воскресенье, 12 января 2025 г.

12 января 1941 года родился Владимир Мулявин.

ВИА «Песняры».

Советская эстрада.

Владимир Мулявин был символом всего белорусского. Но когда в начале 1990-х его спрашивали о разъединении двух народов — распаде СССР, он опускал глаза и говорил: «Это очень больная для меня тема».

А ведь родился-то Мулявин на Урале, а в Минск переехал только в начале 1960-х. И так влюбился и в народ, и в язык, и в местную культуру, что стал главным идеологом белорусской музыки.

ВИА «Песняры» - Беловежская пуща (1990).

Как известно, соглашение о выходе из состава СССР между президентами России, Украины и Белоруссии было подписано в Беловежской пуще. Сам Мулявин говорил в интервью, что после этого свой вечный хит «Беловежская пуща» «Песняры» больше не исполняли. А на вопросы о русских и белорусах отвечал с недоумением: «А я кто? Я родился в Свердловске, я же ваш!» Он пестовал белорусскую культуру, но разделения народов никогда не принимал.

Советский и белорусский музыкант, эстрадный певец (лирический тенор), гитарист, композитор, аранжировщик, художественный руководитель вокально-инструментального ансамбля «Песняры», народный артист СССР Владимир Мулявин родился 12 января 1941 года в Свердловске. Учился в Свердловском музыкальном училище по классу гитары.

💬«Вообще-то музыкой я начал заниматься лет с двенадцати. Играл сначала на балалайке, затем освоил гитару, потом другие (да почти все) струнные инструменты. Учился больше самостоятельно. Учителя не одобряли моих поисков и метаний. Из училища исключали дважды. Потом я сам ушёл. Маму видел редко. Нас было трое в семье, мама нас воспитывала одна и очень много работала. Было послевоенное время, жилось нам голодно. Мама часто меня упрекала: «Что ты, сынок, всё время бренчишь? Когда делом займешься? Настоящей работой?» - «Мама, что в твоём представлении настоящая работа?» - «Ну пошёл бы хоть в слесари на «Уралмаш». Знаешь, сколько они зарабатывают?» - «Сколько?» - «А под двести рублей в месяц – не хочешь!» Для неё это были фантастические деньги. В шестнадцать лет я устроился в оркестр и с первой получки отдал матери триста восемьдесят рублей. Вот тогда она зауважала мою музыку. До самой армии я обеспечивал очень приличное благосостояние семьи. Потом пошёл служить в Белорусский военный округ. И республика эта стала моей второй родиной. На самом деле, я не рисуюсь».

Ещё на службе Мулявин начал сочинять музыку, которая многие годы спустя стала основой в деятельности «Песняров». «Это правда, что во многом благодаря армии, я стал серьёзно заниматься именно народной музыкой. Не случись в моей биографии армейского строя, наверняка, ушёл бы в тяжёлый рок. А было так. Службу свою срочную я заканчивал в ансамбле Белорусского военного округа. Там и появилась у меня идея создать группу. Но одного желания в таком деле мало. Нужны были люди, способные разделить идею и безоговорочно в неё поверить.

Лявонны - "Ты мне вясною прыснілася" (1969).

Таких людей найти мне удалось. Александра Демешко, ударника - в Брестском музыкальном училище. Универсалы-исполнители Владислав Мисевич и Валерий Яшкин, как и я с братом Валерием, отслужили срочную. Осенью 1969-гомы официально сдали программу руководству Минской филармонии. В тот год мы еще назывались "Лявоны" (балагуры – М.З.). И критика, и публика приняли нас довольно сдержанно. Но мы знали, на что идём и не унывали. Через год на 1У Всесоюзный конкурсе артистов эстрады мы привезли не только новую программу, но и другое имя - "Песняры". Наш репертуар, состоящий в основном из военно-патриотических песен, таких, как "Темная ночь", "Хатынь", завоевал первое место. Откровенно говоря, сообщение это застало нас врасплох. На заключительном концерте мы настолько разволновались, что запели в разных тональностях.

ВИА "Песняры" - Алеся. Баллада о батьке Минае. Хатынь. Вероника.

Помнится, председатель жюри, сокрушенно покачав головой, сказал: "Кажется, рановато мы дали им лауреатов...". Об этих далеких уже теперь событиях я нет-нет, да и напоминаю ребятам в воспитательных целях. Говорю им: коль скоро мы - профессиональные исполнители, то не имеем права расслабляться ни при каких обстоятельствах. Уровень мастерства коллектива должен быть не только высоким, но и главное - стабильно высоким. Это – аксиома».

