Зал славы
рок-н-ролла.
20
февраля 1894 года (по некоторым источникам, 1889 года) в Чикаго родился Джеймс
Эдвардс «Джимми» Янси (James Edwards "Jimmy" Yancey) – знаменитый
буги-вуги пианист и композитор. Его считали одним из пионеров этого феерически
быстрого, неистового стиля игры на фортепиано.
Старший
брат Янси тоже был пианистом-самоучкой, а их отец – гитаристом и певцом в
водевильных шоу. Уже с 6 лет Джимми участвовал в этих представлениях как
чечёточник и вокалист, сначала путешествуя по Штатам, а позднее и по Европе. В
15 лет он сам начал учиться игре на фортепиано, а с 1915 года уже активно играл
по всему Чикаго в клубах и на неформальных вечеринках, преимущественно свои
собственные композиции.
Он был
хорошо известен в Чикаго, как пианист и певец на т.н. «арендных вечеринках». «Вечеринки
по аренде дома» проводились малоимущими в целью сбора денег на оплату высокой аренды
за жилье. Нанимали пианиста или оркестр, приглашали друзей, знакомых и соседей.
Любой, кто приходил на эти вечеринки, должен был заплатить вступительный взнос,
который финансировал арендную плату.
Несмотря
на явный успех его выступлений, музыкальная карьера Янси не очень-то
развивалась. Во время Первой мировой войны Джимми играл в «Негритянской
бейсбольной лиге» за команду “Chicago All-Americans” – и, кстати, потом,
начиная с 1925 года, он всю свою жизнь, даже когда уже стал знаменитым
музыкантом, сохранял за собой постоянную работу «смотрителя стадиона» команды
“Chicago White Sox”.
Так или
иначе, стиль игры Янси был очень популярен уже в 20-е и, в частности, оказывал
значительное влияние на таких будущих звёзд, как Meade Lux Lewis, Pinetop Smith
и Альберт Аммонс. Lewis в результате сам записал в 1936 году композицию «Yancey
Special», чем и привлёк к Янси внимание знатоков. Возможно, благодаря этому
через три года, в 1939 году, Янси смог сделать свои первые записи – с продюсером
Dan Qualey для его новой студии “Solo Art label”. Это были "The
Fives" и "Jimmy's Stuff", и, хоть лейб был небольшим, записи
сразу вызвали бурное оживление в джазовых кругах. Вскоре после этого Джимми
стал первым буги-вуги пианистом, издавшим целый альбом чистых соло на
"Victor". Потом он также записывался для “OKeh” и “Bluebird”.
Хотя Янси
находился под сильным влиянием рэгтайма, его трудно назвать пианистом в стиле
рэгтайм. Важной особенностью его исполнения был аккомпанемент для левой руки,
который свидетельствует о латиноамериканском влиянии. Он считается пионером
стиля блюз и буги с определенной близостью к рэгтайму и характерным ритмическим
взаимодействием правой и левой руки.
В
экспрессивном буги Янси, с характерными ритмическими фигурами в “басовой” левой
руке, очень гибкими и часто непредсказуемыми, и с традиционными для этого стиля
мелодическими наслоениями в правой, общее звучание всё же оставалось
удивительно деликатным, изысканным, лёгким. Фирменный басовый рисунок Джимми
даже стали называть “басом Янси” – впоследствии его использовали гитаристы Pee
Wee Crayton в "Blues After Hours", Guitar Slim в "The Things
That I Used to Know" и многие другие музыканты. Ещё одной отличительной
чертой Джимми была его любовь к нетипичным тональностям. Традиционно
исполнители «кабацкого блюза» (“barrelhouse blues”), из которого и
сформировался стиль буги-вуги, предпочитали простейшие фа- или соль-мажор.
Джимми же, хотя вообще играл и сочинял в самых разных тональностях, питал
особую слабость к ля-бемоль-мажору и, особенно, к ми-бемоль-мажору –
тональности, в которой он почти всегда заканчивал композиции, даже если они
исходно начинались в другой.
Ещё
Джимми Янси часто пел блюзы, аккомпанируя сам себе, хоть и не достиг какого бы
то ни было признания как вокалист. Зато в более поздний период на записях
Джимми стала с успехом появляться его жена, вокалистка Эстель Янси. Вместе они
выступали как 'Jimmy and Mama Yancey' и, среди прочего, дали концерт в
Карнеги-холле в 1948 году, а в 1951 году записали первый совместный альбом,
выпущенный годом позднее студией “Atlantic Records”.
Умер
Джимми Янси 17 сентября 1951 года, в Чикаго, от инсульта, ставшего одним из
последствий диабета. В 1986 году музыкант был “введен” в Зал Славы Рок-н-Ролла.
А сегодня, благодаря Джимми Янси, у нас есть отличная возможность поднять себе
настроение и насладиться изысканными блюзами, разнообразными басовыми линиями и
лёгкостью звучания его оригинального буги-вуги.
Ольга
Дюдина
Комментариев нет:
Отправить комментарий