Black Sabbath
Хэви-метал
Пятый
студийный альбом Black Sabbath, выпущенный 1 декабря 1973 года лейблами WWA
Records (WWA 005) в Англии, во многих странах мира на Vertigo (6366 101), и на
Warner Bros. Records - в США и Канаде. На сайте black-sabbath.com на первом
месте в дискографии альбома указано издание LP Vertigo 6360 115 (UK 1973), но
это нелепая ошибка, допущенная, наверное, CD-шными юнцами, не нюхавшими винила,
ибо под этим номером в каталоге Vertigo выходил совсем другой артист с другим
альбомом (Ramases - Glass Top Coffin (Vertigo 6360115, 1975) - был такой
безумец, прозвавший себя Рамзесом и считавший себя новой инкарнацией древнего
фараона).
«Sabbath Bloody Sabbath» - первый альбом Black Sabbath, в котором они стали усложнять свою чисто гитарную до того музыку струнными, клавишными и более сложными оркестровыми аранжировками более характерным для прогрессивного рока. Участие в записи пластинки принял Рик Уэйкман, клавишник группы Yes.
АЛЬБОМ
После
турне в поддержку пластинки "Volume 4" (1972), которое началось в 1972 и
закончилось в 1973, пришло время записывать следующий альбом. Black Sabbath так
понравилось записывать предыдущий "Vol. 4" в Лос-Анджелесе, что они единодушно
направились на то же место, в ту же студию. Для проживания сняли дом в том же
утопающем в роскоши районе Бел Эйр, а студия была все тот же Record Plant, что
можно перевести как Завод Звукозаписи. Когда наши рабочие пришли на этот завод
отрабатывать свою первую смену, то зайдя в прежнюю комнату, где они записывали
год назад "Vol. 4", были несказанно изумлены: все помещение занимал какой-то
гигантский синтезатор. Технический прогресс подвинул их так, что пришлось
работать в соседнем помещении. К Саббатам там был приставлен звукоинженер Том
Аллом, но в титрах альбома он не значится по той простой причине, что ничего у
них в Лос-Анджелесе не вышло.
Если
предыдущий альбом создавался в сплошном кокаиновом угаре, но музыкантам удалось
как-то сконцентрироваться и что-то записать, то год спустя кроме кокаина у них
ничего не получалось. Сказывалась вымотанность после гастролей и общая
усталость от жизни. Как вспоминал Тони Айомми: "Все сидели и ждали, когда
я начну что-нибудь. А я просто не мог о чем-либо думать. И если я ничего не
придумывал, никто ничего не делал." Проторчав в Лос-Анджелесе вот так
безрезультатно целый месяц, Black Sabbath вернулись в Англию, где арендовали
особняк Клируэлл Кастл в лесной глуши графства Глостершир.
Хотя в
его названии звучит слово "замок", на самом деле это псевдоготический
особняк XVIII века, который в 1953 году выкупил один булочник из Блэкпула,
который ради этого продал весь свой бизнес и двадцать лет с женой и детьми
кропотливо - комнату за комнатой - восстанавливал это строение, чтобы в
семидесятых годах туда повадились ездить на запись и репетиции все знаменитые
английские группы тяжелого рока: Led Zeppelin, Black Sabbath, Deep Purple,
Sweet, Mott the Hoople, Bad Company. В 1973 году до Black Sabbath там побывали
Deep Purple, которые сочиняли и репетировали свой альбом Burn. Кстати, в наши
дни этот особняк можно арендовать для свадьбы.
Студия
располагалась в мрачном подвале, что сразу животворно подействовало на
творческие чакры Блэк Саббатов. Едва начав работать, Айомми уловил в этом
подземелье "рифф, который спас Black Sabbath" - основной ход
заглавной песни альбома "Sabbath Bloody Sabbath". А эта вещь задала
тон для последующих, и так дело пошло. Записываться группа приехала в Лондон, в
Morgan Studios. В соседнем помещении группа Yes писала свой альбом Tales from
Topographic Oceans (1973), а Блэк Саббаты как раз стали тяготеть к прогрессиву,
вот почему Рик Уэйкман зашел однажды в их студию и оставил свой след в песне
"Sabbra Cadabra", причем сыграл здесь и на синтезаторе, и на простом
ф-но.
Впрочем,
Саббаты и сами прекрасно справились с клавишными в остальных вещах: Оззи, Гизер
и Тони освоили самый популярный у прогрессивных рок-музыкантов того времени
аналоговый синтезатор Муг - действительно, вещщщь! в сравнении с современной
синтетикой. А Гизер еще сыграл в "Who are You?" на уникальном
инструменте под названием меллотрон, клавиши которого при нажатии включают
магнитофонные пленки с записанными на них звуками. Последнюю вещь - "Spiral
Architect" (Спиральный архитектор) - вообще напичкали настоящей
оркестровкой, которую аранжировал и дирижировал английский продюсер Уил Мэлоун.