Здесь, как говорится, апарт – реплика в сторону. Со временем электроника получила такое сумасшедшее развитие, что гармонию музыки стали по-сальеровски именно электроникой и поверять. И оказалось, что самыми гармоничными в мире были вовсе не Pink Floyd и даже не The Beatles, а «Песняры» и «АББА». Редчайшей синхронности звучало их исполнение.

…Если мы дадим себе труд серьёзно вдуматься в само название ансамбля "Песняры" времён, когда ими руководил Мулявин, то нам станет ясно, что оно далеко не случайное и в нём заложен глубочайший смысл. В самом деле, то были не просто "поющие ребята", "гитары","сердца". И не "фолк" - "рок-группа" они, не «машина» или что там ещё бывает необычное, эпатирующее в нашей песенной эстраде. Они именно - песняры. Как бывают маляры, столяры, пахари, кузнецы, учителя, врачи, ратники.

ВИА «Песняры» - Косил Ясь конюшину (1971).

Такой ряд можно продолжать, и, я уверен, никто из членов старого ансамбля не обидится на подобное сравнение.

Потому что с самого своего рождения они взяли, говоря казённым языком, твердый курс на созидание, творчество, упорный труд. А честный, самоотверженный труд никогда не бывает легким, как не бывают легкими хлеб, металл, уголь, победа в бою. Конечно, любое сравнение хромает. И кто-то, возможно, ухмыльнется: эка невидаль ударять по струнам электрогитары да петь себе в удовольствие.

Жаль, что таким скептикам не суждено хоть раз увидел репетицию "Песняров". А я видел и слышал! До седьмого пота оттачивали они каждую музыкальную фразу, находили новый поворот, обертон в мелодии и тут же его отвергали, чтобы найти лучший. А ведь они уже тогда были мастерами высочайшего класса, ставшими первым нашим вокально-инструментальным ансамблем, признанным на Западе. Там, откуда всегда исходила мода на подобного рода музыкальное исполнение. Верно, искушенная американская пресса не зря окрестила тогда их поездку "русским вторжением на западном рок фронте".

«Песнярам», впрочем, стоя аплодировали не только в городах Соединенных Штатов. Их восторженно принимали и в ГДР, и в Болгарии, и в ФРГ, и в Югославии, и ещё во многих других западных странах, где, как известно, нехватки в своих ВИА отродясь не ощущалось и тамошнюю публику трудно в этом смысле чем-нибудь удивить. «Песняры» удивляли. Потому что над каждым своим номером трудились всегда так, как ювелир вкалывает над дорогим украшением. Простой пример: юбилейную (посвященную десятилетию ансамбля – М.З.) программу они готовили на два часа. Сделали три. А для публики оставили всего 50 минут. Зато каких минут!

ВИА «Песняры» - Спадчына (1972).

Существовало ещё одно обстоятельство, в решающей степени способствующее и популярности ансамбля, и его творческому долголетию. (В СССР старше «Песняров» был только "Орера" – М.З.). Истоком их музыкальных изысканий всегда оставалась народная музыка. А она, как известно, девальвации не подлежит. И если всё же искать ответ на вопрос о загадке и разгадке успеха "Песняров" времён Мулявина, то только в их отношении к народной песне: бережном и... смелом.

Тут их работа вновь напрашивается на сравнение. На этот раз - с трудом реставраторов. Те, как известно, тоже ни сил, ни энергии не жалеют, чтобы сохранить памятники древнего зодчества. Хотя куда было бы проще, используя современные материалы, возводить новые строения. Так, благодаря Мулявину, в историю музыкальной культуры Белоруссии навсегда вошли написанные им "Песня пра долю", вокальный цикл "Я не паэта...", музыкальный спектакль "На увесь голас" по поэме В.Маяковского, композиции "Песня - бясцэнны дар", "Празусю вайну", "Вянок М. Багдановiчу".

ВИА «Песняры» - Купалiнка.

Он же дал вторую жизнь белорусским народным песням "Касiу Ясь канюшыну", "Рэчанька", "Купалiнка", "Перапелачка". А уже для людей всего великого Советского Союза навсегда полюбились такие вокальные произведения "Песняров", как "Александрына", "Завушнiцы", "Марыся", "Вологда", "Чырвона ружа", "Олеся", "Белоруссия", "Ой, калядачкi", «Беловежская пуща» и многие другие. Вряд ли кто станет спорить, что всё это – светлая, добрая, созидающая музыка, без реактивных децибелов, без исполнительских дыма, вони и огня.

