Польский джазовый скрипач, тенор- и сопрано-саксофонист, один из первых польских музыкантов, получивших международное признание, Михал Урбаняк (Michał Urbaniak) родился 22 января 1943 года в городе Варшава (Польша).
Михал начал изучать скрипку с шести лет, а позже
освоил сопрано- и тенор-саксофоны. С 1961 года он занимается скрипкой в
Варшавской «Academy of Music» под началом Тадеуша Вронского. Параллельно с
учёбой Урбаняк играет в различных польских группах – как на скрипке, так и на
саксофоне. Он был очень успешен,
даже выиграл стипендию от Давида Ойстраха в Москве – но выбрал джаз. В интервью
Каролю Сакосику Урбаняк
сказал:
“Если у кого-то есть талант, школа ему не помешает,
научит читать и писать музыку. Но он не будет учить музыке. В ритмичной музыке
мастерство полезно, но только в небольшой степени. Что еще более необходимо,
так это сердце, душа, талант и страсть».
В это же время Урбаняк начал работать с группой Збигнева Намысловского «Jazz
Rockers», в которой дебютировал на Международном фестивале джазовой музыки
«Jazz Jamboree» в Варшаве в 1961 году. В 1962 году вместе с квинтетом Анджея
Тшасковского «The Wreckers» он отправился в США для концертов в джаз-клубах. Во
время этого пребывания группа выступала на джазовых фестивалях в Ньюпорте и Вашингтоне.
Вернувшись в Польшу, Михал играет в квартете Кшиштофа
Комеды, с которым в 1965 году они перебираются в Скандинавию, где Михал создаёт
"Michał Urbaniak Group". Группа в составе Урсулы Дудзяк (вокал),
Адама Маковича (фортепиано), Чеслава Бартковского (ударные), Павла
Ястржембского (бас) приобрела европейскую известность после выступления на
фестивале в Монтрё (1971). Урбаняк был признан лучшим скрипачом Европы и
получил стипендию для обучения в школе Бёркли в Бостоне.
В 1969-72 годах Урбаняк основал группу, в которую в разное время входили: Адам Макович
(пианист), Павел Яжемский, Михал Комар и Януш Козловский (басисты), Чеслав
Бартковски и Анджей Домбровский (барабанщики) и Уршула Дудзяк (вокалистка). В
1970 году он записал свой первый зарубежный альбом "Parathyphus B",
который был высоко оценен в опросе журнала "Jazz Podium". Выступал с
ним на фестивалях "Jazz Jamboree" в 1969-72 и европейских фестивалях в
Нюрнберге, Конгсберге, Мольде, Гейдельберге, Монтрё (Гран-при в 1971). В 1971
году музыкант принимал участие в джазовых мастер-классах Вольфганга
Даунера.
В 1973 году Михал Урбаняк с Урсулой Дудзяк, ставшей его супругой,
переехал из Польши в Америку, где приобрел большую известность и записал немало
альбомов со звездами американского джаза. Через год он сформировал группу
«Fusion», исполняющую нью-йоркский фанк с мелодическими и ритмическими
элементами польского фолка. При поддержке Джона
Хаммонда он заключил контракт со звукозаписывающей компанией Columbia, которая
выпустила его западногерманский альбом "Super Constellation" в США
под названием "Fusion". В рекламных концертах по продвижению этого
альбома приняли участие польские джазовые музыканты - Чеслав Бартковский, Павел
Яжембский и Войцех Каролак. Последующие альбомы "Atma" и "Fusion
III", записанные для Columbia, положили начало череде американских успехов
Михала Урбаняка и Уршулы Дудзяк.
В 1975-89 годах Урбаняк возглавлял группу The Michal
Urbaniak Fusion, в которой играли молодые американские музыканты Кенни Дэвис,
Том Герин, Гарольд Уильямс, Ронни Беррейдж, Джо Каро, Бэзил Фаррингтон,
Джеральд Браун, Бернард Райт и Стив Джордан. С ними Урбаняк записывал альбомы, давал концерты в известных
джаз-клубах Village Vanguard и Village Gate, концертных залах (например,
Carnegie Hall), а также на важнейших фестивалях в Нью-Йорке, Ньюпорте и
Вашингтоне. Музыкант много
раз выступал в Европе - гастролировал по Великобритании, Франции, Италии,
Германии, Швейцарии и Швеции. Среди музыкантов, с которыми он сотрудничал, были
величайшие джазовые знаменитости –Джордж Бенсон, Ленни Уайт, Уэйн Шортер,
Маркус Миллер, Билли Кобэм, Джо Завинул, Рон Картер, и Стефан Граппелли. Урбаняк стал единственным европейским музыкантом, который
играл с Майлсом Дэвисом: Урбаняк принял участие в записи его альбома 1986 года
«Tutu». В интервью Доминке Кавчиньской Урбаняк рассказал о своем сотрудничестве
с Дэвисом:
«Недавно я прочитал его красивую фразу: «Не называйте
меня легендой. Меня зовут Майлз Дэвис». Я никогда не планировал записываться с
ним, но и не был особенно удивлен - группа, которая его сопровождала, играла со
мной двумя месяцами ранее. Маркусу Миллеру было 15 лет, Бернарду Райту – всего
13. Папа привел его на концерт, потому что мальчика не хотели пускать в клуб. Я
записал три соло за час. На следующий день я пришел в студию, Майлз сидел за
пианино с трубой в руках. Он положил его и спросил меня, кто я [Михал Урбаняк
начинает двигать рукой в воздухе, как будто держит лук]. "Как ты
играл?" - спросил Майлз. "Я думаю, как ты хотел" - ответил я.
«Да», — отреагировал он, а затем начал массировать мою шею. Мне было неловко. Среди
его партнеров по сцене и проектам – Джордж Бенсон, Хёрби Хэнкок, Куинси Джонс,
Ларри Кориелл, Кенни Гарретт, «Weather Report», Элвин Джонс, Джо Зендерсон,
Астор Пьяццола, Маркус Миллер и многие другие. В 1993 году Урбаняк создал
фьюжн-группу «Urbanator», в которую вошли барабанщик Ленни Уайт, басист Эл
Макдоуэлл и исполнитель на клавишных инструментах Джон Драйден. Они стали
пионерами интеграции хип-хопа в джаз».
После тринадцатилетнего отсутствия, в 1986 году Урбаняк приехал в Польшу и выступил на "Jazz
Jamboree", представляя свою американскую группу Michal Urbaniak
Constellation. С тех пор он находится в постоянном контакте со страной - в 1989
году он выступал на концерте "Komeda żywy", в 1991 году на "Jazz
Jamboree", в 1992 году на фестивале "Jazz on the Odra", в 1994
году на
концерте в пользу Збигнева
Намысловского.
Михал Урбаняк и сейчас по-прежнему находится в
неослабевающем творческом поиске, охватывающем множество музыкальных стилей от
джаза и фьюжн до рэпа и хип-хопа. В настоящее время он активно работает с
несколькими своими проектами: «Urbanator», «Urbanizer» и «UrbSymphony», много
гастролирует. Скрипач-виртуоз, он заслужил мировое признание благодаря
использованию интонаций польского фольклора, ритм-энд-блюза, симфонической
музыки и современных электронных тембров и несомненно, достиг невероятных высот
в джазовом исполнительском искусстве.
Ландыш Рифовна
Комментариев нет:
Отправить комментарий