Один из
величайших джазовых скрипачей, Стефан Граппелли (Stéphane Grappelli), родился
26 января 1908 года в Париже.
Стефан родился в смешанной семье – его отец был итальянцем, а мама француженкой. Ему было всего 4 года, когда он остался без матери. Мальчик воспитывался в приюте, куда был отправлен, после того как отца призвали в армию во время первой мировой войны. Музыкант с горечью вспоминал об этом периоде: «Мы спали на полу, постоянно голодали… Я должен был бороться за каждый кусок хлеба».
Вернувшись
с фронта, отец забрал мальчика из приюта. А когда тому исполнилось 12 лет, папа
заложил свой костюм и подарил сыну старую скрипку, на которой Стефан и выучился
играть. Сначала он подрабатывал на парижских улицах и в ресторанах, позже
получив возможность сопровождать демонстрацию немых кинолент, и параллельно
посещал уроки в консерватории французской столицы.
Слушая
джазовые пластинки, он начал импровизировать, копируя фразы Луи Армстронга,
Бикса Байдербека и Арта Тэйтума. «Тэйтум был моим богом, — сказал он много лет
спустя, — я хотел играть на скрипке, как он на рояле».
Знакомство
в 1933 году с цыганским гитаристом Джанго Рейнхардтом привело к созданию «The
Quintet of the Hot Club of France», базировавшемуся в «Hot Club» и состоявшему
из скрипки (Граппелли), контрабаса (Луис Вола) и трех акустических гитар
(Джанго и Джозеф Рейнхардты, Рожер Шапу). Квинтет плодотворно работал шесть
лет, и каждое их выступление было сенсацией.
Лондонский
ангажемент 1939 года прервала начавшаяся Вторая мировая война. Рейнхардт решил
вернуться во Францию, Граппелли же остался в Англии, эффектно завершив гастроли
группы. Вскоре скрипач и молодой пианист Джордж Ширинг создали новый ансамбль,
который существовал в течение всей войны.
В 1946
году последовало первое воссоединение Граппелпи и Рейнхардта, коих было
несколько, в результате чего появилось много новых записей (несмотря на то что
музыканты никогда больше не сотрудничали на постоянной основе).
Последующие
25 лет Стефан остается в тени, тем не менее не прекращая заниматься любимым
делом. В это время он выступает в различных клубах Европы, а в США о нем
практически ничего не слышно. Однако с 70-х годов наступает признание, и двери
музыкальных клубов Америки распахиваются перед великим скрипачом.
Он
записал пластинки с Дюком Эллингтоном, Стаффом Смитом, Свендом Асмуссеном, Джо
Венути, Барни Кесселом, Иегуди Менухиным, Жан-Люком Понти, Мишелем Петруччиани,
Оскаром Питерсоном и многими другими. Даже в последние годы жизни Стефан
Граппелли, несмотря на ослабленное состояние, активно выступал и записывался,
оставив после себя очень богатое музыкальное наследие.
Скончался
Стефан Граппелли 1 декабря 1997 года в Париже и был похоронен на кладбище
Пер-Лашез.
Ландыш
Рифовна
Stephane
Grappelli - Jazz Masters (1996)
1. All of
me
2. Star
eyes
3.
Anything goes
4. Don't
blame me
5.
Moonlight in vermont
6.
Caravan
7. It
might as well be spring
8. Have
you met miss jones?
9. Love
song
10. Sing
hallelujah
Stephane Grappelli was born on January 26,
1908 in Paris, France. After learning to play keyboard instruments, Grappelli
took up the violin, later studying it formally. In the mid-20s he played in
dance bands in Paris, gradually turning more to jazz. In the early 30s he met
Django Reinhardt and with him formed the Quintette du Hot Club de France.
Until
this point in his career Grappelli had been playing piano and violin, but now
concentrated on the latter instrument. Performances and especially records by
the QHCF alerted the jazz world to the arrival of both an intriguing new sound
and, in Reinhardt, the first authentic non-American genius of jazz. In these
years Grappelli was still learning, and his early popularity was largely as a
result of that of his collaborator.
Shortly
before the outbreak of World War II Grappelli settled in London, where he
played with George Shearing. In the post-war years he worked briefly with
Reinhardt again but spent the late 40s and 50s playing to diminishing audiences
across Europe. In the 60s he enjoyed a revival of popularity, making records
with other violinists such as Stuff Smith and Joe Venuti.
In the
early 70s he appeared on UK television performing duets with classical
violinist Yehudi Menuhin, and the records they made together sold well.
However, Grappelli's real breakthrough to the big time had come when, at the
urging of Diz Disley, he made appearances at the 1973 UK Cambridge Folk
Festival (accompanied by Disley and Denny Wright). Grappelli was a sensation.
For the rest of the decade, throughout the 80s and into the early 90s he was on
a non-stop tour of the world, playing the most prestigious venues in the UK, Europe,
the USA and the Far East.
In
January 1994, he celebrated his 86th birthday in concert with Stanley Black at
London's Barbican Hall. He made records with several backing groups, played
duets with Gary Burton, Earl Hines, Martial Solal, Jean-Luc Pony and many other
leading jazzmen. He also ventured into other areas of music and, in addition to
the duets with Menuhin, he has recorded with the western swing fiddler, Vassar
Clements.
At ease
with a repertoire based upon his early career successes, Grappelli's flowing
style steadily matured over the years and the occasional uncertainties of his
early work with Reinhardt are long forgotten. Perhaps at odd moments in his
later years he seemed to be coasting, yet some of his recorded performances are
very good while several of those from the mid- and late 70s are amongst the
most distinguished in the history of jazz violin.
Of
particular merit are Parisian Thoroughfare, recorded with the rhythm section of
Roland Hanna, George Mraz and Mel Lewis, and a set recorded at the Queen
Elizabeth Hall in London in 1973 when he was backed by Disley and Len Skeat.
Grappelli's late flowering much to prompt appreciation of the old tradition of
jazz violin playing. His death on December 1, 1997 left a gap in music that is
unlikely to ever be filled, and certainly never to be bettered.
---vervemusicgroup.com
download
(mp3 @192 kbs):
Комментариев нет:
Отправить комментарий