Меж тем жизнь основателя этого уникального в мире ансамбля выдалась далеко не безоблачно и безмятежной. Рано умер отец. В 1973 году при невыясненных обстоятельствах в автокатастрофе погиб старший брат Валерий, а потом умерла и мама. Первый раз Володя женился ещё на службе на актрисе Лидии Кармальской. У них родилась дочь Марина и сын Владимир. От второго брака со Светланой Слизской родилась дочь Ольга.В 1981 году Мулявин развёлся и женился на актрисе Светлане Пенкиной. В 1982 году у них появился сын Валерий. Разлуку с детьми Володя переносил тяжело, сетовал, что безотцовщина ничего хорошего им не принесёт. И как в воду глядел. В 2006 году его сын от первого брака умер в тюрьме. «Но ты понимаешь, - говорил,- как всё в жизни не просто. Ансамбль ведь моя вторая семья. И если откровенно, я даже не разрываюсь между ним и детьми. Ансамбль всегда у меня на первом месте. Наверное, это плохо, но что я могу поделать».

И вдруг в 1997 году этот самый музыкальный коллектив, прочно стоявший для его создателя впереди семьи, обвинил Мулявина во всех смертных грехах. Большинство музыкантов ушли из состава, организовав собственный коллектив «Белорусские песняры». «Ну что ж тут поделаешь,- вопреки моим ожиданиям весьма спокойно прореагировал Мулявин.- Это и есть издержки перестройки, на которую мы все так уповали. Некоторые наши ребята захотели самостоятельности и отделились.

Они решили, что смогут меньше работать, но больше получать. И на первых порах у них может даже получиться. А потом? Но, меня, как ты понимаешь, меркантильные интересы не волнуют. Мне важно и интересно творчество. Я поэтому не возмущаюсь выходкой ребят. Я всегда знал одно - надо работать. Ведь жизни в любом случае осталось мало. А жить хочется даже из любопытства. Буду вновь возрождать «Песняров».

ВИА "Песняры" - Памяти Виктора Хары (1986).

21 января 2001 года «Песняры» во главе с Владимиром Мулявиным дали праздничный концерт в ГЦКЗ "Россия" в рамках Дней белорусской культуры и в честь закладки плиты-звезды ансамбля на "Площади звезд". То выступление оказалось последним московским концертом "Песняров" под руководство Мулявина.

14 мая 2002 года, находясь за рулём своего Mercedes-420, на 27-м километре автодороги (Н-9031) Заславль — Колодищи под Минском попал в автокатастрофу, в которой получил перелом позвоночника и был полностью обездвижен. Через 8 месяцев, 26 января 2003 года, скончался в Москве в ГВКГ имени Н. Н. Бурденко.

В 1999 году «гражданин четырёх стран – Израиля, США, РФ и Белоруссии» Леонид Борткевич вновь стал солистом ВИА «Песняры» и пребывал в нём до самой смерти его руководителя Владимира Мулявина. Предполагалось, что именно он возглавит ансамбль после кончины Мулявина. Однако Министерство культуры Республики Беларусь назначило руководителем «Песняров» Валерия Скорожонка. Естественно, Борткевич вместе с несколькими участниками покинули ансамбль и стали выступать под названием «Песняры» под управлением Леонида Борткевича.

В 2008 году и этот ансамбль распался. Через год Борткевич вместе с бывшими музыкантами мулявинского коллектива Анатолием Кашепаровым и Олегом Молчаном объединились в ансамбль «Песняры» под управлением Борткевича. По словам Леонида, их коллектив намерен зарегистрироваться как «Песняры» имени Владимира Мулявина». «Мы объединяемся не ради бизнеса, а для того чтобы передать наш опыт и творческое наследие молодым талантам, которые знают и помнят наши песни, включая белорусский государственный ансамбль «Песняры», - заявил Борткевич в интервью.

Как говорится, дай-то бог. Но как бы там ни завершились эти унизительные тяжбы, ясно одно: больше такого выдающегося ансамбля и в истории Белоруссии, и в истории России уже никогда не будет. А Владимир Мулявин навечно останется в нашей памяти, как символ, как живое воплощение братства белорусского и русского народов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий