«Top 100
Jazz Albums»
9 декабря
1964 года на студии Руди Ван Гелдера в Нью-Джерси был записан один из самых
известных и важных альбомов в истории джаза – “A Love Supreme” («Высшая,
вселенская любовь») Джона Колтрейна, изданный в феврале следующего года лейблом
“Impulse! Records” и сразу же вызвавший безоговорочное восхищение и у критиков,
и у музыкантов разных жанров, и у публики. Впоследствии он был включен во
всевозможные списки и коллекции «самых-самых» записей мира и до сих пор
считается одной из лучших работ Колтрейна, в которой максимально гармонично и
полно соединились самые оригинальные и выразительные составляющие его
творчества на момент создания альбома: чуткость раннего хард-бопового стиля,
модальные инновации и духовные искания настоящего и новые идеи, уже
приоткрывавшие двери к фри-джазовым экспериментам последних остававшихся
музыканту лет.
Джон Колтрейн в квартете с Маккоем Тайнером на фортепиано, Джимми Гаррисоном на басу и Элвином Джонсом на барабанах исполняет «A love supreme» на сцене 6-го джазового фестиваля в Антибе Жуан-ле-Пен 26 июля 1965 года.
И конечно
же, “A Love Supreme” стал одним из лучших альбомов, созданных классическим
квартетом Колтрейна с пианистом Маккоем Тайнером, барабанщиком Элвином Джонсом
и контрабасистом Джимми Гаррисоном. Критик Сэм Сэмуэльсон называет работу
музыкантов «пробуждающей сознание», необыкновенно выразительной в своей
четкости и лаконичности и технически почти совершенной. Колтрейн находится на
пике своих возможностей: с самых первых и до самых последних нот во всех
импровизациях он в равной степени демонстрирует продуманность, выверенность,
логичность формы и, при этом, глубокую эмоциональность и «идеализм» –
празднование, прославление вещей высшего порядка, – а все остальные музыканты
чутко улавливают и подхватывают и стилистические, и духовные посылы лидера.
Квартет
записал данный альбом всего за одну сессию 9 декабря 1964 года в
звукозаписывающей студии «Van Gelder», расположенной в боро Инглвуд Клиффс,
штат Нью-Джерси.
Композиционно
“A Love Supreme” представляет собой сюиту, состоящую из четырёх частей: в
каждой из них есть внутреннее развитие темы, ведущее к духовному открытию через
своеобразную музыкальную медитацию, и при этом все они продолжают одна другую в
общем движении.
Первая,
"Acknowledgement" (признание, осознание), призвана пробудить и
освободить мысли и чувства: она начинается со звука гонга и продолжается через
многократное повторение мотива из четырех нот, изначально сыгранного на
контрабасе – его же в самом конце пропевает Колтрейн, превращая слова “Love
Supreme” в основную «мантру» всего произведения.
"Resolution"
(решимость) – потрясающе красивая пьеса, посвященная внутренней настойчивости,
убежденности, которая должна вести нас по новому пути понимания и осознания.
"Persuance"
(исполнение, преследование, поиск) – это само осуществление поисков истины,
индивидуальный «путь очищения», который словно бы проходят все музыканты, – это
и самая длинная часть.
Наконец,
"Psalm" – своего рода инструментально-молитивенный речитатив, или, по
словам Колтрейна, «музыкальное повествование», доносящее смысл написанной им
поэмы, – знаменует просветление и благодарность.
Поэма,
названная, как и альбом, “A Love Supreme”, завершает и сопроводительный текст к
альбому, который написал Колтрейн, рассказывая о духовном вдохновении и
прославляя Бога как воплощение созидающего начала, которое рождает всё самое
прекрасное в нашем мире, – как воплощение Love Supreme. Колтрейн словно
«играет» слова этого стихотворения на саксофоне, не произнося их. Некоторые
биографы музыканта предполагают, что такое исполнение является данью уважения к
учениям афро-американских проповедников. В стихотворении (и по-своему в соло
Колтрейна) стихи заканчиваются словами: «Восторг. Элегантность. Восхищение. Все
от Бога. Спасибо, Господи. Аминь.» («Elation. Elegance. Exaltation. All from
God. Thank you God. Amen.»).
С
музыкальной точки зрения, хотя временами Колтрейн звучит агрессивно и
атонально, “A Love Supreme” не является его самым смелым экспериментом –
скорее, именно после этой работы его записи, и особенно «живые», будут с каждым
разом становиться в геометрической прогрессии «свободней» от условностей формы
и стилей. Зато этот альбом стал его самой совершенной, самой концептуальной,
чистой и ясной попыткой воплотить в музыке сам процесс духовного поиска – от
момента осознания его необходимости и до обретения искомого смысла – той самой
любви к высшему началу. “A Love Supreme” в общей сложности длится чуть более 30
минут – и это идеальное время: музыка не успевает утомить слушателя, не
начинает давлеть над ним своими высокими истинами, но успевать увлечь эти
поиском и приоткрыть завесу над самым прекрасным, что может ожидать нас на этом
пути.
