воскресенье, 27 июля 2025 г.

Лучшие пластинки 1960-х. Jethro Tull — «Stand Up» (1969).

Jethro Tull

Colin Larkin «All Time Top 1000 Albums»

Хард-рок

Фолк-рок

Блюз-рок

«Stand Up» — второй студийный альбом британской рок-группы Jethro Tull, выпущенный 25 июля 1969 года. Это был первый альбом Jethro Tull с участием гитариста Мартина Барре, который впоследствии был постоянным гитаристом группы вплоть до ее первоначального распада в 2011 году. Перед началом сессий записи альбома оригинальный гитарист группы Мик Абрахамс покинул группу в результате музыкальных разногласий с фронтменом Иэном Андерсоном; Абрахамс хотел остаться с блюз-роковым звучанием дебютного альбома Jethro Tull «This Was» 1968 года, в то время как Андерсон хотел добавить другие музыкальные влияния, такие как фолк-рок.

В результате ухода Абрахамса, Андерсон стал единственным автором песен на всех треках альбома, за исключением кавер-версии в стиле джаз-фьюжн на песню И.С. Баха «Bourrée in E minor». В написании песен Андерсона альбом музыкально смещается от блюз-рока «This Was», отдавая предпочтение более многослойным и пронзительным песням, черпающим вдохновение от фолк-исполнителей, таких как Рой Харпер, Pentangle и Берт Янш. Тем не менее, альбом сохраняет некоторые влияния блюз-рока в таких треках, как «A New Day Yesterday» и «Nothing Is Easy».


Альбом был выпущен 25 июля и занял 1-е место в чарте альбомов Великобритании на следующей неделе, 3 августа, вслед за успехом сингла «Living in the Past», который достиг No 3 в британском чарте синглов в день выпуска альбома. «Stand Up» стал первым успехом Jethro Tull в Соединенных Штатах, достигнув 20-го места в Billboard 200.

Jethro Tull – «A New Day Yesterday» (Live Fillmore East 1970)

Несмотря на то, что альбом «This Was» помог Jethro Tull стать культовой группой, между Андерсоном и Абрахамсом началась борьба за лидерство, в результате которой Мик ушел в декабре 1968 года.

Андерсон прослушал множество гитаристов, включая Мика Тэйлора (Mick Taylor, ex-BLUESBREAKERS), Пола Коссофа (Paul Kossoff, позже образовавшего FREE), Дэвида 0’Листа (David O’List) из группы THE NICE и Тони Йомми (Tony Iommi) из THE EARTH. Йомми даже поиграл с Jethro Tull пару недель, но потом вернулся в свою группу, которая два года спустя приобрела огромную популярность, изменив свое название на BLACK SABBATH.

Среди гитаристов, отвергнутых Андерсоном после первого тура прослушивания, оказался и Мартин Ланселот Барр (Martin Lancelot Barre, род. 17.11.46 г. в Бирмингеме) из группы GETHSEMANE. В первый раз Мартин так волновался, что забыл шнур для своей гитары. Несмотря на отказ, он проявил завидную настойчивость, заявился во второй раз (забыв теперь усилитель) и в результате стал полноправным членом Jethro Tull.

Обновленная группа отправилась в свое первое американское турне, которое началось 24 января концертом в нью-йоркском зале Fillmore East вместе с LED ZEPPELIN. Успех был таким ошеломительным, что Jethro Tull почти сразу стали выступать в роли хедлайнеров. Гастроли с триумфом продолжались (вместе с группой FLEETWOOD MAC) два месяца по самым крупным городам США, включая Бостон, Детройт, Чикаго, Лос-Анджелес.

В конце июля 1969 года вышел долгожданный второй альбом Jethro Tull под названием «Stand Up», который до сих пор считается одним из лучших. Он сразу же взлетел на самый верх британского хит-парада, где оставался несколько недель, а в ноябре занял двадцатое место в Штатах, став первым «золотым» альбомом группы. …По опросу газеты «Мелоди Мейкер». они были названы второй лучшей группой года после «Битлз. На третьем месте стояли THE ROLLING STONES. О лучшем признании «джетроталовцы» не могли и мечтать, ведь для самого Яна Андерсона «роллинги» были куда круче, чем «битлы».

Ian Anderson "Jeffrey Goes to Leicester Square" at The Moore

В «Stand Up» — очень разнообразном по музыкальной фактуре альбоме, который продемонстрировал возросшее мастерство Андерсона как композитора, музыканты уже отошли от блюзовой формы и занялись тем, что впоследствии станет известным как «прогрессивный рок». Ни один из существующих музыкальных стилей уже не является для них достаточно емким, чтобы выразить их мысли, и поэтому они были вынуждены придумать свой собственный стиль. Тем не менее альбом всё ещё демонстрирует большое влияние блюза, как, например, в первом треке "A New Day Yesterday". Некоторые песни на альбоме записаны с использованием необычных для рок-музыки инструментов, например, композиция «Fat Man» была сыграна на мандолине, а «Jeffery Goes to Leicester Square» - на балалайке. Инструментальная композиция «Bourée» (одна из популярных концертных пьес Jethro Tull) представляет собой джазовую переработку «Bourrée in E minor» Иоганна Себастьяна Баха. С другой стороны, "Nothing Is Easy" - это джаз-роковая песня с барабанами и электрогитарой, которая контрастирует с акустическим материалом альбома.

Jethro Tull – «We Used to Know / For a Thousand Mothers» (Live At Isle Of Wight)

Андерсон предположил, что аккордовая прогрессия в песне «We Used to Know» была подсознательно подхвачена The Eagles, когда они гастролировали вместе в 1971 или 1972 году, и использована в их песне «Hotel California». Тем не менее, Дон Фелдер, написавший музыку для «Hotel California», присоединился к «Eagles» только в 1974 году. В интервью 2016 года Андерсон заявил, что аккордовая прогрессия, вероятно, использовалась в более ранних песнях, а также назвал «Hotel California» «гораздо лучшей песней», чем «We Used to Know».

Андерсон описал лирику альбома как смесь выдуманных сценариев, иногда смешанных с биографическими анекдотами или переживаниями из его личной жизни. Такие песни, как «Back to the Family» и «For a Thousand Mothers», были написаны под влиянием непростых отношений Андерсона с его родителями в то время, в то время как «We Used to Know» описывает трудную жизнь группы до достижения ею успеха. Андерсон отрицает, что песни об отношениях, такие как «A New Day Yesterday», «Look Into the Sun» и «Reasons for Waiting», были вдохновлены реальным жизненным опытом, сказав: «У меня всегда было ощущение, что ты не должен предавать свои реальные отношения песням». Андерсон написал песню «Fat Man» как отсылку к бывшему гитаристу Мику Абрахамсу (который был самым большим участником группы), однако отрицал, что песня была задумана как оскорбление. «Jeffrey Goes to Leicester Square» является отсылкой к другу Андерсона Джеффри Хаммонду, который также упоминался в альбоме «This Was» и присоединился к Jethro Tull в качестве басиста в 1970 году.

Jethro Tull – «Bourée» (French TV, 1969 'La Joconde')

Необычен и внешний вид пластинки. Идею оформления конверта подали менеджеры группы Терри Эллис и Джон Уильямс, а нью-йоркский художник Джимми Грэшоу (Jimmy Grashow) выполнил гравюру на дереве. Открываешь альбом, а с разворота встают четыре картонные фигурки членов группы, как на страницах детских книжек-раскладушек. Закроешь альбом — а на его обратной стороне эти же самые рисованные человечки уходят с заброшенными за спину вещмешками на поиски своей музыки.

Идею обложки придумали Терри Эллис (сопродюссер альбома с Андерсоном) и Джон Уилльямс, а исполнил ее нью-йоркский художник-график Джимми Грашоу. New Musical Express наградил эту обложку за лучшее оформление рок-альбома 1969 года. Кстати, тот же New Musical Express поместил альбом Stand Up как второй альбом 1969 года, после The Beatles ‘Abbey Road’, но выше (!) альбома The Rolling Stones ‘Let It Bleed’.

Jethro Tull – «Nothing Is Easy» (Live At The Isle Of Wight 1970)

Это единственный альбом группы, который поднялся на 1-ое место в Соединенном Королевстве и продержался в чартах 29 недель.

«Stand Up» получил смешанные отзывы после его выпуска, но более поздние критики высоко оценили альбом в целом, за продакшн и музыкальное сопровождение.

Рецензия Rolling Stone 1969 года была довольно положительной, заявив, что альбом «имеет довольно низкий коэффициент грубости, верный форме, и он довольно великолепен», а также что «альбом на самом деле не фанковый; скорее, это тщательно продуманная работа, которая заслуживает внимательного прослушивания. В то время, когда многие из признанных звезд пошатнулись, особенно приятно было услышать свежий голос». Обзор Disc and Music Echo был менее благоприятным; он считал дорогую обложку «самой впечатляющей» частью альбома, а Jethro Tull — хорошей концертной группой, но все еще неспособной выпустить «музыкально интересный» релиз. Американский критик Роберт Кристгау подтвердил свою неприязнь к группе, но оценил альбом как «адекватный» в своем обзоре Village Voice.

Ретроспективный обзор AllMusic был положительным, заявив, что группа «укрепила свое звучание», привнеся влияние «английской народной музыки» в общую основу блюз-рока. Шон Мерфи из PopMatters более решительно написал, что «Stand Up» был «значимым документом в истории рока... документ, созданный в быстро закрывающемся художественном окне пост-британского блюза». Он высоко оценил музыкальность исполнителей и пророчески отметил, что «Андерсон быстро станет первоклассным автором текстов». В обзоре Record Collector подчеркивается, что «альбом запечатлел группу на головокружительном подъеме, ликующую от уверенности после привлечения гитариста Мартина Барра» и содержал «свежую партию разнообразных, но одинаково сильных композиций».

Jethro Tull – «Fat Man» (11/15/1983)

Различные рок-исполнители называли Stand Up самым любимым альбомом всех времен, в том числе Эдди Веддер из Pearl Jam, Том Гамильтон из Aerosmith, Джо Бонамасса и Джо Сатриани. Блэк Фрэнсис из Pixies также восторженно отзывался об альбоме, комментируя: «Stand Up — это запись [Jethro Tull], которая трогает меня больше всего. Это всего лишь их второй альбом, и они все еще немного неряшливы. Есть влияние тяжелого рока, но у них было что-то английское, знаете, университетские парни, которые действительно увлекались фолк-музыкой. Мне это не показалось аффектацией – это все еще кажется реальным». Во время интервью BraveWords в 2015 году Андерсон выбрал «Stand Up» в качестве своего любимого альбома Tull: «Полагаю, если бы вы действительно выкручивали мне руки, я, вероятно, вернулся бы в 1969 год с альбомом «Stand Up», потому что это был мой первый альбом с первой действительно оригинальной музыкой. Она занимает особое место в моем сердце». Барр и Банкер также оценили его как один из своих любимых альбомов Tull. Он занял 513-е место в рейтинге Колина Ларкина All Time Top 1000 Albums 3rd Edition (2000).

Комментариев нет:

Отправить комментарий