», пластинка была выпущена под псевдонимом «Дейл
Кук». Несмотря на принятые меры предосторожности, инкогнито сохранить не
удалось, и контракт с госпел-лейблом пришлось расторгнуть.
Кук в
полной мере воспользовался вновь обретенной творческой свободой для записи
песен, в которых впервые органично слились поп-музыка, госпел и RnB. Особенно
пришлись по вкусу критикам позаимствованные Куком из арсенала приёмов госпела
ненавязчивые повторы ключевых строчек с тонкими интонационными нюансами. Прорыв
Кука в чартах связан с песней «You Send Me», которая в 1957 году поднялась на
1-е место в «Billboard Hot 100», разойдясь по США тиражом более 2 миллионов.
Кук
подписал контракт со звукозаписывающим лейблом RCA Victor в январе 1960 года,
получив аванс в размере 100 000 долларов (эквивалент 1 миллиону долларов в 2023
году) от продюсеров лейбла Hugo & Luigi. Одним из его первых синглов на RCA
Victor был «Chain Gang», который достиг No 2 в поп-чарте Billboard. За ним
последовали другие хиты, в том числе «Sad Mood», «Cupid», «Bring It On Home to
Me» (с Лу Ролзом на бэк-вокале), «Another Saturday Night» и «Twistin' the Night
Away».
Кук был
одним из первых современных чернокожих исполнителей и композиторов, которые
обратили внимание на деловую сторону своей музыкальной карьеры. В 1961 году он вместе
с J. W. Alexander и его менеджером Роем Крейном основал свой собственный
звукозаписывающий лейбл SAR Records. Вскоре в состав лейбла вошли близнецы
Симмс, Валентино (Бобби Уомак и его братья), Мел Картер и Джонни Тейлор. Затем
Кук создал издательскую компанию и управляющую фирму под названием Kags.
Как и
большинство R&B-исполнителей его времени, Кук сосредоточился на синглах.
Хотя ему было сложно повторить успех «You Send Me», тем не менее он каждый
месяц пополнял чарты новыми романтическими балладами, ориентированными
преимущественно на подростковую аудиторию, — «For Sentimental Reasons»,
«Everybody Loves to Cha Cha Cha», «Only Sixteen», «(What A) Wonderful World» и
многими другими.
Записав
альбом песен Билли Холидей «Tribute to the Lady», Кук перешёл на один из
крупнейших лейблов того времени — «RCA Records». Записи на этом лейбле были на
редкость жанрово разнообразны. В лёгкой, но глубоко прочувственной манере были
записаны песни, ставшие визитной карточкой самого Кука и зарождавшейся
соул-музыки в целом, — «Bring It on Home to Me» и «Cupid». Впоследствии их
перепели Тина Тёрнер, Эми Уайнхаус и многие другие исполнители.
В 1960
годы певец стал записывается реже, чем прежде, требуя о студий большей
самостоятельности в выборе репертуара и возможности продюсирования собственных
записей. Нелепая гибель маленького сына и вовсе повергла его в депрессию. Кук
поддерживал движение темнокожих за равноправие и под влиянием дилановской пьесы
«Blowin' in the Wind» сочинил величественный гимн этого движения — балладу «A
Change Is Gonna Come» («Грядут перемены»).
Кук был
застрелен 11 декабря 1964 года в мотеле Hacienda на 91-й улице в южной части
центрального Лос-Анджелеса. Полиция обнаружила тело Кука, который скончался от
пули, попавшей в сердце.
Владелица
мотеля, Эвелин Карр, сказала, что она разговаривала по телефону с Франклином во
время инцидента. Карр подтвердила версию Франклин, сказав, что услышала
вторжение Кука, последующий конфликт, выстрел и вызвала полицию.
Элиза Бойер рассказала полиции, что в тот день она впервые встретила Кука и провела вечер в его компании. Девушка сказала, что после того, как они вместе покинули местный ночной клуб, Кук отвез её в мотель Hacienda, принадлежащий чернокожим, где попытался изнасиловать. Когда он пошел в ванную, Бойер быстро схватила свою одежду и выбежала из комнаты. Она сказала, что в спешке также по ошибке схватила большую часть одежды Кука. По словам Бойер, она оделась, спрятала одежду Кука, подошла к телефонной будке и позвонила в полицию.
Рассказ
Бойер сразу же был подвергнут сомнению из-за сообщений посетителей ресторана
Martoni's, где Кук и Бойер ужинал тем вечером. Свидетели утверждали, что девушка,
казалось, наслаждалась жизнью. По словам сотрудников ресторана и друзей, Кук имел
при себе большую сумму денег. При обыске Бойер полицией не было обнаружено
ничего, кроме 20-долларовой купюры, а при обыске Ferrari Кука была обнаружено 108
долларов (эквивалент 1 061 доллару в 2023 году), а также несколько монет рядом
с пепельницей.
Поскольку
показания Карр подтвердили версию событий Франклина, а также потому, что и
Бойер, и Франклин позже прошли тесты на полиграфе, коронерское жюри в конечном
итоге приняло объяснение Франклина и вынесло вердикт об оправданном убийстве. Этим
вердиктом власти официально закрыли дело о смерти Кука.
Тем не
менее, некоторые члены семьи и сторонники Кука отвергли версию событий Бойер, Франклин
и Карр. Они считают, что убийство произошло каким-то образом, совершенно
отличным от трех официальных сообщений. Близкий друг Кука Мухаммед Али сказал:
«Если бы Кук был Фрэнком Синатрой, «Битлз» или Рики Нельсоном, расследование проводило
бы ФБР».
Певица
Этта Джеймс, увидев тело Кука на похоронах, усомнилась в точности официальной
версии событий. Она написала, что травмы, которые она увидела, выходили далеко
за рамки официального отчета о том, что Кук дрался с Франклин в одиночку. Джеймс
писал, что Кук был так сильно избит, что его голова почти отделилась от плеч,
руки были сломаны и раздавлены, а нос изуродован.
Некоторые
предполагают, что в убийстве Кука замешан его менеджер Аллен Кляйн, который владел
компанией Tracey Ltd и всеми правами на записи Кука. Тем не менее, никаких
конкретных доказательств преступного сговора представлено не было. Ходили слухи
о том, что убийство было подстроено из расистских побуждений.
19
декабря 1964 года Кук был похоронен на кладбище Forest Lawn Memorial Park в
Глендейле, штат Калифорния.
Берта
Франклин заявила, что после выстрела в Кука ей неоднократно угрожали смертью.
Она оставила свою должность в мотеле Hacienda и публично не раскрывала, куда
переехала. После своего оправдания, она подала иск на имущество Кука, сославшись
на физические травмы и душевные страдания, полученные в результате его
нападения. Франклин потребовала 200 000 долларов (эквивалент 1,9 миллиона
долларов в 2023 году) в качестве компенсации и штрафных санкций.
Семья
Кука подала встречный иск против Франклин, требуя 7 000 долларов (эквивалент 68
000 долларов в 2023 году) в качестве компенсации ущерба, чтобы покрыть расходы
на его похороны. Элиза Бойер дала показания в поддержку Франклин и в 1967 году
суд присудил ей 30 000 долларов в качестве компенсации ущерба (эквивалент 274
000 долларов в 2023 году).
Вклад Сэма
Кука в соул-музыку способствовал появлению Ареты Франклин, Бобби Уомака, Эла
Грина, Кертиса Мэйфилда, Стиви Уандера, Марвина Гэя и Билли Престона, а также
популяризировал творчество Отиса Реддинга и Джеймса Брауна. Биограф AllMusic
Брюс Эдер писал, что Кук был «изобретателем соул-музыки» и обладал «невероятным
естественным певческим голосом и плавной, непринужденной подачей, которая никогда
не была превзойдена».
В 1986
году Кук был введен в качестве члена-учредителя Зала славы рок-н-ролла, а в
1987 году в Зал славы авторов песен. В 1989 году артист был во второй раз
введен в Зал славы рок-н-ролла, когда туда были введены Soul Shakers.
В 2004
году журнал Rolling Stone поставил Кука на 16-е место в списке «100 величайших
артистов всех времен». В 2008 году Кук был назван четвертым «Величайшим певцом
всех времен» по версии журнала.
В 2013
году Сэм Кук был введен в Национальный зал славы ритм-энд-блюзовой музыки в
Кливленде, штат Огайо.
Комментариев нет:
Отправить комментарий