Событие, происходившее в воскресенье 16 января 1938 года в Нью-Йорке, навсегда вошло в историю джаза как минимум по двум причинам. В тот день в "Карнеги-Холле" был назначен концерт Бенни Гудмана, концерт сугубо официальный. Все билеты были проданы. В зале сидели исполнители классической музыки, музыкальные критики и постоянные посетители концертов, облачённые в смокинги и вечерние платья.
По тем временам скандальной казалась сама идея пригласить джазовый оркестр в "Карнеги-Холл". Музыканты ужасно волновались и спрашивали себя – «что мы здесь делаем?». Гарри Джеймс потихоньку приоткрыл занавес, увидел публику во всём парадном блеске и признался: «чувствую себя, как блудница в храме».
Захватывающе
наглая затея – выступить в "Карнеги-Холле" – принадлежит не самому
Гудману. Идея принести джаз в "Карнеги-Холл" пришла от Хелен Оукли и
Джона Хаммонда. Эти двое происходили из богатых предпринимательских семей, но
были политически прогрессивными и сознательными поклонниками джаза. Они сделали
предложение рекламному агенту Уину Натансону. Того вдохновило на этот шаг
выступление гастрольного состава Гудмана в популярном лос-анджелесском танцзале
«Паломар», где умещалось четыре тысячи танцоров! Оговоренный контрактом
репертуар, который начал играть состав Гудмана, не произвел на собравшихся
никакого впечатления. «Что, черт возьми, мы должны делать?» - воскликнул Гудман,
получив предложение о концерте в Карнеги-холле. В то время свинг считался
танцевальной музыкой, и Гудман сомневался, что достаточное количество людей
придет послушать его группу. Он предложил организаторам включить в программу
британского комика, но к облегчению Хаммонда и Оукли, тот отказался.
Послушайте,
как звучит "Don’t Be That Way", первая вещь, исполненная на концерте.
Звук какой-то неживой, оркестр напуган. И вот Джин Крупа оказывает Гудману
незабываемую услугу. Он не пытается расшевелить зал, он хочет встряхнуть
оркестр, он хочет вывести их из ступора или напугать так, чтобы они испугались
своего собственного страха. И вот когда следует смена ритма, он начинает колотить
что есть мочи по всем деталям ударной установки. Получается форменная
какофония. Без всякого смысла, просто Крупа пытается распрямить зажатый
оркестр. «Вперёд ребята, вы, кажется, забыли, как делать свинг, так я вам
напомню!» «Только к концу первой пьесы», вспоминал один из трубачей, «мы
наконец-то пришли в себя».
По ходу
этого исторического концерта устроили джем-сейшн, в котором приняли участие
другие джазовые музыканты, включая Каунта Бейси и его оркестрантов. Под занавес
грянула самая популярная из гудмановских вещей “Sing, Sing Sing”, ставшая
кульминацией вечера. Тут со своих мест вскочила не только молодёжь, но и более
почтенная публика, и все пустились в пляс между креслами в этом старинном
чопорном зале.
«Мы
играли для Бикса (трубача Бикса Бейдербека, который умер больным и бедным в
возрасте 28 лет), — писал позже Гудмен, — мы играли для парней на пароходах, в
дайв-барах и в пабах».
Концерт,
длившийся два с половиной часа, имел оглушительный успех благодаря программе
Гудмана. Он пригласил чернокожих коллег в качестве гостей в свою группу белых
музыкантов. Король свинга хотел рассказать зрителям музыкальную джазовую
историю. Например, в композициях Дюка Эллингтона соло играли музыканты из его
группы (Джонни Ходжес, Кути Уильямс и Гарри Карни). С пьесами Каунта Бэйси он
сел за пианино, и к нему присоединились его звезды Лестер Янг, Фредди Грин и
Уолтер Пейдж. В перерывах между номерами биг-бэнда Гудмен играл со своим
квартетом белых (Гудман, Крупа) и черных музыкантов (пианист Тедди Уилсон и
вибрафонист Лайонел Хэмптон). «Бенни Гудмен сказал, что нам нужны белые и
черные клавиши, чтобы создать хорошие гармонии, — вспоминал Лайонел Хэмптон, —
он заслуживает величайшей похвалы».
Этот
концерт и, соответственно, этот альбом считаются важной вехой не только в
творчестве Гудмана, но и во всей эпохе свинга – в первый раз за всю историю
этого зала в "Карнеги-Холле" звучала джазовая музыка, потеснив
классическую. «Концерт Бенни Гудмена 16 января 1938 года — самый важный в
истории джаза, — говорит музыкальный критик Фил Шаап, — он открыл для джаза концертные
залы».
Концерт в
Карнеги-холле не принес Бенни Гудману никакой прямой финансовой выгоды.
Гонорары приглашенных звезд и репетиции большого спектакля поглотили прибыль.
Но из-за своего успеха концерт был повторен дважды. Гудмен получал предложения
выступить с его оркестром в голливудских фильмах. Запись концерта на двух
пластинках стала одной из первых пластинок, разошедшихся тиражом более миллиона
копий. После премьеры Гудмана в Карнеги-холле соорганизатор Джон Хаммонд смог
провести серию концертов «From Spirituals To Swing» в престижном концертном
зале в 1938/39 годах. «Думаю, состав, игравший в "Карнеги-Холле", был
лучшим из всех, с которыми я работал», –вспоминал позднее Гудман.
Ландыш
Рифовна.
Комментариев нет:
Отправить комментарий