Альтернативная
версия «Acknowledgement» была записана на следующий день, 10 декабря, с
тенор-саксофонистом Арчи Шеппом и вторым басистом Артом Дэвисом. Известны две
концертные записи "A Love
Supreme". В течение многих лет единственной известной концертной записью
сюиты было выступление на фестивале «Mondial du Jazz Antibes» в Жуан-ле-Пен,
Франция, 26 июля 1965 года. 29 октября 2002 года альбом был переиздан как
ремастированное подарочное издание лейблом «Impulse!». Дальнейшая итерация с
большим количеством студийных разбивок и наложений была выпущена в виде 3-дискового
полного мастер-издания, выпущенного «Impulse!» 20 ноября 2015 года. Другая
известная концертная запись сюиты была сделана 2 октября 1965 года в «The
Penthouse» в Сиэтле. Сет был записан саксофонистом Джо Бразилом. Это живое
выступление было выпущено 22 октября 2021 года лейблом «Impulse!» как «A Love
Supreme: Live in Seattle».
A «Love
Supreme» постоянно упоминается в списке величайших джазовых пластинок всех
времён. К 1970 году было продано около 500 тысяч экземпляров альбома, что
сильно превзошло по продажам другие релизы Колтрейна на лейбле «Impulse!»,
которые, как правило, не превышали 30 тысяч экземпляров. Нотная рукопись
Колтрейна с темами «A Love Supreme» считается национальным достоянием и
хранится в Смитсоновском институте, в Национальном музее американской истории. В
2015 году альбом был выбран для сохранения в Национальном реестре звукозаписей
из-за его «культурного, исторического или художественного значения». Это второй
альбом Колтрейна, после «Giant Steps», который был включен в Национальный
реестр в 2005 году.
Известный
энциклопедист и исследователь джаза Колин Ларкин поставил творение Колтрейна на
третье место в своём списке «Top 100 Jazz Albums» и №85 в списке «1000 лучших
альбомов всех времен Колина Ларкина». Ларкин описал альбом как «одну из
наиболее эмоционально глубоких записей во всём джазе» («one of the most
profoundly moving records in all of jazz»). Альбом был включен в рейтинг «Dimery's
1001 Albums You Must Hear Before You Die» Роберта Димери. В 2003 году альбом
занял 47-ю позицию в списке «500 величайших альбомов всех времён по версии
журнала Rolling Stone». Основываясь на таких рейтингах, совокупный веб-сайт
Acclaim Music называет его 61-м самым известным альбомом в истории.
Влияние
альбома обширно и многогранно. По словам Йоахима-Эрнста Берендта, гимноподобное
качество альбома буквально пронизало современную джазовую и рок-музыку. Как
объясняет Кристгау, пластинка была «обожаема американскими хиппи от «Byrds» дл
Карлоса Сантаны. Различные музыканты, начиная от тенор-саксофониста Джошуа
Редмана и заканчивая рок-звездой Боно из U2, который делает отсылки к альбому в
песне «Angel of Harlem», отмечают влияние «A Love Supreme» на свои собственные
работы. Гитаристы Джон Маклафлин и Карлос Сантана, вместе описывая данный
альбом как наиболее первичный в своём влиянии на своё творчество, записали
совместную трибьют-пластинку к Джону Колтрейну под названием «Love Devotion
Surrender» в 1973 году.
В
аудиоподборке – оригинальные треки альбома, а также альтернативные версии, не
вошедшие в оригинальное издание.
John
Coltrane - A Love Supreme (1965)
02. Part 2 – Resolution
03. Part 3 – Pursuance
04. Part 4 – Psalm
05. Part 4 – Psalm (Live Version)
06. Part 2 – Resolution (Alternate Take)
07. Part 2 – Resolution (Breakdown)
08. Part 1 – Acknowledgment (Alternate
Take)
09. Part 1 – Acknowledgment (Alternate Take
2)
Personnel
The Classic Quartet
John Coltrane – bandleader, liner notes, vocals and tenor saxophone
Jimmy Garrison – double bass
Elvin Jones – drums
McCoy Tyner – piano
+
Art Davis – double bass on alternate takes of
"Acknowledgement"
Archie Shepp – tenor saxophone on alternate takes of
"Acknowledgement"
Easily
one of the most important records ever made, John Coltrane's A Love Supreme was
his pinnacle studio outing that at once compiled all of his innovations from
his past, spoke of his current deep spirituality, and also gave a glimpse into
the next two and a half years (sadly, those would be his last). Recorded at the
end of 1964, Trane's classic quartet of Elvin Jones, McCoy Tyner, and Jimmy
Garrison stepped into the studio and created one of the most thought-provoking,
concise, and technically pleasing albums of their bountiful relationship (not
to mention his best-selling to date). From the undulatory (and classic)
bassline at the intro to the last breathy notes, Trane is at the peak of his
logical yet emotionally varied soloing while the rest of the group is
remarkably in tune with Coltrane's spiritual vibe. Composed of four parts, each
has a thematic progression leading to an understanding of spirituality through
meditation. From the beginning, "Acknowledgement" is the awakening of
sorts that trails off to the famous chanting of the theme at the end, which
yields to the second act, "Resolution," an amazingly beautiful piece
about the fury of dedication to a new path of understanding.
"Persuance" is a search for that understanding, and "Psalm"
is the enlightenment. Although he is at times aggressive and atonal, this isn't
Trane at his most adventurous (pretty much everything recorded from here on out
progressively becomes much more free, and live recordings from this period are
extremely spirited), but it certainly is his best attempt at the realization of
concept -- as the spiritual journey is made amazingly clear. A Love Supreme
clocks in at just over 30 minutes, but if it had been any longer it could have
turned into a laborious listen. As it stands, just enough is conveyed. It is
almost impossible to imagine a world without A Love Supreme having been made,
and it is equally impossible to imagine any jazz collection without it.
---Sam Samuelson
download
(mp3 @320 kbs):
Комментариев нет:
Отправить комментарий