пятница, 26 января 2024 г.

Зал славы джаза. Стефан Граппелли (26 января 1908 — 1 декабря 1997).

Зал славы джаза.

Один из величайших джазовых скрипачей, Стефан Граппелли (Stéphane Grappelli), родился 26 января 1908 года в Париже.

Stephane Grappelli feat Yehudi Menuhin – «Jalousie»

Стефан родился в смешанной семье – его отец был итальянцем, а мама француженкой. Ему было всего 4 года, когда он остался без матери. Мальчик воспитывался в приюте, куда был отправлен, после того как отца призвали в армию во время первой мировой войны. Музыкант с горечью вспоминал об этом периоде: «Мы спали на полу, постоянно голодали… Я должен был бороться за каждый кусок хлеба».

Вернувшись с фронта, отец забрал мальчика из приюта. А когда тому исполнилось 12 лет, папа заложил свой костюм и подарил сыну старую скрипку, на которой Стефан и выучился играть. Сначала он подрабатывал на парижских улицах и в ресторанах, позже получив возможность сопровождать демонстрацию немых кинолент, и параллельно посещал уроки в консерватории французской столицы.

Слушая джазовые пластинки, он начал импровизировать, копируя фразы Луи Армстронга, Бикса Байдербека и Арта Тэйтума. «Тэйтум был моим богом, — сказал он много лет спустя, — я хотел играть на скрипке, как он на рояле».

Django Reinhardt & Stéphane Grappelli – «Jattendrai Swing» (1939)

Знакомство в 1933 году с цыганским гитаристом Джанго Рейнхардтом привело к созданию «The Quintet of the Hot Club of France», базировавшемуся в «Hot Club» и состоявшему из скрипки (Граппелли), контрабаса (Луис Вола) и трех акустических гитар (Джанго и Джозеф Рейнхардты, Рожер Шапу). Квинтет плодотворно работал шесть лет, и каждое их выступление было сенсацией.

Лондонский ангажемент 1939 года прервала начавшаяся Вторая мировая война. Рейнхардт решил вернуться во Францию, Граппелли же остался в Англии, эффектно завершив гастроли группы. Вскоре скрипач и молодой пианист Джордж Ширинг создали новый ансамбль, который существовал в течение всей войны.

В 1946 году последовало первое воссоединение Граппелпи и Рейнхардта, коих было несколько, в результате чего появилось много новых записей (несмотря на то что музыканты никогда больше не сотрудничали на постоянной основе).

Stéphane Grappelli – «Honeysuckle Rose» (1959)

Последующие 25 лет Стефан остается в тени, тем не менее не прекращая заниматься любимым делом. В это время он выступает в различных клубах Европы, а в США о нем практически ничего не слышно. Однако с 70-х годов наступает признание, и двери музыкальных клубов Америки распахиваются перед великим скрипачом.

Он записал пластинки с Дюком Эллингтоном, Стаффом Смитом, Свендом Асмуссеном, Джо Венути, Барни Кесселом, Иегуди Менухиным, Жан-Люком Понти, Мишелем Петруччиани, Оскаром Питерсоном и многими другими. Даже в последние годы жизни Стефан Граппелли, несмотря на ослабленное состояние, активно выступал и записывался, оставив после себя очень богатое музыкальное наследие.

Скончался Стефан Граппелли 1 декабря 1997 года в Париже и был похоронен на кладбище Пер-Лашез.

Ландыш Рифовна

Stephane Grappelli - Jazz Masters (1996)


1. All of me

2. Star eyes

3. Anything goes

4. Don't blame me

5. Moonlight in vermont

6. Caravan

7. It might as well be spring

8. Have you met miss jones?

9. Love song

10. Sing hallelujah

 Stephane Grappelli was born on January 26, 1908 in Paris, France. After learning to play keyboard instruments, Grappelli took up the violin, later studying it formally. In the mid-20s he played in dance bands in Paris, gradually turning more to jazz. In the early 30s he met Django Reinhardt and with him formed the Quintette du Hot Club de France.

Until this point in his career Grappelli had been playing piano and violin, but now concentrated on the latter instrument. Performances and especially records by the QHCF alerted the jazz world to the arrival of both an intriguing new sound and, in Reinhardt, the first authentic non-American genius of jazz. In these years Grappelli was still learning, and his early popularity was largely as a result of that of his collaborator.

Shortly before the outbreak of World War II Grappelli settled in London, where he played with George Shearing. In the post-war years he worked briefly with Reinhardt again but spent the late 40s and 50s playing to diminishing audiences across Europe. In the 60s he enjoyed a revival of popularity, making records with other violinists such as Stuff Smith and Joe Venuti.

In the early 70s he appeared on UK television performing duets with classical violinist Yehudi Menuhin, and the records they made together sold well. However, Grappelli's real breakthrough to the big time had come when, at the urging of Diz Disley, he made appearances at the 1973 UK Cambridge Folk Festival (accompanied by Disley and Denny Wright). Grappelli was a sensation. For the rest of the decade, throughout the 80s and into the early 90s he was on a non-stop tour of the world, playing the most prestigious venues in the UK, Europe, the USA and the Far East.

In January 1994, he celebrated his 86th birthday in concert with Stanley Black at London's Barbican Hall. He made records with several backing groups, played duets with Gary Burton, Earl Hines, Martial Solal, Jean-Luc Pony and many other leading jazzmen. He also ventured into other areas of music and, in addition to the duets with Menuhin, he has recorded with the western swing fiddler, Vassar Clements.

At ease with a repertoire based upon his early career successes, Grappelli's flowing style steadily matured over the years and the occasional uncertainties of his early work with Reinhardt are long forgotten. Perhaps at odd moments in his later years he seemed to be coasting, yet some of his recorded performances are very good while several of those from the mid- and late 70s are amongst the most distinguished in the history of jazz violin.

Of particular merit are Parisian Thoroughfare, recorded with the rhythm section of Roland Hanna, George Mraz and Mel Lewis, and a set recorded at the Queen Elizabeth Hall in London in 1973 when he was backed by Disley and Len Skeat. Grappelli's late flowering much to prompt appreciation of the old tradition of jazz violin playing. His death on December 1, 1997 left a gap in music that is unlikely to ever be filled, and certainly never to be bettered.

---vervemusicgroup.com 

download (mp3 @192 kbs):

yandex   

Комментариев нет:

Отправить комментарий