понедельник, 21 февраля 2022 г.

Деликатно-непредсказазуемый и экспрессивный буги-вуги. Джимми Янси (1894 - 1951).

Зал славы рок-н-ролла.

20 февраля 1894 года (по некоторым источникам, 1889 года) в Чикаго родился Джеймс Эдвардс «Джимми» Янси (James Edwards "Jimmy" Yancey) – знаменитый буги-вуги пианист и композитор. Его считали одним из пионеров этого феерически быстрого, неистового стиля игры на фортепиано.

Старший брат Янси тоже был пианистом-самоучкой, а их отец – гитаристом и певцом в водевильных шоу. Уже с 6 лет Джимми участвовал в этих представлениях как чечёточник и вокалист, сначала путешествуя по Штатам, а позднее и по Европе. В 15 лет он сам начал учиться игре на фортепиано, а с 1915 года уже активно играл по всему Чикаго в клубах и на неформальных вечеринках, преимущественно свои собственные композиции.

Jimmy Yancey – «How Long Blues».

Он был хорошо известен в Чикаго, как пианист и певец на т.н. «арендных вечеринках». «Вечеринки по аренде дома» проводились малоимущими в целью сбора денег на оплату высокой аренды за жилье. Нанимали пианиста или оркестр, приглашали друзей, знакомых и соседей. Любой, кто приходил на эти вечеринки, должен был заплатить вступительный взнос, который финансировал арендную плату.

Вечеринка по аренде дома с Джимми Янси и Мидом «Люкс» Льюисом.

Несмотря на явный успех его выступлений, музыкальная карьера Янси не очень-то развивалась. Во время Первой мировой войны Джимми играл в «Негритянской бейсбольной лиге» за команду “Chicago All-Americans” – и, кстати, потом, начиная с 1925 года, он всю свою жизнь, даже когда уже стал знаменитым музыкантом, сохранял за собой постоянную работу «смотрителя стадиона» команды “Chicago White Sox”.

Jimmy Yancey – «Rolling The Stone»

Так или иначе, стиль игры Янси был очень популярен уже в 20-е и, в частности, оказывал значительное влияние на таких будущих звёзд, как Meade Lux Lewis, Pinetop Smith и Альберт Аммонс. Lewis в результате сам записал в 1936 году композицию «Yancey Special», чем и привлёк к Янси внимание знатоков. Возможно, благодаря этому через три года, в 1939 году, Янси смог сделать свои первые записи – с продюсером Dan Qualey для его новой студии “Solo Art label”. Это были "The Fives" и "Jimmy's Stuff", и, хоть лейб был небольшим, записи сразу вызвали бурное оживление в джазовых кругах. Вскоре после этого Джимми стал первым буги-вуги пианистом, издавшим целый альбом чистых соло на "Victor". Потом он также записывался для “OKeh” и “Bluebird”.

Jimmy Yancey – «Yancey Stomp»

Хотя Янси находился под сильным влиянием рэгтайма, его трудно назвать пианистом в стиле рэгтайм. Важной особенностью его исполнения был аккомпанемент для левой руки, который свидетельствует о латиноамериканском влиянии. Он считается пионером стиля блюз и буги с определенной близостью к рэгтайму и характерным ритмическим взаимодействием правой и левой руки.

В экспрессивном буги Янси, с характерными ритмическими фигурами в “басовой” левой руке, очень гибкими и часто непредсказуемыми, и с традиционными для этого стиля мелодическими наслоениями в правой, общее звучание всё же оставалось удивительно деликатным, изысканным, лёгким. Фирменный басовый рисунок Джимми даже стали называть “басом Янси” – впоследствии его использовали гитаристы Pee Wee Crayton в "Blues After Hours", Guitar Slim в "The Things That I Used to Know" и многие другие музыканты. Ещё одной отличительной чертой Джимми была его любовь к нетипичным тональностям. Традиционно исполнители «кабацкого блюза» (“barrelhouse blues”), из которого и сформировался стиль буги-вуги, предпочитали простейшие фа- или соль-мажор. Джимми же, хотя вообще играл и сочинял в самых разных тональностях, питал особую слабость к ля-бемоль-мажору и, особенно, к ми-бемоль-мажору – тональности, в которой он почти всегда заканчивал композиции, даже если они исходно начинались в другой.

Jimmy & Mama Yancey – «How Long Blues»

Ещё Джимми Янси часто пел блюзы, аккомпанируя сам себе, хоть и не достиг какого бы то ни было признания как вокалист. Зато в более поздний период на записях Джимми стала с успехом появляться его жена, вокалистка Эстель Янси. Вместе они выступали как 'Jimmy and Mama Yancey' и, среди прочего, дали концерт в Карнеги-холле в 1948 году, а в 1951 году записали первый совместный альбом, выпущенный годом позднее студией “Atlantic Records”.

Умер Джимми Янси 17 сентября 1951 года, в Чикаго, от инсульта, ставшего одним из последствий диабета. В 1986 году музыкант был “введен” в Зал Славы Рок-н-Ролла. А сегодня, благодаря Джимми Янси, у нас есть отличная возможность поднять себе настроение и насладиться изысканными блюзами, разнообразными басовыми линиями и лёгкостью звучания его оригинального буги-вуги.

 

Ольга Дюдина

Комментариев нет:

Отправить комментарий