Тексты альбома «Sabbath Bloody Sabbath» в основном озабочены внутренними проблемами Саббатов, а именно - алкоголизмом и наркоманией. В 2001 году Билл Уорд говорил, что после записи Vol. 4 алкоголь и наркотики перестали его радовать. Философские рассуждения песни "Killing Yourself to Live" (Убивая себя, чтобы жить) пришли в голову Батлеру, когда он лежал в больнице с серьезными проблемами в области печени - больное место всех алкашей. Ему тогда было всего 24!
Просто
глянь вокруг: что ты видишь?
Боль,
страдания и печаль
Мир был
создан совсем не для этого
Как жаль,
что ты не понимаешь
Убивая
себя, чтобы жить
Убивая
себя, чтобы жить
Любопытно, что хотя "Killing Yourself to Live" везде в титрах числится под одним названием, Саббаты зарегистрировали ее как трехчастную сюиту (Killing Yourself to Live - You Think That I'm Crazy - I Don't Know If I'm Up or Down), поставив копирайт на каждую из частей по отдельности и теперь получают авторские с каждой - отдельно.
НАЗВАНИЕ
И ОБЛОЖКА
Название
конечно можно перевести как "Шабаш кровавый шабаш", но это
подразумевалось на втором плане. Sabbath кроме того - английское произношение
еврейского "шабат" - священная суббота у евреев, а Bloody - имеет еще
значение "проклятый", но этот смысл видимо никому в голову не
приходил, поскольку обвинений в антисемитизме в адрес Black Sabbath вроде как
не поступало.
Гизер
Батлер в своей книге воспоминаний Black Box (Черный ящик) объясняет название
проще: "Текст к Sabbath Bloody Sabbath - это про нас, про Блэк Саббат, про
наши взлеты и падения, хорошие времена и плохие времена, про то, как нас
накалывали, с точки зрения бизнеса. "Bog blast all of you" ["Да
чтоб вы все провалились!" - фраза в концовке песни] относилась к критикам,
звукозаписывающему бизнесу в целом, адвокатам, бухгалтерам, менеджерам и всем,
кто пытался на нас нагреться." В общем, после тугого творческого застоя,
вызванного усталостью от лямки, которую тащили несчастные Саббаты, Гизер
разродился в подвале псевдоготического особняка этим воплем души:
Чтоб вы
провалились!
Саббат
проклятый Саббат
Нам
ничего не остается, как
Жить,
чтобы умирать
Умирать
для вас.
Обложку для альбома нарисовал Дру Струцан - известный в то время лос-анджелесский специалист по обложкам для альбомов, работавший в дизайн-агенстве под названием "Тихоокеанский глаз и ухо" (Pacific Eye & Ear) под руководством его владельца Эрни Сефалу. Идея пришла в голову этому самому Сефалу: "Концепция обложки для этого альбома строилась на двух цветных иллюстрациях, которые мне подарили в день моей конфирмации в 1955 году, и которые я храню по сей день. Это иллюстрации XVIII века: одна из них изображает дурного человека, другая - доброго, и оба находятся при смерти. Я показал их Дру, объяснил идею, а все остальное говорит само за себя."
ВЫХОД В
СВЕТ
Альбом
Sabbath Bloody Sabbath появился в продаже в Англии 1 декабря 1973 года. Впервые
за всю свою карьеру группа получила хвалебные отклики. Журнал Rolling Stone
наделил альбом эпитетами, типа "чрезвычайно захватывающая вещь!" или
"не меньше, чем полный успех!" В чартах Sabbath Bloody Sabbath занял
4-ое место на родине и 11-ое в США, где позже стал пятым подряд платиновым
диском Black Sabbath. В январе 1974 группа тронулась в мировое турне,
завершившееся на фестивале Калифорнийский Джем 6 апреля 1974 года в г. Онтарио,
штат Калифорния, где Саббат выступили перед 200-тысячной аудиторией, разделив
сцену с такими гигантами рока семидесятых, как Emerson, Lake & Palmer, Deep
Purple, Earth, Wind & Fire, The Eagles.
Интернет-журнал
All Music уже в наше время назвал Sabbath Bloody Sabbath "шедевром,
неотъемлемым в любой коллекции хэви-металла."
Комментариев нет:
Отправить комментарий